Общение с ребенком раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение с ребенком раннего возраста



 

 

Для развития речи малыша необходимо изменение формы общения взрослого с ребенком. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу пред­метной деятельности. Если взрослый исполняет желание ребенка по первому жесту, то ребенок долго будет обходиться без речи. Если с ре­бенком разговаривать только по вопросам, связанным с его физиоло­гическими потребностями, то он будет отставать в развитии речи.

Одних жестов и мимики уже недостаточно, чтобы обучать ребенка приемам и правилам использования предметов и явлений мира. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значения слов и устанавливается их связь с образами предметов и явлений мира.

Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Вопрос ребенка «Что это?» — отражение особого интереса к миру ве­щей (рис. 6.1).

 

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям при­ходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с опре­деленными жестами (например, когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», — и при этом сам делает соответствующий жест), то ребенок быстро учится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

Если мать и ребенок удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, то первые слова малыш скажет позже, чем обычно, как бы много ни разговаривала с ним мать.

-134-

Ситуация. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.

? Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама?

О развитии каких сторон речи заботится мама?

Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Решение. Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по словесному указанию взрослого.

Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку на развитие этого действия.

-135-

Ситуация. Мама с раннего возраста регулярно разговаривает с Мишей и постоянно комментирует свои и его действия, показывает и называет новые предметы, объясняет различные явления, читает книжки.

Мама Коли считает, что развитием речи сына будет заниматься шко­ла, на то она и существует.

? Дайте психологический анализ поведения этих мам.

Решение. Конечно, в школе с Колей будут заниматься развитием его речи, но учителя не смогут это делать «с нуля»: у мальчика должны быть основы речевой деятельности. Поэтому развитием речи необходимо заниматься еще в дошкольный период, особенно в сенситивный (1,5-3 года), когда восприятие ребенка работает особенно интенсивно.

Недостаточное развитие речи в дошкольный период вызывает у ребенка большие затруднения при обучении в школе, в частности при решении задач по математике. Ведь школьнику мало прочитать задачу, надо еще и понять, какие логические связи в ней скрываются, какой должна быть последовательность действий и др. (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Этапы овладения словом (по М. Г. Еланиной)

 

Таблица 6.1

(продолжение)

 

Первые детские слова очень напоминают по звуковому строению детский лепет: чередуются гласные и согласные, причем из гласных чаще используются «А» и «Е», а из согласных губные («Б», «П», «М»), затем следуют зубные («Д», «Т»), а вот небные («Г», «К») и щелевые («С», «Ш») еще слишком трудны для ребенка.

Ребенок стремится к таким словам, у которых между звуком и значением имеется естественная связь (например, «ав-ав» — собака). Сло­во становится естественным символом предмета, который имеет для ребенка определенную силу запечатления, большую, чем условные слова.

Окружающий мир и ребенок идут навстречу друг к другу, неудивительно, что первые слова ребенка — в основном звукоподражания: «му», «мяу», «тик-так» и др.

* * *

Первые слова повторяются в одних и тех же обстоятельствах и обозначают что-то определенное. Но что именно стоит за ними, зачастую понять трудно, так как:

♦ слово малыша по смысловой нагрузке — целая фраза (например, «Дай» может обозначать следующее: «Мама, достань мне куклу в платьице, и поскорей!»), и эту скрытую фразу должна понимать мама;

♦ слово может являться для ребенка удобным для него комплексом звуков (например, «Ляля» и т. д.), при этом оно существует в кон­кретной наглядной ситуации;

♦ словом называется тот предмет, который ребенок видит перед со­бой, то действие, которое осуществляет в данный момент (напри­мер, ребенок говорит «Ляля», когда видит куклу), можно сказать, что слово в восприятии малыша неотделимо от предмета;

♦ слово как обобщение целого класса предметов и явлений, причем обобщения могут осуществляться по самым разным, порой неве­домым для взрослого признакам, (например, «Кика» обозначает все теплое, мягкое, приятное: кошку, мех, волосы, варежку, мишку; «Папа» — все то, что принадлежит папе: портфель, очки, шляпу).

Ребенок без устали называет знакомые игрушки, узнает от взрослых названия новых. Игры с называнием предметов становятся любимым занятием малышей на третьем году жизни.

* * *

Непонятный вначале материнский язык становится ребенку знакомым только благодаря непрерывному слушанию и подражательному повторению, после чего делается его достоянием. Подражание прояв­ляется в разнообразных формах, бессознательно совершенствуется. Ребенок старается повторять трудные слова. Воспроизведение им услы­шанных слов называется эхолалией.

* * *

Речь годовалого ребенка относится к определенным предметам, а также выражает радость, сообщает о его потребностях, ассоциативно связана с происходящими событиями в его жизни. Звуковые символы в его речи носят натуральный характер.

Животные также умеют воспроизводить специальные звуки. У них есть звуки для выражения желания, радости, издаваемые при приближении пищи, звуки, которые выражают тревогу в случае опасности, боль, радост­ное приветствие и др. Но у животных отсутствует настоящее мышление, а у младенца оно есть, но у него пока еще не сформировались понятия, он не может сравнивать и обобщать. Низшую ступень речи животные нико­гда не переступают, а человек очень быстро проходит эту стадию.

* * *

Каждое слово ребенка должно быть услышано, понято и сохранено, даже несмотря на то что детской речи нередко свойственны различные искажения. Рассмотрим основные из них.

1. Сенсорные ошибки происходят из-за недифференцированности восприятия, вследствие чего ребенком не улавливаются тонкие различия в звуках.

2. Апперцептивные ошибки случаются из-за колеблющегося вни­мания ребенка: у него проявляется различное отношение к раз­личным частям слышимого, произносимого слова.

3. Двигательные ошибки бывают из-за неразвитости строения го­лосовых органов ребенка, в результате чего возникают трудности при воспроизведении звуков и их сочетаний.

4. Ошибки воспроизведения допускаются из-за трудности запоми­нания ребенком каких-то ранее услышанных им слов.

* * *

В связи с этим отмечаются некоторые особенности детского языка (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Особенности детского языка

 

Из массы слов, постоянно обращенных к ребенку, он выбирает для подражания сначала очень небольшое количество, а затем словарный запас постепенно увеличивается. Производимый отбор слов становится показателем достигнутой духовной зрелости.

* * *

В. Стерн выделяет несколько эпох в развитии детской речи.

1 эпоха (1 год — 1 год 6 месяцев). Делается открытие, что звуковые комплексы обладают обозначающей (символической) ценностью и что каждому предмету принадлежит такой знак, который служит для его на­зывания и для сообщения о нем. Ребенок узнает, что каждая вещь имеет название. В этот период пробуждается стремление ребенка спрашивать имена вещей («Это? Это?»), запас его слов заметно увеличивается.

2 эпоха (1 год 6 месяцев — 3 года). Лексикон девочек в 2 годам включает 3300 слов. У мальчиков такое количество слов набирается только к возрасту 2,5 года. Речь связана с главными интересами ребенка: с родителями, игрушками, животными, окружающими предметами, с одеждой и пищей. Все, что занимает детское внимание, становится материалом их речи. Начинают произноситься первые сочетания слов, хотя дается это ребенку с большим трудом.

3        эпоха (2 года — 2 года 6 месяцев). Слова для ребенка постепенно начинают «оживать». Путем незначительного звукового изменения они начинают выражать единственное и множественное число. Ребенок понимает, что можно перенестись из настоящего в прошлое или будущее посредством добавления к слову приставки или добавления к нему окончания. В этот период он начинает активно использовать различные формы флексий, отражающих нужное склонение, спряжение, сравнительную форму и т. д. Правда, даже дети 4–5 лет, не говоря уже о двухлетних, испытывают определенные затруднения с правилами использования окончаний в некоторых словах.

К концу 2 года наблюдается значительное развитие многословного, развернутого предложения. Три, четыре, а нередко и больше слов уже связываются для выражения какой-либо мысли.

Первоначально метод сцепления слов случаен, а потому в речи ма­лыша может возникнуть самый неожиданный ряд. При этом странное расположение слов часто бывает очень выразительным.

Восклицательные предложения, в которых проявляются воля или чувства, преобладают в течение всего детства. Утвердительные предло­жения встречаются при объяснении того, что изображено на рисунке. Изменяются и вопросительные предложения. К вопросам о названии вещей («Это?») присоединяется вопрос о местонахождении искомого («Где?»).

4 эпоха (с 2 лет 6 месяцев). Ребенок учится передавать главную и второстепенную мысли с помощью придаточных предложений. Эта стадия может быть скрытой, длящейся от нескольких месяцев до 4 лет. Первые вопросы отражают чистую любознательность ребенка.

Если что-нибудь желаемое ребенку запрещено, у него возникает во­прос: «Почему?». А вопрос «Когда?» ребенок задает, чтобы узнать, например, когда же наступит желанное время игры. Таким образом, вопросы ребенка начинают распространяться на временные, а главное — на причинные отношения («почему»).

Ребенок обнаруживает склонность к собственному словообразова­нию посредством производства новых слов и сложения слов, уже ему известных. Кроме того, детский лексикон обогащается посредством производных и сложных слов. При этом ребенок не осознает своей сло­вотворческой деятельности и употребляет придуманные слова наравне с другими, услышанными от окружающих.

* * *

Давно замечено, что дети говорят не так, как взрослые: они не совсем так изменяют слова и, кроме того, неутомимо изобретают новые, во «взрослом» языке не существующие. Только некоторую часть слов дети воспроизводят в готовом виде, то есть повторяют слышанное ранее, дру­гую же часть, гораздо более значительную, ребенок производит на осно­ве словообразовательных закономерностей. Приведем несколько приме­ров, ярко отражающих особенности детской речи: «Такая светлота, а ты все спишь!» или «Когда вырасту, стану конькеистом!». Таким же образом «весло» превращается в «гребло», а «смычок» — в «звучок». Ребенок во время своего словотворчества возвращает словам мотивированность.

Мы обычно не замечаем самого акта словотворчества, если созданное ребенком слово совпадает с реально существующим в языке, а фикси­руем только такие случаи, когда ребенок создает слова, нормальному языку не свойственные, то есть случаи так называемой «детской» речи. При этом ребенок, как правило, не стремится проявить какую-либо оригинальность, просто детское речевое мышление не признает исклю­чений из правил, не знает явления неполноты парадигм и др. Модели словообразования, используемые в словах, услышанных от взрослых, он переносит на те слова, где эти модели неприменимы, а потому и по­лучаются такие новообразования, как «продавчица» или «продавщик». Вот еще несколько примеров детского языка: «Какой же я соритель», «Пойдем скорее граблить», «Пуговица у меня отшилась, пришей, по­жалуйста», «Я ее нечаянно толкнул! Нет, чаянно!».

* * *

Ребенок достаточно легко и хорошо научается путем подражания образовывать причастия от немногих глаголов, чтобы перенести тот же способ образования на любые глаголы, в том числе и на те, от которых причастия образовать нельзя.

Фразеология ребенка есть арена для его самостоятельной деятель­ности. В связи с этим иногда возникают странные лаконизмы типа: «Мама бранит глазами».

Детская спонтанность в различных формах участвует в развитии речи.

-136-

Ситуация. Саша (2 года 11 месяцев) услышал, как папа сказал: «Работу закончил, гвозди забил молотком». Помолчав немного, мальчик произнес: «А я насыпаю песок лопатком».

? С чем связаны словоизменения в речи детей?

Как следует поступать родителям в подобных ситуациях?


Решение. Подобные словообразования говорят о развитии мышления и речи. Однако это свидетельствует и о еще недостаточном усвое­нии ребенком грамматического строя языка.

В данной ситуации малыш уловил, что окончание -ом имеет орудий­ный смысл, и начал сам применять его к новым предметам («лопат-ком»). Родители должны исправить речь ребенка и дать правильный образец произнесения.

-137-

Ситуация. Иногда ребенок не задает вопросов взрослым.

? Назовите возможные причины этого явления.

Решение. Это явление может быть вызвано несколькими причинами: тем, что ребенок не понимает, о чем говорит взрослый, из-за отсутствия запаса знаний, тем, что у него не выработана привычка слушать. Воз­можно, пассивность ребенка объясняется тем, что ранее он, задав во­прос, получил ответ, ущемивший его самолюбие. Наконец, такое пове­дение может быть обусловлено темпераментом, характером ребенка.

-138-

Ситуация. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!».

?  С чем связано подобное явление?

Решение. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем языка. Ребенок может придавать какому-либо новому для себя слову ту форму, которой он не овладел. Элементы осо­знанного овладения ребенком этой формой вызывают детское словотворчество.

* * *

В 2 года слово имеет больше «пусковое» значение, чем «тормозное», то есть ребенку легче начать какое-либо действие по словесному указа­нию, чем его прекратить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.023 с.)