Политические воззрения Реформации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения Реформации



Мартин Лютер (1483-1546)

Свое учение он изложил в 95-ти тезисах, которые он представил в 1517 в г. Виттенберге.

В своей концепции Лютер показал, в чем он не согласен с учением католической церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Он считал неверным, что сторонники Папы Римского разделили людей на лиц светского и духовного звания, так как на самом деле все люди – духовного звания и различаются лишь родом занятий.

Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необходимости.

Мартин Лютер предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеческие грехи, и кто верит в Бога, тот спасен.

Протестантизм использует идею предопределения (закон вечного предопределения) и признает бессилие человеческой воли. Выбор между добром и злом определяется не человеком, а божественным провидением.

Единственный авторитет, который не подлежит критике, – это Библия.

Лютер отвергает главенство Церкви над государством, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии).

Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Лютер разграничивает светскую и религиозную сферы.

Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития».

Лютер различает должности и людей, которые их занимают. Он говорит, если исполнение обязанностей соответствующей должности ненадлежащее, то виноваты люди, занимающие эти должности. Действия начальства должны уподобляться божественному, а подчиненные обязаны всегда подчиняться начальству, поскольку всякая власть от Бога и мятеж ложится на невиновных.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

1) божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех);

2) естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием соответствия является человеческий разум);

3) императорский закон;

4) законы земель, городов и т.д.

Учение Лютера привело к расколу, надлому в Европе, что было естественным явлением.

 

Ж. Кальвин (1509-1564)

Автор работы «Наставления в христианской вере».

Лютер утверждает о необходимости разделения светской и религиозной власти. А Кальвин говорит о первостепенном значении религиозной власти. У Лютера все определяется верой, а Кальвин утверждает, что поступки человека не влияют на решение Бога.

Главное в учении Кальвина – идея предопределения. Он отмечает, что правителем должен быть лучший в религиозном, нравственном и имущественном плане.

Успех в жизни материальной зависит от божественного предопределения.

Сторонник олигархической формы правления (богатых пресвитериан). Богатство – признак предопределения. Худшая форма – демократия.


Спиноза

«Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и др.

Законы природы – это решения Бога, раскрытые человеческим разумом. Право природы – правила, согласно которым все совершается, т.е. сама мощь природы. Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и не может.

В естественном состоянии все люди равны, т.е. все одинаково имеют право на все по своему желанию. Но на самом деле объем прав зависит от мощи человека.

В естественном состоянии невозможно достижение людьми своих желаний, поэтому люди посредством договора переходят в состояние общности и государства. Основы государства следует искать не в указаниях разума, а выводить из общей природы людей.

Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти. Под верховной властью понимается суверенитет государства.

Особенностью договорной теории Спинозы является его утверждение, что в гражданском состоянии естественное право каждого не прекращается, т.к. человек всегда действует по законам своей природы. Главное отличие этих двух состояний – в гражданском состоянии есть установленное высшее естественное право государства.

Все должны подчиняться верховной власти, но сама она не связана никаким законом.

Частное гражданское право – права индивида, разрешенные в гражданском состоянии. Все остальное – преступление. Мера свободы индивида и государства определяется степенью их разумности.

Конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность, т.е. цель государства есть свобода.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Выделяет 3 формы государства: монархию, аристократию и демократию. Тирания в формах власти не фигурирует.

Свое предпочтение он отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах.

Спиноза симпатизирует демократии, т.к. она наиболее естественна и приближена к свободе.


Гроций

«О праве войны и мира..», «О праве добычи» и т.д.

Один из основателей рационалистической доктрины естественного и м/н права.

Гроций считал, что в юриспруденции следует различать естественную ее часть и то, что имеет своим источником волю. Поэтому он существенное значение придавал делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право и есть право в собственном смысле этого слова. Источником этого права является не чьи-либо выгода, интерес или воля, а разумная природа человека, которому присуще стремление к общению. Поэтому человек готов соблюдать правила общежития.

Право в более широком смысле является правом постольку, поскольку не противоречит разумной природе человека и естественному праву. Согласно Гроцию сам Бог законодательствует в соответствии с принципами естественно-правовой справедливости.

Гроций в своей договорной концепции стремится показать, что происхождение государства и его законов является логически неизбежным следствием бытия естественного права.

В сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется принцип пользы. При этом естественное право и справедливость – причины возникновения политических явлений, а польза – лишь повод.

Права народов – это права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или их большинством в интересах обширной совокупности всех этих государств.

Проблема соотношения права и силы – это проблема связи естественного права с формами волеустановленного права. В этом смысле сила трактуется Гроцием как средство реализации требований естественного права во внутригосударственной или м/н жизни. «Право не получает внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения прав и общей пользы. Это определение выражает договорную теорию государства.

До создания государства люди находились в естественном состоянии: отсутствовала частная собственность, люди пребывали в простоте и взаимной приязни и т.д. Постепенно люди стали заниматься различными ремеслами и искусствами, появились человеческие пороки. Имущество начало распределяться между людьми.

Государство – это человеческое установление, хотя оно и было одобрено Богом. Это союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Верховная власть – это власть, которая не подчиняется никакой иной власти, т.е. это суверенная власть.

Гроций считал, что форма правления не имеет никакого существенного значения. Однако сам он негативно относился к тирании, а предпочтение отдавал монархической или аристократической формам правления.

Собственные права подданных прекращаются с заключением договора о создании государства.

Если выбирать между свободой и миром, то Гроций отдавал предпочтение миру.

Различает войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические).

Во время войн право не перестает существовать.


Дж. Вико

«Основания новой науки об общественной природе нации» (на базе истории Рима)

Рассматривает и выявляет закономерности развития государства и права в рамках своей концепции.

Всю историю делит на 3 этапа: век богов – век героев – век людей.

Первоначально люди жили, когда царило насилие и произвол. И только в век богов появляются зачатки социальной жизни. Необходимость выживания в борьбе с грозными силами природы. Люди создают патриархальную семью и собственность. Отцы таких семей правили деспотически, самыми суровыми методами. Причем эти функции осуществлялись по воле бога.

Век героев. Патриархальная семья разрастается и качественно изменяется. В ней складываются отношения господства и подчинения, а не просто отношения между равными. Право собственности становится привилегией. Государство – аристократия. Право – право грубой силы. Беспощадное подавление плебеев.

Век людей. Представительная монархия, которая предоставляет человеку достойные права. Законы сочетают общие и частные интересы, устанавливают равенство.


Локк

Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Основной труд – «Два трактата о правлении» (1690 г.)

Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д.

До возникновения гос-ва люди пребывают в естественном состоянии. Люди не спрашивают разрешения и не зависят ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов, это состояние нестабильно.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать гос-во.

Люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.

Главная цель политического сообщества – возможность обеспечивать, сохранять и реализовывать гражданские интересы индивидами; охрана собственности.

Закон - не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Все, начиная с правителя, должны подчиняться закону.

«Там, где нет законов, там нет и свободы». Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому.

Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

Одной из важных гарантий против деспотизма власти, посягающего на права человека, нарушающего смысл общественного договора, выступает разделение властей. Дж. Локк выделяет три вида власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Во главе находится законодательная власть, иные власти должны подчиняться ей. Обосновал право народа на восстание в случае посягательства исполнительной властью на полномочия законодательной.

Идеал – ограниченная монархия, отвергал абсолютистско-монархическое устройство власти.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность — «воззвать к небесам» и применить силу «против несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете, выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.


Гоббс

«Левиафан», «Философское начало учения о гражданине»

Изначально все люди равны и имеют равные права на все. Однако все люди враждуют между собой, т.е. находятся в состоянии войны всех против всех. Это есть естественное состояние человечества.

Страх смерти, инстинкты и разум способствуют преодолению людьми этого естественного состояния войны. Главный естественный закон – необходимо стремиться к миру. Существуют и другие естественные законы, суть которых – не делай другому того, чего бы не желал себе.

Однако выполнение естественных законов не обязательно. Чтобы заставить индивида соблюдать эти законы нужна сила.

Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Оно делает это путем издания гражданских законов.

Государство учреждается людьми, дабы покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Государство и есть это лицо. Носитель такого лица – суверен.

Заключив однажды общественный договор, индивиды теряют возможность изменить форму правления, высвободиться из-под власти.

Суверен никаким договором с народом не связан и поэтому никакой ответственности не несет. Он связан только естественным и божественным правом.

Государства могут возникать не только на основе договора, но и путем использования силы. На этом основании Гоббс делит государства на 2 типа: политические государства и государства, основанные на приобретении.

Власть суверена в любом государстве абсолютн а. Он издает/отменяет законы; объявляет войну/заключает мир; разбирает и разрешает споры и т.д.

Достоинство государства – охрана порядка угодных отношений в обществе.

Государство гарантирует своим подданным свободу, т.е. возможность делать все то, что не запрещено гражданским законом.

Согласно Гоббсу может быть лишь 3 формы государства: монархия, аристократия и демократия. Предпочитал монархию.

Отрицал разделение властей, считал, что оно ведет к гибели государства.

Право – человек имеет возможность, закон – человек обязан делать.


Крижанич

Юрий Крижанич получил духовное образование, служил при царе Алексее Михайловиче, в 1661 года по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. Позже по распоряжению царя Федора Алексеевича вернулся в Москву, которую навсегда покинул в 1678 году. Находясь в Тобольске, написал «Беседы о правительстве», известные в историографии как трактат «Политика».

Крижанич отстаивал не только идею божественной сущности власти, но и божественность персоны носителя верховной власти: «Король подобен некоему Богу на земле». Цель государства – достижение «общей пользы» для всех членов общества, поэтому «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну». Эти вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем.

Ю. Крижанич придерживался аристотелевской классификации форм правления и выделял:

·  правильные формы правления:

1. совершенноесамовладство (абсолютная монархия);

2. боярское правление;

3. общевладство, или посадское правление (республика).

·  неправильные формы правления:

1. тирания;

2. олигархия;

3. анархия.

Лучшей формой правления считал «совершенное самовладство», так как оно обеспечивает справедливость и покой в стране. При данной форме правления все управление государством сосредоточено в руках монарха-философа. Основная задача монарха – заботиться о благе своей страны (развивать ремесла и торговлю, планировать распределение ремесел с учетом природных условий и т.д.). Для «самовладства» более пригодна наследственная передача престола, поскольку с выборами обычно связаны раздоры, заговоры и войны. Следует запретить в законе наследовать трон женщинам и чужестранцам.

Абсолютный монарх-философ противопоставляется тирану (тирания именуется «людодерством»). Тираническое правление – господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует лишь личные интересы. Однако тирана может все-таки свергнуть Бог, а не люди. Для того чтобы предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию, необходимо:

·  наличие на троне монарха-философа;

·  принятие и соблюдение хороших законов;

·  нормативное закрепление правового положения всех сословий и чинов в государстве.

Основной гарантией против установления тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну». Русские законы Крижанич критикует за жестокость.

Закон у Крижанича отождествляется со справедливостью. Все чиновники должны действовать строго в соответствии с законом. Однако монарх ставится Крижаничем выше закона.

Также Крижанич предлагал реорганизовать судебную систему и принять такие меры, как упорядочение судебной системы во главе с Боярским судом, введение коллегиального состава суда и некоторые другие.

Среди видов законов выделял:

·  божеский закон (бог никому не дает власти для разорения);

·  закон природы («не королевства созданы для королей, а короли для королевств»);

·  человеческие законы (бывают дурными и хорошими).

Крижанич различает два вида рабства:

1. социальное (крепостничество, которое оценивается им отрицательно);

2. политическое (подданство как беспрекословное повиновение верховной власти; честь, а не унижение).

Подданные обязаны платить дань, быть покорны царю и молиться о его здравии, должны быть верны королю.

В вопросах внешней политики настаивает на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами, поскольку «всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа».

Таким образом, Юрий Крижанич является автором учения о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных.


Ришелье

«Политическое завещание», мемуары, инструкции и письма

Выделял 3 сословия: 1) духовенство, 2) дворянство, 3) третье сословие.

Любой народ имеет присущие ему особенности, которые играют решающую роль для государства. Промысел Божий – при помощи учреждений компенсировать недостатки того или иного народа.

Человек по своей природе стремится к добродетели, и необходимо помочь этой добродетели, в том числе с помощью учителей и образования.

Статус духовенства может быть только приобретенным. Если дворянство и третье сословие могут передавать свой титул по наследству, то духовенство в первую очередь его приобретает.

Критерии духовенства: 1) образование, 2) личные качества, 3) признание.

Умение управлять – это искусство, а способность делать это – свойство.

Лучшее правило в выборе на должность – не иметь никаких правил (индивидуальный подход).

Дворянство делит на высшую знать и остальное дворянство (городское, сельское). Критерий перехода в дворянство – заслуга и достоинство.

Третье сословие подразделяет на судебных чиновников, налоговых чиновников, простой народ.

Выступает за запрет продажи должностей и годового права.

Республика всегда запрещает продажу должностей, а в монархии, где беспорядок существует не без пользы, становится частью порядка.

Реформы требуют времени и должны проводиться постепенно с учетом их последствий.

Выделял 2 типа государственного устройства: монархию (наиболее подходящий тип государственного устройства) и республику.

В монархии глава государства – король, но это не привилегия, это должность. Однако королевские полномочия действуют как право по отношению к подданным.

Король:

не должен действовать вопреки закону;

не должен ставить заведомо невыполнимые требования, должен проявлять снисхождение к тем, кто выполняет его волю;

несет ответственность за все действия министров.

Необходимое условие королевской власти – Государственный Совет.

Король должен доверять своим министрам, а те должны знать о его доверии. Министры должны прямо и открыто излагать свои мысли. Они должны награждаться за выполнение своих обязанностей. Должны защищать монарха от клеветы и злого умысла.

Критерии министров: моральные, интеллектуальные, профессиональные.

Король возглавляет законодательную и исполнительную власть. Суд должен быть независимым.

Государство и церковь должны быть отделены. В государстве должна присутствовать религиозная свобода граждан.

Право: 1) божественное, 2) право народов (признается всеми народами во всех государствах), 3) международное, 4) государственное.

Источники права: законы, договоры, обычаи.

Различал писаное право и право в действии.


Ф. Прокопович

«Слово о власти и чести царской», «Риторика», «Духовный регламент»

В своих учениях соединил естественно-правовую теорию и богословие.

До государства существовало естественное преддоговорное состояние – эпоха войн и кровопролитий. Естественные законы (требования разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн и что для этого надо заключить договор о создании государства. Эта идея была реализована людьми в силу их природных склонностей не без содействия Бога.

При создании государства народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления.

Выделял следующие формы правления: монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав».

Аристократия и демократия, по его мнению, являются не лучшими вариантами. Республики пригодны лишь для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.

Монархию он различал ограниченную и абсолютную. Последняя – лучшая форма правления для России.

Монархия должна быть наследственной, а не выборной, это обеспечит большую устойчивость. При этом монарх наделяется широкими полномочиями на выбор себе наследника по своему усмотрению.

Монарх должен заботиться о благе всех, о просвещении, искоренении предрассудков, установления правосудия и т.п.

Царь ответственен за Церковь, а Церковь должна ему подчиняться и соблюдать во всем интересы государства.

Царь стоит над законом.


Татищев

Среди произведений Татищева, в которых нашли отражение его политические и правовые взгляды, следует выделить: 1) главу 45 "О древнем правительстве русском и других в пример" в первой части "Истории Российской"; 2) трактат под названием "Разговор двух приятелей о пользе науки и училища", написанный в 1733 г.; 3) записку "Произвольное и согласное разсуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном", составленную приблизительно в 1734—1735 гг.; 4) записку "Напомнение", которая представляет собой ответ Татищева на рожденный в стенах Сената в 1743 г. проект нового административно-территориального устройства России; 5) записку "Духовная моему сыну", датируемую 1749 г.

В своих рассуждениях о происхождении государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном «естественном состоянии», в котором господствует «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге (Татищев руководствовался соображениями о разделении труда между людьми) привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Татищев пытается внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникали исторически. Естественное состояние, по Татищеву, — это состояние "вольности"; по природе человеку нужна и полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая". Поскольку человек не может обойтись без других людей, он вынужден подчиняться внешним ограничениям.

Не покушаясь в целом на отмену крепостного права, он пытался теоретически обосновать возможность рассматривать его как результат своеобразного договора найма, влекущего определенные обязанности для заключивших его сторон. Такие жесткие формы несвободы, как рабство и холопство, В.Н. Татищев осуждал, заявляя, что «рабство и неволя против закона христианского» и являются «плодом насилия», а не договора. За рабом признавал право требовать и добиваться своего освобождения.

В.Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве, упорядоченное состояние которых придаст прочность государственному устройству.

Татищев беспокоился об экономии государственных средств. Поскольку он неоднократно выражал надежду на мирную политику России, то соответственно советовал войско в стране иметь только в целях обороны. При внешних агрессиях весь народ «совокупно» обязан на войны ходить, но поминовании опасности следует определить в армию людей, способных «к обороне и защищению государства».

Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форм государства. Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. Демократия — "общенародно" — осуществима только в государстве-городе или в маленькой области, где могут быстро собраться все домохозяева, "а в великой области уже весьма неудобна". Представительную систему Татищев считал признаком аристократии (правление избранных — по избранию или по положению). Аристократия применима и полезна в областях (странах), состоящих из нескольких городов, защищенных от неприятельских нападений (на островах и пр.), особенно у просвещенного народа, привыкшего к соблюдению законов без принуждения и жестокого страха. Россия, Франция, Дания, Испания и некоторые другие страны, "яко великие государства, не могут иначе правиться, как самовластием ".

А что если, рассуждал Татищев, при определении формы правления не учитываются объективные обстоятельства? Произвольно избранная форма правления не будет прочной; неизбежны смуты, нашествия, перевороты, в результате которых государство либо будет разрушено или порабощено, либо примет свою естественную форму.

Рассматривает Татищев и смешанные формы правлений, но достоинств за ними не признает.

Тиранию (деспотию) Татищев называл худшей из всех форм правлений. Наилучшей формой правления для России В. Н. Татищев считал монархию, при этом он отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатный выборный орган, учреждаемый «для лучшей государственной пользы управления». Цель этого органа: подготовка законов, разрешение «дел внутренней экономии» и обсуждение важнейших проблем («война, смерть государя или какое другое великое дело»).

Как и другие представители школы естественного права, Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы.

Законы положительные основаны "на соображениях политической мудрости", устанавливаются "по произволению каждого народа".

Соблюдению законов Татищев придавал большое значение, полагая, что «в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами». Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению.


Монтескье

«Персидские письма», «О духе законов» и т.д.

Главная тема всей политико-правовой мысли Монтескье – политическая свобода. Для обеспечения этой свободы нужны справедливые законы и надлежащая государственность.

Закон выражает момент обусловленности тех или иных отношений разумными началами.

Общим понятием закона охватываются все законы, как изменчивые, так и неизменные.

Человек управляется неизменными естественными законами, но, являясь существом разумным и действующим по собственному желанию, он беспрестанно нарушает эти вечные и человеческие законы.

К естественным законам Монтескье относит стремление к миру, к добыванию себе пищи, желание жить в обществе.

Как только люди соединяются в обществе, исчезает существующее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. Появляются законы – м/н право, политическое право, гражданское право.

Потребность в общих законах обусловливает существование, т.е. необходимость создания, государства. Для создания политического состояния необходимо уже наличие гражданского состояния.

Закону должна предшествовать справедливость. Закон – человеческий разум, управляющий всеми людьми. Законы одного народа вряд ли смогут оказаться пригодными для другого народа.

Законы должны соответствовать природе, установленной форме правления, географическим факторам и т.д.

Различает 3 образа (формы) правления: республиканский (аристократический или демократический); монархический; деспотический.

Природе каждой формы правления соответствуют конституирующие данный строй законы.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип: в республике – добродетель, в монархии – честь, в деспотии – страх. Это должный порядок в этих видах государства.

2 вида законов о политической свободе:

1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству;

2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.123 с.)