Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положения, выносимые на защиту:
1. Международная антикоррупционная политико-правовая научная дискуссия последних десятилетий серьезно продвинулась в представлениях о способах противодействия коррупции, трактуемой как комплексное социальное явление, связанное со злоупотреблением вверенной публичной властью ради частной выгоды. Прямая зависимость коррупции от качества устройства политико-правовых институтов из положения общего тезиса социально-философской критики общественного развития переходит в ранг конкретной проблемы для прикладного анализа в той области юридического знания, которая несет ответственность за правовую организацию отношений в сфере публичной власти. Иными словами, коррупция – это не чуждая, а органичная проблема для конституционно-правовой науки. 2. Для общетеоретического осмысления антикоррупционной проблематики в политико-правовой сфере российской конституционноправовой науке, формирующей юридический образ отношений по поводу власти в государстве, которое находится в поиске новой сбалансированной модели демократического развития, за основу целесообразно принять следующие концептуальные подходы: а) фидуциарная политическая теория, которая предлагает путь к «переизобретению» в современном конституционном праве проблемы народного суверенитета путем актуализации повестки повышения доверия к власти как важнейшей содержательной проблемы антикоррупционных реформ; б) теория неформальных политических практик, которая является способом систематизации нечетко соотносимых с писанным правом политических обычаев, открывая возможность организованного анализа поля неурегулированных конституционным правом общественных отношений; в) теория политической коррупции, которая позволяет вовлечь в область конституционно-правовых исследований различные обобщения о стратегиях преобразования политико-правовой системы, по существу формируя представления об особенностях конституционной реформы в государствах, переживающих сложный переходный этап своего институционального строительства. 3. Наибольший научно-практический потенциал исследования проблем противодействия коррупции собственно в предметных границах российского конституционного права в настоящий период развития науки и практики имеют подходы, названные «академическим», «нормативистским» и «имплементационным», которые не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга. «Академический» подход позволяет сформировать представление о месте и роли противодействия коррупции в системе конституционных приоритетов. На текущем этапе развития российской конституционно-правовой науки деятельность по противодействию коррупции в обществе целесообразно рассматривать в качестве элемента содержательной характеристики народовластия как фундаментальной основы конституционного строя. «Нормативистский» подход наилучшим образом обеспечивает систематизацию норм российского межотраслевого антикоррупционного законодательства благодаря методологии конституционного права как ведущей отрасли российского права и способен корректно определить значимость и классифицировать различные элементы национальной антикоррупционной стратегии. «Имплементационный» подход позволяет оптимизировать механизмы адаптации положительных нормативных новаций в сфере противодействия коррупции в системе властеотношений, которые продолжительное время складываются на наднациональном уровне в многообразных форматах международного общения и объективируются в различных формах, доступных правовому анализу.
4. Крупнейшие международные антикоррупционные документы содержат несколько тематических блоков норм, имеющих в своем содержании конституционно-правовой компонент. В действующем российском конституционном законодательстве в наибольшей степени различимы признаки отражения международных антикоррупционных стандартов в сфере: а) формирования органов власти, б) функционирования органов власти, в) поведения представителей власти. Наиболее актуальным в последние годы направлением антикоррупционных изменений российского конституционного законодательства является направление, охватывающее новые антикоррупционные требования к представителям власти, из которых в наибольшей степени внимание конституционного права обращено к такой категории субъектов как лица, замещающие государственные и муниципальные должности.
5. В центре объяснения происхождения, разнообразия и способов предотвращения коррупционных проявлений в деятельности представителей власти целесообразно расположить концепцию конфликта интересов. Генезис категории конфликта интересов показывает, что ее законодательная конкретизация представляет собой не локальный механизм оптимизации государственного администрирования, а глобальную тенденцию развития отношений по поводу власти в обществе, ее качества, границ, форм осуществления, механизмов контроля. 6. Наиболее практичная систематизация антикоррупционных механизмов действующего российского законодательства в указанном направлении строится в зависимости от роли, которую они выполняют применительно к решению проблемы конфликта интересов. А именно: вопервых, антикоррупционные ограничения и запреты как исходные условия занятия публичной должности и последующего осуществления полномочий, связанные с воздержанием от определенных действий, которые могут привести к риску возникновения конфликта интересов; во-вторых, антикоррупционные обязанности должностных лиц, связанные с активными действиями с их стороны, стимулирующими целенаправленную профилактику конфликта интересов; в-третьих, механизмы урегулирования конфликта интересов, связанные с поиском выхода из этой ситуации; вчетвертых, механизмы ответственности за неурегулирование конфликта интересов. 7. Различия в особенностях контроля соблюдения антикоррупционных ограничений и запретов для государственных и муниципальных служащих и для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, имеют значение, они объективны и связаны с особой ролью последних в системе публичной власти. Не меньше отличий подобного рода объективно существует и между разными типами замещающих государственные должности лиц в связи с характером их государственно-властной деятельности и уникальной позицией в национальной системе сдержек и противовесов. Поэтому при систематизации запретов и ограничений для представителей власти в российском антикоррупционном законодательстве необходимо учитывать границу между общим и специальным регулированием, которая в действующем законодательстве проведена нечетко и нуждается в корректировках. 8. Меры активной профилактики конфликта интересов в деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, воплощенные в законодательстве в виде новых антикоррупционных обязанностей, необходимо развить и более четко структурировать. К числу базовых мер целесообразно отнести следующие: а) декларирование доходов и расходов, б) инициативную пропаганду антикоррупционной этики в подведомственных структурах, в) сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, г) уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Их правовое урегулирование в отношении данной категории лиц в российском законодательстве остается недопустимо дискретным. 9. Для оптимизации организационной системы урегулирования конфликта интересов лиц, замещающих государственные должности, и формирования корректной и устойчивой практики на всех уровнях власти, развития культуры общественного доверия к институтам власти ключевое значение имеет вопрос о трансформации правового статуса Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в направлении создания самостоятельного независимого государственного органа, который мог бы осуществлять функции общего контроля за исполнением антикоррупционных обязанностей лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.
10. Отсутствие в российском антикоррупционном законодательстве четких юридических критериев и механизмов привлечения к ответственности за неурегулирование конфликта интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, придает соответствующим мерам реагирования черты политической ответственности. Данные пробелы недопустимы в источниках конституционного законодательства, устанавливающих статус высших органов власти и их должностных лиц, и нуждаются в устранении. Теоретическая значимость работы проявляется в выводах и обобщениях, сформированных по ее итогам. Фундаментальный и синтетический характер общей части исследования позволяет как конкретизировать и развивать отдельные его фрагменты в российской конституционно-правовой науке, так и использовать в рамках комплексных и междисциплинарных изысканий, совершенствуя единую взаимоувязанную российскую научную доктрину в вопросах противодействия коррупции. Практическая значимость исследования заключается в том, что выработанные в нем предложения, могут быть использованы для совершенствования как конкретных источников российского конституционного и антикоррупционного законодательства, так и концепции их развития, а также при оптимизации долгосрочной государственной стратегии и планов противодействия коррупции. Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавании по целому ряду учебных курсов, затрагивающих проблематику противодействия коррупции. Личный вклад автора. Выносимые на защиту результаты получены лично автором; вклад автора в результаты, опубликованные в совместных работах, является определяющим. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием в работе набора оправдавших себя в юридических науках методов научного поиска, гарантирующих научную обоснованность выводов, использованием широкого спектра источников, включая данные зарубежной и сравнительной научной дискуссии, а также проведением анализа значительного числа нормативных актов, судебных решений, международных актов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в научных работах, в том числе статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных для защиты в диссертационном совете МГУ по специальности (включая научные издания, индексируемые в базах данных Scopus и RSCI). Многие аспекты затронутой в исследовании проблематики нашли отражение в многолетнем авторском спецкурсе для студентов юридического факультета МГУ «Конституционные основы антикоррупционной деятельности». Отдельные вопросы диссертационного исследования были представлены автором в форме докладов и сообщений на различных научных мероприятиях, включая конференции и круглые столы, организуемые на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Со специальными докладами автор выступал на других крупнейших российских научных форумах, в том числе с докладом «Влияние антикоррупционных институтов на развитие российского конституционного права» на XX-й Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (НИУ «Высшая школа экономики», 10 апреля 2019 г.); с докладом «Потенциал средств массовой информации как института общественного антикоррупционного контроля» на Шестом Евразийском антикоррупционном форуме (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 26 апреля 2017 г.); и т.д. Ряд выдвинутых в исследовании предложений прошли также апробацию в ходе работы автора в качестве международного эксперта ОБСЕ (проект по развитию принципов открытого правительства в Казахстане, 2017 г.) и национального эксперта Совета Европы (проект ПРЕКОП-II по защите прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне, 2017 - 2018 гг.). Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Структура диссертационного исследования предопределена его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.01 с.) |