Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые подходы российской конституционно-правовой науки к исследованию противодействия коррупции
В настоящем параграфе ставится вопрос о том, по каким направлениям собственно российская конституционно-правовая наука может наиболее продуктивно осваивать антикоррупционную проблематику. Однако перед их характеристикой полезно выделить несколько типов отечественной конституционно-правовой литературы, которая некоторым образом соотносится с проблемой противодействия коррупции, но при этом обходится без использования терминологического аппарата и наработок той области современного междисциплинарного социального знания, которую условно можно назвать «антикоррупционной теорией». Несправедливо было бы утверждать, что российские конституционалисты совершенно индифферентны к проблемам антикоррупционного спектра. Так, можно выделить два основных типа исследований, в которые укладывается подавляющее большинство соответствующих работ, где в контексте конституционного права так или иначе поднимаются вопросы, характерные для антикоррупционной дискуссии. К первому типу относятся конституционно-правовые исследования, где коррупция рассматривается как общее следствие дисбаланса конституционного правопорядка, как важный индикатор неких фундаментальных сбоев в организации российской государственности (например, к их числу относится ряд работ С.А. Авакьяна[128], В.Д. Зорькина142, А.А. Кондрашева143, В.И. Илюхина144, С.М. Шахрая145 и других конституционалистов). При этом в своих публикациях крупные российские конституционалисты не разбирают досконально коррупционные явления как таковые, коррупция рассматривается обычно как данность, с которой общество справится при общей конституционной санации системы функционирования государственных органов. Ко второму типу можно отнести большое количество разнородных исследований, где в русле рассмотрения традиционных конституционноправовых проблем изучаются аспекты, которые сегодня междисциплинарной антикоррупционной научной дискуссией включены в число важнейших проблем противодействия коррупции. При этом часто авторы могут даже не использовать понятия современного антикоррупционного лексикона, не формулировать какие-либо логические связи с проблемами коррупции. К их числу относятся, например, исследования по таким проблемам как:
- проявления коррупции в избирательном процессе, нарушения в ходе частного финансирования избирательных кампаний, злоупотребление административным ресурсом на выборах, нарушение принципа равенства пассивного избирательного права и т.д. (А.Ю. Бузин, В.В. Вискулова, М.М. Какителашвили, Н.М. Касаткина, Е.И. Колюшин, В.В. Красинский, А.Е. Любарев А.Г. Шин, и др.); - гарантии прозрачности деятельности и открытости процесса принятия решений органами государственной власти, воспрепятствование противоправному лоббизму в законодательных и других высших органах государственной власти, и другие вопросы, связанные с обеспечением открытости принятия государственно-властных решений как важнейшего условия успешного противодействия коррупции при организации
143 Кондрашев А.А. Конституционно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в РФ: варианты законодательных решений // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и терроризмом в России на современном этапе. Красноярск, 2009. С. 32-36. 144 Илюхин В.И. О государственном устройстве и противодействии коррупции // Следователь. 2010. № 4. С. 114-132. 145 Шахрай С.М. О конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. - М., 2013; Шахрай С.М. Неизвестная Конституция. - М., 2013. деятельности органов власти (А.С. Автономов, С.В. Васильева; Н.М. Колосова, М.А. Краснов, А.П. Любимов, В.В. Субочев, Э.В. Талапина, и др.); - применение мер конституционно-правовой ответственности в связи с совершением правонарушений, несоблюдением требований или нарушением представителями власти запретов по должности, которые были включены в источники конституционного права в связи с текущей антикоррупционной реформой (И.Н. Барциц, В.Г. Громов, А.А. Кондрашев, С.В. Нарутто, В.В. Невинский, Д.С. Рымарев, и др.) и т.д. Едва ли возможно сформировать некий перечень тематических направлений, который исчерпает все грани пересечения традиционных конституционно-правовых проблем и проблем современных антикоррупционных научных разработок. Противодействие коррупции проявляется так или иначе в построении всех значимых элементов политикоправовой системы, включая и конституционно-правовые институты. Коррупция в силу своих свойств является сквозной проблемой организации отношений, связанных с формированием, структурированием и использованием публичной власти в обществе[129].
Но тогда можно поставить следующий вопрос: если в российской конституционно-правовой науке уже имеются некие разработки, которые а) признают проблему коррупции и б) частично обсуждают отдельные проблемы с помощью привычного для конституционного права терминологического аппарата, в чем тогда проблема и почему этих работ оказывается недостаточно? Ответ заключается в том, что конституционноправовая наука, искусственно отмежевываясь от значительного пласта продуктивных междисциплинарных научных разработок, представляющих коррупцию как результат вполне конкретных дефектов устройства взаимоувязанной политико-правовой системы, лишает себя возможности формировать полезные постановки вопросов в государствоведческой теории, которые помогают оценивать развитие конституционно-правовых институтов с точки зрения актуальной практической проблемы, касающейся системы властеотношений. Данная проблема очевидна для представителей других наук, она очевидна и для обыденного восприятия, но оказывается все еще недоступной в полной мере для профильной юридической науки, хотя представители разных научных школ в российской конституционноправовой науке последовательно пытаются вовлекать конституционалистов в обсуждение антикоррупционной проблематики[130]. Следующая часть данного параграфа посвящена оценке основных направлений научного поиска, которые конституционное право может активнее задействовать в анализе собственно антикоррупционной проблематики, то есть прямо формулировать проблему коррупции как проблему конституционного права, активно используя при этом словарь современного антикоррупционного знания и характерные для него постановки вопросов. В настоящее время в российских конституционно-правовых разработках можно проследить черты как минимум трех подходов, которые специально направлены на освоение вовлечения конституционного права в исследование коррупции, т.е. в отличие от указанных выше двух направлений существующей конституционно-правовой литературы рассматривают коррупцию соответственно: а) не как общую, а как конкретную проблему с внутренней сложной структурой, б) активно используют терминологический словарь и постановки проблем междисциплинарных антикоррупционных научных разработок. Данные подходы не являются взаимозаменяемыми, но скорее находятся в соотношении взаимного дополнения. У каждого из них несколько различные акценты и приоритеты в наборе задач, они захватывают несколько различные «слои» антикоррупционной проблематики, рассматриваемой сквозь призму конституционного права. Во-первых, на наиболее абстрактном, академическом уровне в пределах конституционного права происходит проработка коррупции как научной категории, ее концептуализация, встраивание в конституционно-правовую теорию как рабочего инструмента. Одним из сравнительно новых направлений для российской конституционно-правовой литературы этого рода стали работы по проблеме становления в системе конституционноправового регулирования особого конституционного принципа противодействия коррупции (антикоррупционного конституционного принципа). Выводы здесь в основном ограничиваются пределами науки, они влияют на конституционно-правовую идеологию, корректируют модуляции восприятия конституционно-правовых институтов у ученых, конституционных юристов, способны повлиять на толкование конституционных положений или решений по казуальным конституционноправовым проблемам в конституционных судах и т.д. Данный подход можно назвать академическим или доктринальным.
Во-вторых, активное формирование нового, межотраслевого антикоррупционного российского законодательства и появление нормативного выражения национальной антикоррупционной стратегии и национальных планов противодействия коррупции сделали востребованной задачу их научного упорядочения и обоснования. Поэтому в ответ появились работы, связанные с определением конституционно-правовых основ антикоррупционного законодательства. В рамках этого подхода начинает формироваться представление о том, какие нормы Конституции РФ (в их буквальном значении) этого касаются, какие конституционно-правовые институты (при более глубокой постановке вопроса) имеют отношение к противодействию коррупции, в каком взаимодействии они между собой находятся. Кроме того, при этом подходе происходит формирование нормативного отражения конституционного законодательства по всему фронту его пересечения с антикоррупционной проблематикой. Наиболее широким, последовательным и детальным это отражение складывается, разумеется, в вопросе упорядочения властеотношений: при формировании государственных органов и организации их функционирования. В силу очевидности этого проблемного среза, он наиболее представлен в российской конституционно-правовой литературе о коррупции. Данный подход можно назвать нормативистским или связанным с формированием конституционноправовых основ антикоррупционной стратегии и системы антикоррупционного законодательства. В-третьих, для формирования образа российского антикоррупционного законодательства, затрагивающего систему властеотношений, требуется его синхронизация с общемировым уровнем требований, современными международными антикоррупционными стандартами. Активное международное общение делает принципиально важной задачу максимального сокращения отставания в формировании и практическом воплощении современных стандартов эффективности деятельности органов власти, которые сегодня несовместимы с широким распространением коррупции. Поэтому подписание международных антикоррупционных документов и принятие на себя страной обязательств по совершенствованию качества различных публичных институтов – закономерное следствие этой политики. В той мере, в которой международные договоры и общепризнанные принципы международного права являются частью национальной правовой системы, российское конституционное право определяет механизм имплементации международных антикоррупционных стандартов. Но в числе параметров, которым государства обеспечивают свое соответствие, есть и довольно широкий фронт стандартов, касающихся особенностей организации властеотношений. Поэтому российская конституционно-правовая наука не только обсуживает механизм внедрения международных антикоррупционных стандартов, но и содержательно преобразует конституционно-правовое законодательство в соответствии с теми из них, которые затрагивают властеотношения. В вопросе адаптации достижений общемирового антикоррупционного движения в российское конституционное законодательство этот подход является наиболее инструментальным, практически ориентированным, прагматическим. В отличие от двух предыдущих подходов он характерен тем, что формирование некой цельной конституционно-правовой доктрины в этом вопросе не является первоочередной задачей, поскольку связан с необходимостью обслуживать конкретные международные обязательства Российской Федерации по уже подписанным международным договорам и соглашениям. Данный подход может быть назван имплементационным, инструментальным, прагматическим.
Рассмотрим последовательно каждый из этих подходов. 1. Первый подход связан с обоснованием некоего имманентно присутствующего в конституциях государств особого конституционного антикоррупционного принципа, конституционного принципа противодействия коррупции. Наиболее последовательно этот взгляд в российской конституционно-правовой литературе представлен в недавней одноименной монографии В.И. Лафитского[131], опирающегося, по его собственному признанию, на ряд работ американского профессора Зефиры Тичаут[132]. Подход развивается сегодня преимущественно в конституционноправовой литературе англо-саксонских стран в основном в связи с историей американского конституционализма, проблематикой конституционного толкования и проблемами текущей политико-правовой повестки в США. Базовая идея этой теории связана с тем, что согласно З. Тичаут отцыоснователи США были одержимы задачей противодействия коррупции, воспринимали саму Конституцию США именно в этом контексте, полагая, что она должна стать системным средством преодоления коррупционных угроз для американского общества. На этом основании, ссылаясь на позицию проф. Дж. Севеджа[133], она выступает с утверждением, что «Конституция включает принцип противодействия коррупции во многом также, как принцип разделения властей или федерализма. Это – самостоятельный принцип, который встроен в структуру Конституции и должен оцениваться по отдельной шкале измерения, как оцениваются другие принципы при разрешении сложных вопросов, связанных с тем, как мы управляем собой в системе народовластия»[134].
Согласно В. Лафитскому, этот тезис профессор 3. Тичаут обосновывает, анализируя: «во-первых, задачи борьбы с коррупцией, предопределившие предпосылки создания, ход обсуждения на Филадельфийском конвенте, структуру и содержание Конституции США 1787 г.; во-вторых, эволюцию понятия коррупции как конституционно-правовой категории и ее восприятия как предмета конституционного регулирования в США; в-третьих, содержание конституционного принципа противодействия коррупции и его значение в обосновании современных конституционно-правовых решений США; в-четвертых, факторы, требующие возвращения к тому восприятию коррупции, которое было характерно для отцов-основателей США и “которое очень созвучно опасениям современных американских граждан, которые считают коррупцию, как бы концептуально ни была неразвитой эта идея, одной из главных угроз существующей форме правления. Понимание коррупции как угрозы и внедрение такого ее понимания в конституционное право необходимо... в условиях внутреннего упадка политической жизни вследствие стремления к власти и к богатству народных представителей, облеченных властью, и существующих элит, как основной и постоянной угрозы для нашей демократии”»[135]. При этом основная цель американского автора состоит в том, чтобы доказать, что противодействие коррупции является «фундаментальным конституционным принципом, которым должен руководствоваться Конгресс США, восстанавливая недостающие очень мощные сдерживающие конституционные ограничения»[136]. В свою поддержку З. Тичаут привлекает известных в США авторов, обосновывающих значимость глубокой оценки исторического контекста принятия Конституции для корректного понимания ее истинного смысла и назначения, таких как Ч. Блэк[137] и Л. Трайб[138], а также для выявления принципов, которые скрыты за буквальным содержанием конституционного текста, в данном случае – антикоррупционного принципа. Подход З. Тичаут имеет своих сторонников и преломляется в практической деятельности в рамках конституционных судебных процессов[139] в США, но также имеет и последовательных критиков, которые опасаются, что чрезмерно широкое понимание коррупции у З. Тичаут, будучи воспринятым официальными инстанциями, может посягать на права граждан и групп интересов, которые пытаются отстаивать свои собственные интересы, а не действуют альтруистически в интересах всего общества157. Выскажем также несколько небольших критических суждений в отношении этого подхода. Зарубежная литература довольно традиционно в последнее время в специальных исследованиях рефлексирует о наличии в конституциях положений антикоррупционного содержания. Этому способствует включение в их тексты запретов на совмещение ряда государственных должностей с другими видами деятельности, ограничений на прием подарков и прочие буквально содержащиеся в тексте основных законов нормы (в том числе и в Конституции США158), антикоррупционный характер которых трактуется однозначно и не нуждается в каком-либо обосновании. Но также существует литература, которая усматривает в конституциях, включая американскую, имплицитные антикоррупционные смыслы независимо от З.Тичаут[140]. Но особенностью этих работ является то, что в них отсутствует претензия на формулирование некоего конституционного антикоррупционного принципа, равновесного принципу федерализма или принципу разделения властей. Действительно, подобное утверждение видится наиболее слабым звеном теоретической позиции З. Тичаут, по крайней мере, с точки зрения устоев российской конституционной юриспруденции. Стоит начать с того, что основы современного антикоррупционного мышления, где коррупция предстает ключевой проблемой национальных правопорядков и международной дипломатии, доступной системному правовому решению, складывались во второй половине XX в. и в более или менее систематизированном виде оформились в 1990-2000-х гг. Как раз на это время и приходятся работы Дж. Севеджа и З. Тичаут. Но если согласно В.И. Лафитскому последняя впервые осуществила доктринальное обоснование конституционного антикоррупционного принципа только к 2009 г., то становится очевидным, что это оказалось возможным именно по той причине, что международная антикоррупционная повестка сделала исследователей более чувствительными к этой проблематике. На этом основании сложно утверждать, что некий антикоррупционный принцип в конституциях был заложен изначально наряду, например, с принципом разделения властей, по поводу которого складывается обширная мировая литература, по меньшей мере, в течение трех последних столетий. Между тем, бесспорным является факт того, что борьба со злоупотреблениями властью в личных целях – основа демократического движения как такового. Вряд ли серьезным сомнениям подлежат утверждения о том, что идеи противодействия этому явлению лежали в основе многих демократических механизмов. Однако на юридическом языке конца XVIII в. они формулировались не в виде «конституционного принципа», а в виде ожиданий отцов-основателей, что сбалансированная модель власти, механизмы взаимного и общественного контроля сделают должностные злоупотребления в политике менее вероятными. И все же при всем этом можно признать, что для американской конституционно-правовой науки, активно обсуждающей доктрину «живого права», является вполне актуальной проблема установления того, что в действительности могли иметь в виду отцы-основатели при создании конституционного текста, и как это теперь должно отразиться в решениях Верховного суда США. Но для континентального правового уклада такая постановка вопроса воспринимается в другом теоретическом и законодательном контексте. Так, в российской конституционно-правовой науке требуются значительно более определенные основания для признания некой идеи конституционным принципом. Последний принято понимать как руководящее начало конституционно-правового регулирования, которое обладает высшей степенью нормативной обобщенности и предопределяет развитие системы правового регулирования. То есть, не будучи представленной в тексте конституции, соответствующая идея не может считаться в строгом смысле слова «конституционной» с формальной точки зрения. Однако, если она имеет отношение к формированию базовых черт конституционной идеологии, то она может быть признана принципом конституционализма. А если она представляет собой некую «мировоззренческую позицию, закономерность, выявленную практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли...»[141] и имеет «фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно-правового знания», то мы можем говорить о принципе науки конституционного права. Приведенная позиция З. Тичаут о том, что «антикоррупционный принцип» эквивалентен в американской Конституции таким конституционным принципам, как принцип разделения властей или федерализм, вероятно, имеет право на существование, поскольку в конституции США конституционные принципы не кодифицированы в тексте основного закона, как это имеет место в современных конституциях в специальном разделе об общих положениях (основных положениях, основах конституционного строя, основных принципах и т.д.). Такая постановка вопроса в американской литературе даже если и не доказана, то оправдана. Однако в Конституции РФ 1993 г. перечень «конституционных принципов» имеет более четкие формальные очертания. И можно совершено определенно сказать, что в явной форме принцип противодействия коррупции в российской Конституции не обозначен. Нельзя отбрасывать вероятность, что Конституционный Суд РФ усмотрит данный принцип между строк текста Конституции РФ в качестве имплицитно предполагаемого принципа подобно Зефире Тичаут, но есть и другой путь. Полагаем, что корреляция между идеей противодействия коррупции и конституционными принципами в России при действующей Конституции РФ носит несколько иной характер. Тезис о необходимости очищения государства от коррупционных практик, построение такой системы власти, где каждый ее представитель служит народу, общим интересам, а не себе или интересам властвующей группы – это часть содержания одной из наиболее фундаментальных основ конституционного строя, принципа народного суверенитета (ст. 3). В той степени, в которой народный суверенитет обеспечивается другими конституционными принципами, например, признанием прав и свобод человека высшей ценностью, разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, разделением государственной власти на федеральную и власть субъектов Федерации и прочими, последние одновременно становятся и гарантиями идеи противодействия коррупции как смыслового элемента принципа принадлежности власти народу (народного суверенитета). То есть идея противодействия коррупции в системе публичной власти – это не некий принцип, эквивалентный другим конституционным принципам, а часть содержания одного из наиболее фундаментальных из них. И в той степени, в которой народный суверенитет является конституционной характеристикой демократии, противодействие коррупции образует часть содержательной стороны демократической государственности. При отсутствии в конституционном законодательстве явных для всех наблюдателей нормативных свидетельств восхождения мер по противодействию коррупции к конституционной характеристике российского государства как демократического, антикоррупционная логика конституционного регулирования может поступательно наращивать свое представительство через ряд направлений. Во-первых, путем судебных толкований конституционного текста в решениях Конституционного Суда РФ. Институт конституционной юстиции предназначен улавливать и формулировать важнейшие для российской государственности смыслы для их развития в текущем законодательстве и практике. Во-вторых, в научной доктрине посредством обоснования проблематики противодействия коррупции как части исконного конституционно-правового материала. Собственно формат развития идеи противодействия коррупции (будь то в виде принципа науки конституционного права, или принципа конституционализма, который изучает конституционно-правовая наука) представляется не таким важным на данном этапе: российская конституционно-правовая наука пока еще так мало осведомлена о многообразии коррупционных проявлений в системе конституционноправовых отношений, что ее уход в сторону теоретических спекуляций о соотношении понятий можно рассматривать как наименее правильную реакцию. В настоящее время присутствует значительно большая потребность в том, чтобы обобщать объемный полевой материал средствами конституционно-правовой науки и устанавливать связи с категориями других наук, которые продвинулись в этой области практических проблем немного дальше. Между тем, не стоит упускать из виду возможные перспективы развития конституционно-правовых разработок в этом вопросе. Вполне вероятно, что позиция З. Тичаут и В. Лафитского обогнала время, и кажущееся сегодня сомнительным утверждение о том, что антикоррупционный принцип содержится в тексте конституции, через определенное время в рамках дальнейшего давления антикоррупционной повестки на конституционное законодательство и изменения доктрины конституционного права, придется кстати и будет обосновываться более органично. Не случайно многие известные российские конституционалисты довольно давно уже говорят о том, что в российской Конституции целесообразно закрепить функцию государства в сфере борьбы с коррупцией[142]. По мнению ряда других авторов, антикоррупционная деятельность государства достойна того, чтобы выделить ее в системе первоочередных функций государства в отдельное направление: «Если до сих пор функция борьбы с преступностью (шире – охраны правового порядка) включала в себя и борьбу с коррупцией, то сегодня антикоррупционная политика должна стать самостоятельной функцией государства»162. Наиболее выразительным средством для этого было бы внесение в Конституцию РФ положений, которые об этом свидетельствуют (в зависимости от задумки авторов, например, как в виде дополнения основ конституционного строя некой новой характеристикой или принципом, так и в виде дополнения положений о функциях и полномочиях высших органов власти, разграничении полномочий и т.д.) Несмотря на то, что предложение о закреплении в Конституции антикоррупционной функции государства отличается от утверждения о наличии в ее тексте имплицитно предполагаемого конституционного принципа, по содержанию и по форме возможного нормотворческого решения, обе идеи явно говорят о том, что мы имеем дело не с тупиковым направлением развития научных изысканий, и оно нуждается в дальнейшей разработке. В заключение к характеристике этого подхода можно сказать о его благотворном влиянии на развитие конституционно-правовых знаний в области противодействия коррупции по целому ряду причин. Во-первых, этот подход подтверждает, что антикоррупционная проблематика не является чуждой для конституционного права, но, напротив, определяется как исконная, имманентная, имплицитно присутствующая в системе базовых конституционно-правовых категорий. Во-вторых, он стимулирует достаточно глубокую теоретическую рефлексию о поиске антикоррупционных смыслов в Конституции. Отсутствие буквальной формулировки в ее тексте некоего антикоррупционного принципа не означает, что идеи противодействия коррупции не были заложены в нее изначально. По нашему представлению, уровень этих антикоррупционных смыслов глубже, чем полагает З. Тичаут, поскольку он отражен на более фундаментальном уровне в качестве содержательного наполнения конституционного принципа народного суверенитета. В той мере, в которой коррупция как злоупотребление публичными полномочиями ради личной выгоды разрушает гармонию отношений между народом и властью, подрывается основа самого принципа народовластия. В-третьих, столь академический подход полезен и в практике. Российский Конституционный Суд при рассмотрении дел, вытекающих из отношений, связанных с реализацией антикоррупционного законодательства, пока не ввел для себя обычай изыскивать антикоррупционные смыслы в первой главе российской Конституции. Причина может быть в том, что большая часть его решений на этот счет связана с жалобами граждан, занимающих различные публичные должности, на отдельные ограничения, вводимые российским антикоррупционным законодательством, поэтому в основном оперирует отсылками ко второй главе Конституции РФ. Вероятно, при рассмотрении более фундаментального вопроса, который потребует от Конституционного Суда РФ подкрепить аргументами неуклонность развития российской антикоррупционной реформы, он сможет высказаться и по поводу основ конституционного строя, питающих законодательство о противодействии коррупции. В-четвертых, погружение в историю даже самых давних и авторитетных конституций вроде американской, а также экскурс в историю создания конституций в других странах и в другие эпохи (который был проведен в указанной монографии В. Лафитским, вдохновленным подходом З. Тичаут), показывают, что борьба с должностными злоупотреблениями в системе власти повсеместно является одной из совершенно практических задач, которую ставят перед собой «отцы-основатели» в любом государстве, закладывая структуру и порядок функционирования органов власти в новые конституции. 2. Второй подход, связанный с активным вовлечением в конституционное право антикоррупционной проблематики, направлен на формирование систематизированных представлений о конституционноправовых нормативных основах антикоррупционной политики государства и его антикоррупционного законодательства. В отличие от указанного выше, данный подход в большей степени нацелен на нормативное строительство, чем на поиск предполагаемых смыслов, с самого начала имплицитно присутствующих в уже существующих конституционных нормах. Его логика связна с тем, чтобы решить первоочередную задачу объективации правовой нормы в источниках конституционного законодательства с тем, чтобы они в этом качестве, встроившись в систему с другими нормами, начали приводиться в действие ответственными субъектами в ходе правоприменительного процесса. Данный подход не исключает предыдущий, а дополняет его. В целом для литературы, которая отражает рассматриваемый нормативистский подход, характерны следующие основные черты: - во-первых, имеется выраженное стремление классифицировать все возможные проблемы коррупции, уложив их в некую систему, которая по мысли авторов должна управляться конституционным правом. В этом смысле подход является дедуктивным, системным, обзорным, описательным. Не случайно он оказывается востребованным в общей и в конституционноправовой учебной литературе[143], в особенности в разделах о характеристике правовых основ государственной антикоррупционной политики; - во-вторых, значительный акцент в работах обычно делается на «конституционно-статусных составляющих» государственного механизма антикоррупционной стратегии Российской Федерации, что означает большое внимание к характеристике статуса и полномочий высших органов власти и иных государственных органов, имеющих отношение к выработке и реализации национальной антикоррупционной стратегии[144]; - в-третьих, обзор действующего российского специализированного антикоррупционного законодательства занимает значительную часть исследований в рамках этого подхода, в то время как конституционноправовые проблемы, которые являются антикоррупционными по содержанию, но регулируются в силу традиции без активного использования современного антикоррупционного нормативного словаря, часто оказываются лишены внимания авторов. Поскольку этот подход наиболее привычен для российского юридического мышления и в силу того, что он нацелен на освоение уже имеющегося нормативного материала, в его рамках написано большинство конституционно-правовых работ, анализирующих прикладные, практические антикоррупционные проблемы: по отдельным направлениям их соприкосновения с конституционным правом (например, О. Брежнев[145], А. Иванов[146], А. Кондрашев[147], А. Полукаров[148] и другие[149]); - при подготовке кандидатских диссертаций по конституционноправовой и теоретико-правовой специальностям (например, П. Гуцев[150], П. Коннова[151], И. Охотский[152], Г. Хорольский[153] и др.); - характерно, что имеющиеся докторские диссертации, специально включающие анализ антикоррупционной проблематики в рамки конституционно-правовой специальности, защищены практиками, для которых является вполне органичной задачей адаптация конституционного права к новому антикоррупционному законодательству (в данном случае, рассмотренному через призму конституционных основ государственной службы и муниципальной службы – С.В. Качушкин[154], С.Ю. Фабричный[155]). В духе данного подхода пишутся работы, затрагивающие конституционно-правовые основы противодействия коррупции учеными- юристами иных правовых специальностей и представителями неюридических специальностей (например, Е.В. Охотский[156], А.Ю. Пиджаков[157], Р.М. Психомахов[158], Ю.В. Трунцевский[159]). Важная часть исследований конституционно-правовых основ антикоррупционной политики связана с анализом текста российской Конституции на предмет идентификации конкретных норм антикоррупционного содержания и с выработкой предложений по совершенствованию ее положений, а также с проведением сравнительного анализа зарубежных конституций с целью формирования представлений о подходах к конституционной систематизации ключевых антикоррупционных задач в других странах. В первом случае подвергаются рассмотрению нормы Конституции РФ, главным образом, по следующим вопросам: - полномочия Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, прокуратуры и других органов власти в определении основ антикоррупционной политики (ст. 83, 102, 103, 114, 125, 129 и др.); - право на равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); - процессуальные права граждан и принципы судебного процесса, прочтение которых начинает претерпевать определенную эволюцию в новых условиях (ст. 45 - 54), включая принцип презумпции невиновности (ст. 49); положения о выдаче и высылке граждан Российской Федерации и иностранцев в связи с международным сотрудничеством в сфере противодействия коррупции (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 63); - разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в вопросах формирования и реализации антикоррупционной политики (ст. 71-73); - специальные ограничения для высших должностных лиц, которые сегодня однозначно трактуются как антикоррупционные (например, запрет депутатам Государственной Думы заниматься другой оплачиваемой деятельностью, ч. 3 ст. 97); и т.д. Во втором случае, то есть при проведении сравнительного анализа зарубежных конституций на предмет выявления норм антикоррупционного характера, выделяют несколько основных тематических блоков. К примеру, аналитики Трансперенси Интернешнл, изучая действующие конституции, объединяют их в следующие группы: - конституции, где создаются механизмы обеспечения добросовестности и подотчетности государственных должностных лиц, включая страны, где тексты непосредственно содержат требования по декларированию активов, принятию кодексов поведения и положения об урегулировании конфликта интересов для всех государственных должностных лиц (например, Белиз (1981 г.), Колумбия (2005 г.) и Сербия (2006 г.));
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.043 с.) |