Отказ собственника от права собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отказ собственника от права собственности



Как установлено ст. 347 ГК Украины, лицо может безадресно отказаться от права собственности на имущество, заявив об этом или совершив другие действия, свидетельствующие о его отказе от права собственности.

Поскольку в этой норме речь идет о «праве лица» отказаться от собственности, можно сделать вывод, что это правило не каса­ется других субъектов гражданских отношений, упомянутых в части 2 ст. 2 ГК Украины. Таким образом, государство, Автоном­ная Республика Крым, территориальная громада и прочие соци­ально-публичные образования не могут безадресно отказаться от права собственности.

Отказ от права собственности возможен двумя способами: а) путем специального заявления об этом; б) путем соверше­ния действий, ясно свидетельствующих о намерении отказать­ся от права на имущество.

Момент прекращения права собственности на ту или иную пещь зависит от ее правового режима, в частности, от того, подле­жит ли вещь государственной регистрации, или нет:

— в случае отказа от права собственности на имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации, пра­во собственности на него прекращается с момента соверше­ния действия, свидетельствующего о таком отказе;

— в случае отказа от права собственности на имущество, права на которое подлежат государственной регистрации (ст. 182 ГК Украины), право собственности на него прекращается с момента внесения по заявлению собственника соответству­ющей записи в государственный реестр.

Собственник, отказавшийся от своей вещи, может позже изме­нить свое намерение, но при условии, что у другого лица не воз­никло право собственности на эту вещь.

3) Прекращение права собственности лица на имущество, ко­торое не может ему принадлежать (ст. 348 ГК) Украины.

Если на основаниях, не запрещенных законом, лицо приобрело право собственности на имущество, которое по закону, принятому позднее, не может ему принадлежать (например, ограничение оборотоспособности вещи), это имущество может быть отчуждено собственником на протяжении срока, установленного законом. Такое же требование к собственнику предъявляется в случаях, если на основаниях, не запрещенных законом, лицо приобрело право собственности на имущество, на приобретение которого по закону, принятому позже, требуется особое разрешение, а в его выдаче этому лицу было отказано.

Условиями применения этой нормы являются:

— правомерность основания возникновения права собственно­сти на момент его приобретения;

— недопущение законом, который был принят позже, нахож­дения определенной вещи в собственности определенного лица (установление требования наличия специального раз­решения);

— предоставление указанному закону обратной силы;

— отказ в выдаче специального разрешения (в случаях, если такое разрешение необходимо);

— неотчуждение указанного имущества на протяжении срока, установленного законом (то есть отсутствие волеизъявле­ния собственника на добровольное отчуждение имущества).

Если имущество не отчуждено собственником в установлен­ные сроки, оно по решению суда на основании заявления соответ­ствующего органа государственной власти, подлежит принудитель­ной продаже. Порядок отчуждения зависит от назначения и вида продаваемого имущества. Его можно реализовать через комисси­онную торговлю, с публичных торгов и т.п. В случае принуди­тельной продажи имущества, его бывшему собственнику передается сумма выручки за вычетом затрат, связанных с отчуждени­ем имущества.

Если имущество не было продано, оно по решению суда пере­дается в собственность государства. В этом случае бывшему соб­ственнику имущества выплачивается сумма, определенная по ре­шению суда.

4) Право собственности на имущество прекращается в случав уничтожения этого имущества (ст. 349 ГК Украины).

Такое уничтожение может быть результатом действий собствен­ника или других лиц. В частности, это может быть такое исполь­зование имущества, в результате которого оно полностью и на­всегда теряет свои свойства, индивидуальные признаки и т.п. Уничтожение имущества может произойти и независимо от воли собственника (например, в результате случая, непреодолимой силы, неправомерных действий других лиц).

В случае уничтожения имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, право собственности на это имуще­ство прекращается с момента внесения по заявлению собственни­ка изменений в государственный реестр (часть 2 ст. 349 ГК Укра­ины). Ведь прекращение права собственности на такое имуще­ство связывается с наличием юридической совокупности: действия или события, которые повлекли уничтожение вещи; сделки — обращение собственника к соответствующему органу; админист­ративного акта — решение этого органа об исключении уничто­женной вещи из государственного реестра:

Такое решение едва ли можно признать удачным, поскольку привязка прекращения права собственности к формальному мо­менту (исключением из реестра) угрожает возникновением «фан­томных» объектов права собственности. Вполне реальной может стать ситуация, когда будет производиться купля-продажа не ре­альных объектов, а прав на них, которые существуют только бла­годаря документам. Тем более, что оснований для признания та­кой сделки недействительной ГК Украины не предусматривает. (В частности, она не может быть признана, как представляется, фиктивной по правилам ст. 234 ГК Украины, поскольку у ее сто­рон есть намерение создать правовые последствия).

Очевидно, в случае уничтожения имущества, право собственно­сти на него существовать не может и должно прекращаться неза­висимо от того, как дальше ведет себя собственник.

5) Прекращение права собственности в связи с выкупом иму­щества у собственника

Выкуп земельного участка занимает особое место среди основа­ний прекращения права собственности, поскольку имеет выражен­ные публично-правовые черты, основываясь на учете публичных интересов путем ограничения прав частных лиц. Определяющими здесь являются положения части 5 ст. 41 Конституции Украины, в соответствии с которыми «принудительное отчуждение объектов*

права частной собственности может быть применено лишь в по­рядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии пред­шествующего и полного возмещения их стоимости».

В ГК Украины прекращение права собственности путем выку­па имущества охватывает две ситуации:

1) выкуп земельного участка в связи с общественной необхо­димостью (а также выкуп недвижимости, которая находит­ся на этом земельном участке);

2) выкуп памятника истории и культуры.

5.1. Выкуп земельного участка в связи с общественной необхо­димостью.

Ни Конституция Украины, ни ГК не содержат определения понятия общественной необходимости, которая является основа­нием для прекращения права собственности на землю. Вместе с тем, принудительное отчуждение земельного участка в ст. 146 ЗК именуется «выкупом земельных участков для общественных нужд: «строительство зданий, сооружений органов государствен­ной исполнительной власти и органов местного самоуправления; сооружение объектов обороны и национальной безопасности; стро­ительство и обслуживание линейных объектов и объектов транс­портной и энергетической инфраструктуры и т.п.»

Согласно ст. 346 ГК Украины, выкуп может быть осуществлен добровольно (в случае наличия согласия собственника участка) или принудительно (по решению суда по инициативе государствен­ной власти, органов власти Автономной Республики Крым и орга­нов местного самоуправления соответственно их полномочиям).

В случаях принудительного выкупа орган, который утвердил решение о выкупе земельного участка, обязан письменно уведо­мить ее собственника о выкупе, который предполагается осуще­ствить, не позже чем за один год до выкупа. Этот срок импера­тивно определен законом (часть 3 ст. 350 ГК) и не может быть сокращен государственным органом.

Плата за выкупаемый земельный участок, (выкупная цена) определяется по договоренности сторон. Ориентиры ее установ­лены Методикой денежной оценки земель сельскохозяйственно­го назначения и населенных пунктов, утвержденной постановле­нием Кабинета Министров Украины от 23 марта 1995 г. и Мето­дикой экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11 октября 2002 г., которые являются обязательными для органа, утвердившего соответствующее решение о выкупе. Но оконча­тельное определение выкупной цены происходит путем установ­ления рыночной стоимости земельного участка и недвижимого имущества, под которой имеется в виду и цена, по которой ука­занное имущество могло быть реализовано в данной местности на условиях свободной продажи на момент выкупа. При этом мо­жет учитываться категория земли, ее местонахождение и т.п.

Если собственнику земельного участка принадлежит недви­жимое имущество, расположенное на этом участке, то выкупная цена может включать рыночную стоимость этого недвижимого имущества. Требование о выкупе указанной недвижимости под­лежит удовлетворению, если истец докажет, что использование земельного участка, выкупленного в связи с общественной необ­ходимостью, является невозможным без прекращения права соб­ственности на это имущество. Суд может постановить решение о сносе жилого здания, других зданий, сооружений, насаждений, которые размещены на земельном участке, подлежащем выкупу, или о перенесении их, по желанию собственника, на другой зе­мельный участок и их восстановление, если это возможно.

В случае сноса или перенесения этих объектов на другой зе­мельный участок, лицо имеет право на возмещение убытков, в том числе затрат на улучшение качества земельного участка, и упущенной выгоды.

Лицо, право собственности которого прекратилось, имеет право требовать предоставления ему другого, равноценного по качеству, земельного участка в границах данного населенного пункта. Снос жилого здания не допускается до обеспечения лица, проживавше­го в нем как собственник, и членов его семьи, а также лица, про­живавшего в нем как наниматель, и членов его семьи помещени­ем, в размере и в порядке, установленных законом. До обретения законной силы решения суда о выкупе земельного участка в свя­зи с общественной необходимостью, собственник имеет право рас­порядиться жилым домом, другими зданиями, сооружениями, на­саждениями, размещенными на этом земельном участке, по соб­ственному усмотрению (ст. 351 ГК Украины).

Если имущество, расположенное на участке, не принадлежит собственнику участка, то вопрос о его выкупе решается по прави­лам ст. 351 ГК Украины при условии привлечения собственника этого имущества к участию в деле. В выкупную цену включают­ся рыночная стоимость земельного участка и недвижимого иму­щества, размещенного на нем, и убытки, причиненные собственни­ку в связи с выкупом земельного участка (в том числе упущен­ная выгода), в полном объеме.

По договоренности с собственником подлежащего выкупу зе­мельного участка, орган, принявший решения о выкупе земельно­го участка в связи с общественной необходимостью, может предо­ставить ему другой земельный участок, стоимость которого учи­тывается при определении выкупной цены.

5.2. Выкуп памятника истории и культуры допускается, если в результате действий или бездеятельности собственника памятника истории и культуры, ему угрожает поврежде­ние или уничтожение.

В этом случае государственный орган по вопросам охраны памятников истории и культуры делает собственнику памятника соответствующее предупреждение. Если собственник памятника истории и культуры не примет меры относительно его сохранности, в частности, в связи с невозможностью создания необходи­мых для этого условий, суд по иску указанного органа может по­становить решение о его выкупе и переходе в собственность госу­дарства. При этом не имеет значения характер поведения собственника (наличие его вины в бесхозяйственном содержа­нии культурных ценностей и т.п.).

В случае неотложной необходимости обеспечения условий для сохранности памятника истории и культуры, иск о его выкупе может быть предъявлен без предупреждения.

Выкупная цена памятника истории и культуры определяется по согласию сторон, а в случае спора — судом (ст. 352 ГК Укра­ины).

6) Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника является основанием прекращения права соб­ственности в случаях, установленных нормами обязатель­ственного права.

Например, в случае невыполнения обязательства, обеспеченно­го залогом, залогодержатель приобретает право обращения взыс­кания на предмет залога (ст. 589 ГК Украины). В этом случае обращение взыскания на предмет залога осуществляется по ре­шению суда, если иное не установлено договором или законом. Заложенное имущество может быть реализовано с публичных торгов или реализовано иным образом в порядке, установлен­ном договором сторон или законом (ст.ст. 590, 591 ГК Украи­ны). Но во всяком случае, право собственности залогодателя (дол­жника) на вещь, которая была предметом залога, прекращается.

Прекращение права собственности путем обращения взыска­ния на имущество по обязательствам собственника имеет также место в случае невыполнения должником обязанности передать кредитору в собственность вещь, определенную индивидуальны­ми признаками. В этом случае согласно ст. 620 ГК Украины, кре­дитор имеет право вытребовать эту вещь у должника и требовать ее передачи соответственно условиям обязательства. Прекраще­ние права собственности на такую вещь происходит с момента вынесения судом решения о принудительном выполнении обя­зательства должником путем передачи конкретной вещи, опре­деленной индивидуальными признаками, кредитору.

7) Реквизиция — это принудительное отчуждение имущества у собственника на основании и в порядке, установленном за­коном, при условии предшествующего и полного возмеще­ния его стоимости. При этом реквизированное имущество переходит в собственность государства или уничтожается.

Цель реквизиции состоит в обеспечении безопасности граж­дан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных для недопущения распространения эпидемии или эпизоотии и т.п. Поэтому она допускается в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и при других чрезвычайных обстоятельствах, с целью общественной необходимости.

В условиях военного или чрезвычайного положения имуще­ство может быть принудительно отчуждено у собственника с пос­ледующим полным возмещением его стоимости. Оценка, по ко­торой прежнему собственнику возмещается стоимость реквизи­рованного имущества, может быть обжалована в суде.

В случае реквизиции имущества его прежний собственник может потребовать предоставления ему другого имущества, если это возможно. Если же после прекращения чрезвычайного обсто­ятельства реквизированное имущество сохранилось, лицо, которо­му оно принадлежало, имеет право требовать его возвращения, если это возможно. В случае возвращения имущества, у лица во­зобновляется право собственности на него, одновременно оно обя­зуется возвратить денежную сумму или вещь, которые были ею получены в связи с реквизицией, за вычетом разумной платы за использование этого имущества.

8) Конфискация — это лишение права собственности на иму­щество по решению суда как санкция за совершение право­нарушения в случаях, объеме и порядке, установленных за­коном

Конфискованное имущество переходит в собственность госу­дарства безвозмездно.

В отличие от реквизиции, конфискация имеет безвозмездный характер и может применяться лишь в виде санкции за совер­шенное преступление. Государство не отвечает по обязательствам прежних собственников конфискованного имущества, если эти обязательства возникли после осуществления государственными органами мероприятий по охране имущества и без согласия ука­занных органов. По обязательствам бывшего собственника госу­дарство отвечает лишь в пределах актива перешедшего к нему имущества. Отношения, которые возникают при конфискации, урегулированы специальными нормативными актами. В частно­сти, Постановлением Кабинета Министров от 25 августа 1998 г. утвержден Порядок учета, хранения, оценки конфискованного и иного имущества, которое переходит в собственность государства и распоряжение им.

От конфискации как средства уголовного наказания и адми­нистративного взыскания следует отличать случаи взыскания судом средств в доход государства в порядке регресса (части 2 и 3 ст. 1191 ГК Украины) и т.д.

 

Глава 17

ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. Классификация права собственности.

2. Виды права собственности в зависимости от субъектов.

3. Виды права собственности в зависимости от числа собственников.

4. Виды права собственности в зависимости от правового режима (объекта).

1. Классификация права собственности

Традиционно деление права собственности на виды произво­дится по формам собственности или по субъектам права собствен­ности (что фактически является модифицированной разновидно­стью предшествующей классификации).

В соответствии с таким подходом Конституция Украины пре­дусматривает три экономических формы собственности: частную, государственную, коммунальную. Эти экономические отношения опосредствуются правом частной собственности, правом государ­ственной собственности, правом коммунальной собственности. Тем не менее, разновидностей права собственности в Конституции Украины упоминается больше: предусмотрены право собственно­сти Украинского народа (ст. 13), право государственной собствен­ности (ст. 14), право частной собственности как неотъемлемое право человека (ст. 41), право собственности Автономной Республики Крым (ст. 138), право коммунальной собственности как собствен­ность территориальных громад (ст. 142).

В ГК Украины (ст.ст. 324-327) не содержится специального правила о делении права собственности на виды, но как и в Кон­ституции Украины в нем речь идет о праве собственности Укра­инского народа, праве частной собственности, праве государствен­ной собственности и праве коммунальной собственности.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае критерием является субъектный состав отношений соб­ственности, а не формы собственности. Такой вывод следует из того, что и Конституция Украины, и ГК Украины упоминают «право собственности Украинского народа», которое не представляет со­бой отдельной экономической формы собственности, но характе­ризуется принадлежностью имущества специальному субъекту права собственности.

Следует отметить, что ГК не упоминает в отдельности «право собственности Автономной Республики Крым». С точки зрения раздела форм собственности это как будто логично, поскольку такой экономической формы не существует.

Тем не менее, ее нельзя считать государственной собственнос­тью, поскольку эта республика не является государством. Вместе с тем, имущество, принадлежащее АРК, нельзя считать находя­щимся в коммунальной собственности, поскольку АРК не являет­ся территориальной громадой.

Исходя из того, что деление на виды права собственности осно­вывается на выделении его субъектов, а Автономная Республика Крым является участником гражданских отношений (ст. 168 ГК Украины), есть все основания утверждать, что право собственно­сти АРК является отделенным как от права государственной собственности, так и от права собственности территориальных громад, даже тех, что входят в состав самой АРК.

Хотя, как отмечалось ранее, традиционной для отечественной цивилистики является классификация права собственности в за­висимости от форм собственности и от субъектов права собствен­ности, тем не менее, такая классификация возможна и по другим основаниям.

В частности, в зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать:

1) индивидуальное право собственности;

2) право общей собственности.

Следует отметить, что фактически учет различий между двумя указанными видами собственности всегда имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права. Тем не ме­нее, в научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось в качестве имеющего признаки самостоятель­ного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась, как правило, очень детальная характеристика.

Такое положение вещей можно объяснить тем, что в советс­ком гражданском праве не допускалась общая собственность разных форм, а общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности. В условиях, когда упомянутые ограничения отпа­ли, и получил легальное закрепление принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности), нет никаких пре­пятствий для классификации права собственности на индивиду­альную и общую (с множеством лиц).

В зависимости от особенностей правового режима (объекта)

правоотношений собственности следует различать:

1) право собственности на общие (обычные) объекты граждан­ских прав и

2) специальные объекты.

К первым можно отнести право собственности на любые вещи частного права, которые свободно обращаются и не имеют особен­ностей правового режима, связанных с данным объектом.

Ко вторым можно отнести право собственности на вещи част­ного права, специально выделенные в актах гражданского зако­нодательства с целью установления особого правового режима. Это, например, право собственности на землю (глава 27 ГК Укра­ины), право собственности на жилье (глава 28 ГК Украины), право собственности на вещи, ограниченные в гражданском обороте.

2. Виды права собственности по субъекту

Право собственности Украинского народа

Ст. 324 ГК Украины воссоздает положение ст. 13 Конститу­ции Украины, в которой закреплено, что «земля, ее недра, атмос­ферный воздух, водные и прочие естественные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, естественные ресур­сы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа».

Поскольку Украинский народ признается субъектом права собственности наравне с другими участниками гражданских от­ношений, возникает вопрос, не приведет ли это к «двойному» пра­ву собственности на такой объект, как земля? По мнению одних авторов, Конституция Украины отображает отношение к земле Украинского народа как к территории государства, как к объекту природы, а не конкретным участкам, разграниченным на земель­ной территории государства для специального использования. Другие ученые предлагают различать случаи, когда право соб­ственности на землю затрагивает интересы общества в целом — тогда земля определяется как объект права собственности Укра­инского народа (соответственно и государства), и те случаи, когда, в соответствии с Конституцией, человеку принадлежит и гаранти­руется право собственности на землю[51].

Как представляется, ответ на этот вопрос в определенной мере содержится в части 2 ст. 324 ГК Украины, которая устанавливает, что от имени Украинского народа права собственника осуществ­ляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Украины. При этом органы государственной власти и местного самоуправления не являются собственниками того имущества, которое относится к объектам права собственности Украинского народа. Полномочия этих органов определены Конституцией Украины и другими нор­мативными актами, но в целом их полномочия относительно это­го имущества затрагивает управление указанным имуществом. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответ­ствии с законом. Таким образом, каждый имеет гарантирован­ный ГК Украины доступ к пользованию природными объектами права собственности Украинского народа, но такое пользование осуществляется в порядке и пределах, установленных законом.

Право частной собственности

В ст. 325 ГК Украины отмечается, что субъектами права част­ной собственности являются физические и юридические лица, которые могут быть собственниками любого имущества, за ис­ключением отдельных его видов, которые не могут им принадле­жать в соответствии с законом.

В случае, когда физическое или юридическое лицо передает принадлежащее ему имущество в качестве вклада в общество, вновь образованное юридическое лицо становится собственником тако­го имущества, равно как и приобретенного по иным основаниям. В частности, согласно ст. 115 ГК Украины хозяйственное обще­ство является собственником имущества, переданного ему участ­никами в собственность в качестве вклада в уставной (составлен­ный) капитал. Даже если 100 % акций акционерного общества принадлежит государству или территориальной громаде, имуще­ство этого общества является объектом его права частной соб­ственности. Государству или территориальной громаде принадле­жат корпоративные права участия в управлении, на получение дивидендов и т.п. Это правило не распространяется на юридичес­кие лица, которые созданы распорядительным актом органа го­сударственной власти или местного самоуправления, и за которы­ми имущество закрепляется на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления. Это, в частности, лица пуб­личного права, создаваемые распорядительным актом Президен­та Украины, органа государственной власти, органа власти Авто­номной Республики Крым или органа местного самоуправления (ч.2 ст. 81 ГК Украины).

Состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности физических и юридических лиц, не являются ограниченными. Тем не менее, законом могут быть установлены ограничения размера земельного участка, который может нахо­диться в их собственности.

Такие правила установлены в ст. 178 ГК Украины о недопу­щении гражданского оборота (а соответственно, такие объекты не могут принадлежать субъектам на праве частной собственности) отдельных объектов гражданского права, перечень которых мо­жет быть установлен в законе (объекты, изъятые из гражданско­го оборота). Ограничение относительно перечня видов имущества, которое может принадлежать на праве частной собственности физическому или юридическому лицу, содержатся в Постановле­нии Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдель­ные виды имущества» от 17 июня 1992 г.; законодательством о приватизации устанавливается перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

В качестве общего правила в ч. З этой же статьи провозглашает­ся, что состав, количество и стоимость имущества не являются огра­ниченными. Но это не означает, что его количество вообще ничем не ограничено. Прежде всего, при реализации гражданских прав, в том числе и их приобретении, субъекты гражданского права не дол­жны выходить за пределы их осуществления или злоупотреблять своими правами. В частности, состав имущества, а соответственно и его стоимость и количество, могут быть ограниченными с целью не­допущения неправомерного ограничения конкуренции, злоупотреб­ления монопольным положением на рынке, недобросовестной кон­куренции, нарушения моральных основ общества и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.037 с.)