Тема 8. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Формы занятий физическими упражнениями. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.



Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

В физическом воспитании, при всем многообразии используемых форм занятий, выделяют занятия урочного и неурочного типа.

Урочная форма – основная форма организации систематических занятий по физическому воспитанию.

Характерные признаки урочной формы:

· проводятся под руководством педагога;

· коллектив занимающихся организован и однороден;

· занятия проводятся по разработанным на достаточно длительный срок программам;

· занятия проводятся по расписанию.

Основной и общепризнанной формой систематических занятий в физическом воспитании, спортивной тренировке, прикладной физической подготовке является урок.

Показателями эффективности урока (занятия) являются общая и моторная плотность.

Неурочные формы занятий характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, а также проявлением личной инициативы и большей самостоятельности.

По форме руководства различают организованные и самостоятельные занятия. Причем одни и те же формы занятий могут носить в одном случае организованный, а в другом случае самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях или спортивно-оздоровительного лагеря).

В зависимости от численного состава занимающихся выделяют индивидуальные, малогрупповые (3-5 чел.), групповые и массовые формы занятий.

По систематичности проведения различают регулярные формы занятий (зарядка, пробежки и т.п.), и эпизодические (туристические походы, выезды за город и т.п.).

Некоторые виды и разновидности занятий неурочного типа могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими формами занятий или в определенной мере заменять друг друга.

  Учебное занятие обычно разделяют на три части: подготовительную, основную, заключительную.

    В подготовительной части создают четкое представление содержание основной части. Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку.  Задача общей разминки - активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно­сосудистой и дыхательных систем. Обычно для этого применяются медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия. Продолжительной подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания.)

  В начале основной части целесообразно разучивать технику физических упражнений, а затем целесообразно планировать тренировочные нагрузки для развития физических качеств. Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3 - 5 км, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям). Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость). Основная часть занимает в среднем 70% времени урока.

  В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки.

    Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия. Общая плотность – отношение педагогически оправданного вре­мени ко всей продолжительности занятия – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями. Моторная плотность – отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия.

Тема 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), организация и формы её проведения. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.

    

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к опреде­ленной профессиональной деятельности.

  Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; использованию средств физической культуры и спорта для ак­тивного отдыха и восстановления общей и профессиональной ра­ботоспособности в рабочее и свободное время; выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

  Задачи ППФП студентов определяются особенностя­ми их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

ü формировать необходимые прикладные знания,

ü осваивать прикладные умения и навыки;

ü воспитывать прикладные психофизические качества;

    Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей про­фессиональной деятельностью, прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, спо­собствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.

    Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Заблаговременное акцен­тированное формирование этих прикладных качеств до профессионально требуемого уровня и являет­ся одной из задач ППФП.

    Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной дея­тельности.

Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (приклад­ными) видами спорта.

Средствами ППФП являются  прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса. Виды спорта, в которых осваиваемые качества, умения и навыки,  совпадают с профессиональными, считаются профессионально-прикладными.

    Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - обязательные средства ППФП, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. Вспомогательное оборудование ППФП, обеспечивающее ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

    Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма – одна из важнейших задач физической культуры. Основными неблагоприятными факторами являются перенапряжение, гипокинезия, монотония, рабочая поза, повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда и т.д., чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая производственная гимнастика, т.е. комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Комплекс упражнений, подобранных для снижения профессионального травматизма называется профилактическая гимнастика. Количество упражнений, темп и выполнения, продолжительность комплекса в каждом случае различные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.011 с.)