Повествования о творении человека в книге Бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повествования о творении человека в книге Бытия.



Пребывание людей в раю (Быт. 1,2).

Грехопадение и его последствия (Быт. 3).

Протоевангелие (Быт. 3:15).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Два повествования:

· в 1 главе ‒ Бог создал людей словом по Своему подобию, они равны, они должны развиться, они призваны к обожению;

· во 2 главе ‒ человек создается Богом по Своему образу из материала, мужчина ‒ из пыли, женщина ‒ из его ребра, создаются последовательно; т. е. у людей разный функционал, разное призвание.

Пребывание в раю: люди были наги и не стыдились, у людей не было греха, который бы они прятали. Когда они пали, они увидели свой грех и попытались его скрыть. Зачем к человеку приступает падший ангел? Чтобы он нарушил волю Божию. Древо познания добра и зла ‒ ситуация, когда человек сам решает, что хорошо и что плохо, без Бога.

Последствия грехопадения, богоотступничества:

· вход греха в естество, в природу.

· склонность ко греху.

· смертность, болезни.

· неблагодарный труд.

· иерархичность отношений: мужчина руководит, женщина подчиняется. Это проклятие ‒ возложение ответственности на мужчину.

Протоевангелие: «семя жены сотрет главу змея» ‒ Христос победит диавола.

__________________________________________________________________

В Священном Писании говорится, что творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26). О сотворении человека говорится во второй главе Книги Бытия: сначала Бог взял персть от земли и образовал из нее тело — некую бездушную «статую». Затем уже в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни и человек становится душою живою. Здесь употребляются два важных термина: Нешама — «дыхание» и нёфеш — «душа». Выражение «душа живая» указывает на человека как на живое существо в целом, тогда как «дыхание жизни» обозначает духовную природу, «небесный элемент» в человеке. Следовательно, человек появился в результате соединения праха земного и дыхания жизни, более того, он обрел подлинное бытие только после того, как Господь сообщил ему дыхание жизни. Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви. О творении повествуется двукратно, в Быт. 2 приводятся подробности создания мужчины и женщины. По мнению свят. Григория Нисского, человек до грехопадения проводил жизнь ангельскую и был равночестен с ангелами. Сердце человека не знало порочных движений, чувств и не волновалось действием страстей. В Священном Писании сказано, что были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:25). Тело человека представляло собой совершенное и послушное духу орудие. Оно было свободно от немощей, болезней и разрушительного воздействия внешних стихий, было облечено крепостью (Ис. 51:9). Устроение человеческой природы было строго иерархично: тело пребывало в послушании душе, душа — духу, а дух был всецело обращен к Богу. Адам имел заповедь возделывать Эдем, трудиться интеллектуально (назвать животных) и духовно (Древо Жизни и Древо познания).

Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди. В отношениях с Богом происходит отчуждение человека от Бога как Источника жизни. Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Согрешив, человек отделил себя от Бога и Его благодати, сделался чуждым Божественной жизни. В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. По отношению к человеку произошло то, что душа, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от тела, отсюда возникает ложная духовность, и здесь же — источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается вещественным началам мира сего. В отношения между составляющими человеческой природы вносится разлад. В отношениях с другими людьми после грехопадения каждая личность замыкается в самой себе, как бы в некоей скорлупе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе, средство удовлетворения страстей и нужд. По отношению к окружающему миру человек утрачивает свою власть над ним, подчиненный человеку ранее, он выходит из повиновения своему господину и начинает «мстить» ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая терния и волчцы. Таким образом, следствиями грехопадения явились искажение природы человека, нарушение гармонии в отношениях между супругами и между людьми вообще, между человеком и природой, утрата возможности бессмертия.

Протоевангелие – первое обещание Богом человеку грядущего спасения от результатов грехопадения. Быт. 3:15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Семенем змея считаются, во-первых, отверженные духи (бесы); во-вторых, люди нечестивые, которых слово Божие называет порождениями ехидны (Мф. 3:7) и чадами диавола (Ии. 8:44; 1 Ин. 3:10); и, в-третьих, человек беззакония и сын погибели, то есть антихрист. Напротив, наименование «семя жены» относится, во- первых, к верующим во имя Иисуса Христа, которым Он дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12); во-вторых, к Самому Иисусу Христу, Который является обетованным Семенем Жены, так как не имел земного отца, а родился только от Девы Марии. Оно будет поражать тебя в голову... Поражение главы змея означает окончательную победу над диаволом и решительное уничтожение его власти над родом человеческим. Диавол как змея с разбитою головою будет мертв и бессилен. Но и до того-времени верующие в Бога могут противостоять всем козням диавольским и сокрушать его силу благодатью Божией. А ты будешь жалить его в пяту. Этими словами выражается та мысль, что диавол не может нанести существенного вреда чадам Божиим, а уязвляет их только соблазнами, временными бедствиями и телесной смертью. Также слова относятся и к Иисусу Христу, страдания и смерть Которого были вызваны действиями сатаны, но они же обернулись поражением диавола.

НЗ

Разночтения в древних манускриптах в связи с учением о богодухновенности Священого Писания. Задачи текстологии Нового Завета. Греческий язык Нового Завета. Материалы для письма в древности. Формы книг в древности. Стили и начертания письма. Палимпсесты. Классификация рукописей Нового Завета.

Автограф — рукопись, написанная непосредственно самим автором. Таких не сохранилось. Мы имеем много копий II в. При сопоставлении их есть много разночтений, но большинство из них не принципиальны, т.к. не меняют смысл. Разночтения возникали, т.к. писатель старался наиболее ясно для современного читателя объяснить. Разночтения не противоречат основному замыслу автора.

Типы разночтений – 1. Ин 1:28 Ориген Вифания = Вифавара. Ошибка автора из-за невозможности определить местоположение (Дом приготовления.), 2. Ошибки перепищиков.

Для вербального понимания богодухновенности разночтения являются фатальными (т.к не отражают точных слов Бога. Изначальный текст невозможно обнаружить, поэтому сторонники этой теории, по факту, оказываются совершенно без текста Писания).

Для традиционного понимания разночтения наоборот являются ключом для более полного понимания текста. А также свидетельством того, что древние авторы понимали, что главное передать смысл, идею.

Задачи текстологии:

1. собрать сведения о древних манускриптах и их разночтениях

2. выработка подходов, при помощи которых выбираются предпочтительные варианты, претендующие, что именно они отражают первоначальный текст.

Первый текстолог ВЗ — Ориген (сопоставил параллельно таблицы текстов). Всплеск в период Реформации. XX в. - появляется наука текстология. Текст изучается в составе с историческим контекстом.

Текстология НЗ — вспомогательная библейская дисциплина, изучающая историю текста НЗ с учетом его богословского содержания.

Греческий язык Нового Завета. Разговорный язык в Палестине во времена ИХ — арамейский. К III в. Палестина – провинция Рим. империи, поэтому произошла эллинизация. Вторым разговорным языком в Палестине стал греческий. Этот язык был распространен везде и всем известен, мог выразить новые идеи, он был общеупотребительным.

Однако, апостолы не создали новую греческую терминологию «с нуля». Уже была создана стройная терминологическая система на греческом благодаря переводу ВЗ 70 толковниками (перевод получил название «Септуагинта»). Этот греческий язык называется «евреизированным», т.к. был под влиянием семитского мышления.

Материалы для письма в древности. Почти все рукописи написаны на папирусе, либо пергаменте.

Папирус — из стеблей тростника. Листы склеивались в свитки.

Пергамент — из кожи рогатого скота. Более прочен и долговечен.

Формы книг в древности.

Свиток — полоса папируса, намотанная на палку (не более 10м). Не очень удобно искать нужный фрагмент, быстро изнашивались. Писали на них с одной стороны.

Кодекс — сшитые листы (типа нашей книги). Прямой доступ к информации. Писали с двух сторон.

Стили и начертания письма.

Книжное — отчетливые буквы. Скоропись (курсив) — применялось в повседневн жизни.

По начертанию: маюскульное — только прописные буквы, непрерывное письмо. Приходит в упадок. Появляется Минускульное письмо (IX в.) - буквы меньше и разные.

Палимпсесты — повторно использованные листы пергамента. Старые надписи смывали, писали сверху новые. Старое можно посмотреть в ультрафиолетовых лучах (так были прочитаны проповеди Ефрема Сирина.)

Классификация рукописей:

1. Папирусные (маюскульные на папирусе)

2. маюскульные (маюскульные на пергаменте)

3. минускульные (минускульные на пергаменте)

ДОГМ

Богопознание. Естественное богопознание (естественное Откровение). Сверхъестественное богопознание. Границы богопознания: Евномианская доктрина. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста.

Согласно СП, цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение, Божественное Откровение.
Естественное богопознание - это постижение Творца путем конкретного изучения окружающего нас мира, лицезрения в них признаков действий Бога.

Мир сотворен творческим Божественным Словом, через лицезрения мира, как от следствия к причине, человек восходит к уразумению того, что этот творение имеет Творца и Промыслителя.
- Через познание самого себя источником естественного богопознания является самопознание человека.

- Через исследование человеческой истории Изучая историю отдельных государств или человечество в целом можно увидеть, как Божественный Промысел вносит Свои коррективы в их жизнь.

Сверхъестественное богопознание - постижение Бога через Откровения,в личном опыте духовной жизни. Это один из аспектов учения о спасении, понимаемого как действительное освящение и обожение человека.
1. Сверхъестественное богопознание не отвлеченное теоретизирование; а теснейшее внутреннее соединение человека с Богом.
2. Человек познает Бога в той степени, в какой Сам Бог ему Себя открывает.
3. Требует нравственной чистоты
4. Возможно только в Церкви.
Впервые вопрос о границах богопознания возник в тринитарных спорах IV в. В 356 г. в Александрии с проповедью «аномейства» (неподобничество) выступил Аэций. Крайнии ариане, отрицали единосущие и подобие Отца и Сына. Утверждал, что знает Бога лучше, чем самого себя.
Евномианская доктрина: Его ученик Евномий Он заявил, что истинная цель человека и единственное содержание веры — это познание Бога чисто интеллектуальное. Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Аномеи не могли принять такого учения и вынуждены были создавать собственную теорию познания.
Теория Евномия - «теория имен». Все понятия делятся на два класса. 1) формируемые людьми «по примышлению», некие «клички» вещей, ничего не говорящие о природе предметов. 2) «предметные» имена, указывающие на самую сущность вещи. Они как бы энергии вещей и дают нам объективное знание о мире.
Значит можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя. Имя, применимое только к Богу — «нерожденный».
Критика евномианской теории отцами каподакийцами: Свят. Василия Великого, Григория Богослова, и Григория Нисского и Иоанна Златоуста.
1) Бытие Божие не тождественно Божественной сущности.
2) Божественная сущность непознаема и невозможно выразить ее понятиями. ГБ: «Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения»
3) Учение Евномия духовно вредно — интеллектуальное идолопоклонство, т.к. понятие не сообщает знания о Боге, но созидает некий кумир, заслоняющий собой Бога.
4) Человек может познать Бога в Его Божественном действии (энергиях). знаем по Его деятельности, не знаем – по сущности.
5) Познавая Бога в Его энергиях, мы вполне можем получить знание о Нем, достаточное для спасения.
6) Богопознание невозможно вне личного опыта богообщения.

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.013 с.)