Особенности общения с «трудными» дошкольниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения с «трудными» дошкольниками



Существует несколько типов так называемых «трудных» детей.

1. Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны чрезмерная активность, суетливость, неор­ганизованность. Поэтому они:

• охотно принимают любые предложения, с интересом включа­ются в любую игру, но быстро теряют интерес к ней;

• они с трудом соблюдают правила игры, не могут долгое время заниматься одним делом;

• с трудом слушают взрослого, отвлекаются, на занятии могут громко разговаривать;

• могут знать правила поведения, но не выполнять их («Я так хочу»).

В то же время следует сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно вы­сокими. Основной проблемой этих детей являются неразвитость произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.

2. Заторможенные, пассивные дети спокойны и усидчивы. Дисци­плину они не нарушают и никому не мешают, спокойно выполня­ют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Но за этой покорностью и спокойствием скрыва­ется отсутствие интереса к окружающему миру: к игре, предме­там, самостоятельной деятельности. Участвуя в играх наравне со всеми, но не проявляя к ним интереса и эмоциональности, они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого отве­та. Предложения взрослого такие дети обычно легко принимают, ни от чего не отказываются, но при этом инициативы не проявля­ют: их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они ждут указаний и инструкций.

Несмотря на покорность таких детей, общаться с ними трудно, так как хоть они и не возражают взрослым, но и не высказывают своей точки зрения, никак не проявляют себя.

-193-

Задание. Определите, на каком уровне развития общения находится ребенок.

План наблюдения.

1. По какому поводу ребенок чаще всего обращается ко взрослому?

2. Требует ли он оценки своих действий?

3. Задает ли он вопросы и каков их характер?

4. Долго ли он занимается с предметом, не стремясь к общению с другими?


При неразвитой потребности в общении:

♦ ребенок занимается с предметом и не стремится к общению;

♦ он не отходит от взрослого, ждет его ласки. При задержке развития:

♦ поведение малыша пассивное, безынициативное;

♦ он не умеет играть, слушать сказки, разговаривать.

-194-

Задание (по Е. О. Смирновой). Проведите беседу с ребенком по пла­ну. Выясните, что он больше хочет делать вместе со взрослым: играть с игрушками, читать новую книжку, поговорить о чем-либо.

♦ Если ребенок выбрал совместную игру, то он предпочитает ситуа­ционно-деловое общение.

♦ Если он выбрал новую книжку, то предпочитает познавательное общение.

♦ Если он выбрал беседу об отношениях между людьми, то предпо­читает внеситуативно-личностное общение.

-195-

Задание (по Е. О. Смирновой). Для более точного определения уровня развития общения осуществите все три вида взаимодействия с одним ребенком. Проведите наблюдение, беседу.

1. Ситуативно-деловое общение (деловая игра с любимыми игрушками).

• Есть ли желание (но не навыки игры) играть вместе со взрос­лым?

• Учитывает ли ребенок интересы партнера?

• Предпочитает ли играть в одиночку?

• Увлечен ли он совместной деятельностью?

2. Познавательное общение. Проведите беседу по поводу прочитанной книжки, в которой есть новые для ребенка знания.

• Сможет ли ребенок побеседовать с вами? (Не пересказать!)

• Каков характер беседы?

3. Личностное общение.

• Поговорите о его сверстниках.

— Кто из друзей больше нравится и почему?

— С кем он чаще всего ссорится?

— С кем хотел бы дружить?

• Поговорите о книжках.

—  Есть ли у него любимые книжки?

—  Кто из героев этих книг обладает положительными качества­ми, а кто отрицательными?

• Проявите себя интересным собеседником, выскажите свое мнение по тем или иным вопросам. Темы могут быть разными, но разговор должен быть о людях, поступках, отношениях. В процессе беседы выясните особенности восприятия ребенком прошедшего обсуждения.

—  Интересуется ли ребенок мнением взрослого?

—  Важны ли для ребенка оценки взрослого?

—  Способен ли ребенок слушать взрослого, не перебивая его и не отвлекаясь от него?

—  Способен ли ребенок к чисто речевому общению (без нагляд­ного материала)?

• Сопоставьте результаты ваших наблюдений с характерными особенностями трех видов общения и определите:

— когда ребенок проявил наибольшую активность, заинтересо­ванность;

— когда чаще всего он обращался к вам с простыми вопросами;

— в какой ситуации он чувствовал себя наиболее свободно.

Если же ребенок одинаково активно включает себя во всех ситуаци­ях и хорошо принимает все три формы взаимодействия, то можно ска­зать, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях общения, имей­те в виду, что нужно выбирать только ситуации общения со взрослым. При этом важно учесть:

♦ активность и разговорчивость ребенка в разных ситуациях;

♦ общее настроение ребенка и его сосредоточенность;

♦ время, в течение которого ребенок хочет общаться.

Сделайте общий вывод об уровне развития общения ребенка.

Взрослый должен обучать детей общению, и чем раньше это будет осуществляться, тем лучше. Помощь взрослого при обучении общению и сотрудничеству детей со сверстниками должна быть незначительной. Например, можно помочь ребенку подсказкой, после чего лучше отой­ти от общающихся детей.


 

Ребенок в дошкольном учреждении

 

Первое посещение ребенком дошкольного учреждения — событие важное и для ребенка, и для его родителей, и для сотрудников этого дошкольного учреждения.

Первое время многие дети чувствуют себя в новых условиях ско­ванно, напряженно. Воспитатель должен уделить новому ребенку по­вышенное внимание в целях быстрой адаптации его к новой обста­новке:

♦ называть его по имени, к которому он привык дома, чтобы все за­помнили его имя;

♦ попросить родителей дать ему любимую домашнюю игрушку;

♦ держать его в поле своего внимания;

♦ подобрать товарищей по игре.

-196-

Ситуация. Первое время идет процесс адаптации ребенка к дошколь­ному учреждению, воспитателю, сверстникам, и в этот период особенно важна поддержка со стороны семьи.

? В чем семья может и должна помогать ребенку в период его адаптации к изменившимся условиям жизни?

Решение. Ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, еще не умеет анализировать свое состояние, не может устанавливать при­чинно-следственные связи между различными событиями. Он живет «здесь и сейчас», эмоционально реагируя на все происходящее.

Родители должны быть в курсе всех событий, происходящих в ДОУ, чтобы подсказать своему сыну (дочери), как разумнее поступить в той или иной ситуации, вовремя помочь ему (ей) в разрешении конфликта, если таковой имеет место, поддержать и ободрить в случае неудач (рис. 9.7). Необходимо следить за психическим и физическим здоровь­ем малыша.

-197-

Ситуация. Малыш явно предпочитает одиночество обществу сверст­ников. В его поведении нет привычной жизнерадостности и непо­средственности, что, конечно же, не может быть не замечено его сверст­никами и провоцирует их на особое отношение. Такое неприятие в детском коллективе усугубляет его изначальную замкнутость. Что касается взрослых, то с ними ребенок также холоден, сух. Даже игра оставляет его равнодушным.

 

? С чем может быть связана такая ситуация?

Решение. Какие-то страхи гнетут ребенка. Он их скрывает, пережи­вает наедине с собой. Это может быть связано с взаимоотношениями в семье:

♦ с необдуманными родительскими угрозами типа: «Вот уйду от тебя!»;

♦ с опасениями и тревогами, неприятными предчувствиями;

♦ с эмоциональным неприятием ребенка, особенно при несоответ­ствии его тому полу, который ожидали родители;

♦ с оскорблениями, унижающими чувство достоинства, вроде «Тупица», «Бестолочь!» и т. п.

Все это затрудняет развитие коммуникативных навыков и умений у ребенка, препятствует формированию у него нормальных взаимоот­ношений со взрослыми и сверстниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.015 с.)