Ценностно ориентированные документы в истории России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностно ориентированные документы в истории России



 

Для дореволюционной России роль ценностно содержащего фун- дамента государственного управления выполняла Библия. Реагирова- ние царской власти на текущие вызовы и проблемы осуществлялось в форме императорских манифестов. По степени ценностного апелли- рования текста документа ни один из современных указов президен- та РФ не идет с ними ни в какое сравнение. Каждое из принимаемых императорской властью решений обосновывалось в связи с высшими ценностями российского государства.

13 Каддафи М. Зеленая книга. М., 1989; Ниязов С. Рухнама. Ашх., 2005.


Проиллюстрируем это на примерах. В 1848 г. в связи с актуализа- цией революционной угрозы в Европе Николаем I был подписан ма- нифест следующего содержания: «После благословений долголетнего мира запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящимися ниспровержением законных властей и всякого общественного устрой- ства. Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщи- лись сопредельной Германии, и, разливаясь повсеместно с наглостью, возраставшей по мере уступчивости правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных нам империй Австрийской и королевства Прусского. Теперь, не зная пределов, дерзость угрожа- ет, в безумии своем, и нашей, Богом нам вверенной России. Но да бу- дет так! По заветному примеру православных наших предков, призвав на помощь Бога Всемогущего, мы готовы встретить врагов наших, где бы они ни предстали, и, не щадя себя, будем в неразрывном союзе со святой нашей Русью защищать честь имени русского и неприкосновен- ность пределов наших. Мы удостоверены, что всякий русский, всякий верноподданный наш ответит радостно на призыв своего государя; что древний наш возглас: за веру, царя и отечество! — и ныне предукажет нам путь к победе, и тогда в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе восклик- нем: “С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтесь: яко с нами Бог”»14.

В восьми предложениях четырежды фигурирует слово Бог, дваж-

ды — святые, дважды — русские, один раз — православные. Исполь- зование наряду с Россией древнеотеческого обозначения «святая Русь» усиливало ценностный резонанс документа. Манифест был зачитан всенародно, сыграл роль идеологического мобилизатора российского населения. А между тем речь шла о николаевском политическом курсе, традиционно трактуемом историками как проявление «жандармской политики царизма»15.

Манифест Александра II об отмене крепостного права (точное на- звание «О всемилостейшем даровании крепостным людям прав состо- яния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта») тра- диционно анализируется в исторической науке в плане столкновения сословных интересов. Их действительно можно обнаружить. Однако в манифесте содержалась вместе с тем и апелляция к высшему ценност- ному целеполаганию российского государства. Текст его был подготов- лен не безымянным спичрайтером-конъюнктурщиком, а митрополи- том московским Филаретом, готовившим документ в соответствии

14  Полное  собрание  законов  Российской  империи:  собр.  2-е.  Т.  XXIII.  Отд.  II.

№ 22 087.

15 Виноградов В.Н. Великобритания и Балканы: от Венского конгресса до Крымской во- йны. М., 1985; Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Vivos Voco. 2001. № 1–2.


с православной аксиологической парадигмой. Главная идея состояла в распространении на народ христианского принципа равноценности человеческих душ. Христианин не может быть ни рабом, ни господи- ном. Для составителя документа основной вопрос заключался в этике взаимоотношения сословий. Мотивы апелляции манифеста к высшим христианским ценностям отражаются, в частности, в следующих фраг- ментах:

«Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соот- ветствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защи- ту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от про- ходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законода- тельство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, опреде- ляя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным по- тому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомствен- но укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были до- ныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших слу- чаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искрен- ней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только соб- ственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улуч- шениям в собственном быте.

…Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения

крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественни- ков наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою про- видения.

…Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполни- тельное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывате-


лей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правитель- ством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

…Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы перве (?) е всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского со- словия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осу- ществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно до- бровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благо- родно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение но- вых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощре- ние к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей»16.

В советский период обращение государственных лидеров к  наро-

ду также имело черты ценностного послания. Слова национального вождя должны были соответствовать его статусу. Не дело главы госу- дарства описывать технические процедурные приемы проводимой по- литики. Этот вопрос лежит в компетенции чиновников более низкого ранга. Но изложение народу ценностных стратегических ориентиров развития государства — прямое назначение национального лидера. Классической иллюстрацией мобилизационного значения обращения главы государства к народу может служить речь И.В. Сталина во вре- мя парада 7 ноября 1941 г. Апелляция к образам русских исторических героев, имена которых еще недавно находились под идеологическим запретом борьбы с монархическим прошлым, содержала в себе колос- сальный психологический заряд. Не случайно сталинская речь 7 ноября 1941 г. на Красной площади традиционно относится к началу перелома

 

16 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т. 7. Документы крестьянской рефор- мы / отв. ред. О.И. Чистяков. М., 1989.


в Московской битве. «На вас, — обращался И.В. Сталин к борющимся с врагом представителям советского народа, — смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких за- хватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужествен- ный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суво- рова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя велико- го Ленина! За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немец- ким оккупантам! Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость! Под знаменем Ленина — вперед, к победе!»17.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)