Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно.



Основная задача ребенка — доказать свое превосходство: «Смотри, какой я хороший». Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы было с кем сравнивать, чтобы было кому показывать свои досто­инства.

Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда сверстник начинает вести себя не так, как хоте­лось бы, тогда он начинает мешать. В таких случаях замечаются каче­ства его личности, и сразу же эти качества получают суровую оценку: «Жадина ты противная!».

Оценка дается на основе конкретных действий: «Не да­ешь игрушку, значит, жадина».

Но другу тоже нужны признание, одобрение, похвала, а потому кон­фликты между детьми неизбежны.

-205-

Ситуация. Дети играют дружно и ни на что не жалуются.

? Значит ли такая ситуация, что в группе все равны?

Решение. Нет, не значит. Скорее всего, между детьми сложился опре­деленный тип отношений: одни только командуют, другие только под­чиняются.

Может быть и такое, что агрессивный ребенок запугивает одного, упрашивает другого, заискивает перед третьим, но так или иначе всех подчиняет своей активностью.

Рассмотрим основные причины детских конфликтов.

1. Каждый ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает, что сверстнику тоже нужна похвала. Похвалить, одоб­рить другого ребенка для дошкольника очень трудно. Он видит только внешнее поведение другого: то, что он толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д. При этом он не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, ин­тересами, желаниями.

2. Дошкольник не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы. Поэтому ему трудно представить, что чув­ствует другой.

Ребенку надо помочь посмотреть на себя и сверстника со стороны, чтобы малыш мог избежать множества конфликтов.

-206-

Ситуация. В исследованиях обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослым, кон­такты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Они не спо­собны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения.

? Почему так происходит?

Решение. Так происходит только потому, что они воспитываются в условиях дефицита общения со взрослыми. Для развития полноцен­ного общения необходима целенаправленная организация детского общения, которую может осуществлять взрослый, а особенно — специа­лист по дошкольному воспитанию.

-207-

Вопрос. Какое влияние должен оказать взрослый человек на ребен­ка, для того чтобы его взаимодействие с другими детьми складывалось успешно?

Ответ. Возможны два пути. Первый предполагает организацию со­вместной предметной деятельности детей. Для младших дошкольни­ков такой путь малоэффективен, так как дети этого возраста сосредо­точены на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Обращения их друг к другу сводятся к тому, чтобы отобрать привлекательную игрушку у другого. Можно сказать, что интерес к иг­рушкам мешает ребенку увидеть своего сверстника.

Второй путь основан на организации субъектного взаимодействия между детьми. Такой путь более эффективен. Задача взрослого состо­ит в том, чтобы наладить отношения между детьми. Для этого взрос­лый:

♦ демонстрирует ребенку достоинства сверстников;

♦ ласково называет каждого ребенка поименно;

♦ хвалит партнеров по игре;

♦ предлагает ребенку повторить действия другого.

Следуя по второму пути, взрослый привлекает внимание ребенка к субъективным качествам другого. В результате интерес детей друг к другу возрастает. Возникают положительные эмоции, адресованные сверстнику.

Взрослый помогает ребенку открыть сверстника и уви­деть в нем положительные качества.

В условиях ролевой игры, при общности действий и эмоциональ­ных переживаний создается атмосфера единства и близости со сверстником. Развиваются межличностные отношения и содержательное общение.

-208-

Ситуация. Часто усилия работников детского сада направлены на создание целостного интерьера и на подбор привлекательных игрушек, которые радовали бы детей, а воспитатель мог потом занять и органи­зовать их.

?  Оправдываются ли такие ожидания взрослых?

Решение. Часто вместо радости игрушки приносят огорчения, сле­зы. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за их привлекательности. Какие-либо разъяснения воспитателя по поводу того, как можно с эти­ми игрушками играть без конфликтов, не помогают. Советы вступают в противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они хозяева игрушек.

Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверст­никами приводит к тому, что малыш в другом ребенке видит претен­дента на привлекательную игрушку, а не партнера по общению. Необ­ходим опыт совместной игры под руководством взрослого.

-209-

Ситуация. В детских домах и в других официальных учреждениях обязанность воспитателя — быть изо дня в день терпеливым, сдержан­ным и т. д. Это непременное условие работы. Но исследования показы­вают, что именно такой «однобокий» подход к ребенку и является од­ним из минусов общественного воспитания. Ребенок с рождения, таким образом, приучается только к одному способу взаимодействия с окру­жающим миром.

? Почему это можно считать минусом общественного воспитания?

Решение. Для ребенка лучше, если он получит разный опыт взаи­модействия с окружающим миром. Ведь мамы и папы могут быть «добрыми» и «злыми», «сдержанными» и «рассудительными» и т. д. Но ребенок при этом должен всегда чувствовать, что он родителями любим.

 

* * *

Ростки новых отношений «Мы», а не «Я», должны поддерживать взрослые (рис. 9.11).

 


 

 

 

-210-

Ситуация. Две воспитательницы занимались развитием речи и на­выков общения дошкольников, но делали это по-разному. Одна просила детей то рассказать известную им сказку, то описать предмет, который они видят, то составить рассказ на тему коллективного опы­та. И постоянно при этом она требовала от детей полного ответа.

Другая предлагала детям поиграть в сказку, устроить театрализо­ванное представление, или просила отгадать, о каком предмете идет речь, предварительно описав его, или же предлагала им поделиться своими впечатлениями о случаях, которые с ними происходили. Вос­питательница приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге.

? У кого из воспитателей дети будут более активно работать на занятиях?

Решение. У второй воспитательницы дети будут работать более активно, так как каждое обращение к ним было приглашением к диа­логу, мотивировано творческим подходом, а потому интересно. У пер­вой же воспитательницы детям было не так интересно говорить об уже известных вещах даже при обсуждении событий из коллективного опыта.

У второй воспитательницы диалог был основан на живом разговорном языке. Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под влиянием яркого образного впечатления, нежели вымучивать «описательный пересказ».

-211-

Вопрос. Как лучше развивать связную речь у ребенка, считаясь с его индивидуальными особенностями?

Ответ. Связную речь можно развивать в процессе обучения ребенка пересказу по описанию. Лучше всего это делать, учитывая индивиду­альные особенности детей, их интересы (лепить, ставить спектакли и др.).

Происходит естественный диалог в играх-драматизациях, инсцени­ровках, в ходе сюжетно-дидактических игр, в процессе диалогов на темы из личного опыта, в рассуждениях при отгадывании загадок и др. У детей в условиях интересных увлечений само собой происходит сло­весное выражение собственных мыслей.

-212-

Ситуация. К старшему дошкольному возрасту многие дети овладева­ют лишь самыми простыми формами диалогического общения со сверст­никами.

? На что должны обратить внимание взрослые для развития у ребенка навыков диалогического общения?

Решение. Обычно навыки диалогического общения со взрослым дети переносят на общение со сверстниками. Взрослый должен обра­тить внимание:

♦ на развитие навыков свободного рассуждения;

♦ на включение в диалог аргументации;

♦ на поддержание длительности диалога.

Работу по развитию логического общения необходимо начинать с 3-5 лет, когда ребенок овладевает связной речью, когда он взаимо­действует со сверстниками в коллективных, сюжетно-ролевых, подвижных играх, когда он занимается коллективной деятельностью: рисует, конструирует и др. Такая работа позволяет решать одновре­менно 2 задачи.

1. Языковое развитие ребенка. Формируются его речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат.

2. Развитие связной речи. Происходит налаживание игрового и ре­чевого взаимодействия со сверстниками.

-213-

Вопрос. Что можно считать сформированностью диалогового обще­ния в старшем дошкольном возрасте?

Ответ. Ребенок должен уметь ориентироваться на партнера-сверст­ника, обращаться к нему инициативно, отвечать словом и действием на его высказывания.

Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддер­живаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.019 с.)