Общие закономерности и динамика работоспособности в учебном году и основные факторы её определяющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие закономерности и динамика работоспособности в учебном году и основные факторы её определяющие.



Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

     Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению.

    Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

    Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. С периода врабатывания начинается учебный день и характеризуется постепенным повышением работоспособности. Второй период – период оптимальной работоспособности, имеет продолжительность – 1,5-3 часа, третий - период полной компенсации, отличается появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты. Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы, в середине недели наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности, к концу недели отмечается процесс ее снижения.

 Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению, поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе.

 Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше – тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.

Факторы, определяющие работоспособность студентов можно разделить на три основные группы:

1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других);

2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие);

3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)

Высокая работоспособность обеспечивается при условии, когда жизненный ритм согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее учебный труд.

 

    4.2. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов.

Занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности, способствуют активному протеканию восстановительных процессов. К формам физической культуры в режиме учебного труда относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы с использованием физических упражнений и физкультминутки.

    Утренняя гигиеническая гимнастика. Это тонизирующая гигиеническая процедура.Утренняя гигиеническая гимнастика должна выполнять функцию врабатывания в учебный (трудовой) день, т.е. способствовать пробуждению, переходу к бодрому состоянию. Если такой переход сделан плавно, заряд бодрости на целый день обеспечен. В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, упражнения на выносливость.

    Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7 - 8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин. Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности учебно-трудового дня и динамики работоспособности.

    Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуальная форма краткосрочной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2 - 3 упражнений и проводится в течение 2 - 3 мин. Выполнение упражнений не должно быть связано с неприятными ощущениями, трудностями, темп выполнения спокойный, количество повторений 4-10 раз. 

    Виды упражнений, рекомендованные студентам для включения в физкультурную минутку:

    - упражнения, препятствующие утомлению зрения;

    - упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения головного мозга;

    - упражнения, выполняемые при усталости мышц спины;

    - упражнения для профилактики отечности ног;

    - упражнения для расслабления.

    С помощью правильно подобранных упражнений можно оптимизировать состояние организма, обеспечить предупреждение наступающего утомления, способствовать поддержанию высокой работоспособности и профилактике заболеваний. Физические нагрузки не носят в данном случае развивающего характера и по своей величине являются умеренными не вызывающими утомления. Продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10 – 15 минут.

Учебные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности используются для поддержания достаточно высокой  учебно-трудовой активности и работоспособности студентов и являются одной из ведущих функций в социальном отношении.

         

    4.3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление, понятие о релаксации.

              Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями,  повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

     Утомление – это «функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности».

  Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Оно связано с ощущением усталости, и в тоже время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострением сердечно - сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явления является нарушение баланса возбудительно - тормозных нервных процессов.

  Объективными признаками утомления является понижение работоспособности. Физиологические и биологические сдвиги, наступающие в организме в процессе тренировки - биологическая защитная реакция, направленная против истощения функционального потенциала ЦНС, изменение электрокардиограммы, наличие мочевины в моче, лактата в крови.

  Субъективными признаками утомления являются: усталость (тяжесть в голове, в конечностях, общая слабость), разбитость, трудность выполнения упражнений. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т.е. объективным физиологическим и биологическим сдвигам, наступающим в организме в процессе тренировки. Большую роль в этом играет эмоциональная настроенность спортсмена: при высоком интересе к выполняемой работе усталость не проявляется дольше, при падении интереса - наступает раньше.

  Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменения функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

   Различают две фазы утомления:

- компенсированную (когда нет ярко выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма)

- некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается).        

    Классификация клинических проявлений утомления по В.Н. Волкову:

ü Легкое утомление - обычно развивается после мышечной работы, незначительной по объему и интенсивности.

ü Острое утомление - развивается при предельной однократной физической нагрузке (наблюдается у плохо тренированных спортсменов).

ü Переутомление - остро развиваемое состояние после выполнение однократной предельной тренировочной и соревновательной мышечной нагрузки на фоне снижения функционального состояния организма.

     Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

  Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

  Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.   Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

  Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

  Профилактике и отдалению утомления способствует переключение на другой вид деятельности, а также использование арсенала средств восстановления. В восстановительном периоде происходит превышение исходного уровня - сверхвосстановление или суперкомпенсация, что имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Рациональное сочетание нагрузки и отдых необходимо для сохранения и развития активности восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

     Релаксация — произвольное расслабление мышц основано на способности человека при помощи образного мышления произвольно расслаблять мышцы, что в сочетании с дыханием восстанавливает силы и работоспособность после физиче­ской нагрузки. Овладение способ­ностью произвольного мышечного расслабления оказывает по­ложительное влияние на формирование двигательного навыка, способствует улучшению быстроты движений, улучшает коор­динационные возможности и выносливость, а также положи­тельно влияет на развитие гибкости и подвижности в суставах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.011 с.)