Устройство Русской Церкви. Церковное управление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство Русской Церкви. Церковное управление.



Начало Русской митрополии.

Митрополиты-греки.

Митрополиты из русских: Иларион, и Климент Смолятич (поставлен по инициативе Изяслава Мстиславовича).

Каноническая оценка поставления Илариона (1051) и Климента (1147).

Тенденция к независимости.

Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам.

Первые епархии (епископии) на Руси.

Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Права и власть епископов. Юрисдикция епископского суда. «Церковные люди». Органы управления епархиями. «Клирошане», наместники, десятники. Приходское духовенство. Условия его избрания и отношение к приходу. Состав приходского клира.

Церковное законодательство. Номоканон ("Кормчая книга").

Уставы св. Владимира и Ярослава Мудрого.

Грамоты удельных князей.

«Белечский устав». Средства содержания и источники доходов церковного клира и иерархии. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

Начало Русской митрополии. На этот счет ‒ много мнений; начало 10 – конец 11 веков, это начало русской митрополии. Русская церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата. Первым ее митрополитом был пришедший с Владимиром из Корсуня Михаил (+ 992). Все время его святительства прошло только в первоначальном распространении по России христианства, вследствие чего Русская митрополия при нем еще не успела устроиться. Первое правильное устройство дал ей преемник его Леонтий (+ 1008 г.), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кафедру свою первые митрополиты до великого князя Ярослава имели в Переяславе, потом при Ярославе, когда был устроен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, перешли на жительство в Киев. 1037 год ‒ митрополия уже точно была. Архиеп. Феофилакт Севастийский ‒ согласно одной из гипотез, первый русский митрополит. Вторая гипотеза: первый митр. ‒ Феопент из Повести временных лет.

Митрополиты-греки. Русские митрополиты и избирались, и посвящались в Греции самим патриархом с согласия императора и, разумеется, из греков. В первые 4,5 века после Крещения Руси в ней было 25 митрополитов-греков. Некоторые: Георгий, Иоанн II, Никифор I, Иоанн III.

Митрополиты из русских: Иларион, Ефрем и Климент Смолятич. В 1051 году поставлен был Иларион, священник княжеского села Берестова. Конец XI в. - св. Ефрем (святой муж и чудотворец). 1147 г. – поставление Климента Смолятича схимника и затворника, и вместе с тем человека книжного, философа, какого на Руси прежде не бывало. Его смещали с кафедры, были сложности. Это показывает, что Русской Церкви еще рано было помышлять о своей независимости от Греческой

Первые епархии на Руси. Первое разделение Русской церкви на епархии произошло в 992 году митрополитом Леонтием. Всех епархий, устроенных тогда, летопись перечисляет 6:

в Киеве и Новгороде ‒ еще до XI века, в XI веке ‒ в Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде, но прибавляет к этому перечню, что тогда же поставлены были епископы и в другие города, может быть - в Тмуторакань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. В течение последующего времени до половины ХII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15, сверх митрополичьей Киевской: Новгородская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белогородская, Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Полоцкая, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская и Владимирская на Клязьме. Границы их близко совпадали с границами соответствующих им удельных княжеств.

Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Как великие князья стремились к ограничению власти патриарха в избрании митрополитов, так, в свою очередь, удельные князья и жители уделов стремились ограничить власть митрополита в назначении своих епископов. В ХII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа. Зависимость епископов от митрополита была не велика, ограничиваясь почти одним только их поставленном на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из почетных духовных лиц, своего "клироса" или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших главным образом архиерейскими сборами с округов. Митрополит вмешивался в их дела весьма редко, только в особых случаях и по каким-нибудь жалобам. Но для удельных земель тяжела казалась и такая зависимость, хоть и немного, но все-таки тянувшая их к Киеву, в подчинение не одному митрополиту, но также и киевскому великому князю, и они старались по возможности ее ослаблять.

Основанием для внутреннего церковного управления служил Номоканон, несомненно существовавший у нас в славянском переводе, потому что из него делали заимствования в свои уставы наши князья.

Из русских князей первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своем церковном уставе святой Владимир. Рукописи этих княжеских уставов довольно поздние, суть: часть судебных полномочий делегируется епископату.

Этот устав касается главным образом судебных прав Русской церкви. К ведомству ее суда отнесены здесь: 1) дела против веры и церкви - еретичество, волшебство, урекание в них*, совершение языческих обрядов (моление под овином и в лесу), святотатство, повреждение могил и церковных стен, неуважение к храмам; 2) дела семейные: умыкание девиц, вступление в брак в родстве и в свойстве, споры между супругами об имении, блуд и прелюбодеяние, развод, побои от детей родителям, дела о наследстве, словесное оскорбление семейной части и проч.

 Великий князь Ярослав издал другой такой же церковный устав, содержавший в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира. В нем видим некоторые новые определения; так, к церковному суду, вместо непринятых у славян телесных наказаний и жестоких казней за вины, какие были определены в Номоканоне, применена славянская система вир или денежных штрафов за преступления и указаны случаи участия в нем князя. Совместному суду церкви и князя подсудны были: а) оскорбления, насилия и побои девицам и чужим женам, поджоги, позорное острижение головы и бороды, б) кража и убийство в пределах семьи. За первые преступления пеня шла епископу, а князь только казнил (наказывал) виновных, за вторые пеня делилась между князем и епископом «на полы».

Источниками содержания для митрополита и епископов служили: 1) десятина из княжеских доходов и имения, какую давали, например, святой Владимир своей Десятинной церкви, Всеволод святой Софии, Андрей Боголюбский владимирскому собору, Ростислав Смоленской епископии; иногда десятина заменялась деньгами, как, например, в грамоте Святослава святой Софии; 2) весчие пошлины о торговых мер и весов, наблюдение за которыми уставом Владимира дано святителям; 3) судные - с церковного суда; 4) ставленые - за поставление в клир оставлеников; 5) недвижимые имения.


Билет № 4.

ВЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)