Положения, выносимые на защиту: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положения, выносимые на защиту:



1. Международная антикоррупционная политико-правовая научная дискуссия последних десятилетий серьезно продвинулась в представлениях о способах противодействия коррупции, трактуемой как комплексное социальное явление, связанное со злоупотреблением вверенной публичной властью ради частной выгоды. Прямая зависимость коррупции от качества устройства политико-правовых институтов из положения общего тезиса социально-философской критики общественного развития переходит в ранг конкретной проблемы для прикладного анализа в той области юридического знания, которая несет ответственность за правовую организацию отношений в сфере публичной власти. Иными словами, коррупция – это не чуждая, а органичная проблема для конституционно-правовой науки. 

2. Для общетеоретического осмысления антикоррупционной проблематики в политико-правовой сфере российской конституционноправовой науке, формирующей юридический образ отношений по поводу власти в государстве, которое находится в поиске новой сбалансированной модели демократического развития, за основу целесообразно принять следующие концептуальные подходы: а) фидуциарная политическая теория, которая предлагает путь к «переизобретению» в современном конституционном праве проблемы народного суверенитета путем актуализации повестки повышения доверия к власти как важнейшей содержательной проблемы антикоррупционных реформ; б) теория неформальных политических практик, которая является способом систематизации нечетко соотносимых с писанным правом политических обычаев, открывая возможность организованного анализа поля неурегулированных конституционным правом общественных отношений; в) теория политической коррупции, которая позволяет вовлечь в область конституционно-правовых исследований различные обобщения о стратегиях преобразования политико-правовой системы, по существу формируя представления об особенностях конституционной реформы в государствах, переживающих сложный переходный этап своего институционального строительства. 

3. Наибольший научно-практический потенциал исследования проблем противодействия коррупции собственно в предметных границах российского конституционного права в настоящий период развития науки и практики имеют подходы, названные «академическим», «нормативистским» и «имплементационным», которые не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга. «Академический» подход позволяет сформировать представление о месте и роли противодействия коррупции в системе конституционных приоритетов. На текущем этапе развития российской конституционно-правовой науки деятельность по противодействию коррупции в обществе целесообразно рассматривать в качестве элемента содержательной характеристики народовластия как фундаментальной основы конституционного строя. «Нормативистский» подход наилучшим образом обеспечивает систематизацию норм российского межотраслевого антикоррупционного законодательства благодаря методологии конституционного права как ведущей отрасли российского права и способен корректно определить значимость и классифицировать различные элементы национальной антикоррупционной стратегии. «Имплементационный» подход позволяет оптимизировать механизмы адаптации положительных нормативных новаций в сфере противодействия коррупции в системе властеотношений, которые продолжительное время складываются на наднациональном уровне в многообразных форматах международного общения и объективируются в различных формах, доступных правовому анализу. 

4. Крупнейшие международные антикоррупционные документы содержат несколько тематических блоков норм, имеющих в своем содержании конституционно-правовой компонент. В действующем российском конституционном законодательстве в наибольшей степени различимы признаки отражения международных антикоррупционных стандартов в сфере: а) формирования органов власти, б) функционирования органов власти, в) поведения представителей власти. 

Наиболее актуальным в последние годы направлением антикоррупционных изменений российского конституционного законодательства является направление, охватывающее новые антикоррупционные требования к представителям власти, из которых в наибольшей степени внимание конституционного права обращено к такой категории субъектов как лица, замещающие государственные и муниципальные должности. 

5. В центре объяснения происхождения, разнообразия и способов предотвращения коррупционных проявлений в деятельности представителей власти целесообразно расположить концепцию конфликта интересов. Генезис категории конфликта интересов показывает, что ее законодательная конкретизация представляет собой не локальный механизм оптимизации государственного администрирования, а глобальную тенденцию развития отношений по поводу власти в обществе, ее качества, границ, форм осуществления, механизмов контроля. 

6. Наиболее практичная систематизация антикоррупционных механизмов действующего российского законодательства в указанном направлении строится в зависимости от роли, которую они выполняют применительно к решению проблемы конфликта интересов. А именно: вопервых, антикоррупционные ограничения и запреты как исходные условия занятия публичной должности и последующего осуществления полномочий, связанные с воздержанием от определенных действий, которые могут привести к риску возникновения конфликта интересов; во-вторых, антикоррупционные обязанности должностных лиц, связанные с активными действиями с их стороны, стимулирующими целенаправленную профилактику конфликта интересов; в-третьих, механизмы урегулирования конфликта интересов, связанные с поиском выхода из этой ситуации; вчетвертых, механизмы ответственности за неурегулирование конфликта интересов. 

7. Различия в особенностях контроля соблюдения антикоррупционных ограничений и запретов для государственных и муниципальных служащих и для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, имеют значение, они объективны и связаны с особой ролью последних в системе публичной власти. Не меньше отличий подобного рода объективно существует и между разными типами замещающих государственные должности лиц в связи с характером их государственно-властной деятельности и уникальной позицией в национальной системе сдержек и противовесов. Поэтому при систематизации запретов и ограничений для представителей власти в российском антикоррупционном законодательстве необходимо учитывать границу между общим и специальным регулированием, которая в действующем законодательстве проведена нечетко и нуждается в корректировках. 

8. Меры активной профилактики конфликта интересов в деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, воплощенные в законодательстве в виде новых антикоррупционных обязанностей, необходимо развить и более четко структурировать. К числу базовых мер целесообразно отнести следующие: а) декларирование доходов и расходов, б) инициативную пропаганду антикоррупционной этики в подведомственных структурах, в) сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, г) уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Их правовое урегулирование в отношении данной категории лиц в российском законодательстве остается недопустимо дискретным. 

9. Для оптимизации организационной системы урегулирования конфликта интересов лиц, замещающих государственные должности, и формирования корректной и устойчивой практики на всех уровнях власти, развития культуры общественного доверия к институтам власти ключевое значение имеет вопрос о трансформации правового статуса Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в направлении создания самостоятельного независимого государственного органа, который мог бы осуществлять функции общего контроля за исполнением антикоррупционных обязанностей лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.

10. Отсутствие в российском антикоррупционном законодательстве четких юридических критериев и механизмов привлечения к ответственности за неурегулирование конфликта интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, придает соответствующим мерам реагирования черты политической ответственности. Данные пробелы недопустимы в источниках конституционного законодательства, устанавливающих статус высших органов власти и их должностных лиц, и нуждаются в устранении. 

Теоретическая значимость работы проявляется в выводах и обобщениях, сформированных по ее итогам. Фундаментальный и синтетический характер общей части исследования позволяет как конкретизировать и развивать отдельные его фрагменты в российской конституционно-правовой науке, так и использовать в рамках комплексных и междисциплинарных изысканий, совершенствуя единую взаимоувязанную российскую научную доктрину в вопросах противодействия коррупции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выработанные в нем предложения, могут быть использованы для совершенствования как конкретных источников российского конституционного и антикоррупционного законодательства, так и концепции их развития, а также при оптимизации долгосрочной государственной стратегии и планов противодействия коррупции. Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавании по целому ряду учебных курсов, затрагивающих проблематику противодействия коррупции. 

Личный вклад автора. Выносимые на защиту результаты получены лично автором; вклад автора в результаты, опубликованные в совместных работах, является определяющим.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием в работе набора оправдавших себя в юридических науках методов научного поиска, гарантирующих научную обоснованность выводов, использованием широкого спектра источников, включая данные зарубежной и сравнительной научной дискуссии, а также проведением анализа значительного числа нормативных актов, судебных решений, международных актов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в научных работах, в том числе статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных для защиты в диссертационном совете МГУ по специальности (включая научные издания, индексируемые в базах данных Scopus и RSCI). 

Многие аспекты затронутой в исследовании проблематики нашли отражение в многолетнем авторском спецкурсе для студентов юридического факультета МГУ «Конституционные основы антикоррупционной деятельности». 

Отдельные вопросы диссертационного исследования были представлены автором в форме докладов и сообщений на различных научных мероприятиях, включая конференции и круглые столы, организуемые на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Со специальными докладами автор выступал на других крупнейших российских научных форумах, в том числе с докладом «Влияние антикоррупционных институтов на развитие российского конституционного права» на XX-й Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (НИУ «Высшая школа экономики», 10 апреля 2019 г.); с докладом «Потенциал средств массовой информации как института общественного антикоррупционного контроля» на Шестом Евразийском антикоррупционном форуме (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 26 апреля 2017 г.); и т.д. 

Ряд выдвинутых в исследовании предложений прошли также апробацию в ходе работы автора в качестве международного эксперта ОБСЕ (проект по развитию принципов открытого правительства в Казахстане, 2017 г.) и национального эксперта Совета Европы (проект ПРЕКОП-II по защите прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне, 2017 - 2018 гг.).

Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В.

Ломоносова.

Структура диссертационного исследования предопределена его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

 

     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.01 с.)