Характер воспитывается характером. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер воспитывается характером.



Мать и отец по-разному общаются с сыном и дочерью:

сын усваивает особенности общения отца и свойственную его по­ведению половую роль;

дочь усваивает особенности общения матери и соответствующую половую роль.

В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутству­ет образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип пове­дения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа).

Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможно­сти существования хороших отношений.

Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформи­рованной родительскими отношениями. Супружеские отношения фор­мируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в гла­зах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях:

♦ телефонный разговор, в котором приходится выговориться;

♦ отзывы по поводу гостей, которым только что улыбались;

♦ рассуждения по поводу увиденного на экране телевизора и т. д.

-172-

Ситуация. Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость.

? Кто из родственников может помочь реализовать потребность ребенка в отце?

Решение. Взрослый мужчина может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.

-173-

Ситуация. У папы было большое желание иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела тот же мо­тив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.

?  Дайте прогноз возможного развития общения родителей с дочерью.

Решение. Воспитание дочери будет окрашиваться мальчишески­ми мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализу­ется любовь к ребенку.

-174-

Задание. Предложите малышу поиграть и в процессе игры с помощью косвенных вопросов выясните, каково его отношение к вам, каким он вас видит, как копирует, что из сказанного вами запоминает.

-175-

Задание. Понаблюдайте за ребенком в ситуации игры и определите:

♦ берет ли он на себя роли родителей (отца, матери);

♦ каким образом он их выполняет (слова, высказывания, действия, отношения);

♦ какие ситуации семейной жизни чаще отражаются в игре?

-176-

Задайте детям ряд косвенных вопросов типа:

♦ «Если бы у тебя была возможность пойти в кино, с кем бы ты по­шел?»;

♦ «Если тебе захочется поделиться радостью (грустью), то к кому из родных ты в первую очередь обратишься?»;

♦ «Если у тебя что-то не получается, то к кому из родных ты обра­тишься за помощью?» и т. п.

-177-

Предложите ребенку нарисовать свою семью (особенности интер­претации рисунка смотри в книге: Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994).

 

* * *

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родите­лей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и взрослого.

В режиме диалога А. Витковский выделил семь шагов решения про­блемы.

1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.

2. Помочь ему увидеть свою проблему.

3. Помочь определить к ней свое отношение.

4. Помочь определить, что делать.

5. Помочь определить, как делать.

 

6. Стимулировать выбор ребенком варианта решения.

7. Стимулировать выработку им плана действия.

Могут быть и другие формы и методы поддержки. Так, можно ис­пользовать приведение характерного жизненного примера.

Поддержка может определять уже то, что происходит взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть товарищеские отноше­ния взрослого с ребенком, воспитания как особой педагогической дея­тельности не нужно. В этом случае налицо эффект педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отно­шения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор.


Глава 9

Общение и речь

 

 

В дошкольном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Для этого необходима пол­ноценная речь.

В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком по поводу таких явлений, которые не встречались ему в его непосредственном опыте. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний, у него возникает желание обсуждать причины явле­ний.

Речь малыша развивается в практике общения с другими людьми за счет перестройки психических процессов, особенно мышления. Посте­пенно его словарный запас увеличивается за счет новых существитель­ных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соеди­нительных слов. Одновременно с этим приобретаются новые умения строить предложения в соответствии с законами грамматики, ребенок овладевает сложными предложениями, им усваивается морфологиче­ская система родного языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.249.30 (0.008 с.)