Обучение детей с особенностями развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение детей с особенностями развития



 в специальных и обычных школах, в %

Страна Дети с нарушением зрения Дети с нарушением слуха Дети с нарушением движения
  СП.              ИН. СП.               ИН. СП.              ИН.
Финляндия Бельгия Канада Франция Ирландия Испания Швеция                  10                 90 66                 34 4                    96 81                 19 30                 70 47                 53 0                   100 76                  24 75                  25 13                  87 63                  37 32                  68 63                  37 45                  55 79                 21 87                 13 нет сведений 78                  22 нет сведений 65                  35 20                  80

    Условные обозначения: СП. – специальные школы;

                                              ИН. – интегрированное обучение

        

Наиболее серьезные исследования проблемы интегрированного обучения проведены в США учеными Калхоун, Элиот, Лейнхардт, Глейвин, Смит, Кеннеди на примере умственно отсталых детей. Их выводы интересны, но требуют проверки в условиях российской действительности. Ученые утверждают, что помещение умственно отсталых детей в обычный класс имеет преимущество перед специальным обучением. Главное, считают американские ученые, детям помогает не само их помещение в коррекционные учреждения, а их участие в тщательно разработанной программе, не зависимо от того, где она осуществляется.

Материалы публикаций зарубежных ученых «…..» дают возможность говорить об общих проблемах развития специального образования, о сходных тенденциях в развитии, о многих одинаковых сомнениях, о похожих моделях интегрированного обучения, но о разных условиях его применения.

Можно выделить ряд проблем, которые волнуют ученых России и Европы:

- если интегрированное обучение детей с легкой степенью недоразвития не вызывает сомнения, то проблема интегрированного обучения детей с тяжелой степенью нарушения сложна и проблематична, требует специального изучения;

- неоднозначна проблема структуры занятий при интегрированном обучении и роли педагога и специалиста на этих занятиях;

- волнует проблема социального принятия интегрированных детей, т.е. необходима специальная работа с детьми массовой школы, их родителями, всеми членами общества с целью ликвидации неприязни к инвалидам;

- проблема отношения учителей к интегрированному обучению: с одной стороны, преувеличение роли специального обучения, а с другой – недооценивание общеобразовательной среды;

- проблема создания и апробации индивидуальных программ, адресованных детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, обмен опытом между учеными и практиками России и Европы, Америки, продуктивен, т.к. позволяет критически осмыслить свои успехи и достижения ученых, обогатить свои знания и смоделировать новую систему специального образования.

 

Никитина М.И. Проблемы интеграции детей с особенностями развития// Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. С.147-165.

Приложение 7.

Истории развития детей с ограниченными возможностями (анамнезы).

Дети с нарушением слуха

    Олег П. – четвертый ребенок в семье. Два его брата и сестра здоровы, и никаких отклонений в развитии у них не наблюдается. Беременность у матери протекала благополучно, роды без осложнений. До 7-месячного возраста развитие мальчика не вызывало никаких тревог. Он хорошо прибавлял в весе, рано начал держать головку, к 5 месяцам пытался самостоятельно сидеть, а к 6,5 месяцам при поддержке в ставал на ноги, хорошо реагировал на свет, на звуки, на голос матери и окружающих.

    В 7-месячном возрасте Олег перенес скарлатину в тяжелой форме, после чего у него начался гнойный двусторонний отит и воспаление шейных желез. В период до 4 лет мальчик болел корью, воспалением легких и перенес 7 операций по поводу воспалительного процесса шейных желез. Мать отмечает, что после заболевания скарлатиной Олег стал отставать в развитии. Он постепенно перестал лепетать, на звуки обычной громкости не реагировал, впоследствии речь у него не развивалась. В связи с тем, что у него была постоянная течь из ушей, ему в возрасте около 9 лет сделали трепанацию сосцевидных отростков; однако течь из ушей не прекратилась, а слух, как отмечает мать, даже ухудшился. В массовой школе Олег не обучался. В 9 лет он был представлен на медико-психолого-педагогическую комиссию, откуда с диагнозом «олигофрения, резидуальные явления после менингоэнцефалита» был направлен в 1 класс вспомогательной школы.

    В школу Олег пришел не зная ни одной буквы, ни одной цифры, речь его была для окружающих непонятной, он лишь беззвучно шевелил губами. Педагог заметил, что у Олега снижен слух, старался объяснить ему учебный материал отдельно и громче. За 4 месяца обучения в 1 классе научился читать по слогам в пределах 12 изученных букв и в соответствии с программой решать арифметические примеры и задачи в одно действие. Речь Олега стала лучше. Но все же в связи с трудностями обучения его оставили на второй год в 1 классе.

    В педагогической характеристике, составленной в конце учебного года (1 класс), отмечается, что Олег стал намного лучше учиться, его речь значительно улучшилась, по арифметике он обогнал класс, хорошо пишет, хотя читает пока по слогам, прекрасно работает на уроках труда, но начал проявлять неусидчивость, хочет, чтобы ему больше уделяли внимания и чаще спрашивали.

    Во 2 классе Олег снова был оставлен на второй год, так как делал много ошибок в диктантах. В педагогической характеристике отмечается нарастание недисциплинированности, обидчивости и раздражительности. В 3 и 4 классы мальчик переводился с дополнительной работой на лето. Учитель этих классов отмечает, что программу вспомогательной школы Олег усваивает с большим трудом. Наибольшие затруднения встречаются в овладении русским языком и в понимании текста задач.

    На медико-педагогическое исследование Олег поступил будучи учеником 4 класса вспомогательной школы. Неврологическое исследование показало, что у Олега нет никаких симптомов органического поражения центральной нервной системы.

    При исследовании слуха выявилось, что Олег на правое ухо не слышит совсем шепота, а разговорную речь слышит на расстоянии 12-15 см от ушной раковины; левым ухом он воспринимает шепотом лишь хорошо знакомые слова, сказанные около ушной раковины, разговорную речь – на расстоянии 1-1,5 м от ушной раковины.

    Отоларингологическое исследование установило у Олега двусторонний гнойный отит, тугоухость тяжелой степени.

    Психолого-педагогическое и логопедическое исследования показали, что у Олега наиболее выражено недоразвитие речи. Речь у него приглушенная, крайне смазанная и мало понятная для окружающих. Он допускает смешение звуков («ноз» вместо нож, «сисы» вместо часы, «табака» вместо собака, «капаса» вместо колбаса и т.д.).

    Запас слов у Олега крайне ограничен. Так, из 124 обиходных предметов, изображенных на картинках, он не мог назвать совсем 37. В некоторых случаях название предметов подменяется указанием на их назначение (шкаф- «Туда пальто кладут», умывальник – «Сюда зулы чистят» и т.д). В некоторых – называет сходные или близкие по назначению предметы (табуретка – стуль, скамейка; сумка – мешок, вишня – смородина и т.д.).

    Ряд имен существительных заменяет глаголами (веник – подметать, свечка – зажигают, скакалка – прыгать и т.д.)

    Только в 14 случаях из 124 Олег правильно, без искажений назвал изображения предметов.

    Бедность словарного запаса, искажение произносимых в процессе разговора слов не могли не сказаться на понимании речи. Анализ самостоятельно выполненных Олегом письменных работ показывает, что мальчик плохо понимает читаемый ему текст рассказа и обращенную к нему речь. В самостоятельно выполненном изложении выявляется резкий аграмматизм, мальчик почти не употребляет предлогов и союзов, часто существительные заменяет глаголами. Так, в изложении рассказа «Заяц» (учебник для 3 класса вспомогательной школы), который был дважды ему прочитан, он пишет: «Заяц спит под снегу сустом. Зимой заяц читается травой, корой и осины. Зайца много враков – лисы, волки и оходника. Заяц спасается враков быстрыми ноги, острый слухаи».

    После того как с мальчиком провели специальные занятия с учетом его сниженного слуха, а именно – громко, раздельно и ясно произносили слова, объясняя ошибки, - он сам прочитал рассказ. Задание выполнил хорошо, допустив три ошибки на смешение глухих и звонких согласных.

    В процессе индивидуальных занятий значительно обогатился словарь мальчика, он усвоил грамматические формы, хорошо понимал смысл читаемого текста и решал арифметические задачи.

    Проведенное экспериментально-психологическое исследование выявило первичную интеллектуальную сохранность мальчика. Олегу для самостоятельного складывания были предъявлены серии картин на темы «Милиционер помог», «Мальчик упал в колодец», «Волки напали», «Хорошие товарищи». Каждую серию он должен был разложить в порядке развертывающегося сюжета. Выполнение всех этих заданий не вызвало у Олега ни малейшего затруднения.

    Так, разложив правильно и в нужной последовательности серию картин «Милиционер помог», Олег составил по ней следующий рассказ: «Мать ушла в магазин купить хлеб, колбасу. Мальчик играл и уронил игрушку. Хотел взять игрушку, а голова попал клетку кровать, и он не может. Девочка испугалась и побежала милиционер. Дядя милиционер пришел, он сильный, он взял и показывает руками, как милиционер разогнул переплет, мальчик голову назад, они рад, смеется. Мама пришла, увидел милиционер, испугался: «Что случилось?»

    Для сравнения это задание было дано ученику той же вспомогательной школы Толе П., 15 лет, с сохранным слухом. Толя долго рассматривал каждую картинку в отдельности, но нужной последовательности не установил, и даже когда экспериментатор разложил картинки в нужной последовательности, он смысла не понял.

     Таким образом, нарушение в развитии Олега обусловлено ранним снижением слуха в степени тяжелой тугоухости. Олег стал тугоухим в возрасте 7 месяцев, т.е. в доречевом периоде. Снижение слуха привело к резкому недоразвитию речи, а это уже в свою очередь затормозило весь ход дальнейшего развития мальчика.

    Пребывание во вспомогательной школе отрицательно сказалось на поведении Олега. Не получая помощи для преодоления своего дефекта, он стал обидчивым, раздражительным, отставал в учебе, свыкся с мыслью, что он плохой ученик, не делал никаких попыток справиться со своими затруднениями, отказывался от выполнения задания или списывал его у соседа. В то же время успех в работе заставлял мальчика верить в свои возможности. Он становился активнее, старался осмыслить учебный материал.

    Диагноз «олигофрения», поставленный ему оказался ошибочным и его направили для дальнейшего обучения в школу для слабослышащих. В дальнейшем, проведенное катамнестическое исследование показало, что Олег учится в данной школе успешно.

 

 

Дети с нарушением речи

    Сережа В., 11 лет, ученик 1 класса массовой школы, был направлен в Институт дефектологии с жалобами на непреодолимые трудности при обучении чтению и письму, в результате чего он обучался 4 года в 1 классе у разных учителей и за 4 года выучил только 4 буквы. В овладении счетом не затруднялся. Интеллект мальчика был в пределах возрастной нормы, но общее развитие его за счет большой педагогической запущенности было несколько задержано. В жалобах педагога отмечались нарушения поведения: недисциплинированность, грубость, раздражительность. Временами мальчик проявлял упрямство, негативизм, плохо контактировал с детьми. Особенно резко это проявлялось на уроках письма и чтения, во время которых он иногда рвал тетради, книги, приходил в такое возбуждение, что в одной из характеристик педагог написал: «Это не ребенок, а исчадие ада». Трудности в поведении Сережи с годами нарастали. Школа дважды направляла его в приемную комиссию по отбору детей во вспомогательную школу. Но комиссия не приняла его в эту школу, так как он не был умственно отсталым.

    Мальчик происходит из наследственно не отягощенной семьи; развитие его до школы протекало нормально, при столь незначительной задержке в развитии речи, что в семье и детском саду этому не придавалось какого-либо значения.

    Трудностей в поведении у мальчика до школы не отмечалось. Специальное исследование показало, что у Сережи нормальный интеллект, правильное произношение и понимание речи окружающих, но четко выражено недоразвитие фонематического слуха. Это и не давало ему возможности овладеть звуко-буквенным анализом при письме и чтении. Трудности в поведении Сережи, его неуверенность в себе были, как показало исследование, обусловлены тяжелыми переживаниями в связи с неуспехами в обучении. Педагогическая работа с мальчиком в диагностической группе Института дефектологии была направлена на преодоление его основного дефекта, т.е. на развитие фонематического слуха. В ходе работы с ним были использованы все логопедические приемы. Надо сказать, что работа с Сережей по развитию его фонематического восприятия с опорой на слух и зрение большого эффекта не давала. Наиболее эффективным оказалось использование кожного анализатора, когда педагог чертил буквы пальцем своей руки на руке ребенка. После применения этого приема Сережа в течение двух месяцев усвоил все буквы алфавита и перешел к звуко-буквенному анализу, осуществлявшемуся им без особых затруднений. При этом заметно изменилась вся личность ребенка. Он был очень работоспособен и упорен в овладении грамотой, стремился много работать самостоятельно, чтобы наверстать упущенное, приобрел уверенность в своих силах и возможностях. Постепенно сгладились трудности в его поведении. После четырехмесячной работы с Сережей стало возможно перевести его в школу переростков, которую он успешно закончил.

   

    Люда М., 8 лет 4 месяца. Училась в первом классе, была неуспевающей по письму и чтению. В конце года с жалобами на затруднения в обучении, головные боли и повышенную утомляемость была направлена в детский неврологический санаторий.

    В период беременности мать Люды находилась в тяжелых условиях. Роды были несколько затяжные, со стимуляцией. Первые три года девочка воспитывалась в доме ребенка. Плохо развивалась физически, имелась задержка в речевом развитии: первые слова стала произносить в 2,5 года. В раннем дошкольном возрасте Люда перенесла коклюш, корь, у нее был хронический тонзиллит и порок сердца ревматического происхождения. После 3 лет девочка воспитывалась в семье. В этот период у нее также отмечалась задержка в развитии речи и игровой деятельности. В школу Люда пошла 7,5 лет. Трудности в овладении первоначальной грамотой выявились с первых же дней. По арифметике и остальным предметам отставания не наблюдалось. Педагог отметил у Люды некоторую вялость, отвлекаемость и утомляемость.

    В условиях санатория девочка быстро привыкла к новой обстановке, была очень энергичной и ловкой во время самообслуживания, помогала другим детям, охотно и хорошо выполняла конкретные бытовые поручения педагога. Во время игр с детьми была активной, веселой, контактной. На уроках арифметики Люда проявляла большую заинтересованность, охотно и правильно отвечала. Однако на уроках русского языка она становилась совсем иной – была пассивна, молчалива, заторможена и первое время отказывалась читать и писать. Впоследствии в процессе чтения и письма выявилось, что у девочки очень затруднено произношение: она неотчетливо произносит аффрикаты, смешивает звуки, близкие по способу произношения, но разные по месту артикуляции; говорит недостаточно внятно и выразительно, многосложные слова упрощает. Например, слово стихотворение произносит как «скворение»; изменяет структуру слов, например, слово пыл читает как «пень», «пеня»; заменяет одни слова другими, близкими по ассоциации: вместо крылья читает «перья»; иногда отмечается аграмматичное согласование слов. Но при этом девочка тщательно обдумывает ответы на предложенные ей вопросы и избегает сложных словесных формулировок, используя более простые, обиходные обороты речи, чем маскирует свой речевой дефект. При чтении она произносит звуки как «пе», «те», «ме», что осложняет процесс их слияния. Более уверенно читает слова из прямых слогов, в закрытых слогах делает множество ошибок. При чтении более сложных слов появляются пропуски, перестановки, замены. При анализе слов и фраз выявляется недоразвитие фонематического слуха. В силу слабости кинестетических восприятий Люде мало помогает и проговаривание. Ошибки в речи окружающих замечает лучше, чем свои.

    Большие недостатки выявляются у девочки в письме. Девочка хорошо и правильно списывает, но в диктанте делает много ошибок, например, вместо слова кричат пишет «кича», ждала «жала», девочки – «деваки»; вместо фразы Был чудный день пишет «Был пчуна идеть». Трудности в чтении и письме оказались очень стойкими, снимались медленно в результате специальных логопедических занятий.

    Исследование показало, что интеллект, поведение и работоспособность у Люды сохранны, а ее неуспеваемость в школе обусловлена недоразвитием речи, связанным с локальным нарушением речевых зон коры головного мозга. Дальнейшее обучение девочки должно осуществляться в специальной школе для детей с нарушениями речи.

 

 

Дети с нарушением зрения

 

    Евгений Ф., происходит из наследственно не отягощенной семьи, родился от четвертой беременности, которая протекала с явлениями токсикоза у матери. Ребенок родился в срок, без осложнений, раннее развитие протекало нормально. В грудном возрасте был спокойным. В дошкольном возрасте Женя посещал детский сад, был живым, общительным и развитым. В школу пошел в 7 лет, хорошо учился, был дисциплинирован и первые три года переходил из класса в класс с отличными отметками. В 9-летнем возрасте у Жени начали появляться утомление, головные боли, легкое снижение зрения, которое уже сказывалось на его учебной работе в виде некоторых оптических ошибок в письме и чтении. Однако хорошее интеллектуальное развитие Жени позволяло ему успешно учиться. В этих условиях на появление у него симптомов заболевания не было обращено внимания. В начале обучения в 4 классе состояние мальчика ухудшилось настолько, что он оказался не в состоянии обучаться в школе. После этого он был направлен к специалисту. При обследовании было констатировано наличие доброкачественной опухоли головного мозга. Женя был оперирован, а после года охранительного режима в домашних условиях его пришлось направить в школу для слепых детей, так как острота зрения настолько снизилась за счет атрофии зрительного нерва, что он мог лишь сосчитать пальцы у лица.

    Женя учится в 9 классе школы слепых. Интеллектуально и эмоционально сохранен. У него отмечаются лишь редкие приступы головной боли и некоторая повышенная утомляемость.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.02 с.)