Ограничивая движения ребенка, мы сковываем не только его руки, но и мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничивая движения ребенка, мы сковываем не только его руки, но и мышление.



Пантомимика также имеет огромное значение при общении. По тому, как сидит или стоит человек, по его жестам и движениям можно определить его эмоциональные переживания, а жест и мимика несут 40 % информации.

Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания, выразить эмоциональное отношение говорящего к высказываемым мыслям.

Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Неумеренная жестикуляция утомляет слушателя и вызывает его раздражение.

Подобно словам-паразитам (типа «так сказать», «значит» и т. д.) существуют жесты-сорняки, которые отвлекают собеседника от воспри­ятия речи.

Нежелательно в процессе беседы:

♦ встряхивать головой;

♦ бесконечно поправлять прическу, очки;

♦ почесывать затылок;

♦ теребить пуговицу и т. п.

Чрезмерное употребление жестов ведет к потере выразительности речи. Движения рук, как и всего тела, в общении должны быть мотиви­рованными, естественно порождаться излагаемой мыслью и выражае­мыми чувствами. Для правильного использования жестов в процессе разговора необходима тренировка. Ниже предлагаются задания для практической отработки соответствующих навыков.

-5-

Ситуация. В формирующийся образ личности и партнера по обще­нию включаются многие признаки. Например, часто говорится, что люди с большим ртом — обычно шутники и насмешники, люди с близ­ко посаженными друг к другу глазами властолюбивы, а если у человека тонкие бесчувственные губы, то это указывает на его скрытность.

? Есть ли жесткие связи физического облика человека с чертами его характера?


Решение. Исследования показывают, что жесткой связи между эти­ми признаками нет. Но тем не менее тонкая наблюдательность и память на лица очень важны для человека, особенно если учитывается большая совокупность разных признаков. Очевидно, что наиболее информативной в выразительном поведении является экспрессия чело­веческого лица.

* * *

Д. У. Джонсон определил невербальные сигналы, которые выража­ют теплоту и холодность (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Невербальные сигналы теплоты и холодности

Ниже приводятся задания на тренировку неречевого общения.

 

-6-

Задание (на развитие коммуникативности внимания). Понаблюдайте с сыном (дочерью) за беседой двух незнакомых на улице. Постарай­тесь определить:

♦ кто является лидером в данном диалоге;

♦ естественно ли ведут себя собеседники;

♦ назревает ли конфликт;

♦ кто простится первым и уйдет.


-7-

Задание (на развитие визуального контакта). Понаблюдайте и постарайтесь понять, почему некто в данный момент поднял глаза на другого человека или почему один отвел свой взгляд от глаз другого. Объясните, что обозначает тот или иной взгляд, выражение лица, показанный жест.

-8-

Задание (на развитие коммуникативной наблюдательности и невербальных умений). Включите телевизор и отключите звук.

1. Попытайтесь по позам, жестам, мимике героев общения угадать эмоциональный настрой, содержание действий и суть разговора.

2. Постарайтесь понять, кто лидирует в диалоге, а кто «обороняется».

3. Определите психические качества героев: их эмоциональность, темперамент, волю, свойства ума.

-9-

Задание (на развитие мимики, выполняется перед зеркалом).

1. Усвойте особенности своей мимики, обозначая наиболее простые эмоции: восторг, гнев, удивление.

2. Проведите активную гимнастику перед зеркалом, напрягая и расслабляя соответствующие мышцы и фиксируя их напряжение в памяти мышц.

3. С помощью мимики, жестов отобразите простые ситуации: разговор шепотом, рассматривание объекта в бинокль, написание записки и т. п.

Обычно в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 55%.

Таким образом, добиться более совершенного общения можно при владении всем арсеналом речевого и особенно неречевого общения.

Чтобы осуществить принцип «не рядом и не над, а вместе» личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком, надо учитывать следующие понятия: позиция, дистанция и пространство общения.

Позиция общения

Позиция общения — это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, — вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок — как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися. В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки. Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок») послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

 

* * *

 

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

-10-

Задание. Понаблюдайте и выясните:

1) какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;

2) какая позиция преобладает в вашем профессиональном обще­нии:

• с родителями воспитанников;

• с коллегами;

3) как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения — это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их пси­хологических особенностей и национальных стандартов поведения. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

Если дистанция слишком велика, то взаимодействие затрудняется. Например, руководитель предприятия пригласил вас в кабинет, и вы сели в другом конце комнаты. Сможете ли вы обсудить интересующий вас вопрос, не приближаясь к руководителю? Вряд ли.


 

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более — в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

♦ для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;

♦ у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;

♦ каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами. Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя. В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

-11-

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

? С чем в действительности связано различие в поведении латиноамериканцев и жителей США?

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

 

-12-

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового?

Сын. Нормально. Ничего.

Мать. Поел?

Сын. Да.

Мать. Уроки выучил?

Сын. Да.

?   К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

-13-

Задание. Подумайте и определите:

♦ какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;

♦ где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

♦ куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;

♦ где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

-14-

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла — очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым. А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к бо­лее близкому контакту и в межличностном общении. При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

-15-

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчи­ку для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

-16-

Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться». Он готов исполнять все, что попросит вос­питательница. Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила:

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

? Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Решение. Этого ребенка неверно считать подлизой. Он просто нуждается в более короткой дистанции общения.

-17-

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ори­ентированной модели.

? Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

-18-

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

♦ как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);

♦ как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;

♦ какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);

♦ как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придет­ся ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

Пространство общения

Пространство общения — это общее визуальное и мыслимое про­странство с однозначным пониманием смысла средств общения.

 

 

Пространство общения должно быть единым для всех включенных в него.

Во время разговора важно:

♦ чтобы собеседники видели друг друга;

♦ стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами;

♦                                                                                                                                                     чтобы в словах имелся одинаковый смысл.

Необходимо помнить:

♦взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занима­ют игры, занятия и пр.;

♦взрослые и дети находятся на разных позициях;

♦взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл.

Как преодолеть вышеперечисленные противоречия? Создать общее «пространство» общения — важнейшая задача воспитателя, взрослого человека, ведь ребенку это сделать еще не под силу. В связи с этим взрослый часто приглашает ребенка перейти в его «пространство». Так, например, происходит, когда воспитатель приглашает детей на занятия. Дети приходят, но это еще не означает, что каждый из них на самом деле присутствует там, где воспитатель хотел бы его видеть. Мысленно ребенок может быть где угодно: в сказке, в незавершенной поделке и т. д. Он с трудом переключается с одних занятий на другие, ведь даже взрос­лым нелегко перейти от одного дела к другому.

Воспитатель должен организовать общение так, чтобы оно было при­ятно, потому что ребенку необходимо испытывать удовольствие от об­щения с воспитателем. Это усиливает педагогический эффект.

-19-

Задание. Спросите и у детей, и у взрослых о том, что они понимают под словами «самостоятельность», «свобода», «ответственность», «обязанность», «права».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.043 с.)