Упрямство детей существует вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упрямство детей существует вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей.



Собственные неурядицы родителей, их дурной характер ухудшают обстановку в семье, предопределяют их постоянные обиды на своего ребенка. Они без конца повторяют ему, что «он должен», что «ему по­кажут, как не слушаться» и т. д. В ответ на подобные обращения ребе­нок отвечает естественной реакцией упрямства. Поэтому старайтесь:

♦ не драматизировать кризисную ситуацию;

♦ смягчайте конфликтные моменты, внося в них долю юмора;

♦ уважайте запросы ребенка;


 

♦ внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребе­нок чувствовал вашу заинтересованность его делами;

♦ неприятные процедуры (например, одевание) переводите в увлекательную игру.

-145-

Ситуация. Кризис 3 лет выражен более ярко, чем кризис 1 года, и дос­тавляет больше хлопот.

?  Отметьте возможные причины большей выраженности кризиса 3 лет.

Решение. По-видимому, это связанно с тем, что к концу раннего дет­ства ребенок становится намного самостоятельнее, чем раньше. Он ме­нее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.

-146-

Вопрос. Как должно быть организовано общение во время кризиса 3 лет?

Ответ. Трехлетние дети не только забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные личности. Кризис 3 лет считается самым ярко выраженным.

В 3 года ребенок начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью. В связи с этим важно донести до ребенка мысль, что обижать никого нельзя, а при проступке научить его искренне просить прощения («Из­вините»).

В этом возрасте у ребенка обостряется чувство собственности. Но не торопитесь обозвать его «жадиной». Научите малыша делиться с другими: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу играть». С дру­гой стороны, важно воспитать у ребенка чувство собственности, ина­че, когда он вырастет, он будет идти на поводу у более настойчивых детей.

В 3 года ребенок должен знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность. В то же время и сам ребенок должен иметь и свою территорию, и свою собственность. Он должен иметь в сво­ем распоряжении:

♦ время, которое он сможет потратить только на себя;

♦ вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких условиях.


 

Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать ко­торые нельзя нигде и никогда. Примерами таких обязательных законов можно считать, например, такие:

♦ нельзя подходить к горячим предметам;

♦ нельзя разговаривать с посторонними и т. п.

В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, ува­жая их мнение и выбор. Планируя игры с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи, иначе могут возникнуть обида, неуверен­ность («У меня все равно ничего не получится»).

Наконец, взрослым не следует забывать, что этот возраст хорош для начального обучения. Ребенок может легко запоминать стишки, скоро­говорки, песенки, с удовольствием слушать музыку, подолгу рисовать.

-147-

Ситуация. Катя (2,5 года), собираясь на прогулку, долго не могла за­стегнуть кофточку, но от помощи мамы категорически отказывалась. Мама, невзирая на протесты дочери, все же помогла Кате одеться. Де­вочка после этого со слезами заявила: «Все равно я сама», — и вновь расстегнула свою кофточку. Так как это произошло не впервые, мама задумалась: «Чем это может быть вызвано и как же мне теперь быть?».

?  Как должна была поступить мама?

Решение. Возникшая ситуация тесно связана с кризисом 3 лет. Ре­бенок стремится к самостоятельности и не терпит опеки взрослого. Маме желательно было бы предоставить девочке больше самостоятель­ности в выборе. Например, она могла бы предложить дочери: «Давай ты застегнешь верхнюю пуговицу, а я — нижнюю».

-148-

Ситуация. Юля (2,5 года) одевалась, перед тем как идти прогулку, очень медленно. На замечания воспитательницы девочка никак не реагировала.

По дороге домой мама обратила внимание на необычное состояние дочери: та молчала, выглядела очень расстроенной. После долгих рас­спросов девочка, глотая слезы, прокричала: «Ты ей скажи, своей воспи­тательнице, что я не копуша, вот!»

?  С чем связана такая ситуация?

Решение. Подобная ситуация соответствует поведению ребенка в период кризиса раннего возраста, когда ребенок обижается на самые невинные замечания. Обычные слова, с точки зрения взрослого, нанес­ли Юле душевную травму, вызвали острую обиду.

-149-

Ситуация. Петя (3 года) увлеченно возводит из кубиков какое-то со­оружение. Входит мама и предлагает сыну пойти на прогулку. Несмотря на то что мальчик очень любит гулять, от прогулки он отказывается и вновь погружается в свою игру. Мама очень удивлена.

? С чем может быть связана данная ситуация?

Каким должно быть поведение мамы?

Решение. Это связано с непредсказуемостью поведения в раннем возрасте. Мама не поняла состояния сына. Она должна была спросить, что он строит, порадоваться успехам сына, узнать, как долго он собира­ется строить и не пора ли сделать перерыв для прогулки.

-150-

Ситуация. Миша (3 года) строит какое-то сооружение из кубиков. Мама, пытаясь помочь сыну, подсказывает, куда он должен поставить следующий кубик. В ответ на это Миша бурно протестует, возмущает­ся непонятливостью мамы.

? Что должна делать мама в подобных ситуациях?

Решение. Ребенку еще трудно воплотить свой замысел в слова, сложно толком объяснить, чего он хочет, что пытается сделать. И если взрослый не понимает, чего хочет ребенок, вмешивается, то у малыша возникает бурный протест, проявляется возмущение непонятливостью взрослого. Взрослый должен предоставить инициативу и самостоя­тельность ребенку, присоединиться к осуществлению его замысла, по­стоянно спрашивая: «Что дальше будем делать?».

-151-

Ситуация. Говорят, что нельзя идти на поводу любых желаний ре­бенка. Если позволить ему при помощи истерики добиваться цели, то это станет устойчивой формой поведения.

?  Как должен вести себя взрослый?

Решение. Нужно сдерживать себя, сделать вид, что вас не волнует истерика. Ребенок быстро поймет, что, даже с визгом падая на пол, он таким способом ничего не добьется. Если же в момент истерики взрос­лый будет увещевать ребенка или накажет его за это, то положительно­го результата достичь не удастся. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов. Гнев и наказания только подстегнут продолжение истерики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.009 с.)