Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер воспитывается характером.
Мать и отец по-разному общаются с сыном и дочерью: ♦ сын усваивает особенности общения отца и свойственную его поведению половую роль; ♦ дочь усваивает особенности общения матери и соответствующую половую роль. В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутствует образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа). Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений. Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание. Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность. Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях: ♦ телефонный разговор, в котором приходится выговориться; ♦ отзывы по поводу гостей, которым только что улыбались; ♦ рассуждения по поводу увиденного на экране телевизора и т. д. -172- Ситуация. Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость. ? Кто из родственников может помочь реализовать потребность ребенка в отце? Решение. Взрослый мужчина может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка. -173- Ситуация. У папы было большое желание иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела тот же мотив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.
? Дайте прогноз возможного развития общения родителей с дочерью. Решение. Воспитание дочери будет окрашиваться мальчишескими мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализуется любовь к ребенку. -174- Задание. Предложите малышу поиграть и в процессе игры с помощью косвенных вопросов выясните, каково его отношение к вам, каким он вас видит, как копирует, что из сказанного вами запоминает. -175- Задание. Понаблюдайте за ребенком в ситуации игры и определите: ♦ берет ли он на себя роли родителей (отца, матери); ♦ каким образом он их выполняет (слова, высказывания, действия, отношения); ♦ какие ситуации семейной жизни чаще отражаются в игре? -176- Задайте детям ряд косвенных вопросов типа: ♦ «Если бы у тебя была возможность пойти в кино, с кем бы ты пошел?»; ♦ «Если тебе захочется поделиться радостью (грустью), то к кому из родных ты в первую очередь обратишься?»; ♦ «Если у тебя что-то не получается, то к кому из родных ты обратишься за помощью?» и т. п. -177- Предложите ребенку нарисовать свою семью (особенности интерпретации рисунка смотри в книге: Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994).
* * * Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и взрослого. В режиме диалога А. Витковский выделил семь шагов решения проблемы. 1. Заметить эмоциональное состояние ребенка. 2. Помочь ему увидеть свою проблему. 3. Помочь определить к ней свое отношение. 4. Помочь определить, что делать. 5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком варианта решения. 7. Стимулировать выработку им плана действия. Могут быть и другие формы и методы поддержки. Так, можно использовать приведение характерного жизненного примера.
Поддержка может определять уже то, что происходит взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть товарищеские отношения взрослого с ребенком, воспитания как особой педагогической деятельности не нужно. В этом случае налицо эффект педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отношения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор. Глава 9 Общение и речь
В дошкольном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Для этого необходима полноценная речь. В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком по поводу таких явлений, которые не встречались ему в его непосредственном опыте. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний, у него возникает желание обсуждать причины явлений. Речь малыша развивается в практике общения с другими людьми за счет перестройки психических процессов, особенно мышления. Постепенно его словарный запас увеличивается за счет новых существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Одновременно с этим приобретаются новые умения строить предложения в соответствии с законами грамматики, ребенок овладевает сложными предложениями, им усваивается морфологическая система родного языка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.249.30 (0.008 с.) |