Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Даже закадычные подруги могут рассориться напрочь, если не поладят между собой их дети.
-308- Ситуация. Если ваш ребенок созрел для совместного общения со сверстниками, родители должны помочь организовать ему встречу с ровесниками. ? Как лучше эту встречу организовать? Решение. Лучше всего, чтобы первая встреча произошла на нейтральной территории — на детской площадке, в парке. В этом случае детям не придется решать проблемы территории, поскольку там нет ни «хозяина», ни «гостя». В случае когда гости приходят к вам, нужно заранее подготовить пространство для совместной деятельности детей. Комната должна быть психологически комфортной. Поэтому те игрушки (книжки, вещи), которые наиболее дороги сердцу вашего ребенка, стоит заранее убрать из поля зрения. У каждого человека есть вещи сугубо «для личного пользования». Ребенок, как и взрослый, имеет право на свои собственные вещи! Сделав это, подумайте вместе с ребенком, чем он будет заниматься со своим гостем. Играть в строительство замка? В дочки-матери? Или, быть может, рисовать на большом листе бумаги? Приготовьте вместе с ребенком то, что может понадобиться для игры. Такая подготовка очень важна: с одной стороны, она позволяет ребенку мысленно «проиграть» ход событий, а с другой — дает возможность почувствовать себя хозяином положения. Первое время, возможно, вам тоже придется принимать участие в детской игре, направлять ее ход и показывать, как конструктивно можно решить те или иные проблемы. -309- Ситуация. Если взрослый (родитель, воспитатель или учитель) с внутренним локусом контроля, то и ребенок может быть воспитан так же, и наоборот, если взрослый с внешним локусом контроля, то и ребенок будет воспитан с таким же видением причин происходящего. ? Какой вывод может быть сделан из этих наблюдений? Решение. Ребенок, подражая взрослым, перенимает их способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важно взрослым самим или с помощью психолога воспитать в себе внутренний локус контроля. Для этого нужно пройти тренинг мотивации достижения, внутренней мотивации, с тем чтобы выработать умение эффективно поощрять. Воспитателю или учителю желательно на эту тему провести родительское собрание, на котором нужно ознакомить с умениями находить причины происходящего в себе, преодолевать трудности.
-310- Ситуация. За последние 10 лет число детей с диагнозом «аутизм» увеличилось в 10 раз и достигло отметки 50 случаев на 10 000 человек. ? Предположите причины этого явления. Решение. Причин этому много. В частности, чем выше возраст отца (особенно если он превышает 40 лет), тем больше вероятность рождения аутичных детей (особенно после 40 лет). Чаще рождаются дети-аутисты у пар ученых, математиков, инженеров. У детей в таких семьях снижена способность к общению. -311- Ситуация. Обычно наивный оптимист говорит: «Никаких проблем нет, все замечательно». Оптимист разумный скажет: «Проблемы есть, но я их постараюсь решить». В основе такого оптимизма лежит вера в себя, умение радоваться жизни и способность действовать. Для каждой проблемы можно найти решение, пусть и не идеальное. Каждую учебную задачу решить можно и нужно. ? Можно ли научить ребенка быть оптимистом? Решение. Да, но это требует усилий и желания самого ребенка. При развитии у ребенка оптимизма нужно иметь в виду следующее: если пессимист при каждой возможности видит трудности, то оптимист в каждой трудности видит возможности. Если люди возлагают ответственность за события на себя, то они более активны и добиваются большего, чем те, кто во всем винит обстоятельства. Исследования показывают, что дети, которые хорошо успевают в школе, верят, что их достижения — результат их способностей, а провалы связаны с тем, что они недостаточно постарались: «Так сложились обстоятельства, это быстро пройдет». Те же, кто учится не так хорошо, каждый свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей: «Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся». Оптимизм — это не просто отсутствие пессимизма, а качественно другое состояние. Оптимисты уверены в себе, у них выше удовлетворенность своей жизнью, больше друзей, они чаще нравятся окружающим. Тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе, пессимистичное, мрачное видение будущего чаще встречаются у детей, чьи родители страдают от депрессии.
Оптимистический или пессимистический взгляд на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух механизмов научения: импринтинга и подражания. Маленькие дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия, эмоции и даже отношение к миру. Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве. Своим поведением, своим выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Все, что мы чувствуем, ребенок хорошо улавливает. Он делает первые шаги, пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным. Надо стараться передать детям свой положительный настрой. Необходимо помогать ребенку, развивать их интеллектуальные навыки: умение проводить анализ ситуации, поиск ошибок, планировать интеллектуальные действия, контролировать их эффективно запоминать и др. По мере выработки интеллектуальных навыков дети станут жизненными оптимистами прежде всего потому, что стали верить в себя.
Контрольные вопросы 1. Раскройте суть понятия «общение». 2. Раскройте сущность личностно-ориентированной модели общения взрослого с ребенком. 3. Докажите, что личностно-ориентированная модель общения эффективна для развития ребенка. 4. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это средство решения учебно-воспитательных задач. 5. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это способ развития коммуникативности. 6. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это средство, позволяющее вступить в контакт и разрешать конфликты. 7. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это процесс развития индивидуальности ребенка. 8. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это средство изучения друг друга общающимися. 9. Приведите примеры, подтверждающие, что общение — это средство воздействия друг на друга в процессе взаимодействия. 10. Охарактеризуйте общение во взаимодействии трех основных его сторон. 11. Раскройте основные особенности коммуникативности в общении. 12. Приведите примеры речевого (вербального) и неречевого (невербального) общения, опираясь на схемы, представленные на рис. 3.1 и 3.4. 13. В чем заключается двойственность природы мимики, какие признаки имеют основную познавательную нагрузку? 14. Каковы особенности пантомимики? Приведите примеры. 15. Раскройте сущность позиций общения и их влияние на психику ребенка. 16. Раскройте сущность дистанции общения и ее влияние на психику ребенка.
17. Раскройте сущность «пространства» общения и его влияния на психику ребенка. 18. Почему взрослый должен обеспечивать правильные позиции, дистанции, пространства общения? Приведите примеры. 19. Охарактеризуйте общение как межличностное взаимодействие. 20. Раскройте и приведите примеры способов взаимодействия. 21. В чем принципиальное отличие внушения от убеждения? 22. В чем принципиальное отличие убеждения от морализования? 23. Раскройте психологическую сущность внушения.
24. Раскройте перцептивную сторону общения. 25. Охарактеризуйте самооценку, ее влияние на психическое развитие ребенка. 26. Раскройте механизмы межличностного взаимодействия. 27. Раскройте механизм идентификации. 28. Раскройте механизм эмпатии. 29. Раскройте механизм рефлексии. 30. Раскройте механизм стереотипизации. 31. Раскройте содержание общения взрослого с младенцем. 32. Какова динамика общения взрослого с ребенком в первый год его жизни? 33. Покажите необходимость общения для своевременного речевого развития ребенка. 34. Раскройте причины задержки речевого развития ребенка в первый год его жизни. 35. Раскройте содержание общения взрослого с ребенком раннего возраста. 36. Раскройте процесс овладения речью ребенка в период от 1 года до 3 лет. 37. В чем суть затруднений в общении взрослого с ребенком 3 лет? 38. В чем проявляется кризис 3 лет, каковы его симптомы? 39. Какова должна быть основная стратегия поведения взрослого с детьми трехлетнего возраста? 40. Раскройте необходимость правильного подбора игрушек для развития общения детей раннего возраста. 41. Раскройте динамику общения детей со сверстниками начиная с первого года до 3 лет. 42. Раскройте содержание общения детей со сверстниками начиная с 1 года до 3 лет. 43. Подтвердите примерами необходимость взаимодействия взрослого и ребенка для развития общения детей. 44. Раскройте суть общения родителей с детьми после 3 лет. 45. Проанализируйте влияние различных типов семей на качество общения взрослых с ребенком дошкольного возраста. 46. Раскройте суть общения детей дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности. 47. Раскройте основные направления действий взрослого, способ ст-вующего установлению правильных взаимоотношений между детьми в процессе игры. 48. Приведите примеры, доказывающие, что игрушка — средство общения и психического развития ребенка. 49. Раскройте динамику общения взрослого и ребенка в дошкольном возрасте. 50. Раскройте функции речи в дошкольном возрасте. 51. Раскройте коммуникативную функцию речи. 52. Раскройте планирующую функцию речи. 53. Раскройте знаковую функцию речи. 54. Раскройте суть общения взрослого с ребенком в процессе познавательной деятельности. 55. Раскройте суть общения детей со сверстниками в процессе познавательной деятельности. 56. Сопоставьте на основе табл. 9.2 отличительные особенности общения ребенка со взрослым и со сверстниками. Приведите примеры.
57. Назовите основные причины детских конфликтов. Приведите примеры. 58. Раскройте динамику общения мальчиков и девочек со взрослым. 59. Одинаково ли надо воспитывать мальчиков и девочек? Выскажите свое мнение по этому вопросу. 60. Какова роль взрослого в половой идентификации ребенка? 61. Как помочь родителям создать положительный образ о своем ребенке? Темы рефератов
1. Общение как обмен информацией. 2. Вербальное и невербальное общение. 3. Поза, жесты, позиция и дистанция в общении. 4. Активное слушание и его освоение. 5. Общение как межличностное взаимодействие. 6. Использование убеждений в общении с детьми разных возрастов. 7. Использование внушений в общении с детьми разных возрастов. 8. Общение как понимание людьми друг друга. 9. Эмпатия в общении как сопереживание. 10. Развитие рефлексии в общении с детьми разных возрастов. 11. Стили общения с позиций трансактного анализа. 12. Требования к построению стиля общения «взрослый — ребенок». 13. Требования к построению стиля общения «родитель — ребенок». 14. Требования к построению стиля общения «взрослый — взрослый». 15. Обучение языку по схеме «родитель — взрослый — дитя». 16. Общение младенца со взрослым. 17. Развитие непосредственно-эмоционального общения. 18. Развитие ситуативно-делового общения. 19. Общение и речь. 20. Организация общения для предупреждения задержек речевого развития ребенка. 21. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. 22. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста. 23. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3 лет. 24. Игрушка как средство общения ребенка в раннем возрасте. 25. Общение малышей со сверстниками. 26. Общение взрослого с детьми дошкольного возраста. 27. Общение дошкольника со сверстниками. 28. Общение детей с родителями. 29. Общение по поводу игры (взрослый — ребенок, ребенок — ребенок). 30. Общение и развитие речи в дошкольный период. 31. Внеситуативно-познавательное общение. 32. Внеситуативно-личностное общение. 33. Смысловой барьер в общении. 34. Общение мальчиков и девочек. 35. Общение взрослого с детьми в процессе познавательной деятельности. 36. Детские конфликты и их разрешение. 37. Конфликты взрослого с ребенком и их разрешение. 38. Компьютер. Дети. Общение. 39. Влияние общения между взрослыми на развитие детей разного возраста. 40. Развитие представлений о семейных отношениях у детей. Словарь терминов Авторитарность — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Адаптация — приспособление строения и функций организма к условиям среды. Адаптация социально-психологическая — взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.
Аттракция — познание другого человека, основанное на устойчивом позитивном чувстве к нему. Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми. Вербальный — устный, словесный. Внутренняя речь — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда человек думает о чем-либо, решает в уме какие-либо задачи, мысленно составляет планы и т. п. Внушение — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности отношения к явлению. Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате сопоставления с другими позициями. Диалог — разновидность речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами. Дискуссия — форма диалога, в процессе которой сталкиваются различные и, как правило, противоположные точки зрения. Диспут — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в ходе которой высказываются разнообразные точки зрения и которая осуществляется под руководством ведущего. Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Идентификация — в широком плане: установление идентичности, тождественности, равноценности предметов и явлений. Идентификация социальная — 1) механизм социализации, отождествления индивида с реальным или воображаемым человеком, группой, общностью; 2) процесс усвоения социальных ролей (в том числе половых), стандартов поведения, основанный на воспроизведении, копировании их. Импринтинг (или запечатление) — специфическая форма научения, при которой в самый ранний период жизни в памяти фиксируются значимые объекты, предметы, формы поведения. Интерактивная сторона общения — построение общей стратегии взаимодействия партнеров по общению. Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. Интервью — метод получения, сбора сведений путем беседы, общения с другими людьми. Интериоризация — переход действия во внутренний план. Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, ориентация личности на свой внутренний план. Инцидент — ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. Каузальная атрибуция — механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека. Коммуникация — обмен информацией между двумя или большим количеством людей. Комплекс оживления — положительная эмоциональная реакция ребенка; первая социальная реакция ребенка. Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Личностный смысл — особый уровень индивидуального сознания, подчеркивающий личностные особенности отражаемой человеком картины мира. Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми. Монолог — устное либо письменное высказывание одного человека. Монологическая речь — процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языковых средств. Невербальное общение — общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, позы, мимики и т. д. Негативизм — немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованию и ожиданиям других. Нормы социальные — совокупность правил и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам. Обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодей ст-вие, восприятие и понимание другого человека. Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. Орудийные действия — действия, в которых один предмет, «орудие», употребляется для воздействия на другие предметы. Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Перцептивная сторона общения — процесс формирования образа другого человека. Подражание — следование примеру, образцу. Рефлексия — осознание того, каким субъекта познания воспринимают другие лица. Речь — сложившаяся исторически форма общения, опосредованная языком. Речевая деятельность — деятельность общения между людьми посредством языка и речи. Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Ролевые ожидания — совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (роль руководителя, подчиненного и т. д.). Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Самоидентификация — способ усвоения социального опыта представлений о самом себе через подтверждение своей личности другими людьми. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Соотносящее действие — действие, цель которого состоит в приведении двух или нескольких предметов (или частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Социальная роль — ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом. Статус социальный — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Стереотипизация — восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений. Стили общения — типичная система приемов воздействия на других. Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (родитель, взрослый, ребенок). Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и т. д., на языке трансактного анализа это называется контактом. Два и более контакта составляют трансакцию. Тревожность — свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых. Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Упрямство — особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему. Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию. Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей протекания психических процессов и поведения человека, их сила, скорость возникновения, прекращение и изменение. Чувства — форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Эгоцентризм — неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к другому. Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экстраверсия — ориентация личности на внешний мир и других людей. Эмоции — психофизиологические процессы и состояния, переживаемые индивидом как удовольствие, неудовольствие, страх, покой, радость, гнев и т. п. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Я-концепция — согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.
Литература 1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. У истоков общения. — М., 1991. 2. Атватер И. Я вас слушаю… — М., 1989. 3. Барлас Т. В. Популярная психология: От конфликтов к обретению Я. — М., 1997. 4. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988. 5. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — М., 1992. 6. Бодалев А. А. Психология общения. — М., 2002. 7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М., 1987. 8. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. — СПб., 2003. 9. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. — М., 2000. 10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Дошкольная психология. — М., 2007. 11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1997. 12. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологии. — М., 2006. 13. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. — М., 2004. 14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология. — М., 2007. 15. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. — М., 1992. 16. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком КАК. — М., 1995. 17. Годовикова Д. Б. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание, 1988. — № 5. 18. Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Психология дошкольника: Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М., 1997. 19. Горелов И. Н., Житников В. Ф. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
20. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание, 2000. — № 12. 21. Гримак Л. П. Визуальный мир человека и человек в визуальном мире // Мир психологии, 2000. — № 2. — С. 84. 22. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. — М.,1996. 23. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987. 24. Дэна Даниэль. Преодоление разногласий. — СПб., 1994. 25. Ефимова Н. С. Психология взаимопонимания. — СПб., 2004. 26. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991. 27. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. — М., 1990. 28. Захаров И. А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. 29. Иванов Ю. М. Как управлять собой и влиять на других людей. — М., 1991. 30. Каган В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. — СПб., 1996. 31. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой. — М., 1995. 32. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 33. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. — М., 1990. 34. Карнеги Д. Как завоевать друзей. — М., 1989. 35. Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здоровье, 1999. — № 10. — С. 75. 36. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М., 1993. 37. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 1990. 38. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л., 1987. 39. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. 40. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1995. 41. Лабунская В. В. Невербальное поведение — Ростов-на-Дону, 1986. 42. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд. — М., 1996. 43. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 44. Лисина В. О. Влияние педагогического общения на эмоциональ ное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание, 1994. — № 3. 45. Мелибруда Е. Я. Я — ТЫ — МЫ. — М., 1986. 46. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1985. 47. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990. 48. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978. 49. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом общении. — М., 1998. 50. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения. — М., 1999. 51. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. — М., 1992. 52. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989. 53. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. — М., 1993. 54. Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1990. 55. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2000. 56. Рогов Е. И. Психология общения. — М., 2004. 57. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989. 58. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.,1988. 59. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. 60. Станкин М. И. Психология общения. — М., 2003. 61. Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка. — М., 1979. 62. Хриман Т., Василева Е. Что могут дать компьютеры для изменения стиля поведения детей // Дошкольное воспитание, 1993. — № 12. 63. Шмит Р. Искусство общения. — М., 2002. 64. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. — М., 2002. Приложение 1 Уровень развития общения
Для проведения определенной педагогической работы с ребенком по общению необходимо определить его уровень развития общения. Для этого нужно: ♦ определить, по каким поводам ребенок чаще всего обращается ко взрослому; ♦ выявить, требует ли он оценки своих действий; ♦ выяснить, задает ли вопросы. О задержке в развитии общения могут свидетельствовать: ♦ пассивное, безынициативное поведение ребенка; ♦ то, что ребенок не задает вопросы; ♦ отсутствие у него потребности в общении; ♦ то, что ребенок не любит слушать сказки, играть самостоятельно и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.151 с.) |