Книга Бытия: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга Бытия: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.



Связь книги Бытия с Новым Заветом.

Проблема датировки событий книги Бытия.

Структура и основные богословские идеи Шестоднева.

Полемика с языческими космогониями в Шестодневе.

Ответ Д. Г. Добыкина.

Книга Бытия: «Берешит» («В начале») - еврейское название. «Генезис» («Происхождение») – греческое; Бытие – русское.

Особенности композиции: 1) талидот (родословные), они делят текст на несколько разделов.

Богословские идеи: Бог создал мир и человека ‒ человек падшее существо ‒ Бог избирает одного человека для восстановления Завета.

Связь с НЗ: Адам пал; Христос ‒ новый Адам, пришедший, чтобы избавить мир от первородного греха. Эти идеи ‒ в послании к Римлянам.

Проблема датировки: можно точно сказать, что Авраам жил в XX-XXI вв. до Р. Х. События до Авраама можно посчитать, а вот после ‒ цифры разнятся в Масорете и LXX.

Структура и богословские идеи Шестоднева: идея ‒ всё создано Богом! Перечисление элементов тварного мира. Текст разбит на разделы-«дни», эти дни находятся в параллели:

· 1 (свет) ‒ 4 (светила),

· 2 (небо, море) ‒ 5 (птицы, рыбы),

· 3 (суша, деревья) ‒ 6 (животные)

Полемика с язычниками: богам нужны усилия, чтобы создать мир ‒ Бог создает Словом. Имена светил в Бытии не названы ‒ у язычников названия светил суть имена божии.

__________________________________________________________________

Написана во времена 40-летнего странствования. Главный предмет книги — история происхождения мира и человека, а также история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о творении мира, Книга Бытие заканчивается рассказом о смерти патриарха Иосифа в Египте. Цель – показать преемство от древнейших поколений к совр. Израилю. Тот же Бог, Который сотворил мир, вывел евреев из Египта.

Композиция Книги состоит из 2 частей. I часть: Быт. 1-11:26. Творение мира и человека, грехопадение и история первобытного человечества до призвания Авраама. II часть: Быт. 11:27-50. История патриархов: Авраама (12-25), Исаака и Иакова (25-36), Иосифа (37-50). Состоит из 10 родословий (толедот)Часть I. 1) толедот (бытие) неба и земли: 2:4-4; 2) толедот Адама: 5-6:8; 3) толедот Ноя: 6:9-9; 4) толедот сыновей Ноя: 10-11:9; 5) толедот Сима: 11:10-26. Часть II. 6) толедот Фарры и Авраама: 11:27-25:11; 7) толедот Измаила: 25:12-18; 8) толедот Исаака: 25:19-35; 9) толедот Исава: 36; 10) толедот Иакова: 37-50.

Основные Богословские идеи, три истины, лежащие в основе всех прочих: единство Бога, происхождение всех вещей от Него и совершенство творения. Шестоднев делится на этапы. Свет - в первый день, суша и воды - во второй день, третий день - суша и растения. цикл: свет первого дня - светила четвертого дня; воды второго дня - водные существа пятого дня; растения на суше третьего дня - животные на суше и человек на суше дня шестого. Здесь отражена поэтическая симметрия. Три элемента: материя неживая, жизнь, человек. Это есть восхождение, человек стоит материального и духовного. Богоподобие человека. Сотворил (евр. КПЗ — 6apä) —творение из ничего. О творении из материала ис. Слово - (аса).

Полемика с языческими космогониями в Шестодневе.

Быт. 1:1.2. В начале сотворил Бог небо и землю. В начале – (берешйт) происходит от слова (рош) — «голова». То есть священный автор говорит, что в начале бытия, творимого Богом, лежит небо и земля как основа всего творения. Также этими словами провозглашается единство и абсолютность Творца, чем отвергаются: политеизм, пантеизм, материализм, дуализм, языческое учение об извечности материи, которая будто бы была лишь упорядочена Божеством. Возвещая о безначальности Бога, Библия вместе с тем указывает на начальность мира. Тьма над бездною — слово «бездна» (техбм) означает мировой первобытный океан, это другое название «земли». Некоторые полагают, что «техом» созвучно с месопотамским «Тиамат». Так именовалось чудовище Хаоса в халдейской мифологии, которое олицетворяло разрушительные силы; одновременно его почитали как существо божественное. В этом случае в библейском тексте видят полемику с космогонией Междуречья.

НЗ

Определение библейской герменевтики. Герменевтический круг. Принципы новозаветного толкования. Буквальные и символические (духовные) методы толкования. Историко-филологический метод. Символические методы толкования. Перспективы православной библеистики.

Ответ ‒ в книге прот. Д. Юревича «Введение в Новый Завет»

Библейская герминевтика – особая дисциплина, которая вводит принципы толкования, соответствующие преданию Церкви, и предлагает основанные на них методы толкования. Она призвана полно и всесторонне раскрыть смысл текста.

Герменевтический круг:

1. Читаем части (отдельные аспекты) интересуемой проблемы. 2. Получаем представление о целом (проблеме). 3. С3. В свете» целого перечитываем повторно части и лучше их понимаем и тем самым расширяем контекст «целого» (интересуемой проблемы).В

Правильно понять текст можем только если достаточно расширим контекст. Контексты богословский, литературный, исторический и т.д. составляют предание. Правильно понять текст можно только опираясь на предание.

Принципы НЗ толкования (опорные идеи, принимающиеся на веру экзегетом)

1. Догматический подход: входим в герменевтический круг из контекста догматов.

2. Экзегеза Церковных толкователей: понимать образ мыслей толкователя, а не вырывать фразы из контекста.

3. Отношение к Библии, как к богодухн. тексту: а) автор не хочет обмануть; б) Св. Дух помог раскрыть истины о Боге целиком.

4. Личная вера и аскетический опыт: опыт применения на практике того, о чем написано в СвПис.

Методы толкования (послед-ть действий для раскрытия смысла Свящ. Пис.)

1. Буквальные: раскрывают смысл, заложенный автором текста

2. Символические: не толкование текста, а рассмотрение отдельных событий, предметов и т.д. в качестве символов, служащих для наглядного раскрытия богословского учения, законов нравственной жизни.

· аллегория (гр. иносказание): Прим: 7 истребляемых народов Ханаанских – 7 страстей

· типология (прообраз): предметы ВЗ – прообразы предметов НЗ. (Прим.:1Кор 10:1-11)

· феория (гр. созерцание): внимание к деталям, чтобы усмотреть в них проявление духовного закона (Богородица на свадьбе в Кане: «Его слушайте» - всегда должны слушать Господа).

Историко-филолог. метод – буквальный метод с целью максимально полно раскрыть авторский смысл через предварительное установление исторического фона и литературного контекста, с последующим филологическим и богословским анализом текста.

Перспективы православной библеистики. Расцвет русской библеистики – кон. XIX- начало XXв. C 1917 по 46 г. библеистикой не занимались. С 46 по 90-ее – в открытых духовных школах библ. занимались слабо (работы на отдельные темы), печатались пособия только для нужд семинарий. С 90-х гг. появилась возможность открыто заниматься библ., печатать книги. 2 пути: 1) переиздание дореволюционных трудов, 2) перевод западной литературы. Проблема 1-го: написаны до открытия важнейших археологических и текстуальных источников. Проблема 2-го: у многих трудов западный скептический дух (историко-критический метод, школа «исторического Иисуса»). Очевидный путь: следуя святоотеч. традиции, использовать западные достижения. Проблема: отцов переведено мало, а в зап. лит-ре мнение автора не всегда легко отличить от научного факта.

ДОГМ

Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в православном богословии. Различные виды Предания: Символы и исповедания веры, соборные вероопределения, творения святых отцов и учителей Церкви, литургическая практика Церкви. "Символические книги".

Священное Предание – это непрерывная цепь передачи богооткровенной истины от одного человека другому, начальное звено в Боге. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации: оно объемлет то, что в принципе не может быть записано.
Три уровня передаваемого: 1) передача богооткровенного учения; 2) передача опыта духовной жизни; 3) передача благодатного освящения, посредством таинств.
Римокатолики: Писание и Предание – это два параллельных источника вероучения.

Протестанты: отвергли авторитет Предания в пользу Писания.

Восточные Церкви: Священное Писание понимается не как часть Священного Предания, а как одна из многих его форм, не различающихся по своему внутреннему содержанию.
Предание есть живая память Церкви, самосознание, живущее в Церкви со дня Пятидесятницы. Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви.
Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте;

Виды Предания:
1. Устная апостольская проповедь
2.Священное Писание.
3.Правило веры.

Символ веры - догматическая суть, изучался во время оглашения и читался крещаемым перед совершением таинства.

Исповедание веры – это изложение основных вероучительных истин, составленное определенным лицом или группой лиц. Есть конкретный автор. Отличия исповеданий от символов веры:
1) исповедания обычно более пространны, чем символы;
2) исповедания очень часто имеют полемическую направленность;
3) они не употребляются в литургической жизни Церкви.
Соборные вероопределения - сформулированный и утвержденный на церковном Соборе текст, излагающий те или иные аспекты православного вероучения. Помимо Никейского и Никео-Константинопольского Символов веры существует еще четыре вероопределения: III ВС – не вносить изменений и дополнений в существующий Символ. IV ВС – постановление об образе соединения двух природ во Христе. VI ВС – изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе. VII ВС – об иконопочитании.
Творения свв. отцов и учителей Церкви.
Трулльский собор 19 правило: «...и если предложено слово Писания, пусть изъясняют его не иначе, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях...» Для того чтобы отличить свв. отцов Церкви от прочих церковных писателей и богословов, существует несколько формальных критериев. 1)​Святость жизни 2)​Истинность учения, верность изначальному апостольскому Преданию 3)​Свидетельство Церкви. Чтобы отличить подлинное учение свв. отцов, имеющее авторитет, от частных, в том числе и ошибочных, мнений, существует специальное понятие: «согласие отцов» (consensus patrum). У католиков используется критерий «древности» - ограничение святоотеческого периода (VIII - VII вв.)
Богослужебно-литургическая практика Церкви
Христианское богослужение наполнено догматическим содержанием. Важнейшие вероучительные истины сохраняются в Церкви посредством главного христианского таинства. Любые попытки бездумного изменения богослужебно-литургической практики, введение в нее сомнительных с духовной точки зрения элементов не есть вопрос только богослужебный: за этим неизбежно последует искажение вероучения. Литургическая жизнь – не часть Предания, а именно одна из форм его, наряду со Священным Писанием и другими формами.

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.)