Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.



Физическая культура – часть общей культуры общества, сформировавшейся в результате продолжительной деятельности человека в укрепление его здоровья, повышение работоспособности. Физическая культура является продуктом развития определенных исторических условий, первоначально средствами которой, были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью, а формой организации физического воспитания – игра, позже физическая культура приобрела военную направленность. В дальнейшем создается система физического воспитания и образования, развиваются современные виды спорта, появляется профессия преподавателя физического воспитания. Возникают общественные физкультурно-спортивные организации, призывающие к здоровому образу жизни, занятию спортом и туризмом. В условиях современного общества физической культуре принадлежит ведущая роль в совершенствовании человеческих способностей. В процессе занятий физическими упражнениями происходит морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, развиваются и улучшаются физические качества, формируются основы здорового образа жизни.

Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

- в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

- в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

- в продлении активного творческого долголетия людей;

- в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

- в использовании физической культуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

- в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

- в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

- в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

- в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость ее развития;

- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;

- уровень спортивных достижений;

- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

- состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

 

    1.2. Основные функции физической культуры:

Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.

К общекультурным относятся следующие функции:

− духовного воспитания;

− экономическая;

− досуга;

− познавательная.

Функция духовного воспитания. Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую, нервно- мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение, мораль и др.

Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладеть секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию психологических и личностных качеств человека.

Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у не занимающихся. При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна.

Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его мораль, то следует иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зависят не столько от ее специфических функций, сколько от принятых в обществе моральных установок. Так, с помощью физической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и бессовестность.

Экономическая функция. С одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений. Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:

− производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на3-5%;

− потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и производственного травматизма у них снижены в2-3 раза;

        

− занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и производстве;

− оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков, кортов, бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

− продажа билетов на зрелищные физкультурно-спортивные мероприятия;

− трансляция матчей, соревнований и др.;

− размещение рекламы.

Функция досуга. Как известно, досуг - это свободное от основной работы время, используемое человеком для своего духовного и физического развития, для самообразования, общественной деятельности и т.д. Люди по-разному относятся к физической культуре. У одних она становится обязательным компонентом их образа жизни, другие используют ее эпизодически, а в жизни третьих она практически отсутствует(они никогда не находят свободного времени для занятий, ошибочно считая их бесполезной тратой времени).

В настоящее время в сфере досуга физическая культура используется в двух направлениях:

− активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддержать уровень физического состояния, развлечься, пообщаться и т.д.

− опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности. Кроме того, физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему неизвестные. Об этом можно судить по динамике мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.

К специфическим функциям физической культуры относятся:

− функция физического воспитания;

− оздоровительная функция;

− соревновательная функция.

    Функция физического воспитания. Она отражает, главным образом, социальную направленность использования физической культуры в освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации, ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств.

  Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает. От этого выигрывают и общество и сам человек.

Оздоровительная функция. Физическая активность – одно из важных условий жизни и развития организма. Человек рождается с потребностью двигаться. Двигательная активность необходима ему, так же как потребность в пище, кислороде, воде. Научно доказано, что импульсы, идущие от работающих мышц, оказывают выраженное влияние на внутренние органы человека. Поэтому, грамотное систематическое выполнение физических упражнений, не только способствует развитию физических качеств и овладению движениями, но и совершенствует деятельность всех систем организма.

    Решение оздоровительных задач с помощью физической культуры достигается не только с помощью физических упражнений, но и широким применением оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает творческое долголетие.

Соревновательная функция. Подавляющее большинство современных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянному превышению достигнутого, к максимальному результату. Занятия физическими упражнениями без такого стремления превращаются в обычную игру или физическое воспитание, где целью выполняемых движений может быть развитие физических качеств, укрепление здоровья, получение удовольствия, снятие утомления, но не максимальное развитие своих способностей.

Роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый участник стремится стать первым, либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю. Без присущего личности порыва на лидерство, спорт не получил бы массового развития, о чем свидетельствует рост числа участников Олимпийских игр, рост национальных и мировых рекордов, популярность спорта как массового явления.

Кроме рассмотренных выше функций физической культуры в ее сфере реализуются и другие функции по своему содержанию находящиеся на стыке общих и специфических функций: коммуникативная– сфера общения людей, информационная– носитель информации о путях физического совершенствования человека, нормативная– выработка различных критериев, тестов, норм физической подготовленности и др.

Нормативная функция отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения, и т.п.

Информационная функция обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении собственных ценностей в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе; воздействии через средства массовой информации. Реализация информационной функции создает общественное мнение о физической культуре, приобщает к физической культуре и ее ценностям.

Коммуникативная функция отражает значение физической культуры в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.

Нравственная функция физической культуры отражает взаимоотношения, нормы, правила связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, а также сферу социальных (вне физкультурных) отношений (основные нравственные качества: трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, воля, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброта, порядочность).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.012 с.)