Собеседники должны видеть, что они оба хотят общаться. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собеседники должны видеть, что они оба хотят общаться.



 

Установление вербального контакта

Успешности установления контакта способствуют приветливая улыб­ка и прямой взгляд. Не спешите начинать разговор, поймайте сначала ответный взгляд. Лучше всего, если вы обменяетесь с собеседником улыб­ками. Не начинайте разговор с волнующих вас вопросов. Необходима настройка на разговор, а для этого требуется время.

Вступительная часть беседы нужна для того, чтобы собеседник (ре­бенок, подросток) переключился с дел, которыми был занят, на разго­вор с вами, а также чтобы была создана благоприятная атмосфера для разговора.

Чтобы партнер быстрее и лучше включился в разговор, рекомендует­ся так построить первые фразы, чтобы мобилизовать все каналы воспри­ятия. Например: «Коля, я рада поговорить с тобой» — воздействие на кинестетический канал; «Я слышала о твоем увлечении рисованием» — воздействие на аудиальный и кинестетический каналы; «Я вижу, у тебя большие успехи в рисовании» — влияние на визуальный канал. Подоб­ные фразы воспринимаются как вежливые, приглашающие к общению, направлены на то, чтобы завладеть вниманием собеседника.

Таким образом, задача вступительной части:

♦ привлечь внимание к своей персоне;

♦ установить контакт с собеседником;

♦ пробудить интерес к теме разговора.

Есть много вариантов начать беседу. Если собеседник заговаривает о своих проблемах, нужно дать ему возможность высказаться, поощряя на разговор. Очень важно внимательно выслушать партнера по общению.

Если собеседник напряжен, то начать разговор нужно со снятия напряженности, с приятных фраз общего характера, с тактичного комплимента.

Беседа может также начаться с зацепки (какого-либо события, лич­ного наблюдения, случая), которую можно было бы увязать с содержанием разговора.

Если собеседник расположен к беседе, можно начать ее сразу, напомнив о предмете разговора.

В процессе общения важно поддерживать партнера располагающей позой, кивками, словами.

Речь говорящего должна быть достаточно эмоциональной, хорошо, если ей будет сопутствовать улыбка.

Улыбка — выражение хорошего отношения к говорящему.

-44-

Вопрос. Как быть, если в данный момент не хочется улыбаться? Ответ. Воспользуйтесь приемом, который предлагает Д. Карнеги: «Перед тем как войти в кабинет, на мгновение остановитесь и поду­майте о тех вещах, за которые вы должны быть благодарны судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка; и когда вы войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки».

* * *

Говорящий должен быть сам убежден в том, о чем он говорит. Говорить надо медленно, чтобы ребенок имел возможность следить за ходом мысли. Небольшие паузы дадут возможность ребенку лучше усвоить сказанное.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией ре­бенка и управлять его вниманием. Для мобилизации внимания есть ряд приемов: изменение звучания голоса, использование особой интона­ции, варьирование темпа речи, изменение силы звуков.

Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

 

 

Алгоритм активного слушания в диалоге

Активное слушание — это техника общения с собеседником, заклю­чающаяся в оказании ему поддержки в разговоре, с тем чтобы активиро­вать его речь и сохранить его внутренний психологический комфорт.

Внутренний стержень активного слушания — переключение себя (своих мыслей, чувств, состояния) на собеседника (на его мысли, чувства, состояние).

Внешними признаками активного слушания являются:

♦ проявление заинтересованности, участия;

♦ готовность оказать поддержку;

♦ стремление полностью понять собеседника (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Этапы активного слушания

Задание. Подумайте, какими способами вы могли бы активно слушать собеседника, показывая это с помощью:

♦ языка тела;

♦ голоса, интонации;

♦ ободряющих слов.

Основные рекомендации по использованию активного слушания.

♦ Давайте своему собеседнику возможность выговориться.

♦ Выражайте вашу заинтересованность с помощью языка тела при личном общении.

♦ Проявляйте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений.

♦ Резюмируйте наиболее важные высказывания.

♦ Не прерывайте собеседника.

♦ Не противоречьте ему.

♦ Почаще задавайте вопросы.

 

* * *

Ю. Б. Гиппенрейтор настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания. При их использовании они могут рассчи­тывать на следующие результаты:

♦ исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка: разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше);

♦ ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, беседа развивается;

♦ ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, начинает активно слушать;

♦ изменяются и сами родители: они находят в себе больше терпения.

 

* * *

Слушая ребенка, старайтесь проговорить то, что, по вашему впечат­лению, он сейчас чувствует, назвать его переживания по имени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.007 с.)