Общение малышей со сверстниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение малышей со сверстниками



Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем луч­ше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обще­ству. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками суще­ственно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослу­живцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

 

Правильно организованное общение:

♦ обогащает детей впечатлениями;

♦ является источником разнообразных эмоций;

♦ учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

♦ помогает преодолеть робость;

♦ способствует становлению личности;

♦ формирует представление о другом человеке — ровеснике;

♦ начинает развивать способность понимать других людей;

♦ подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лиси­ной выделены несколько его этапов.

1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года) основано на подра­жании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные сред­ства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные дви­жения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них прак­тически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года прак­тически все дети способны к сотрудничеству.

2. Ситуативно-деловое общение (4–6 лет). В этот период наблюдает­ся расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудниче­ство, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.

3. Внеситуативно-деловое (6–7 лет). На этом этапе становится воз­можным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.

В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вра­щается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстни­ками во многом определена отношением со стороны учителя.

В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко воз­растает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.

Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (спо­собностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью, личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуаль­ности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенден­ций и является условием и проявлением способности человека к лично­му росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Изменение общения детей со сверстниками с возрастом

 

 


 

Общаясь на равных, дети:

♦ стремятся заинтересовать собой;

♦ изобретают разные способы привлечения к себе внимания;

♦ демонстрируют друг другу свои умения;

♦ чутко отзываются на любое действие сверстника;

♦ стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором ма­лыш видит свое отражение.

Поэтому общение является мощным средством развития самосозна­ния и формирования правильного представления о себе.

-155-

Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.

?  Что же произошло?

Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.

?  С какого момента надо учить детей общаться?

 

Обычно это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интерес­ному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает (рис. 7.6).

 

 

 

-156-

Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?

Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хо­рошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в кон­такт.

-157-

Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:

♦ на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообра­зие, на сосредоточенность ребенка на игре;

♦ на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на характер этой реакции;

♦ исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;

♦ обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.

-158-

Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в обще­нии со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.

1. Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверст­ника, его лицо, фигуру, действия и т. д.

2. Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявле­ние удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребе­нок сосредоточен на том, что делает сверстник.

3. Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе сверстника.

-159-

Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:

♦ из-за игрушек;

♦ из-за желания сесть ближе к воспитательнице;

♦ из-за чего-то другого.

-160-

Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?

Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявлять­ся интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно со­вмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объек­там. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.

-161-

Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом.

? Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)? Дайте психологическое обоснование своему ответу.

Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку иг­рушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоот­ношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.


-162-

Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой де­тям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экра­не появлялась улыбающаяся женщина, потом — игрушки, животные, а в заключение — лицо смеющегося маленького ребенка.

?  Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок.

Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?

Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улы­баются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрос­лый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и иг­рушки всегда вызывают у него живой интерес.

Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.

-163-

Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жа­луются друг на друга.

?  Каковы возможные причины ссор?

Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.

Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:

♦ дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с дру­гом;

♦ они не умеют выразить свое состояние словами;

♦ они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои по­требности.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Располо­жить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры со­вместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует при­влечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и дей­ствиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.


-164-

Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.

?  Объясните возможные причины подобного поведения, дополнив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.

Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу при­чин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.

-165-

Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского про­изношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа — каша» или распевать: «Шла Саша по шос­се и сосала сушку!».

?  Правильны ли действия родителей?

Решение. «Это абсолютно неправильно!» — предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:

♦ если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» — «В»);

♦ когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появля­ется, но пропадает в сочетании с другими согласными;

♦ если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;

♦ если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).

Следует обратиться к логопеду, если малыш:

♦ высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;

♦ неправильно произносит многие звуки.

Если ваш малыш не справляется со свистящими звуками «С», «З», «Ц», то можно воспользоваться уроком логопеда Л. Г. Киктенко, опуб­ликованном в журнале «Здоровье»1.

____________________________________________________

1 Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здо­ровье, 1999. — № 10. — С. 75.


Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.016 с.)