Средства и основные составляющие физической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и основные составляющие физической культуры.



Основным средством физической культурыявляются физические упражнения.

Физические упражнения – это определенная двигательная активность человека, направленная на реализацию задач  физического воспитания и организованная в соответствии с его закономерностями.

Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы. Для решения задач физического воспитания можно взять любое двигательное действие, но повторять его нужно столько раз, выполнять с такой интенсивностью, делать такие интервалы отдыха, чтобы это обеспечило наилучшие результаты. Отсюда, к примеру, бег или ходьба, равно как и другие движения, только тогда становятся физическими упражнениями, когда используются в целях физического воспитания.

Наряду с основным средством физической культуры (физическими упражнениями), существуют и вспомогательные средства. К ним относятся: оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

К оздоровительным силам природы относятся солнце, воздух и вода. Они являются обязательным условием жизни, а собственно здоровье человека зависит от того как он их использует.

    В процессе физического воспитания естественные силы природы используются двояко:

    - во-первых, как необходимое условие организации физкультурных занятий. Занятия на свежем воздухе активизируют биологические процессы, повышают общую работоспособность организма и замедляют процессы утомления.

    - во-вторых, как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма. Дозированные солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, обтирания, обливания и т.д.

    К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, чистота воздуха, спортивного костюма), соблюдение режима сна, режима питания, режима труда и отдыха. 

    Комплексное взаимодействие основных и вспомогательных средств физической культуры обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

    Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

  Основными составляющими физической культуры являются:

  Физическая культура - самое широкое, собирательное понятие: она включает все достижения, накопленные в процессе общественно - исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанного с физическим
воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и др.)

    Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, характеризует основу физической подготовленности людей – формирование системы жизненно и необходимых двигательных умений и навыков, а также знаний о направленном использовании физической культуры в прикладном и физкультурном самосовершенствовании, разностороннее развитие физических качеств. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

    Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), целенаправленное развитие основных психических процессов. В результате проявляется в целом гармония физического и духовного развития.

  Физическое совершенство исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека оптимально соответствующий требованиям жизни. Представляет собой процесс спортивной тренировки, организуемой «на основе педагогических принципов; посредством планомерного и систематического воздействия на работоспособность и готовность к труду оно способствует формированию спортсмена как личности, которая обладает всем необходимым для того, чтобы добиваться высших спортивных результатов.

    Профессионально-прикладная физическая культура создаёт предпосылки для успешного овладения той или иной профессией. Дает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной деятельности. В высшем учебном заведении – это специально разработанная система физических упражнений.

    Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Её разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.).

   К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

    Спорт – часть физической культуры, специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований или спортивно-педагогического процесса.

 

  1.4. Роль физической культуры в развитии личности

  Физическая культура играет важную роль в формировании личности, раскрывая с помощью средств и методов потенциальные возможности человека, являясь важнейшим средством воспитания человека. Целенаправленный процесс планомерной работы над собой закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Требования к высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, процесса самосовершенствования являются основными мотивами физического самовоспитания. Так как физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности - нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность терпимость и многое другое.

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу, вести здоровый образ жизни. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам.

Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека.

    Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека.

    Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей.

    Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами. Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности, что в свою очередь приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.006 с.)