Психологический анализ посещённых занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ посещённых занятий



Отчёт - дневник

Производственной практики

(по получению проф. умений и опыта проф. деятельности)

Сроки практики:  с 03 февраля по 20 апреля 2020 г.

 

 

Выполнил (а):

Солодухина Татьяна Юрьевна

студент (ка) 2 курса, 1 группы

код 44.04.02

направление: 44.04.02

Психолого-педагогическое образование

направленность (профиль)

Психологическое консультирование в образовании

заочной формы обучения

______________________________

               (Подпись)

Научный руководитель:

Карнеев Рафаэль Камильевич

канд. психол. наук, профессор

 

______________________________

                (Подпись)

Брянск 2020 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА

Факультетский руководитель: Карнеева Ольга Александровна - канд. психол. наук, доцент
Научный руководитель и методист по профилю подготовки: Карнеев Рафаэль Камильевич - канд. психол. наук, профессор
Руководитель профильной организации: Потворов Артём Иванович - директор
Руководитель практики от профильной организации: Лобанова Антонина Николаевна – педагог-психолог

Производственная практика (по получению проф. умений и опыта проф. деятельности) - магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу по подготовке психологов.

Цель практики: приобретение магистрантами умений и навыков психолого-педагогической деятельности в избранной области, необходимых профессиональных компетенций для передачи знаний, преподавания психологических дисциплин.

Задачи практики:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения общепрофессиональных и психолого-педагогических дисциплин данного направления подготовки;

-  формирование и развитие умений и навыков деятельности преподавателя высшей школы;

-  ознакомление с организацией, содержанием и планированием основных форм учебной работы в высшей школе.

- формирование опыта составления образовательных программ и учебных планов в соответствии с ФГОС ВО;

 - изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

- развитие навыков методического анализа учебных занятий.

- формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

 - развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

 - повышение профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями и стандартами.

- приобрести навыки по компетенциям, предусмотренных учебным планом ОПК – 2, ОПК – 8, ПК – 1, ПК-3, ПК – 4, ПК – 7, ПК- 8, ПК – 9, ПК – 10, ПК-11, ПК – 12, ПК – 15, ПК-16, ПК – 18, ПК – 19, ПК – 20, ПК-21  и различным видам профессиональной деятельности.


План работы студента практиканта в период практики

Дата Содержание Отметка о выполнении, подпись руководителя
03.02.2020 Участие в установочной конференции. Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка ПО  
04.02.2020-05.02.2020 Знакомство с образовательной организацией, изучение документации педагога-психолога  
06.02.2020 Посещение занятия классный час-дискуссия на тему «Бережное отношение к природе» (3 класс)  
07.02.2020 Анализ классного часа «Бережное отношение к природе» (3 класс)  
08.02.2020-09.02.2020 Подготовка классного часа «Организация досуга учащихся» (6 класс)  
10.02.2020 Посещение занятия на тему «Здоровье – главная ценность в жизни любого человека» (3 класс)  
11.02.2020 Анализ занятия на тему «Здоровье – главная ценность в жизни любого человека» (3 класс)  
12.02.2020 Проведение классного часа «Организация досуга учащихся» (6 класс)  
13.02.2020-14.02.2020 Подготовка самоанализа проведенного классного часа, консультация с педагогом-психологом  
17.02.2020 Посещение занятия психолога в подготовительной группе (д/с «Мозаика» МБОУ БГОК №59)  
18.02.2020 Анализ занятия психолога в подготовительной группе (д/с «Мозаика» МБОУ БГОК №59)  
19.02.2020-21.02.2020 Оформление документации по практике  
24.02.2020-26.02.2020 Подготовка плана-конспекта занятия в детском саду на тему «Волшебная страна», консультация с руководителем практики  
27.02.2020 Проведение занятия в детском саду на тему «Волшебная страна»  
28.02.2020-01.03.2020 Самоанализ проведенного занятия, консультация с педагогом-психологом  
02.03.2020-06.03.2020 Проведение психодиагностики по запросу психолога (Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганского и Т.А. Немчина). Обработка результатов психодиагностики  
10.03.2020-12.03.2020 Анализ результатов психодиагностики  
13.03.2020-17.03.2020 Разработка рекомендаций педагогам по сохранению психологического благополучия личности в образовательной среде  
18.03.2020 Посещение занятия по рисованию «Весенний пейзаж» (д/с «Мозаика» МБОУ БГОК №59)  
19.03.2020 Посещение занятия по развитию речи «Овощи» (д/с «Мозаика» МБОУ БГОК №59)  
20.03.2020 Анализ посещенных занятий  
21.03.2020-23.03.2020 Подготовка просветительского мероприятия, консультация с руководителем практики  
24.03.2020 Интервьюирование мамы ребенка по заданию психолога для составления психологического анамнеза  
25.03.2020-26.03.2020 Составление психологического анамнеза, оформление результатов  
27.03.2020 Проведение просветительского мероприятия: Родительское собрание по итогам диагностики интересов и организации досуга младших подростков  
30.03.2020-31.03.2020 Анализ проведенного просветительского мероприятия. Он-лайн консультация с педагогом-психологом по результатам родительского собрания  
01.04.2020-03.04.2020 Разработка занятия по коррекции агрессивности у дошкольников. Он-лайн консультация с руководителем практики  
04.04.2020-08.04.2020 Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка-инвалида, обучающегося в общеобразовательном 2 классе. Он-лайн консультация с педагогом-психологом  
09.04.2020-15.04.2020 Разработка программы дополнительного образования «Введение в медиацию и медиативный подход», 16 ч.  
16.04.2020-19.04.2020 Оформление отчетной документации по практике  
20.04.2020 Участие в отчетной видеоконференции по практике  

Отчет по заданию № 1.

Отчет по заданию № 2.

Подготовка и проведение зачетных мероприятий

План – конспект классного часа «Организация досуга учащихся»

Дата проведения: 12.02.2020 г.

Цели и задачи:

1) Продолжить работу по формированию классного коллектива

2) Активизировать детей для полезной деятельности

3) Активизировать ценностно-ориентированное отношение к жизни

4) Научить их самостоятельно планировать свою деятельность и нести ответственность за выполнение задуманного

5) Воспитывать в детях взаимоуважение и взаимопонимание

6) Формировать здоровье учащихся в физическом и культурном аспекте

7) Привлекать малоактивных детей к участию в жизни класса

Оборудование:

- Магнитная доска

- Магниты

- Липкие листочки желтого и зеленого цвета

- Маркеры

- Бумага

- Магнитофон

Ход классного часа:

1. Погружение в тему.

Сегодня наш классный час посвящен досугу.

Что такое досуг?

(Это проведение свободного времени с пользой для себя и для окружающих)

Сейчас мы поговорим не о личном, а о коллективном досуге. Вначале вспомним, как мы проводили время в первой и второй четвертях, и спланируем свой досуг до конца года.

Вспомните все мероприятия, в которых принимал участие наш класс. На обдумывание 3 минуты.

(Дети называют мероприятия. Ведущий записывает их на доске, распределяя по направлениям: спорт, творчество, развлечения, экскурсии. На доске создается «Карта наших интересов»)

Теперь вспомним свое отношение к каждому из этих мероприятий. Какие чувства и эмоции они у вас вызвали?

У каждого из вас есть цветные листочки. С их помощью вы и будете определять, какое мероприятие вам понравилось больше, а какое меньше.

Возьмите желтый листочек Его цвет яркий, радостный – прикрепите его на доску рядом с названием того дела, которое вам особенно понравилось и запомнилось.

Возьмите зеленый листочек. Его цвет спокойный. Прикрепите его рядом с названием того дела, которое вам понравилось меньше.

Итак, мы видим… (делаются выводы)

Почему нам понравились именно эти мероприятия? (можно предложить детям оформить проект или газету по наиболее удачным делам.)

Давайте более подробно вспомним наши экскурсии. После каждой из них вы писали небольшие отзывы о них. Сейчас эти листочки висят на «дереве». (Используется большой цветок, на котором в виде «галочек» висят работы детей.)

Прочитаем некоторые из них, чтобы еще лучше воспроизвести их в памяти.

Итак, мы подвели итоги нашей общей работы.

2. Планирование.

Теперь давайте подумаем, как мы можем провести время с пользой в следующее четверти, какие мероприятия, экскурсии мы можем провести.

Задание: каждая команда должна придумать не меньше 5 интересных дел. Напишите каждое предложение маркером крупно на отдельном листе бумаги. В вашем распоряжении 5 минут. Представители от команд, прикрепите эти листы магнитами к доске по направлениям.

Ведущий помогает детям, делает сортировку предложений.

Итак, мы получили общий список мероприятий, которые мы хотим и можем провести с вами в будущем. Их очень много. Нужно сделать выбор. Возьмите в руки липкие листочки. На желтом напишите слово «помощник», а на зеленом – «участник». Желтые листочки вы прикрепите рядом с названием мероприятия, в котором вы или ваши родители смогут быть моими помощниками. Зеленые листочки вы прикрепите рядом с названием мероприятия, в котором вы готовы быть только участником. Победит то мероприятие, которое соберет больше помощников.

(Дети прикрепляют листочки к доске)

3. Заключительная часть.

Итак, большинство голосов получило…

(определяются сроки выполнения планов, детям выражается благодарность за активную работу).

 

Самоанализ мероприятия № 1

I. Общие сведения о мероприятии.

1. Название мероприятия: Классный час «Организация досуга учащихся».

Организационная форма (классный час) полностью отвечает его сути, название логически увязано с общей тематикой комплекса мероприятий по формированию досуга младших подростков.

2. Дата и время проведения мероприятия, класс: 12.02.2020, 12.30-13.15; класс 6-В. Время проведения мероприятия является непривычным для классного часа; выбор данного времени обусловлен тем, что активность подростков в этот временной промежуток является оптимальной для данного типа деятельности.

3. Организатор мероприятия: практикант Солодухина Т.Ю.

4. Состав группы учащихся: учащиеся 6-В класса, 26 человек в возрасте 11-12 лет.

5. Вид деятельности: является частью системной работы по организации досуга младших подростков.

6. Цель проведения мероприятия: познакомить учащихся с методикой планирования коллективной досуговой деятельности

Задачи:

- продолжение работы по формированию классного коллектива;

- привлечение всех учащихся класса к организации внеурочной деятельности;

- обучение школьников самостоятельному планированию своей деятельности.

Цель мероприятия соответствует основным направлениям программы психолого-педагогического сопровождения организации досуговой деятельности младших подростков. Поставленные задачи адекватны и достижимы, соответствуют основной цели мероприятия.

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности.

Данный вид организации деятельности в полной мере соответствует основным направлениям воспитательной работы класса, при написании плана мероприятия учитывался уровень развития классного коллектива и возрастные особенности контингента учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия.

1. Инициатором организации данного мероприятия являлся педагог-психолог, мероприятие готовилось при участии классного руководителя и социального педагога школы. Активность и самостоятельность учащихся при подготовке к мероприятию проявлялась в заполнении предложенной анкеты и анализе мероприятий, прошедших в первой и второй учебных четвертях.

2. В ходе подготовительной работы была разработана анкета на выявление интересов и запросов учащихся по организации досуговой деятельности, подобраны психодиагностические методики, которые помогут определить направленность досуговых мероприятий.

III. Анализ хода мероприятия.

1. Погружение в тему и цель мероприятия было проведено максимально активно: учащиеся предлагали свои варианты интерпретации понятия «досуг». С помощью подготовленных дома памяток коллективно определили наиболее запомнившиеся мероприятия, проходившие в первой и второй четвертях (линейки; тематические вечера, посвященные Дню знаний, Дню матери и.т.д.; Дни здоровья на свежем воздухе; День осени в форме ярмарки поделок). Представленные цель и задачи классного часа были актуальны и восприняты школьниками с энтузиазмом. На данном этапе мероприятия отмечается положительный настрой класса в целом, обсуждение темы было активно и проходило в доброжелательной обстановке, педагог-психолог вовремя отслеживал намечающиеся негативные тенденции и сглаживал возможные конфликтные моменты (например, спор на повышенных тонах о том, какое из мероприятий стало самым запоминающимся).

2. В целом работа с классным коллективом проходила содержательно и интересно: особенно учащимся понравилось рисовать дерево интересов, заполнение предложенной педагогом-психологом анкеты также проходило при активном обсуждении учащихся. С целью избежать заимствований в ответах учащихся педагог-психолог предложила вначале заполнить анкеты, а затем обсудить полученные результаты, что также вызвало живой интерес младших подростков.

3. В ходе мероприятия учащиеся актуализировали свое представление о понятии «досуг» и научились организовывать коллективную внеурочную деятельность в классе. В числе социальных установок, на формирование которых направлено мероприятие, можно отметить желание и умение учитывать при планировании будущей деятельности не только свои интересы, но и интересы других учащихся. В ходе планирования будущей деятельности педагог-психолог строила общение таким образом, чтобы у ребят формировалась эмпатия, то есть умения сопереживать другим и учитывать их желания при организации различных видов деятельности, в том числе досуговой.

4. Результативность проделанной работы можно в целом оценивать как высокую, несмотря на кратковременность формы проведения мероприятия. Учащиеся актуализировали необходимые знания, а практикант получил большое количество информации, которая поможет в дальнейшем грамотно спланировать направления организации коллективной и индивидуальной досуговой деятельности младших подростков

5. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на сплоченность коллектива учащихся, оформление «дерева интересов» помогло школьникам в большей степени увидеть, что все они разные, но при активном общении можно организовывать внеурочную досуговую деятельность таким образом, чтобы всем было интересно и все смогли поучаствовать в организации того или иного мероприятия. Самыми популярными стали мероприятия, касающиеся времяпрепровождения на природе (квест на природе) и ознакомления с кружками и секциями, работающими в школе для учащихся среднего звена. Данная форма работы помогла улучшить психологический климат в коллективе учащихся и помочь ребятам еще лучше узнать друг друга и свои интересы.

6. Роль педагога-психолога в ходе мероприятия заключалась в поддержании благоприятной эмоциональной обстановки и адекватном сопровождении процесса обмена мнениями между шестиклассниками, практикант вовремя замечала намечающиеся конфликтные ситуации и грамотно сглаживала данные ситуации.

7. В течение классного часа отмечалось активное взаимодействие между учениками – на начальном этапе ребята бурно обсуждали мероприятия, походившие в первой и второй четвертях, далее, во время работы в микрогруппах, можно было увидеть горячий спор между школьниками по поводу планирования досуговой деятельности класса, в данной ситуации педагогу-психологу приходилось вмешиваться и направлять беседу в нужное русло. Следует отметить, что педагог-психолог это делала грамотно и ненавязчиво, порой даже незаметно для самих школьников (им казалось, что педагог просто участвует в их споре). Данный прием показал шестиклассникам, что любые вопросы можно решать «мирным» путем без крика и взаимных оскорблений.

IV. Общая оценка досугового мероприятия.

1. В целом педагогу-психологу удалось достичь поставленных целей и задач: учащиеся актуализировали знания о досуге и формах его организации; смогли научиться грамотно планировать индивидуальный и коллективный досуг; узнали интересы своих одноклассников и сумели составить примерный план мероприятий до конца учебного года. В числе небольших ошибок стоит отметить, что было необходимо более четко продумать момент обсуждения планируемых мероприятий в микрогруппах, так как на данном этапе мероприятия наблюдались самые негативные проявления, например, громкие споры и выкрикивания учащихся.

Таким образом, проведенный классный час можно считать удавшимся, а результаты диагностики можно использовать при подготовке родительского собрания и планирования досуговой деятельности младших школьников с учетом их интересов.


План - конспект занятия № 2 на тему «Волшебная страна»

Дата проведения: 27.02.2020 г.

Психолог: Солодухина Т.Ю.

Группа: старшая дошкольная (д/с «Мозаика» МБОУ БГОК № 59).

Цель занятия:

- закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

- научить понимать свои чувства и чувства других людей;

- упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

- развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний, письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Комплименты»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

Психолог: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Поехали дальше путешествовать по «Стране Настроения».

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная».

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.

Отчет по заданию № 3

Отчет по заданию № 4.

Рекомендации по результатам психодиагностической работы

Рекомендации педагогам по сохранению психологического благополучия личности в образовательной среде

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др.

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период - 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные - у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.

Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни).

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоро-вьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.

Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на «поле брани» неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.

Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: «Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел».

Это своеобразное состояние получило название «выгорание личности».

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как «прекращение горения». Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:

- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

- стремящиеся к непременному успеху;

- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

- не всегда разумная организации труда

- невнимание к своему здоровью

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться», ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов: премия по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; отгул (ходатайство перед администрацией школ); направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ); дополнительные дни к отпуску; представление к награждению.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит - восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом - таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной - еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:

- увеличение объема двигательной активности

- рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

- включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

- повышение роли психологической помощи педагогам, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

- организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

Памятка педагогам по профилактике профессионального выгорания

1. Стремитесь к максимальной, но доступной для вас жизненной цели.

2. Отдыхайте еще до того, как успеете устать.

3. С помощью глубокого и ритмического дыхания можно успокоить нервы и психическое состояние.

4. Обратите внимание на хорошее питание, регулярные физические упражнения и хороший сон.

5. Не противодействуйте стрессу, а используйте его энергию в интересах личностного роста - «управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

6. Создайте вокруг себя порядок (красоту и гармонию).

7. Постоянно создавайте в своем воображении зону психической безопасности, комфорта и отдыха.

8. Подарите себе энергию позитивного мышления.

9. Овладейте умением все делать на грани приятного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.126 с.)