Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родительские установки не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка.
Характер человека во многом предопределяет обстановка, в которой он развивается. Именно об этом говорят «золотые» слова психолога Д. Л. Нолт. Устанавливая причинно-следственные связи между окружением ребенка и приобретаемыми им качествами, она считает, что, если ребенок: ♦ живет в атмосфере критики, он учится порицать; ♦ живет в обстановке враждебности, он учится воевать; ♦ живет в атмосфере страха, он учится бояться; ♦ окружен жалостью, он учится жалеть самого себя; ♦ окружен насмешками, он учится робеть; ♦ окружен ревностью, он учится завидовать; ♦ живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым; ♦ чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; ♦ живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым; ♦ испытывает похвалу, он учится быть благодарным; ♦ живет в атмосфере любви, он учится любить; ♦ чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя; ♦ живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель; ♦ живет среди тех, кто делится друг с другом, он учится щедрости; ♦ живет среди честных и справедливых людей, он учится понимать, что такое правда и справедливость. -69- Ситуация. Маме Виктора особенно некогда обсуждать с ним семейные дела, и она ему обычно говорит: «Делай так, как я тебе сказала». «Дети должны слушаться старших» — основной принцип ее воспитания. ? Дайте психологический анализ стратегии воспитания таких мам. Решение. А. С. Макаренко в работе: «Дисциплина и режим» подчеркивает: для того чтобы воспитанник выполнял то или иное требование режима, он должен понимать его смысл. В данном случае маме необходимо суметь мотивировать свои действия, чтобы ее сын понимал смысл требований матери. В крайнем случае она может сказать Виктору: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим». -70- Ситуация. Мама Миши старается предупредить появление любых возможных трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути ее сына. Она хочет, чтобы ее сын рос здоровым, спокойным, чтобы ничто его не нервировало. ? Дайте психологический анализ стратегии воспитания таких мам. Решение. Убирая с дороги сына все препятствия, мама не делает его счастливым, спокойным. Скорее наоборот: он часто будет ощущать свою беспомощность и одиночество. Лучше было бы, если бы она сказала своему сыну: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, мы с тобой обсудим, как сделать так, чтобы в другой раз получилось лучше». Это только один из вариантов решения стоящей перед ребенком проблемы.
-71- Ситуация. Некоторые родители говорят, что у них нет времени на воспитание своих собственных детей. ? К чему может привести такая позиция родителей? Решение. Следует начать с того, что родители в основном воспитывают своих детей на примере своего отношения к окружающему миру: своей работой и отношением к ней, тем, как они выполняют свой общественный долг, как относятся к знакомым, родным и, конечно, к своим детям. При всей занятости родители всегда могут найти минутку свободного времени, чтобы выразить свою искреннюю, безусловную любовь и внимание к ребенку, к его нуждам и запросам. В семье должно быть взаимопонимание. Если его нет, то вырастает стена непонимания, отчуждения, а иногда дело может дойти даже до открытой вражды. Дети будут стремиться к тем взрослым, которые демонстрируют им свою душевную радость. -72- Ситуация. Марина очень скучает по маме, особенно если та задерживается на работе. При появлении мамы Марина с радостью бежит к ней. Но озабоченной маме не до ласк. Иногда она прямо заявляет дочери, что ей не до «телячьих нежностей». Марина сникает. В такие минуты девочке кажется, что она лишена чего-то важного и необходимого для нее. ? Так ли важны для ребенка поцелуи и другие проявления нежности? Решение. Конечно, всегда есть вещи, более важные и серьезные, чем ласки. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к нежности: она помогает им ощутить себя любимыми, придает уверенность в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от ребенка, но и от его родителей. -73- Ситуация. Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».
? В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам? Решение. Мама Андрея в общении со своим сыном закладывает в нем положительные черты характера. Мама же Коли формирует отрицательные стороны личности и характера своего ребенка, называя его «плохими словами». В принципе, можно сказать, что сначала ребенок для себя «никакой», не плохой и не хороший. Плохим или хорошим его делает мать — через свою оценку его поступков и действий. Разговаривая с ребенком, мать не столько обозначает его действия, сколько определяет его характер: «добрый» или «плохой». Соответствующая оценка матери «записывается» во внутреннюю систему ребенка в форме самооценки и его эмоционального состояния: «Я хороший» или «Я плохой». Такая запись может производиться по нескольку раз в день.
* * * Заслуживает внимания многоступенчатая «техника общения Б. Франклина» (рис. 4.1).
Конфликты в семье -74- Ситуация. В каждой семье конфликты, большие и маленькие, разрешаются по-разному. ? Имеет ли это какое-то отношение к формированию личности ребенка? Решение. Да, имеет. Так или иначе, любые разрешаемые конфликты неизбежно дают эффект накопления. А под его влиянием формируются черты характера, которые потом определяют судьбу детей и родителей. Надо внимательно относиться к каждому столкновению интересов детей и их родителей. -75- Ситуация. Интересы Вадика часто расходятся с интересами его мамы. Например, мама хочет смотреть одну телепрограмму, а Вадик — другую, или же между сыном и мамой возникают конфликты по поводу выполнения тех или иных хозяйственных дел. При этом мама не уступает сыну и заставляет его учитывать только ее желания. ? Как будет развиваться личность Вадика, если мама всегда выигрывает? Решение. Вадик негодует, но приказы мамы заставляют его признать себя побежденным. Ведь мама убеждена, что надо ломать его сопротивление: «Дашь ему волю, так он и на шею сядет». В семьях, где применяют авторитарные, силовые методы, нередко «коса находит на камень»: дети быстро привыкают отвечать на давление извне, сами стараются влиять на родителей. А если же родители выполнение своих желаний сопровождают объяснениями или особой тактикой воздействия, то ребенок становится зависимым, растет пассивным. И пассивность, и агрессивность ребенка связаны с накоплением обид, поэтому чаще всего в таких семьях отношения не становятся близкими и доверительными. -76- Ситуация. В семье Романа провозглашен принцип: «Мир любой ценой», и родители нередко жертвуют собой «ради блага ребенка». ? Как скажется на развитии личности ребенка такая тактика «уступок» ради поддержания мира в семье? Решение. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими организовать свою деятельность. Если в семье родители постоянно идут навстречу своему ребенку, то в любой компании ему уже никто не будет потакать. Не умея идти навстречу другим, такие люди, как правило, остаются в одиночестве. -77- Вопрос. Как разрешать конфликты, чтобы в выигрыше остались и родители, и ребенок?
Ответ. Для успешного разрешения конфликта родителям рекомендуется активно выслушать ребенка, узнать о его чувствах, а затем в «Я-сообщении» выразить свои ощущения. Для успешного разрешения конфликта рекомендуется определенная пошаговая стратегия. Первый шаг. Сначала родители выслушивают ребенка, определяют, в чем состоит его проблема, что он хочет или, наоборот, не хочет, что ему нужно или не нужно, что ему важно и т. д. Активно слушая его, необходимо озвучить потребности, цели, интересы ребенка. После того как ребенок поверит, что родители понимают его проблему, он будет готов вникнуть и в проблему родителей. Ребенок узнает больше и точнее об их проблеме, если он свое высказывание сможет облечь в форму «Я-сообщения». Если родители прибегнут к запретам («Нельзя и все!»), ребенок, не понимая, почему нельзя, встанет на путь конфронтации. Каждое требование ребенка должно быть понято с точки зрения целесообразности. Второй шаг — сбор предложений. Теперь решается вопрос: «Как поступить?». Ребенок должен назвать свои предложения по решению конфликта, записать их на бумаге. Не отвергая этих предложений, родитель, в свою очередь, предлагает собственные варианты решения проблемы. Третий шаг. Необходимо провести совместное обсуждение предложений. Во время дискуссии: ♦ каждый выслушивает предложения другого; ♦ каждый вникает в эти предложения; ♦ осознаются свои истинные желания; ♦ сообща проводится «урок решения трудных вопросов». Четвертый шаг. Нужно осуществить детализацию принятого решения, например: «Ребенку пора самому вставать, завтракать и ходить в школу. Но для этого надо научиться пользоваться будильником, разогревать завтрак и т. д.». Пятый шаг — выполнение решения, проверка. Еще раз отслеживается, все ли было учтено в принятом решении. Рассмотренный способ разрешения конфликтов основан на сотрудничестве. -78- Задание. 1. Проанализируйте, сколько раз вы обратились к ребенку эмоционально-положительно: радостно приветствуя, одобрительно, с поддержкой. 2. Вспомните, сколько раз вы обратились к нему эмоционально-отрицательно: упрекая, критически, делая замечания. 3. Представьте себе, что вы встретили своего лучшего друга. Постарайтесь изобразить мимикой или жестами свою радость от такой встречи, покажите, что он вам близок и дорог. Теперь попытайтесь продемонстрировать те же чувства собственному ребенку, когда он приходит из школы.
4. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день. 5. В каждой ситуации обращайте свое внимание на реакцию ребенка и на свои собственные чувства. * * * Правильное общение родителей с ребенком вырабатывает в нем способность к рефлексии, размышлению над своими и чужими переживаниями. На собственном примере родители учат ребенка главным принципам отношения к себе и другим. Они показывают ему, что у каждого есть свои чувства, есть право их выражать. Усваивая родительское общение, ребенок, придя из школы, будет делиться тем, что в ней происходит. Постепенно у ребенка будет расти его социальный опыт, круг его общения будет становиться более широким, и он вырастет человеком, хорошо понимающим других людей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.016 с.) |