Новозаветные идеи о власти, государстве и праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новозаветные идеи о власти, государстве и праве



В I веке на территории Римской империи возникла новая религия – христианство.

В соответствии с идеями возникшей религии справедливость и правда открываются человеку в новом законе о совершенном. Правда и справедливость – основания божественного закона.

Необходимость законов обусловлена тем, что человек в силу своего несовершенства впадает в грех и нуждается в спасении. Причем несовершенство земного мира идет не от Бога, а от князя тьмы. Закон установлен не для праведников. Защищая правду, совершенный закон указывает, какие поступки являются правомерными, а какие – нет.

Идеальный порядок, согласно идеям христианства, не связан с земным порядком.

Христианство, вместе с тем, не ставит цель создания государства.

Следует учитывать, что представления о Боге, государстве и праве в Ветхом Завете и Новом Завете – различны. Ветхий Завет предписывает месть, а Новый – прощение. Ветхий Завет относится к государству отрицательно, а новозаветные идеи основаны на том, что «всякая власть от Бога». Новый завет предписывает подчинение гражданской сферы мирским князьям, которые являются слугами Бога. Подчинение понимается как должное. «Отдавайте Богу Богово, а Кесарю – Кесарево» - вот основной принцип христианской концепции.

Новый Завет разграничивает духовную и светскую сферы, так как духовная и светская власти имеют различные источники.

Настоящий правитель должен уметь властвовать над собой, так как если он на это не способен, то может показаться своим подданным смешным и поэтому не сможет управлять ими.

                                     


Иоанн Златоуст

Представитель теократических теорий.

Из положения «всякая власть от Бога» не следует, что каждый царь лично ставится Богом, последний определяет лишь общий принцип власти.

Библейские сказания свидетельствуют, что правители, которые вмешивались в дела церкви, - не истинные цари, они были наказаны за такое вмешательство. Цари должны подчиняться священникам, поскольку церковь выше государства.

Один начальствует, это не случайно, все это дело - Божье преимущество. Божественный порядок уже в иерархии. Равенство – причина беспорядка.

Земной грех – причина власти. А установление власти привело к рабству (подчинение жены мужу, слуг своему хозяину и т.д.).

Бог – сердобольный отец, желает нам благо. Создавая государство, он отдает нас начальникам, чтобы те исправили людей от беспечности. Начальники предотвращают одичание людей. Необходимость власти вызвана нашей испорченностью. Если ты начальник, то должен благодарить Бога за это.

«Как связки бревен в домах, так начальники в городах». Т.е. человеку необходимо, чтобы им управляли, наставляли его на путь истинный.

Повиноваться необходимо вне зависимости от формы правления. Кто не повинуется начальнику, тот противится Богу.

Земная власть должна содействовать спасению христианина.

Независимо от того, поощряет или наказывает правитель, он действует по воле Бога.

Уныние – смертный грех.

Государство удерживает страхом, а церковь – любовью.


Аврелий Августин

«О свободной воле», «О граде Божьем» и др.

Историю рассматривает в духе библейских положений, все государственные и правовые институты являются следствием греховности человека.

Критикует потребительски организованные государства, в частности Римское государство.

Греховность человека предопределена замыслом Бога, наделившего человека свободной волей. Желание человека жить по Богу порождается Божьей благодатью, которая доступна только избранным.

Августин разделяет все человечество на 2 града: град земной и град небесный. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а небесного града – благодать, освобождающая природу от греха.

Греховность земной жизни проявляется в господстве человека над человеком, т.е. в подчинении одних другим. Это «естественный порядок». Этот греховный порядок продлится до второго пришествия.

Причина всего зла – свободная воля человека. Человеческая свобода – это обременение жить в грехе, а не возможность выбора между добром и злом.

6 периодов в жизни человечества: младенчество, детство, юность, зрелость, начало старости.

Отдельный человек немощен и сам по себе ни на что не способен, он лишь средство в осуществлении божественного порядка.

Формы правления Августин различает в зависимости от обязанностей возлагаемых на власть. Главные среди этих обязанностей – моральные и религиозные. Несправедливый правитель – тиран. Несправедливая аристократия – клика.

Рабство – необходимое условие существования человека. Рабу остается лишь принять и правильно осуществить данное положение вещей.

Град небесный – государственность, основанная на любви к Богу и доведенная до презрения к себе.

Град земной – наоборот.

Августин различает закон божественный, естественный и человеческий.

В основе всего лежит божественный закон. Естественный закон – это закон человеческой природы.


Византия IV – VIII вв.

Фемистий (317 г.)

Правителем нельзя сделаться, им нужно родиться, считал Фемистий. По его словам, природный царь отличается от других человеческой мудростью. Хорошего правителя отличает умение действовать, а не говорить, так как он является олицетворенным законом своего государства. В основе правления должно лежать уважение, а не страх. Правитель избирается не народом или солдатами, его избирают на народном совете.

По своей сути закон беспристрастен к дышащему и живущему, он мертв. Истинного царя Фемистий ставит выше закона, но царь властвует над законом только в том случае, когда он смягчает действие последнего.

Фемистий отмечал, что Бог правит миром, как царь, а не как тиран.

Кроме того, он ставит вопрос о смертной казни, различая проступок, несправедливость и несчастье. При этом проступок отличается тем, что преступник принимает свое решение по размышлению.

Синезий (около 370 г.)

Автор следующих работ: «Речь о царской власти», «О провидении», «О своей жизни» и др.

Негативно относится к христианам и язычникам. Первых он характеризует тем, что для них разум не является критерием, а вторые, по своей сути, - софисты.

Рассматривает вопросы тирании и монархии. При этом он отмечает, что тиран смотрит на людей, как на овец.

Синезий считал, что царь должен стать философом, так как только тогда власть будет разумной силой. Мыслитель говорил, что «тот, кто управляет государством, тот должен уметь управлять государством».

Главным должен быть образ действия правителя – «тропос» (путь). Царь должен служить государству, а не быть запертым в доме.

Законодательство

С правовой стороны власть императора исходила от народа. Императору принадлежало исключительное право толковать законы.

Основным источником права признавался закон. Затем источник меняется и меняется власть (на власть от Бога).

Основная задача государства: благополучие подданных и спасение души. Без Бога и справедливости немыслимо исполнение долга, как и надлежащие управление и отношение к власти.

Священство и Царство – вот два камня, на которых держится государство.

Агапит

Ему принадлежат работы «Царский список диакона Агапита», «Сочинения», «Главы наставительные» и др. Принадлежит к сократовско-платоновской школе.

На первое место Агапит ставит личные качества правителя. Он говорил, что царствовать можно только над добровольно повинующимися людьми.

Агапит рассматривал власть для народа. По его словам, от Бога дарована та власть, которая вселяет любовь.

Правитель должен быть благодарным Богу за право управлять. Причем свою благодарность он должен выразить действиями, а не словом. Используя власть, правитель должен действовать в соответствии с долгом. Но он не должен ограничиваться одними законами, ему нужно знать и высшие нравственные заповеди.

Агапит отмечал, что если народ подчиняется не добровольно, то он будет ждать удобного случая, чтобы свергнуть власть.

Петр Патрикий

Исследовал вопрос о политической науке.

По словам Петра Патрикия, политическая наука – это божественное провидение. Бог дал эту науку, чтобы указать человеку нужный путь. Политическая наука должна включать три главных элемента:

1) закон;

2) учение;

3) образ жизни.

Данный мыслитель считал, что управлять государством не может незнающий человек.

Нельзя сделать всех одинаково счастливыми.

Монархия – единственный правильный устав государства, так как царь подобен Богу (равный и соименный). Но Божьим царем он станет тогда, когда будет подражать Богу в своих действиях. Благость, мудрость, сила и справедливость – это те качества, которые присущи Богу и которые должен проявлять и царь.

Отношение Петра Патрикия к праву характеризовалось следующим. Мыслитель считал, что царь должен действовать правомерно. При этом ему не нужно вмешиваться в текущее управление, он должен задавать только общее направление деятельности.

Идея права всегда должна присутствовать в законах. Но нельзя надеяться только на действие естественных законов, нужно учитывать и культуру.

Законодательство

К основным источникам законодательства Византии IV – VIII вв. относятся Эклога, Прохерон, Эпанагога, Василики.

В Эклоге утверждался принцип равенства всех перед законом, а также была заложена мысль о том, что законодательство должно быть более гуманным. В Прохероне законодательство впервые переводилось на греческий язык.

Эпанагога содержала определение закона. Закон – общезначимое распоряжение, решение мудрых людей, попечение о вольных и невольных ошибках, общие установления государства, божественное изобретение. Задача закона – управлять, запрещать, разрешать и наказывать. Право толковать закон принадлежит императору.

Источником права признаются и обычаи. Указывается также, что законы не должны быть противоестественными.

Кроме того, рассматривается вопрос о соотношении властей патриарха и императора. Вся полнота власти находится у императора, но его действия не должны идти вразрез с постановлениями Соборов.

Василики к источникам права относят: плебисциты, мнения юристов, преторское право. Указы императора имеют силу закона. При этом они могут противоречить закону лишь в том случае, если не наносят ущерба либо смягчают положение виновного.

 


Византия в IX – XIV вв.

Патриарх Фотий

Ему принадлежат работы «Послание правителю Болгарии о том, что есть управление государством», «Послания» и др.

В «Послании правителю Болгарии о том, что есть управление государством» Фотий писал, что князь нуждается в наставлении. Цель указанной работы заключалась в том, чтобы изложить, какие поступки князя положительные, а какие – негативные. В первой части «Послания» указывается на то, что князь должен быть совершенным человеком, хотя по природе он одинаков со своим народом. Пороки правителя видны всем. Фотий утверждал, что правителем можно только родиться. Правитель должен постоянно совершенствоваться. Даже наказывая, он должен действовать без гнева и раздражения. Правитель должен вызывать страх, соединенный с любовью, и не должен проявлять беспощадность.

Задача государства состоит не в расширении территории или в военном деле, а в том, чего оно может достичь своими силами, - «из худшего сделать превосходное». Государство должно видеть свою цель в нравственном совершенствовании людей и их спасении.

Власть должна «охотиться за мнением народа», поэтому если население любит власть, то ей не нужно оружие для своего самоутверждения. Порядок в государстве должен быть основан на законе.

Император Василий

Основатель македонской династии. Ему принадлежит работа «Главы наставительные к сыну Льву» (66 глав).

Богоустановленность власти связана с ее ограничением. Власть дается не в собственность, а во владение, для определенной цели и на определенных условиях. «Власть дается на хранение». Царские прерогативы переходят из одних рук в другие. Следовательно, если происходит смена царей, то они не собственники, а владельцы. Собственником власти является один Бог. И поэтому «несобственники» не могут распоряжаться властью как угодно.

Задача государства – достижение общего блага, оказание каждому поддержки. Но, по мнению императора Василия, не стоит давать добро недостойным.

Правитель должен устранять всякую борьбу в государстве и быть для подданных «неписаным законом». Он должен уметь выбирать себе помощников, оценивая способности последних в управлении собственным хозяйством.

Отношение императора Василия к законам заключалось в следующем. Правитель должен свято хранить законы, изданные его предшественниками. В противном случае законы, изданные им самим, тоже не будут уважаться. Следование закону должно сочетаться с гуманностью и снисходительностью.

Также император Василий отмечал, что если финансы построены на слезах народа, то они не будут обладать прочностью. Налоговая политика государства должна быть снисходительной.

Константин Багрянородный

Данный мыслитель использует в качестве критерия не теорию, а опыт и исторические сведения, которые он анализировал. Он считал, что правителю нужны знания, основанные на опыте, так как необходимые добродетели правителя предполагаются.

Константин Багрянородный выделял несколько законов, которые стоят выше царской власти:

1) естественный закон;

2) положительный закон;

3) нравственный закон.

Никулица

Сторонник теории теократического государства.

Он делит справедливость на распределяющую и уравновешивающую. Невинный не должен оказываться в худшем положении, нежели преступник.

Никулица подчеркивал, что правитель не должен смотреть на государство, как на источник доходов.

«Говорят, что император не повинуется закону, так как он сам закон. Но он должен делать все хорошо». Законы в государстве должны быть благочестивы.

По национальному вопросу Византии и провинций Никулица выступал против того, чтобы иностранцы занимали государственные должности.

Фиофилакт Болгарский

Автор работ «О царском воспитании», «Похвальное слово». Фиофилакт Болгарский выделял три вида устройств государства по числу правящих лиц: олигархия, аристократия и охлократия («многолюдная беззаконная сходка»).

Разработал учение о царе-тиране. Различие между монархией и тиранией состоит в различном отношении к законам. Монархия – государство закономерное, она составляет опору народа и следует законам. Монарх получает власть «по приглашению народа». А тиран получает власть путем насилия, он играет законами, чтобы получить выгоду для самого себя.

Феодор Метохит

В отношении греческой философии Феодор Метохит говорил, что греческие философы ничего не создали. Платон и Аристотель разработали философию, которая не имела никакого практического результата. Философы стали бесполезны. Настоящая наука, в том числе и философия, должна брать за основу исторический опыт.

Демократия, по мнению Метохита, является наиболее свободным государством, так как в нем правят все и подчиняются одинаковым законам. С другой стороны, подчинение общим законам, предоставление одинаковой свободы как глупым, невежественным и злым, так и добрым и умным можно рассматривать как величайшую несправедливость.

С одной стороны, уравнительная политика, которая ведет к благосостоянию, дает возможность приобрести его всем слоям. Но, с другой стороны, такая политика дает простор тем, кто не понимает благоразумие. Кроме того, демократия гонит превосходящих личностей.

Выбирать правителя необходимо как по личным качествам, так и по имущественному положению.

Феодор Метохит писал, что лучшая монархия только, та которая наилучшим образом устроена. Если власть находится в руках одного, то исчезает соперничество. Население находится в материальном достатке и действует по указанию человека, который обладает единством мыслей.

Фома Магистр

Фома Магистр считал, что справедливость заключается в исполнении законов. Она начинается с монарха и является одной из его задач. Еще одна задача монарха – общее благо. Фома Магистр выступал против того, чтобы император собирал налоги для обеспечения своих личных подробностей, так как все имущество принадлежит Богу.

В качестве условий существования государства он называет:

1) почитание Бога;

2) согласие, единомыслие внутри государства.

Второе условие выполнить тяжело, так как население в нынешнем государстве, как отмечал Фома Магистр, мыслит по-разному.

Он был противником назначения на должности по жребию., так как нужно учитывать и имущественное положение человека, и его нравственное лицо. Фома Магистр стоит на стороне благородства.

 

 


Фома Аквинский

«О правлении властителей» и др.

Процесс учреждения государственности подобен процессу сотворения мира Богом. Деятельность правителя схожа с деятельностью Бога: прежде чем начать руководить они все устраивают и организуют.

Цель государственности – общее благо. Чтобы достичь ее, необходимо сохранить феодально-сословную систему, неравенство богатых и бедных.

Аквинский ввел различия 3 элементов государственной власти: сущности, формы и использования. Сущность – отношения господства и подчинения, где человек «наверху» движет низшими слоями. Данный порядок заведен Богом, поэтому, по сути, власть – это благо, однако Аквинский допускает, что иногда приход к власти, вырождение власти, неправильное ее использование не являются волей Божьей. В таких случаях (когда правление несправедливо) народ вправе оказывать сопротивление. Правитель, который правит вопреки воле Бога, нарушая его заветы, становится тираном. (Главный критерий – справедливо-несправедливо).

Лучшей формой правления называет монархию, поскольку по своей сути монархия устроена, как и весь Божественный мир, а также исторический опыт показывает, что единственный правитель лучше множества.

Различал 2 вида монархии: абсолютную и политическую. Последняя обладает рядом преимуществ: в ней весомую роль играют крупные феодалы; власть правителя зависит от закона и не выходит за его пределы.

Аквинский разработал теорию закона. Право – это сфера правды, справедливости.

Все законы связаны между собой. Выше всех находится вечный закон – он производен от Бога, тождественен ему, от этого закона происходят все иные законы. Божественный закон дан в Библии.

Естественный закон – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Он обязывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину и уважать людей.

Человеческий закон конкретизирует естественный. Это императив, но в разных странах, эпохах его содержание может отличаться. Человеческий закон подразделяется на право народов и право граждан.


Марсилий Падуанский

Основная работа: «Защитник мира»

В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах. Поэтому священнослужители — главные враги мира.

Политическая теория охватывает следующие проблемы.

1. Государство и Церковь.

Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства. Государство возникает вследствие постепенного усложнения человеческого общежития. Источником всякой власти является народ, но не весь, а только лучшая его часть. Падуанский делил людей на 2 категории: высшую и низшую. Первые служат общему благу (это священники, военные, чиновники). А низшая категория заботится о своих частных интересах.

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Церковь должна находиться под контролем самих верующих. Это должно выражаться в праве верующих:

·  выбирать церковных сановников, включая Папу;

·  определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

·  утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

· Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

2  Законодательная и исполнительная власти государства.

Автор "Защитника мира" одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать народу. Марсилий выдвигает следующие аргументы:

·  народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

·  эти законы всем известны;

·  каждый может заметить упущение при создании этих законов.

Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.06 с.)