Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие закономерности и динамика работоспособности в учебном году и основные факторы её определяющие.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. С периода врабатывания начинается учебный день и характеризуется постепенным повышением работоспособности. Второй период – период оптимальной работоспособности, имеет продолжительность – 1,5-3 часа, третий - период полной компенсации, отличается появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты. Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы, в середине недели наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности, к концу недели отмечается процесс ее снижения. Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению, поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе.
Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше – тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются. Факторы, определяющие работоспособность студентов можно разделить на три основные группы: 1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других); 2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие); 3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.) Высокая работоспособность обеспечивается при условии, когда жизненный ритм согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее учебный труд.
4.2. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности, способствуют активному протеканию восстановительных процессов. К формам физической культуры в режиме учебного труда относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы с использованием физических упражнений и физкультминутки. Утренняя гигиеническая гимнастика. Это тонизирующая гигиеническая процедура.Утренняя гигиеническая гимнастика должна выполнять функцию врабатывания в учебный (трудовой) день, т.е. способствовать пробуждению, переходу к бодрому состоянию. Если такой переход сделан плавно, заряд бодрости на целый день обеспечен. В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, упражнения на выносливость.
Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7 - 8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин. Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности учебно-трудового дня и динамики работоспособности. Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуальная форма краткосрочной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2 - 3 упражнений и проводится в течение 2 - 3 мин. Выполнение упражнений не должно быть связано с неприятными ощущениями, трудностями, темп выполнения спокойный, количество повторений 4-10 раз. Виды упражнений, рекомендованные студентам для включения в физкультурную минутку: - упражнения, препятствующие утомлению зрения; - упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения головного мозга; - упражнения, выполняемые при усталости мышц спины; - упражнения для профилактики отечности ног; - упражнения для расслабления. С помощью правильно подобранных упражнений можно оптимизировать состояние организма, обеспечить предупреждение наступающего утомления, способствовать поддержанию высокой работоспособности и профилактике заболеваний. Физические нагрузки не носят в данном случае развивающего характера и по своей величине являются умеренными не вызывающими утомления. Продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10 – 15 минут. Учебные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности используются для поддержания достаточно высокой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов и являются одной из ведущих функций в социальном отношении.
4.3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление, понятие о релаксации. Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением. Утомление – это «функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности». Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Оно связано с ощущением усталости, и в тоже время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострением сердечно - сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явления является нарушение баланса возбудительно - тормозных нервных процессов.
Объективными признаками утомления является понижение работоспособности. Физиологические и биологические сдвиги, наступающие в организме в процессе тренировки - биологическая защитная реакция, направленная против истощения функционального потенциала ЦНС, изменение электрокардиограммы, наличие мочевины в моче, лактата в крови. Субъективными признаками утомления являются: усталость (тяжесть в голове, в конечностях, общая слабость), разбитость, трудность выполнения упражнений. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т.е. объективным физиологическим и биологическим сдвигам, наступающим в организме в процессе тренировки. Большую роль в этом играет эмоциональная настроенность спортсмена: при высоком интересе к выполняемой работе усталость не проявляется дольше, при падении интереса - наступает раньше. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменения функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: - компенсированную (когда нет ярко выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) - некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается). Классификация клинических проявлений утомления по В.Н. Волкову: ü Легкое утомление - обычно развивается после мышечной работы, незначительной по объему и интенсивности.
ü Острое утомление - развивается при предельной однократной физической нагрузке (наблюдается у плохо тренированных спортсменов). ü Переутомление - остро развиваемое состояние после выполнение однократной предельной тренировочной и соревновательной мышечной нагрузки на фоне снижения функционального состояния организма. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность. Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Профилактике и отдалению утомления способствует переключение на другой вид деятельности, а также использование арсенала средств восстановления. В восстановительном периоде происходит превышение исходного уровня - сверхвосстановление или суперкомпенсация, что имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Рациональное сочетание нагрузки и отдых необходимо для сохранения и развития активности восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. Релаксация — произвольное расслабление мышц основано на способности человека при помощи образного мышления произвольно расслаблять мышцы, что в сочетании с дыханием восстанавливает силы и работоспособность после физической нагрузки. Овладение способностью произвольного мышечного расслабления оказывает положительное влияние на формирование двигательного навыка, способствует улучшению быстроты движений, улучшает координационные возможности и выносливость, а также положительно влияет на развитие гибкости и подвижности в суставах.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.011 с.) |