Идентификация как сопоставление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация как сопоставление



Механизм идентификации дает возможность воспитателю (взрослому) поставить себя на место ребенка и продумать его мысли. Это поможет правильно определить мотивы его поведения.

-29-

Ситуация. Девочка 3 лет, увидев во взрослом журнале фигуры моделей, демонстрирующих красивое женское белье, сама назвала, что это тети. Однако на вопрос, по каким признакам это можно определить, не ответила.

? На основании чего девочка смогла все же правильно определить пол?

Решение. Девочка определила правильно пол на основании одежды, хотя еще без указания ее детализации. Это говорит о начале фор­мирования половой идентификации.

-30-

Задание. Ваш воспитанник совершил определенный поступок. Попробуйте поставить себя на место ребенка, проследите возможный ход его мыслей и определите мотивы этого поступка.

 

Эмпатия в общении как сопереживание

Одним из важнейших компонентов правильного построения процес­са общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собе­седника (рис. 3.13).

 

 

Можно выделить несколько основных условий эмпатического общения.

1. Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

2. Наличие положительных установок к собеседнику.

3. Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

♦ условиями, в которых воспитывается человек;

♦ числом содержательных коммуникативных связей человека в семье;

♦ культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социаль­ные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.

В 5–7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживания­ми. Материал для инсценировок берется:

♦ из своего жизненного опыта;

♦ из просмотренных кинофильмов;

♦ из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репертуар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче социальный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и разнообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, навер­няка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему — он лучше и полнее на­чинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что яв­ляется началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообще­ния, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Срав­ним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

2. Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

3. Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы не­много расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

♦ по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

♦ по его словам, отражающим чувства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)