Упражнения на развитие эмпатии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие эмпатии.



1. Спросите о том:

• что необходимо для жизни яблони (земля, вода, пчелы, чтобы опылять цветы, и т. д.);

• что необходимо в жизни человеку (друзья, которые способны его понимать, и др.).

2. Дайте представить ребенку, что он какое-то животное, например собачка. Предложите ему сочинить рассказ от имени собачки. При этом в помощь ребенку предложите такие вопросы.

• Есть ли у собачки какой-либо домик?

• Кто ее кормит?

• Всегда ли у нее есть еда?

• Зачем собачке нужен человек, у которого она живет?

• Зачем людям нужна собачка?

Пусть ребенок подумает о том, как собачка общается с человеком, который о ней заботится.

• Как она приглашает поиграть?

• Как дает себя погладить?

• Как показывает, что она хороший друг?

Поговорите с ребенком о том, почему люди нуждаются в домашних животных, а те — в нас. Задайте следующие вопросы.

• Испытывают ли животные чувства?

• Почему люди ответственны за животных?

• Что дают животные человеку?

3. Поговорите о семье ребенка, в чем нуждается каждый из ее членов.

• Что нужно папе (работа, мама, бабушка, сын и т. д.)?

• Что нужно маме (работа, папа, сын, бабушка и т. д.)?

• В чем нуждается сын (в пище, в заботе мамы, папы, бабушки, в учебе и т. д.)?

4. Перебрасываясь мячиком, попросите ребенка произносить добрые слова, которые поднимают людям настроение и помогают в беде.

Психологической основой гуманных отношений явля­ется эмоциональная эмпатия, которая представляет собой сочетание переживания, сочувствия и импульса к действию.

 

Рефлексия

Идентификация и эмпатия требуют решения вопроса: «Как тот, “другой”, понимает меня?». Это своеобразный процесс зеркального отражения.

С помощью рефлексии субъект осознает то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексивная деятельность позволяет человеку осознавать свою индивидуальность.

Рефлексия помогает понять собеседника, так как многие слова имеют многозначный смысл. Вследствие этого возникают проблемы в общении.

1. Бывает трудно установить, что именно имел в виду тот, кто что-либо сказал, потому что одно и то же слово для говорящего и слушающего может иметь разное значение. Кроме того, не всегда легко найти нужное слово, которое точно выражало бы нужную мысль.

2. Значения большинства сообщений «закодированы». То, что мы сообщаем другому человеку, имеет точный смысл только для нас самих.

3. Существуют трудности открытого самовыражения. Вот почему нередко собеседники начинают изложение с небольшого вступления, из которого еще не видно их намерения.

4. Существуют субъективные факторы, например сложившиеся установки, переживаемые эмоции, приобретенный опыт и др.

Отражение информации и чувств говорящего происходит по схеме «поддержка — уяснение — комментирование».

1. Молчаливое поощрение участливым взглядом.

2. Поддержка словами (ага, угу, да-да, ну и т.д.).

3. Повторение последнего слова собеседника (эхо-реакция).

4. Повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов («зеркало»).

5. Повторение мысли говорящего другими словами (парафраз).

6. Постановка наводящих вопросов (Что? Где? Когда? Почему?).

7. Постановка уточняющих вопросов (Что ты имеешь в виду?).

8. Постановка побуждающих вопросов (Ну и что дальше?).

9. Помощь в завершении фраз путем подсказывания слов.

10. Проявление эмоциональных реакций (одобрительные реплики типа: «Здорово!», смех, различные восклицания).

-38-

Задание. При рефлексивном слушании собеседника используйте словесные формулы для подтверждения точности понимания сообще­ния говорящего: «Что конкретно вы имеете в виду, говоря это?», «Я правильно понял, что...?» и т. п. Этим вы поможете собеседнику точно высказать свои мысли и создадите благоприятные отношения.

* * *

Упражнения на развитие рефлексии (способности рассматривать и оценивать собственные действия и поступки).

Задайте ребенку следующие вопросы и выслушайте на них ответы.

♦Что чувствует сломанное дерево?

♦Что чувствует кошка, когда о ней заботятся?

♦Что ощущает мама, когда сын (дочь) не выполняет задание?

♦Попросите ребенка наполнить конкретным содержанием такие утверждения.

♦«Я никогда не обижаю животных».

♦«Я никогда не обижаю бабушку».

♦«Я никогда не оставляю не выполненным задание».

♦«Я регулярно читаю книги».

* * *

Рефлексия помогает осознанию своей деятельности в чувственно переживаемом процессе. В ходе этой деятельности исследуется позна­вательный акт: мышление человека, направленное на осмысление соб­ственных решений, предметное рассмотрение самого знания, критиче­ский анализ его содержания и метода.

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п.

В школе рефлексия помогает ученикам корректировать цели даль­нейшей работы, свой образовательный путь.

Способность к рефлексии развивается при выполнении контроля и оценивании.

Развивающаяся рефлексия заставляет человека не принимать на веру готовые знания, а вырабатывать свои собственные взгляды, собственные мнения, то есть приходить к осознанию своего отношения к миру и к явлениям природы.

-39-

Ситуация. Учитель дает задание ученику рассказывать о выполняемых им действиях, подробно объяснять, для чего он их производит.

? Какую цель преследует учитель такими заданиями?

Решение. При выполнении таких заданий учителя ученик хорошо осознает смысл и содержание собственных действий. Известно: когда человек объясняет другому, он сам начинает лучше понимать то, что объясняет.

* * *

Разработанная А. Хуторовским методика организации рефлексии у учеников включает в себя несколько этапов.

1. Временная остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Если школьник решал задачу и встретился с непреодолимой трудностью, решение приостанавливается, и все внимание обра­щается к «разбору полетов» — к анализу алгоритма действий.

2. Восстановление последовательности выполненных действий: уст­но или письменно описывается все, в том числе и то, что на первый взгляд ученику не кажется важным.

3. Изучение последовательности действий с точки зрения их эффек­тивности, соответствия поставленной задаче и т. п. Параметры для анализа рефлексии предлагает учитель или определяет ученик на основе своих целей.

4. Формулирование результатов рефлексии, гипотеза о предстоящей деятельности.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной дея­тельности.

Конечно, рефлексия не должна быть только вербальной. Младшие школьники могут «рисовать свой день», учащиеся средних классов — подбирать цвета для закрашивания таблиц с результатами, элементами выполненной деятельности, а старшеклассники — строить графики из­менения параметров своей деятельности на протяжении урока.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.008 с.)