Даже закадычные подруги могут рассориться напрочь, если не поладят между собой их дети. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Даже закадычные подруги могут рассориться напрочь, если не поладят между собой их дети.



-308-

Ситуация. Если ваш ребенок созрел для совместного общения со сверстниками, родители должны помочь организовать ему встречу с ро­весниками.

? Как лучше эту встречу организовать?

Решение. Лучше всего, чтобы первая встреча произошла на нейтраль­ной территории — на детской площадке, в парке. В этом случае детям не придется решать проблемы территории, поскольку там нет ни «хозяи­на», ни «гостя». В случае когда гости приходят к вам, нужно заранее подготовить пространство для совместной деятельности детей. Комната должна быть психологически комфортной. Поэтому те игрушки (книж­ки, вещи), которые наиболее дороги сердцу вашего ребенка, стоит зара­нее убрать из поля зрения. У каждого человека есть вещи сугубо «для личного пользования». Ребенок, как и взрослый, имеет право на свои собственные вещи! Сделав это, подумайте вместе с ребенком, чем он будет заниматься со своим гостем. Играть в строительство замка? В доч­ки-матери? Или, быть может, рисовать на большом листе бумаги?

Приготовьте вместе с ребенком то, что может понадобиться для игры. Такая подготовка очень важна: с одной стороны, она позволяет ребенку мысленно «проиграть» ход событий, а с другой — дает возможность почувствовать себя хозяином положения. Первое время, возможно, вам тоже придется принимать участие в детской игре, направлять ее ход и по­казывать, как конструктивно можно решить те или иные проблемы.

-309-

Ситуация. Если взрослый (родитель, воспитатель или учитель) с внутренним локусом контроля, то и ребенок может быть воспитан так же, и наоборот, если взрослый с внешним локусом контроля, то и ребе­нок будет воспитан с таким же видением причин происходящего.

? Какой вывод может быть сделан из этих наблюдений?

Решение. Ребенок, подражая взрослым, перенимает их способ ин­терпретации причин происходящего. Поэтому важно взрослым са­мим или с помощью психолога воспитать в себе внутренний локус контроля.

Для этого нужно пройти тренинг мотивации достижения, внутрен­ней мотивации, с тем чтобы выработать умение эффективно поощрять. Воспитателю или учителю желательно на эту тему провести родитель­ское собрание, на котором нужно ознакомить с умениями находить причины происходящего в себе, преодолевать трудности.

-310-

Ситуация. За последние 10 лет число детей с диагнозом «аутизм» увеличилось в 10 раз и достигло отметки 50 случаев на 10 000 чело­век.

?  Предположите причины этого явления.

Решение. Причин этому много. В частности, чем выше возраст отца (особенно если он превышает 40 лет), тем больше вероятность рождения аутичных детей (особенно после 40 лет). Чаще рождаются дети-аутисты у пар ученых, математиков, инженеров. У детей в та­ких семьях снижена способность к общению.

-311-

Ситуация. Обычно наивный оптимист говорит: «Никаких проблем нет, все замечательно». Оптимист разумный скажет: «Проблемы есть, но я их постараюсь решить». В основе такого оптимизма лежит вера в себя, умение радоваться жизни и способность действовать. Для каж­дой проблемы можно найти решение, пусть и не идеальное. Каждую учебную задачу решить можно и нужно.

? Можно ли научить ребенка быть оптимистом?

Решение. Да, но это требует усилий и желания самого ребенка. При развитии у ребенка оптимизма нужно иметь в виду следующее: если пессимист при каждой возможности видит трудности, то опти­мист в каждой трудности видит возможности.

Если люди возлагают ответственность за события на себя, то они более активны и добиваются большего, чем те, кто во всем винит об­стоятельства.

Исследования показывают, что дети, которые хорошо успевают в шко­ле, верят, что их достижения — результат их способностей, а провалы связаны с тем, что они недостаточно постарались: «Так сложились об­стоятельства, это быстро пройдет».

Те же, кто учится не так хорошо, каждый свой успех объясняют легко­стью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей: «Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся».

Оптимизм — это не просто отсутствие пессимизма, а качественно дру­гое состояние. Оптимисты уверены в себе, у них выше удовлетворен­ность своей жизнью, больше друзей, они чаще нравятся окружающим.

Тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлече­ниям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе, песси­мистичное, мрачное видение будущего чаще встречаются у детей, чьи родители страдают от депрессии.

Оптимистический или пессимистический взгляд на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух механизмов научения: импринтинга и подражания. Маленькие дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия, эмо­ции и даже отношение к миру. Общий жизненный настрой закладыва­ется в самом раннем детстве.

Своим поведением, своим выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Все, что мы чувствуем, ре­бенок хорошо улавливает. Он делает первые шаги, пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощуще­ние того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным.

Надо стараться передать детям свой положительный настрой. Необ­ходимо помогать ребенку, развивать их интеллектуальные навыки: уме­ние проводить анализ ситуации, поиск ошибок, планировать интеллек­туальные действия, контролировать их эффективно запоминать и др. По мере выработки интеллектуальных навыков дети станут жизненны­ми оптимистами прежде всего потому, что стали верить в себя.


 

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть понятия «общение».

2. Раскройте сущность личностно-ориентированной модели обще­ния взрослого с ребенком.

3. Докажите, что личностно-ориентированная модель общения эф­фективна для развития ребенка.

4. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это сред­ство решения учебно-воспитательных задач.

5. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это спо­соб развития коммуникативности.

6. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это сред­ство, позволяющее вступить в контакт и разрешать конфликты.

7. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это про­цесс развития индивидуальности ребенка.

8. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это сред­ство изучения друг друга общающимися.

9. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это сред­ство воздействия друг на друга в процессе взаимодействия.

10. Охарактеризуйте общение во взаимодействии трех основных его сторон.

11. Раскройте основные особенности коммуникативности в обще­нии.

12. Приведите примеры речевого (вербального) и неречевого (невер­бального) общения, опираясь на схемы, представленные на рис. 3.1 и 3.4.

13. В чем заключается двойственность природы мимики, какие при­знаки имеют основную познавательную нагрузку?

14. Каковы особенности пантомимики? Приведите примеры.

15. Раскройте сущность позиций общения и их влияние на психику ребенка.

16. Раскройте сущность дистанции общения и ее влияние на психику ребенка.

 

 

17. Раскройте сущность «пространства» общения и его влияния на психику ребенка.

18. Почему взрослый должен обеспечивать правильные позиции, дистанции, пространства общения? Приведите примеры.

19. Охарактеризуйте общение как межличностное взаимодействие.

20. Раскройте и приведите примеры способов взаимодействия.

21. В чем принципиальное отличие внушения от убеждения?

22. В чем принципиальное отличие убеждения от морализования?

23. Раскройте психологическую сущность внушения.

24. Раскройте перцептивную сторону общения.

25. Охарактеризуйте самооценку, ее влияние на психическое разви­тие ребенка.

26. Раскройте механизмы межличностного взаимодействия.

27. Раскройте механизм идентификации.

28. Раскройте механизм эмпатии.

29. Раскройте механизм рефлексии.

30. Раскройте механизм стереотипизации.

31. Раскройте содержание общения взрослого с младенцем.

32. Какова динамика общения взрослого с ребенком в первый год его жизни?

33. Покажите необходимость общения для своевременного речевого развития ребенка.

34. Раскройте причины задержки речевого развития ребенка в пер­вый год его жизни.

35. Раскройте содержание общения взрослого с ребенком раннего возраста.

36. Раскройте процесс овладения речью ребенка в период от 1 года до 3 лет.

37. В чем суть затруднений в общении взрослого с ребенком 3 лет?

38. В чем проявляется кризис 3 лет, каковы его симптомы?

39. Какова должна быть основная стратегия поведения взрослого с детьми трехлетнего возраста?

40. Раскройте необходимость правильного подбора игрушек для раз­вития общения детей раннего возраста.

41. Раскройте динамику общения детей со сверстниками начиная с первого года до 3 лет.

42. Раскройте содержание общения детей со сверстниками начиная с 1 года до 3 лет.

43. Подтвердите примерами необходимость взаимодействия взрос­лого и ребенка для развития общения детей.

44. Раскройте суть общения родителей с детьми после 3 лет.

45. Проанализируйте влияние различных типов семей на качество общения взрослых с ребенком дошкольного возраста.

46. Раскройте суть общения детей дошкольного возраста со сверст­никами в игровой деятельности.

47. Раскройте основные направления действий взрослого, способ ст-вующего установлению правильных взаимоотношений между детьми в процессе игры.

48. Приведите примеры, доказывающие, что игрушка — средство об­щения и психического развития ребенка.

49. Раскройте динамику общения взрослого и ребенка в дошкольном возрасте.

50. Раскройте функции речи в дошкольном возрасте.

51. Раскройте коммуникативную функцию речи.

52. Раскройте планирующую функцию речи.

53. Раскройте знаковую функцию речи.

54. Раскройте суть общения взрослого с ребенком в процессе позна­вательной деятельности.

55. Раскройте суть общения детей со сверстниками в процессе позна­вательной деятельности.

56. Сопоставьте на основе табл. 9.2 отличительные особенности об­щения ребенка со взрослым и со сверстниками. Приведите при­меры.

57. Назовите основные причины детских конфликтов. Приведите примеры.

58. Раскройте динамику общения мальчиков и девочек со взрос­лым.

59. Одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек? Выскажи­те свое мнение по этому вопросу.

60. Какова роль взрослого в половой идентификации ребенка?

61. Как помочь родителям создать положительный образ о своем ре­бенке?


Темы рефератов

 

 

1. Общение как обмен информацией.

2. Вербальное и невербальное общение.

3. Поза, жесты, позиция и дистанция в общении.

4. Активное слушание и его освоение.

5. Общение как межличностное взаимодействие.

6. Использование убеждений в общении с детьми разных возрастов.

7. Использование внушений в общении с детьми разных возрастов.

8. Общение как понимание людьми друг друга.

9. Эмпатия в общении как сопереживание.

10. Развитие рефлексии в общении с детьми разных возрастов.

11. Стили общения с позиций трансактного анализа.

12. Требования к построению стиля общения «взрослый — ребенок».

13. Требования к построению стиля общения «родитель — ребенок».

14. Требования к построению стиля общения «взрослый — взрослый».

15. Обучение языку по схеме «родитель — взрослый — дитя».

16. Общение младенца со взрослым.

17. Развитие непосредственно-эмоционального общения.

18. Развитие ситуативно-делового общения.

19. Общение и речь.

20. Организация общения для предупреждения задержек речевого развития ребенка.

21. Игрушка как средство общения и психического развития мла­денца.

22. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.

23. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3 лет.

24. Игрушка как средство общения ребенка в раннем возрасте.

25. Общение малышей со сверстниками.

26. Общение взрослого с детьми дошкольного возраста.

27. Общение дошкольника со сверстниками.

28. Общение детей с родителями.

29. Общение по поводу игры (взрослый — ребенок, ребенок — ребе­нок).

30. Общение и развитие речи в дошкольный период.

31. Внеситуативно-познавательное общение.

32. Внеситуативно-личностное общение.

33. Смысловой барьер в общении.

34. Общение мальчиков и девочек.

35. Общение взрослого с детьми в процессе познавательной деятель­ности.

36. Детские конфликты и их разрешение.

37. Конфликты взрослого с ребенком и их разрешение.

38. Компьютер. Дети. Общение.

39. Влияние общения между взрослыми на развитие детей разного возраста.

40. Развитие представлений о семейных отношениях у детей.


Словарь терминов

Авторитарность — социально-психологическая характеристика лич­ности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влия­нию партнеров по взаимодействию и общению.

Адаптация — приспособление строения и функций организма к усло­виям среды.

Адаптация социально-психологическая — взаимодействие лично­сти и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотноше­нию целей и ценностей личности и группы.

Аттракция — познание другого человека, основанное на устойчивом позитивном чувстве к нему.

Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготов­ленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообме­ном мыслями и чувствами между двумя и более людьми.

Вербальный — устный, словесный.

Внутренняя речь — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда человек думает о чем-либо, решает в уме какие-либо задачи, мысленно составляет планы и т. п.

Внушение — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности отношения к явлению.

Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, за­ключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в резуль­тате сопоставления с другими позициями.

Диалог — разновидность речи, при которой происходит обмен взаи­мообусловленными высказываниями-репликами.

Дискуссия — форма диалога, в процессе которой сталкиваются раз­личные и, как правило, противоположные точки зрения.

Диспут — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в ходе которой высказываются разнообразные точки зрения и которая осуществляется под руководством ведущего.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состоя­ние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Идентификация — в широком плане: установление идентичности, тождественности, равноценности предметов и явлений.

Идентификация социальная — 1) механизм социализации, отожде­ствления индивида с реальным или воображаемым человеком, груп­пой, общностью; 2) процесс усвоения социальных ролей (в том числе половых), стандартов поведения, основанный на воспроизведении, ко­пировании их.

Импринтинг (или запечатление) — специфическая форма научения, при которой в самый ранний период жизни в памяти фиксируются зна­чимые объекты, предметы, формы поведения.

Интерактивная сторона общения — построение общей стратегии взаимодействия партнеров по общению.

Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, органи­зация совместной деятельности.

Интервью — метод получения, сбора сведений путем беседы, обще­ния с другими людьми.

Интериоризация — переход действия во внутренний план.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, ори­ентация личности на свой внутренний план.

Инцидент — ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и це­лях.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации мотивов и при­чин поступков другого человека.

Коммуникация — обмен информацией между двумя или большим количеством людей.

Комплекс оживления — положительная эмоциональная реакция ре­бенка; первая социальная реакция ребенка.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов.

Конформность — податливость человека реальному или воображае­мому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Личностный смысл — особый уровень индивидуального сознания, подчеркивающий личностные особенности отражаемой человеком кар­тины мира.

Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми.

Монолог — устное либо письменное высказывание одного чело­века.

Монологическая речь — процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языковых средств.

Невербальное общение — общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, позы, мимики и т. д.

Негативизм — немотивированное поведение субъекта, проявляющее­ся в действиях, намеренно противоположных требованию и ожиданиям других.

Нормы социальные — совокупность правил и неформальных требо­ваний, предъявляемых той или иной социальной группой к своим чле­нам.

Обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совмест­ной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодей ст-вие, восприятие и понимание другого человека.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма.

Орудийные действия — действия, в которых один предмет, «ору­дие», употребляется для воздействия на другие предметы.

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимо­действия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и со­держанием их совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения — процесс формирования образа другого человека.

Подражание — следование примеру, образцу.

Рефлексия — осознание того, каким субъекта познания восприни­мают другие лица.

Речь — сложившаяся исторически форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность — деятельность общения между людьми по­средством языка и речи.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспри­нимается партнером по общению.

Ролевые ожидания — совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения дру­гих людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положе­нию (роль руководителя, подчиненного и т. д.).


Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Самоидентификация — способ усвоения социального опыта пред­ставлений о самом себе через подтверждение своей личности другими людьми.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Соотносящее действие — действие, цель которого состоит в приве­дении двух или нескольких предметов (или частей) в определенные пространственные взаимоотношения.

Социальная роль — ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.

Статус социальный — положение субъекта в системе межличност­ных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии.

Стереотипизация — восприятие, классификация и оценка социаль­ных объектов (событий) на основе определенных представлений.

Стили общения — типичная система приемов воздействия на других.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (родитель, взрослый, ребенок). Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком голо­вы, хмурым взглядом, устным приветствием и т. д., на языке трансактного анализа это называется контактом. Два и более контакта состав­ляют трансакцию.

Тревожность — свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и не­уверенности в своих действиях, переживаний реальных или предпола­гаемых.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Упрямство — особенность поведения как дефект волевой сферы ин­дивида, выражающаяся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к опреде­ленной ситуации, определенному поведению, действию.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особеннос­тей протекания психических процессов и поведения человека, их сила, скорость возникновения, прекращение и изменение.

Чувства — форма переживания человеком своего отношения к пред­метам и явлениям окружающей действительности, отличающаяся от­носительной устойчивостью.

Эгоцентризм — неспособность индивида, сосредотачиваясь на соб­ственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к дру­гому.

Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, пережива­ний.

Экстраверсия — ориентация личности на внешний мир и других лю­дей.

Эмоции — психофизиологические процессы и состояния, пережи­ваемые индивидом как удовольствие, неудовольствие, страх, покой, радость, гнев и т. п.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Я-концепция — согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.


 

Литература

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. У истоков обще­ния. — М., 1991.

2. Атватер И. Я вас слушаю… — М., 1989.

3. Барлас Т. В. Популярная психология: От конфликтов к обрете­нию Я. — М., 1997.

4. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.

5. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — М., 1992.

6. Бодалев А. А. Психология общения. — М., 2002.

7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М., 1987.

8. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. — СПб., 2003.

9. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. — М., 2000.

10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Дошкольная психология. — М., 2007.

11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1997.

12. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологии. — М., 2006.

13. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. — М., 2004.

14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология. — М., 2007.

15. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. — М., 1992.

16. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком КАК. — М., 1995.

17. Годовикова Д. Б. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание, 1988. — № 5.

18. Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная актив­ность детей // Психология дошкольника: Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М., 1997.

19. Горелов И. Н., Житников В. Ф. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

 

20. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание, 2000. — № 12.

21. Гримак Л. П. Визуальный мир человека и человек в визуальном мире // Мир психологии, 2000. — № 2. — С. 84.

22. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. — М.,1996.

23. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. — М., 1987.

24. Дэна Даниэль. Преодоление разногласий. — СПб., 1994.

25. Ефимова Н. С. Психология взаимопонимания. — СПб., 2004.

26. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991.

27. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. — М., 1990.

28. Захаров И. А. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. — М., 1986.

29. Иванов Ю. М. Как управлять собой и влиять на других людей. — М., 1991.

30. Каган В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. — СПб., 1996.

31. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Ан­тоновой. — М., 1995.

32. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

33. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического об­щения. — М., 1990.

34. Карнеги Д. Как завоевать друзей. — М., 1989.

35. Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказ­ки // Здоровье, 1999. — № 10. — С. 75.

36. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М., 1993.

37. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1990.

38. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологи­ческих понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л., 1987.

39. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

40. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1995.

41. Лабунская В. В. Невербальное поведение — Ростов-на-Дону, 1986.

42. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд. — М., 1996.

43. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

44. Лисина В. О. Влияние педагогического общения на эмоциональ ное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание, 1994. — № 3.

45. Мелибруда Е. Я. Я — ТЫ — МЫ. — М., 1986.

46. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1985.

47. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990.

48. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.

49. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом общении. — М., 1998.

50. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения. — М., 1999.

51. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. — М., 1992.

52. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.

53. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся об­щаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. — М., 1993.

54. Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1990.

55. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психо­логия. — СПб., 2000.

56. Рогов Е. И. Психология общения. — М., 2004.

57. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

58. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивиду­ального развития личности ребенка. — М.,1988.

59. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

60. Станкин М. И. Психология общения. — М., 2003.

61. Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования лич­ности ребенка. — М., 1979.

62. Хриман Т., Василева Е. Что могут дать компьютеры для изменения стиля поведения детей // Дошкольное воспитание, 1993. — № 12.

63. Шмит Р. Искусство общения. — М., 2002.

64. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. — М., 2002.

Приложение 1

Уровень развития общения

 

Для проведения определенной педагогической работы с ребенком по об­щению необходимо определить его уровень развития общения. Для это­го нужно:

♦ определить, по каким поводам ребенок чаще всего обращается ко взрослому;

♦ выявить, требует ли он оценки своих действий;

♦ выяснить, задает ли вопросы.

О задержке в развитии общения могут свидетельствовать:

♦ пассивное, безынициативное поведение ребенка;

♦ то, что ребенок не задает вопросы;

♦ отсутствие у него потребности в общении;

♦ то, что ребенок не любит слушать сказки, играть самостоятельно и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.151 с.)