Принципы построения общения взрослого с ребенком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения общения взрослого с ребенком.



1. Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со все­ми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

2. Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его лично­сти. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особен­но в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

3. Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.

4. Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, при­обретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

 

-166-

Ситуация. Родители пишут, что их единственный сын Сережа (4 года) растет необщительным. Они считают, что ему пора бы уже много разго­варивать, а он все молчит.

?  Как можно разговорить Сережу?

Решение. Исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, ста­новится все больше. Рост потока информации, обострение социаль­ных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то об­щение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ори­ентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно вы­бранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми прие­мами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устрой­ству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; расска­зывает о развитии общения и сотрудничества.

 

* * *

Особенности поведения и самочувствия ребенка зависят от стиля воз­действия на него родителей, от выбранной ими модели общения с ним (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Стили общения родителей с детьми

-167-

Задание. Ответьте на вопрос: «Как вы поступите в ситуации, если ваш ребенок боится идти к зубному врачу?».

Ниже приводятся возможные ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения

 


Таблица 8.2

(продолжение)

 

-168-

Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защи­щенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимо­действию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает осо­бенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

-169-

Ситуация. Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увле­кать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно пре­одолеть негативные способы общения дошкольника.

?   Каким образом взрослый может это сделать?

Решение. Увлечь ребенка общением возможно тогда, когда взрос­лый действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоя­тельства» исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и «переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и средствах их выражения.

-170-

Ситуация. В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

?  Какое поведение ребенка будет преимущественно развиваться в таких семьях?

Требуется ли для ребенка специальное обучение общению?

Решение. Ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея на­лаживать контакты с окружающими, и т. п.

Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.

Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обуче­ние общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подра­жая тому, как это делают родители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.006 с.)