Понятие продукции и ее классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие продукции и ее классификация



Результат труда чаще выступает в материальной форме – в виде продукции.

Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).

Готовая продукция – это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.

Полуфабрикаты – это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.

Незавершенное производство – это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.

Продукты труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).

Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб – в т и м, тканей – м и кв.м). Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента.

Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент – характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Объем совокупной продукции предприятия измеряется в стоимостном выражении. Стоимостный метод позволяет объединить не только готовые изделия и полуфабрикаты, но и незавершенное производство и работы промышленного характера, учитывает он также и качество продукции.

Применение стоимостного метода измерения объема продукции обусловлено тем, что в условиях товарно-денежных отношений произведенная продукция должна найти свое общественное признание на рынке в процессе обмена товара на деньги по соответствующим ценам. Именно цена является денежным выражением стоимости товара и универсальным соизмерителем продукции независимо от ее характера и отраслевой принадлежности предприятия.

В зависимости от задач исследования исчисляют различные стоимостные показатели объема продукции, которые представляют собой систему взаимосвязанных характеристик.

Валовой оборот промышленного предприятия представляет собой стоимостное выражение объема продукции всех его промышленно-производственных подразделений независимо от того, будет эта продукция потреблена внутри этого же предприятия или реализована за его пределы. Валовой оборот можно исчислить как в действующих, так и в фиксированных (сопоставимых) ценах. Исчисление валового оборота имеет экономическое значение при анализе работы предприятия, когда изменяется его производственная структура. Недостатком этого показателя является то, что он содержит повторный счет и его величина зависит от структуры предприятия.

Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выпущенной отдельными цехами и переработанной (использованной) на этом же предприятии, кроме продукции, зачисленной в состав основных фондов предприятия. Этот показатель включает повторный счет, который входит в валовой оборот.

Основными показателями объема промышленной продукции являются валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей продукции произведенной в промышленно-производственных подразделениях предприятия в отчетном периоде независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Она включает:

- стоимость готовых изделий;

- стоимость полуфабрикатов собственного производства, реализованных на сторону, своему капитальному строительству, непромышленным хозяйствам;

- стоимость изменения (разности) остатков полуфабрикатов собственного производства, продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений на складах предприятия;

- стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, своим непромышленным хозяйствам, включая законченный капитальный ремонт собственного производственного оборудования и транспортных средств;

- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений, отпущенной за пределы предприятия, своему капитальному строительству, непромышленным хозяйствам;

- стоимость разности в остатках незавершенного производства (этот пункт включается в состав показателя на предприятиях, на которых длительность цикла производства составляет более двух месяцев).

Показатель валовой продукции определяется в сопоставимых (фиксированных) оптовых ценах предприятия и используется для изучения динамики объема продукции и оценки качественных характеристик производственной деятельности, таких как производительность труда, фондоотдача и др.

Объем валовой продукции может быть исчислен суммированием компонентов, входящих в состав показателя, или как разность между валовым и внутризаводским оборотом, если они будут определены в фиксированных оптовых ценах предприятия.

Товарная продукция – это продукция, выпущенная и предназначенная к реализации.

Показатель товарной продукции в отличие от показателя валовой продукции не включает:

- стоимости разности в остатках полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных и подсобных производственных подразделений на складах предприятия;

- стоимости разности в остатках незавершенного производства;

- стоимости сырья заказчика (давальческого сырья), если оно не оплачено предприятием. В товарную продукцию включается стоимость переработки сырья и материалов заказчика, если из них на предприятии изготовлена для заказчика готовая продукция.

Товарная продукция определяется в действующих оптовых ценах предприятия, включающих себестоимость единицы продукции и прибыль на единицу продукцию. В оптовую цену предприятия не входят налог на добавленную стоимость, акцизы и другие косвенные налоги и сборы.

Реализованная продукция – это продукция предприятия, отгруженная потребителю и оплаченная им. В этом показателе учитываются отгруженные и оплаченные товары, как собственного производства, так и приобретенные на стороне для целей перепродажи. В основном же, реализованная продукция идентична товарной продукции по совокупности составляющих ее элементов. В настоящее время этот показатель представлен в финансовой и статистической отчетности как выручка от реализации.

Арифметически реализованная продукция равняется товарной продукции за минусом изменения остатков готовых изделий на складе предприятия и изменения остатков отгруженной, но неоплаченной продукции.

Реализованная продукция оценивается в фактически действующих оптовых ценах предприятия и используется для определения суммы прибыли от реализации и связанных с ней финансовых показателей. Именно от величины реализованной продукции зависят финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Важное практическое значение имеет показатель чистой продукции.

Чистая продукция отражает вновь созданную стоимость общественного продукта за определенный период. Она рассчитывается путем вычитания из объема товарной (валовой) продукции стоимости материальных затрат на ее изготовление и сумм начисленной амортизации или как сумма заработной платы с отчислениями в фонды социального страхования и прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)