От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.



 

 

Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребенка име­ют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исклю­чительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его  здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.
Глава 1

Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также модели «невме­шательства» представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Особенности учебно-дисциплинарной модели

и модели «невмешательства»

Модель учебно-дисциплинарная Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

обучение ребенка умениям и навыкам самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

Способы общения:

—   наставление; —   требование; —   запрет; —   угроза, наказание —   холодное наблюдение; —   реагирование уходом; —   реагирование раздраженным непринятием

Тактика общения:

руководство и контроль мирное сосуществование рядом, но не вместе

Результат общения:

подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость разрыв эмоциональных связей


Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

♦ обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

♦ формировать начала личности (базис личностной культуры);

♦ развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

♦ формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

♦ сотрудничество при взаимодействии;

♦ создание и использование ситуаций, требующих от детей прояв­ления интеллектуальной и нравственной активности;

♦ использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

♦ выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

♦ высказывание собственного мнения;

♦ желание достичь результата;

♦ обращение за помощью.

Результат:

♦ свобода мышления, воображения;

♦ исчезает страх;

♦ возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

♦ появляется единство физического и психического здоровья.

* **

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

 


Глава 2

Психология общения

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает:

♦ как средство решения учебно-воспитательных задач;

♦ как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом;

♦ как способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;

♦ как необходимое условие его социально-личностного развития.

Таким образом, общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

В общении выделяются пять его основных функций (рис. 2.1).

 

Прагматическая Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
     
Формирующая Проявляется в процессе формирования и развития человека
     
Подтверждающая Реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя
     
Организация и поддержание межличностных отношений Осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых
     
Внутриличностная Реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

 

Рис. 2.1. Функции общения


Три составляющих общения:

1) общение как коммуникация — обмен информацией и пережива­ниями;

2) общение как межличностное взаимодействие;

3) общение как понимание людьми друг друга — взаимовосприятие (рис. 2.2).

 

Общение — многоплановый процесс развития контактов

между людьми, порождаемый потребностью общей деятельности

     
Общение как коммуникация   Общение как межличностное взаимодействие   Общение как понимание людьми друг друга

 

   
Обмен информацией   Обмен переживаниями    

 

 

Рис. 2.2. Три составляющих общения

 


Глава 3

Общение как коммуникация

Коммуникацию между общающимися обеспечивает, во-первых, язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова.

Речевое общение — процесс установления и поддержания целена­правленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.

В структуру речевого общения входят определенные свойства речи и голоса:

♦ диапазон — широкий, узкий;

♦ тональность — высокая, низкая;

♦ интонация — слабая, говорящая о подчиненности человека, повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру, и др.;

♦ темп речи — быстрый, средний, замедленный;

♦ модуляция высоты голоса — плавная, резкая;

♦ ритм — равномерный, прерывистый;

♦ тембр — раскатистый, хриплый, скрипучий.

Наиболее привлекательной при общении является речь плавная, спокойная и размеренная.

Речевое общение (рис. 3.1), поддержанное словами, жестами, мимикой собеседника (диалог), происходит намного легче по сравнению с не поддержанным этими средствами (монолог).

Большое внимание должно быть уделено свойствам речи и голоса, таким как тональность, тембр, темп, дикция и т. д. Ребенок в силу своей впечатлительности, подражательности будет перенимать все нюансы голоса уважаемого им взрослого человека. Родителям следует обращать внимание на звуковое оформление своей речи: шепот, вздохи, смех и т. д.

На каждом этапе словесного оформления мыслей происходит потеря информации и ее искажение. Масштаб этих потерь определяется:

 


♦ общим несовершенством человеческой речи;

♦ неточностью воплощения мыслей в словесной форме (табл. 3.1).

СВОЙСТВА РЕЧИ И ГОЛОСА

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ

         
Диапазон Тональность   Смех Плач
             
Тембр Ритм   Шепот Вздохи
             
Темп Дикция   Кашель Сопение
             
Интонация Модуляция   Нулевые звуки Носовые звуки

 

Рис. 3.1. Свойства речи и голоса и разделительные речевые звуки

Таблица 3.1

Факторы, затрудняющие воплощение мыслей в словесной форме

 

Параметры Процент потери информации
Максимальное воплощение мыслей Задумано 100 %
Языковой фильтр Приобрело словесные формы 90 %
Барьер словесных запасов собеседников Высказано 60 %
Фильтр воображения и желания Услышано 70 %
Объем запоминания Понято 60 %
  Осталось в памяти 24 %

 

Потери информации происходят по внешним или внутренним при­чинам (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Барьеры общения

 

Внешние Внутренние
Сложившиеся отношения между общающимися: — недоверие; — неприятие; — отсутствие авторитета; — статус Словарный запас. Культурный уровень. Профессия (различные области знаний). Фонетический барьер: — непонимание языка; — неприятие темпа речи; — несоответствие речи жестам.

Продолжение


Таблица 3.2

(продолжение)

Внешние Внутренние
  Семантический барьер — непонимание смысла из-за жаргонных выражений и использования слов в не свойственных им значениях. Стилистический барьер — несоответствие содержания стилю, форме изложения

 

-1-

Ситуация. Мама занимается важным делом: читает кулинарную книгу, выбирая очередной рецепт. В это время подходит Сережа (3 года) с тем чтобы обсудить свою проблему: как сделать из бумаги кораблик. Мама слушает сына вполуха, пытаясь продолжить свое дело. Время от времени она кивает, что-то говорит ему из вежливости.

? Какой барьер общения возник в данной ситуации?

Решение. При таком общении мама лишь смутно представляет себе, о чем говорит Сережа. Образуется один из барьеров общения, когда считается, что можно делать одновременно два дела. На самом деле мама должна сразу же переключиться при обращении к ней сына и все­цело сосредоточить свое внимание только на Сереже.

-2-

Ситуация. Мама, разговаривая с сыном Сережей (5 лет), чувствует, что он не все понимает, о чем она говорит.

? Может ли такое случиться?

Решение. Да, может. Существуют, как уже говорилось выше, так называемые барьеры общения. Одной из причин этого может быть то, что логика ребенка отличается от логики взрослых. На вопрос: «Поче­му маленькая лодка не тонет?» — он может ответить: «Потому что она легкая». Поэтому взрослый должен удостовериться, правильно ли ре­бенок понимает те или иные вещи, явления, о которых идет речь в раз­говоре.

 

* * *

При помощи речи происходит кодирование и декодирование инфор­мации. Говорящий (взрослый) кодирует информацию, а слушающий (ребенок) ее декодирует. Передачу информации можно выразить схе­мой (рис. 3.2).


Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого говорящего (взрослого), его представлений о слушателе (ребенке) и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение.

 

Говорящий передает информацию, кодируя ее в словах

Слушающий понимает информацию, декодируя смысл слов

 

 

Требования к передаче информации: надежность

(степень доверия к источнику информации), понятность сообщаемой информации,

обратная связь и т. д.

 

 
         

Рис. 3.2. Передача информации

 

* * *

Не меньшее значение в коммуникации имеет и общение неречевое (невербальное), осуществляемое с помощью жестов, мимики, пантоми­мики, а также позиции и дистанции общения (рис. 3.3, 3.4 и 3.5).

 


 

 

 


Экспрессия выражается через мимику, пантомимику, интонацию голоса. Экспрессия очень информативна. Даже маленький ребенок хо­рошо воспринимает экспрессивную сторону неречевого общения и при­дает ей подчас решающее значение: «Мама говорит сердитые слова. Но на лице у нее сердиток нет. Значит, она не сердится!».

-3-

Ситуация. Мама Миши, женщина эмоциональная, хотя и скажет что-то обидное для сына тоном, не терпящим возражений, но тут же пояснит: «Для тебя же стараюсь». Тем не менее мальчик все равно обижается и быстро убегает из комнаты.

? Как ребенок реагирует на эмоциональную окраску слова?

Решение. Первое, что слышат дети в словах взрослого, — это эмоциональную сторону речи, а уже потом они воспринимают значение сказанного. Тон важнее содержания слов, и если он резкий, сердитый, то вывод ребенка всегда однозначен: «Меня не любят, я плохой».

Мимика правой и левой стороны лица немного различается, так как они контролируются разными полушариями мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, а правое управляет эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью. Поскольку работа правого полушария отражается на левой стороне лица, то на этой стороне труднее скрыть свои чувства. Об искренности человеческих эмоций обыч­но говорит симметрия в отображении чувств на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнится мимика его правой и левой половины.

Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливее выражаются на левой стороне лица.

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы индивида, читать которые совсем не сложно. Например, усиленная мимика рта или закусывание губ свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе (насмешке).

Улыбка на лице, как правило, отражает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины обычно показывает, что он в данной ситуации владеет собой. Женская же улыбка, как правило, значительно правдивее и чаще соответствует фактическому настроению.

Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное толкование. Так, чрезмерная улыбчивость сигнализирует о потребности в одобрении, кривая улыбка — это знак контролируемой нервозности, улыбка при приподнятых бровях говорит о готовности подчиниться, а при опущенных — свидетельствует об ощущении превосходства.

Когда люди слушают, они склонны к зрительному контакту. Обычно человек отводит глаза, когда он задает вопросы, от которых чувствует неудобство, ощущает свою вину. С другой стороны, когда человек аг­рессивен, озлоблен или защищается, контакты глаз резко возрастают.

Людей обычно выдают:

♦ какие-либо изменения в выражении глаз — при возникновении некой эмоции;

♦ непроизвольные движения глаз — при появлении тревоги, стыда, страха;

♦ остекленевший взгляд — при возникновении слабости;

♦ сумбурные движения зрачков — знак опьянения;

♦ усиленные моргания век — при возбуждении и обмане;

♦ увеличение зрачков — при ощущении интереса или получении удовольствия, например после употребления наркотиков;

♦ сужение зрачков — при накатывании раздражения, злобы, ненависти, других отрицательных эмоций (такой эффект наблюдается в том числе и после употребления лекарств или тех же наркотиков).

Люди предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, с кем у них близкие отношения. Они смотрят, когда слушают, а не когда говорят.

Во время беседы следует обратить внимание на реакцию слушающего. Можно заметить следующие характерные признаки:

♦ отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;

♦ переведение взгляда на окружающие предметы — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог;

♦ настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки при этом сужены) — отсутствие согласия, недоверие;

♦ глаза отводятся в сторону или опущены вниз — стыд, обман;

♦ взгляд сбоку — недоверие;

♦ взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согла­сия, недоверие.

Язык взгляда способен сказать об истинных чувствах собеседника, его правдивости или ложности.

Важными показателями невербального поведения человека являются его интонация голоса и особенности лексики. Например, низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать других людей.

Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии индивида, его переживаниях, отношении к событиям, самочувствии, а нередко и о темпераменте, чертах характера.

Уловить эмоции индивида позволяет тон его голоса. Например, в зависимости от состояния у человека несколько меняется голосовой тембр. Очень высокий голос является показателем энтузиазма, радо­сти или недоверия; высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты, отражает гнев и страх; чрезмерно высокий, пронзительный свидетельствует о беспокойстве; мягкий и приглушенный, с пониженной интонацией к концу каждой фразы выражает горе, печаль или усталость.

Более всего о внутреннем психоэмоциональном состоянии индивида может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы.

Физиологические реакции индивида обычно плохо поддаются контролю и поэтому весьма информативны:

♦ покраснение лица отражает стыд или гнев;

♦ побелевшее лицо показывает страх или является признаком ви­новности;

♦ усиленное биение пульса на венах рук или артериях шеи предо­пределяется тревогой, страхом, стыдом или обманом;

♦ быстрое поверхностное дыхание указывает на внутреннее напря­жение;

♦ короткое дыхание через нос — на злость;

♦ пересыхание рта (проявляется в глотании, облизывании губ, жа­жде и т. д.) свидетельствует о страхе, обмане;

♦ внезапный оскал — признак ярости, агрессивности;

♦ тремор рук говорит о напряжении, страхе, обмане;

♦ испарина, пот отражают гнев, смущение, нервозность, обман.

-4-

Ситуация. В эксперименте детям 6—8 лет показывали картинки и просили назвать изображенные на них предметы. При этом одной группе детей разрешали жестикулировать, а другой — запрещали.

? Предположите, у какой группы детей результаты будут выше?

 


Решение. Когда руки были свободны для жестикуляции, школьник чаще давал правильные ответы и быстрее подбирал нужное слово. Жестикуляция помогает детям думать, говорить и учиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.072 с.)