Особенности общения в младенческом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения в младенческом возрасте



Общение — это взаимодействие людей, направлен­ное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Существование ребенка в языковой среде наделяет его активность специфическими человеческими особенностями.

Освоение речи в раннем детстве резко изменяет от­ношения ребенка с окружающим миром.

Общение можно определить как взаимодействие двух или более лю­дей по поводу обмена между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это основное условие развития че­ловека как личности.

Для нормального общения, по М. И. Лисиной, должны соблюдаться четыре правила:

1. Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Например, во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику, проявлять внима­ние к его словам и деятельности.

2. Общение — это эмоциональное отношение к другому.

3. Общение — это инициативные акты, направленные на привлече­ние внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес дру­гого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

4. Общение — это чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. В результате изменяется ак­тивность под влиянием отношения партнера.

Общение всегда имеет свое содержание, которое связывает людей. Это может быть совместная деятельность, направленная на достиже­нии результата, общая тема для разговора или обмен мнений по поводу какого-либо события.

 

 

-79-

Ситуация. Главное в общении заключается в том, чтобы предмет общения (его содержание) был общим для тех, кто в этом процессе участвует.

? Всегда ли предмет общения и его содержание совпадают у ребенка и взрослого?

Решение. Часто взрослые говорят об одном, а ребенок воспринимает другое, и поэтому появляется недопонимание. Задача воспитателя, родителей как раз и состоит в том, чтобы создать общность в осознании смысла разговора, то есть взрослому нужно понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение.

 

* * *

М. И. Лисина отмечает, что не любое взаимодействие может быть названо общением, а только такое, в котором присутствуют следующие признаки:

♦ внимание и интерес к другому человеку;

♦ эмоциональная вовлеченность во взаимодействие;

♦ наличие инициативы, привлечения партнера к себе;

♦ чувствительность к отношению со стороны партнера.

Эти признаки реализуются по-разному в зависимости от возрастного контекста и возможностей людей. Общение как фактор развития ребенка обязательно должно быть эмоционально-позитивным, потому что первоначальные привязанности, устанавливающиеся у ребенка на основе импринтинга, во многом определяют в дальнейшем его социальную жизнь.

Общение продолжает совершенствоваться и во взрослом возрасте. В то же время у достаточно взрослых людей мы можем встретить психологически незрелые формы общения, которые порождают различные конфликты и кризисы.

 

* * *

С. К. Нартова-Бочавер и А. В. Потапова выделяют следующие особенности развития общения:

1) от объектности — к субъектности: ребенок как партнер по общению рассматривается в качестве личности, а не в качестве объекта манипулирования, удовлетворения собственных потребностей взрослого; в этом случае ребенок проявляет инициативу, стано­вится активным в общении;

2) от монологичности — к диалогичности: человек начинает ориентироваться на обратную связь, получаемую от партнера по обще­нию, то есть приобретает социальную чувствительность;

3) от импульсивности — к рефлексивности: человек учится контролировать свои непосредственные побуждения, подвергая их цен­зуре сознания, вследствие чего общение становится менее спонтанным, но более нормализованным, что особенно важно для периода детства; возрастает роль сознания в общении;

4) от «вертикальных» отношений — к «горизонтальным»: по мере взросления человека все большее место начинают занимать кон­такты с равными по статусу, в отличие от детства, когда роль свер­стников относительно невелика;

5) от ситуативного — к личностному: общение выходит за рамки наличной ситуации, в результате чего оно может происходить во внутреннем плане и становиться избирательным, то есть не потребности и ситуация, а внутреннее стремление определяет пред­почтение партнера.

В практической диагностике общения ребенка обычно учитывают две его стороны — активность и чувствительность к партнеру, в пси­хотерапии обращают внимание и на другие критерии его развития (Е. О. Смирнова).

 

 

* * *

Общение ребенка с внешним миром начинается очень рано. Еще до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать инфор­мацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения по­ложения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха — в 14. То есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощу­щает то, что чувствует его мать, слышит голос отца и различает их на­строение (Г. Филиппова).

-80-

Ситуация. Подруги Аня и Надя вмести росли, учились, мечтали о детях. Почти одновременно забеременели, но Аня была замужем, а Надю оставил ее «друг».

Аня и ее муж часто размышляли о том, кто родится — мальчик или девочка, каким будет их ребенок. Женщина обсуждала предстоящее его рождение с подругами, со своей мамой, которая показывала ей свои детские фотографии, рассказывала о первых годах жизни Ани. В сознании будущей мамы возникал и формировался образ ее будущего ребенка.

Надя в это время переживала разрыв со своим женихом и потому рождение будущего ребенка воспринимала только как обузу. В конце концов она вынуждена была оставить ребенка лишь под давлением обстоятельств (по медицинским показаниям нельзя было сделать аборт).

?  Каким образом на Аню и Надю повлияет психологический «проект» будущего ребенка, как это отразится на общении женщин со своими детьми после их рождения?

Решение. Исследования показывают, что задолго до рождения ребенка у матери складывается определенное к нему отношение: либо она любит его и желает, чтобы он родился, как видно на примере Ани, либо воспринимает его рождение как обузу (пример с Надей).

«Психологический проект» ребенка заранее формируется ожиданиями матери. Своим отношением она уже предопределяет, что ребенок будет обладать определенными чертами личности, характера и способностями. И после его рождения мать, может быть и бессознательно, начинает общаться с ним в соответствии с этим проектом.

-81-

Ситуация. Э. Фромм в своей книге «Человеческая Ситуация» (1998 г.) отмечает, что на процесс повседневного ухода за ребенком и на общение с ним мать как бы переносит проект своих ожиданий.

?  В каких формах происходит передача этого проекта от матери к ребенку?

Решение. Проект ожиданий передается как через оценочное отношение к ребенку по поводу того, что он сделал или не сделал, так и посредством взглядов, прикосновений и интонации голоса матери. Ино­гда родители производят такую передачу целенаправленно, но все же чаще это происходит неосознанно.

 

* * *

М. И. Лисина выделила различные формы общения, каждая из которых описывается по пяти параметрам:

1) время появления в онтогенезе;

2) место в системе общей жизнедеятельности;

3) содержание удовлетворяемой общением потребности;

4) ведущие мотивы;

5) основные средства.

Ведущими мотивами являются познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впечатлениям, деловые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональной потребности в общении именно с данным конкретным взрослым.

Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть:

1) экспрессивно-мимическими;

2) предметно-действенными;

3) речевыми.

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами.

1. Непосредственно эмоциональное (до 6 месяцев): доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мотивы ослабевают.

2. Ситуативно-деловое (6 месяцев — 2 года): преобладает потреб­ность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу помощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него — средство овладения предметным миром. В этот период формируется речь.

3. Внеситуативно-познавательное (3–5 лет). Его содержание вы­ходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью. Для тако­го общения характерными признаками являются хорошее владе­ние речью и любознательность.

4. Внеситуативно-личностное (6–7 лет). Самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны сов­падения взглядов, разделение мнений. Для этого общения харак­терны развитая потребность в сопереживании и понимании, на­личие личностных мотивов и умение пользоваться речевыми средствами. Значение внеситуативно-личностного общения со­стоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.1.57 (0.02 с.)