Перевозка и транспортные договоры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка и транспортные договоры



Перевозку, а также иные отношения в сфере транспортной де­ятельности опосредствуют транспортные договоры, разные по пра­вовой природе и содержанию.

Общие положения о перевозке определены в главе 64 ГК. Согласно ст.908 ГК перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки. Общие условия перевоз­ки определяются Гражданским кодексом, другими законами, транс­портными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим пе­ревозкам устанавливаются договором, если иное не установлено ГК, другими законами, транспортными кодексами (уставами), ины­ми нормативно-правовыми актами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими транспортные договоры, являются:

Гражданский кодекс Украины;

Воздушный кодекс Украины от 04.05.93 г.

Кодекс торгового мореплавания Украины от 23.05.95 г.

Закон Украины «О транспорте» от 10.11.94 г.

Закон Украины «О железнодорожном транспорте» от 04.07.96 г. Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г.

Устав автомобильного транспорта Украины 1969 г.

Устав железных дорог Украины, утвержденный Постановлени­ем Кабинета Министров Украины от 06.04.98 г. № 457.

Кроме них существует множество ведомственных актов: тари­фы, правила перевозок (общие для всех перевозок на данном виде транспорта и специальные для отдельных категорий перевозок), технические условия погрузки и крепления грузов.

Виды транспортных договоров:

— договор на организацию перевозок;

— договор перевозки груза;

— договор морской и речной буксировки;

— договор транспортной экспедиции;

— договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных пу­тей и т.п.

Наибольшее значение имеют договоры на организацию пере­возок и договоры перевозки груза.

К организационным договорам (договорам на организацию перевозок) относятся навигационные договоры перевозки морс­ким и речным транспортом, годовые договоры перевозки автомо­бильным транспортом. Они заключаются при наличии между перевозчиком и клиентурой устойчивых хозяйственных связей ввиду необходимости систематических перевозок грузов. На их основе не производится перевозка грузов. Цель этих договоров — достижение соглашения на будущие перевозки. В них определя­ется количество подлежащего перевозке груза, сроки отправки, ответственность сторон.

В качестве отдельного транспортного договора в ГК выделен договор чартера (фрахтования), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости в одном либо нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для пере­возки груза, пассажиров, багажа, почты или в других целях, если это не противоречит закону и иным нормативно-правовым ак­там. Порядок заключения договора чартера (фрахтования), а так­же форма этого договора устанавливаются транспортными кодек­сами (уставами) (ст.912 ГК).

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза — это договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отпра­витель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.909 ГК).

Характеристики договора. В отличие от договоров на органи­зацию перевозки договор перевозки груза, как правило, является реальным. Для его заключения недостаточно соглашения сторон, а необходима передача указанного в договоре груза перевозчику и принятие им груза к перевозке. Договор перевозки груза авто­мобильным транспортом относится к категории консенсуальных, поскольку он считается заключенным с момента достижения сто­ронами соглашения по существенным условиям договора, до при­нятия груза перевозчиком.

Договор перевозки груза — двусторонний и возмездный дого­вор (грузоотправитель обязан уплатить за перевозку установлен­ную плату).

Стороны в договоре — перевозчик и грузоотправитель. Грузо­получатель не является стороной в договоре перевозки груза, од­нако у него возникают по договору определенные права и обязан­ности: принятие и вывозка груза, внесение провозных и иных сборов в ряде случаев.

Согласно ст.909 ГК договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза под­тверждается составлением транспортной накладной (коносамен­та) или иного документа, установленного транспортными кодек­сами (уставами). Законом могут быть предусмотрены особеннос­ти заключения и выполнения договора перевозки груза.

Детально форма и порядок заключения договора перевозки грузов определены транспортным законодательством, которое для всех видов транспорта устанавливает письменную форму догово­ра. Перевозки грузов оформляются различными видами докумен­тов: грузовыми накладными, грузовыми квитанциями, дорожны­ми ведомостями и коносаментами.

При заключении договора железнодорожной перевозки грузо­отправитель должен представить станции отправления на каж­дую отправку груза накладную, которая является основным пе­ревозочным документом. Накладная составляется на имя опре­деленного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. В удосто­верение приема груза к перевозке станция отправления выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.

При морских перевозках наличие и содержание договора пе­ревозки груза могут быть подтверждены чартером, коносаментом или другими письменными документами. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Коносамент является не только подтвер­ждением приема груза перевозчиком, но и товарораспорядитель­ным документом. Эта функция коносамента предусматривает обязательство перевозчика выдать груз юридическому лицу, ука­занному в коносаменте,

Предмет договора перевозки грузов — транспортные услуги, т.е. услуги по перемещению (транспортировке) материальных ценностей.

Обязанности перевозчика:

— предоставить транспортные средства под погрузку в срок, определенный в договоре;

— своевременно отправить принятые к перевозке грузы;

— принимать меры по обеспечению сохранности груза в пути следования;

— доставить груз по кратчайшему пути;

— выдать груз получателю, указанному в перевозочных доку­ментах.

Обязанности грузоотправителя:

— предъявить в установленный срок груз, подлежащий пере­возке, в надлежащей таре и упаковке, а также замаркиро­вать его в соответствии с установленными требованиями;

— своевременно вносить провозную плату. За перевозку груза взыскивается провозная плата в размере, определяемом по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными нормативно-правовыми актами. Если размер про­возной платы не определен, взыскивается разумная плата. Плата за перевозку груза, осуществляемую транспортом общего пользования, определяется по соглашению сторон, если она не установлена тарифами, утвержденными в уста­новленном порядке;

— соблюдать нормы времени на погрузочно-разгрузочные ра­боты, если они проводятся грузоотправителем.

Ответственность по договору перевозки груза. В соответствии с общим правилом, закрепленным в ст.920 ГК, в случае наруше­ния обязательств, вытекающих из договора перевозки, стороны несут ответственность, установленную по договоренности сторон, если иное не установлено ГК, другими законами, транспортными кодексами (уставами).

Отдельно урегулирована ответственность перевозчика за не­предоставление транспортного средства и ответственность от­правителя за неиспользование предоставленного транспортного средства. Перевозчик за непредоставление транспортного сред­ства для перевозки груза, а отправитель за непредоставление гру­за или неиспользование предоставленного транспортного средства по иным причинам несут ответственность, установленную дого­вором, если иное не установлено транспортными кодексами (уставами). Перевозчик и отправитель груза освобождаются от от­ветственности, если непредоставление транспортного средства или неиспользование предоставленного транспортного средства про­изошло не по их вине, в частности, при прекращении (ограниче­нии) перевозки груза в определенных направлениях, установлен­ной в случаях и порядке, предусмотренных транспортными ко­дексами (уставами) (ст.921 ГК).

Кроме того, в ГК предусмотрена ответственность перевозчика за следующие нарушения:

1) за просрочку доставки груза — в случае просрочки достав­ки груза перевозчик обязан возместить другой стороне убыт­ки, причиненные нарушением срока перевозки, если другие формы ответственности не установлены договором, транс­портными кодексами (уставами);

2) за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза — пе­ревозчик отвечает за сохранность груза с момента приня­тия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение гру­за произошли вследствие обстоятельств, которые перевоз­чик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине.

Таким образом, по общему правилу, перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что это произошло не по его вине. Транс­портные кодексы и уставы закрепляют принцип виновной ответ­ственности.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза не только в процессе его транспортировки, но и в период нахожде­ния груза в ведении перевозчика на станции отправления.

Согласно транспортному законодательству ответственность наступает, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача, пор­ча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. по независящим от него причинам.

Такими обстоятельствами могут быть:

— вина грузоотправителя или грузополучателя;

— особые естественные свойства перевозимого груза;

— недостатки тары или упаковки, которые не могли быть за­мечены по наружному виду при приемке груза к перевозке;

— применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреж­дения тары в пути;

— сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий и мер предо­сторожности для сохранения груза при перевозке или хра­нении;

— сдача к перевозке груза, влажность которого превышает ус­тановленную норму и др.

При этих обстоятельствах действует презумпция виновности перевозчика. Отсутствие вины (т.е. наличие одного из названных обстоятельств) доказывает перевозчик.

Например, парфюмерно-косметическая фабрика обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с объединения грузового автомобильного транспорта стоимости недостающей компо­зиции, полученной по товарно-транспортной накладной.

АТП приняло к перевозке парфюмерную композицию в количе­стве 52 мест весом 14 тонн. При сдаче груза фабрике было уста­новлено повреждение одного товарного места, из которого вытек­ла композиция, что удостоверено актом, составленным с участи­ем водителя-экспедитора. О нарушении одного товарного места имелась отметка в товарно-транспортной накладной.

Первоначально решением арбитражного суда в иске было отказано на том основании, что недостача композиции произош­ла по вине грузоотправителя, загрузившего ее в нестандартные бочки. Однако доказательства, свидетельствующие о том, что груз был помещен отправителем в некачественные бочки, кото­рые при транспортировке не обеспечивали его сохранность, ав­тотранспортным предприятием не были представлены. Посколь­ку автоперевозчик не доказал отсутствия своей вины в образо­вавшейся недостаче, суд решил, что ответственность за несохранную перевозку должно нести автотранспортное пред­приятие. [Хозяйство и право. — 1989. — № 12. — С. 144].

Транспортное законодательство указывает не только основа­ния ответственности перевозчика, но и обстоятельства, освобож­дающие его от ответственности за нарушение договорных обяза­тельств.

Эти обстоятельства однотипны при перевозках всеми видами транспорта.

Например, обстоятельствами, освобождающими железнодорож­ного перевозчика от ответственности за несохранность груза по договору, если не будет доказана его вина, являются:

а) прибытие груза в исправном вагоне (контейнере) с непов­режденными пломбами грузоотправителя или без пломб, если такая перевозка разрешена Правилами, а также прибытие груза в неповрежденном открытом подвижном составе, за­груженном средствами отправителя, если нет признаков ут­раты, порчи, повреждения груза во время перевозки;

б) если несохранность груза произошла вследствие естествен­ных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

в) если груз перевозился в сопровождении проводника грузо­отправителя или грузополучателя;

г) если недостача груза не превышает норм естественной убыли и предельного расхождения определения массы;

д) испорченный скоропортящийся груз, обнаруженный в вагоне, прибыл без нарушения установленного режима перево­зок (охлаждение, отопление, вентиляция), и срок пребыва­ния груза в пути не превысил предельного срока перевозок, установленных Правилами;

е) утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие:

1) таких недостатков тары и упаковки, которые невозможно было выявить во время приемки груза к перевозке;

2) загрузки груза отправителем в неподготовленный, неочи­щенный или неисправный вагон (контейнер), который пе­ред этим был разгружен этим же отправителем (сдвоенная операция);

3) сдачи груза к перевозке без указания в накладной особых его свойств, требующих особых условий или предупрежда­ющих средств для обеспечения его сохранности во время перевозки;

4) стихийного бедствия и других обстоятельств, которые же­лезная дорога не могла предусмотреть и устранение кото­рых от нее не зависело (п.111 Устава железных дорог Укра­ины).

Это исчерпывающий перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, если предъявитель претензии не докажет, что несохранность произошла по вине перевозчика. При этих обстоятельствах действует презумпция невиновности пере­возчика, когда предполагается отсутствие вины перевозчика, а наличие его вины доказывается клиентурой транспорта. В этом ее отличие от презумпции виновности перевозчика, при которой бремя доказывания отсутствия вины перевозчика возлагается на него самого.

Например, торговая база обратилась в арбитражный суд с иском к управлению железной дороги и моторному заводу о взыс­кании стоимости девяти недостающих насосов.

Решением суда иск был удовлетворен за счет грузоотправи­теля. Перевозчик был освобожден от ответственности в связи с отсутствием его вины в недостаче груза.

Поставщик обратился с заявлением в вышестоящий арбит­ражный суд о пересмотре решения и просил его отменить, ссы­лаясь на то, что мотонасосы были отгружены в количестве, со­ответствующем данным железнодорожной накладной. Посколь ку груз был доставлен в вагоне с открытым верхним люком, вину за недостачу насосов следовало, по мнению завода, отнести на перевозчика.

При изучении материалов дела было установлено, что груз действительно был доставлен получателю с открытым верх­ним люком, в связи с чем груз выдавался станцией назначения с проверкой количества поступивших насосов, однако пломбы на­рушены не были.

В коммерческом акте были указаны сведения о размерах от­верстия верхнего люка и габариты, мотонасоса. Анализ этих данных позволял сделать вывод о невозможности изъятия мо­нонасосов через верхний люк.

Учитывая это, а также то обстоятельство, что пломбы от­правителя на дверях вагона были исправны, суд обоснованно при­знал, что недостача в пути следования образоваться не могла. Поэтому решение об освобождении перевозчика от ответ­ственности за недостачу продукции и взыскании стоимости насосов с грузоотправителя судом было оставлено без измене­ний [Хозяйство и право. — 1992. — № 1].

Претензии и иски, вытекающие из договора перевозки груза. Согласно ст.925 ГК до предъявления перевозчику иска, выте­кающего из договора перевози груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, установленном законом, транспортны­ми кодексами (уставами).

Это означает установление претензионного порядка урегули­рования споров, возникших из нарушения перевозчиком догово­ра перевозки. В случае несоблюдения этого порядка иски соот­ветствующих лиц к перевозчику не подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и премий — в течение 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведо­мить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществля­емой перевозчиками разных видов транспорта по одному доку­менту, — в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии — в течение 45 дней.

Транспортные кодексы и уставы предусматривают императив­ное правило, в соответствии с которым передача права на предъяв­ление претензии другим юридическим лицам или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю, грузополучателем грузоот­правителю, а также грузоотправителем и грузополучателем — своим вышестоящим организациям (ст. 133 Устава железных дорог, ст.ст. 160, 163 Устава автомобильного транспорта, ст.380 Кодекса торгового мореплавания).

Специальные нормативно-правовые акты, регулирующие пе­ревозку на отдельных видах транспорта, определяют начало те­чения претензионных сроков, а также лицо, имеющее право предъявлять претензию к перевозчику и порядок предъявления претензий.

Так, право на предъявление претензий и исков к железнодо­рожному перевозчику имеют:

в случае утраты груза — отправитель (при условии предъявле­ния грузовой квитанции и документов, подтверждающих количество и стоимость груза) и получатель (при условии предъявления гру­зовой квитанции с отметкой станции о неприбытии груза и доку­ментов, свидетельствующих о количестве и стоимости груза);

в случае недостачи, порчи или повреждения груза — получа­тель (в случае представления накладной, коммерческого акта и документа, свидетельствующего о количестве и стоимости груза); в случае просрочки в доставке груза — получатель (при усло­вии представления накладной) (ст. 130 Устава железных дорог). Так, в случае просрочки доставки груза право на предъявление к железной дороге претензий и исков имеет указанный в наклад­ной получатель груза.

Президиум Высшего арбитражного суда Украины, рассмотрев протест Генеральной прокуратуры Украины на постановление судебной коллегии Высшего арбитражного суда Украины по пе­ресмотру решений, определений, постановлений по делу по иску закрытого акционерного общества (далееИстец) о взыска­нии с железной дороги (далееОтветчик) штрафа за наруше­ние срока доставки груза, установил следующее:

Истец обратился в арбитражный суд области с иском о взыс­кании с Ответчика штрафа за просрочку доставки груза. Реше­нием арбитражного суда области иск был удовлетворен в связи с доказанностью факта нарушения

Постановлением председателя арбитражного суда области решение оставлено в силе по тому же мотиву. Судебная колле­гия Высшего арбитражного суда Украины также не нашла осно­ваний для изменения состоявшихся по делу решений.

В своем протесте Генеральная прокуратура Украины просила отменить состоявшиеся по делу решения и в иске отказать, по­лагая, что он предъявлен ненадлежащим. Истцом, поскольку со­гласно действующему законодательству договор перевозки явля­ется договором между грузоотправителем и перевозчиком в пользу третьего лицагрузополучателя. Из приобщенных к делу на­кладных усматривается, что грузополучателем указан морской порт, поэтому в соответствии с пунктом «в» ст. 130 Устава железных дорог Украины право на предъявление к железной доро­ге претензий и исков в связи с нарушением срока доставки грузов имеет грузополучатель, т.е. морской порт, а не Истец.

Рассмотрев материалы дела и протест Генеральной проку­ратуры Украины, президиум Высшего арбитражного суда Украи­ны пришел к следующим выводам:

Согласно ст. 6 Устава железных дорог Украины термины, при­водимые в нем, употребляются в следующем значении: грузоот­правитель (отправитель груза, собственник груза), грузополу­чатель (получатель груза, собственник груза)это юридичес­кое или физическое лицо, указанное в документе на перевозку груза (накладной).

В соответствии со ст. 130 Устава железных дорог Украины в случае просрочки доставки груза право на предъявление пре­тензии к железной дороге имеет получатель при условии предъяв­ления накладной.

В данном случае в накладных на перевозку груза получателя­ми значатся как морской порт, так и Истец, который является собственником груза и имеет накладные, необходимые для предъявления претензии и иска.

Имеющиеся в деле таможенные декларации также свидетель­ствуют о том, что грузополучатель и собственник грузаодно и то же лицо, т.е. Истец.

Исходя из изложенного, президиум Высшего арбитражного суда Украины признал за Истцом право обращаться к Ответчику с иском о взыскании штрафа за просрочку доставки груза. Прави­ла перевозки грузов не регламентируют порядок рассмотрения претензий по поводу просрочки доставки грузов, а в настоящее время противоречат Уставу железных дорог Украины (ст. 6 Ус­тава).

Факт нарушения срока доставки груза подтвержден мате­риалами дела и Ответчиком не оспаривался.

В связи с изложенным президиум Высшего арбитражного суда Украины отклонил протест Генеральной прокуратуры Украи­ны, оставив без изменений состоявшиеся по делу решение и по­становления [Бизнес. Бухгалтерия. — 2000. — № 6. — С. 83].

Согласно ч.2 ст.925 ГК иск к перевозчику может быть предъяв­лен отправителем груза или его получателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию или неполучения от перевозчика ответа в месячный срок.

Это правило детализировано в транспортных кодексах и уста­вах. В частности, ст. 136 Устава железных дорог предусматривает, что иски к железным дорогам могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа железной дороги удовлет­ворить претензию, либо в случае неполучения от железной дороги ответа в установленный срок — двухмесячный срок со дня полу­чения ответа железной дороги или со дня окончания срока, уста­новленного для ответа.

К требованиям, вытекающим из договора перевози груза, при­меняется исковая давность в один год с момента, определяемо­го в соответствии с транспортными кодексами (уставами) (ч.З ст.925 ГК).

Исковая давность, порядок предъявления исков по спорам, свя­занным с перевозками в заграничном сообщении, устанавлива­ются международными договорами Украины, транспортными кодексами (уставами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.036 с.)