Историко-аксиологическая эволюция Основного закона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-аксиологическая эволюция Основного закона



В настоящее время Конституция отождествляется с Основным законом. Однако при рассмотрении проблемы в мегаисторической проекции обнаруживается их категориальное расслоение. Историче- ски смысловое назначение Основного закона кардинально менялось (рис. 4.1.1).

 

 

 

1 Клюкина Т.П., Клюкина-Витюк М.Е., Ланчиков В.К. Политика и крылатика: Высказы- вания деятелей Великобритании, Ирландии, США и Канады. М., 2004. С. 183.


Закон религиозный


Закон религиозный


Сфера духовных ценностей


 

 


               ценности              


 

                  духовные

ценности


Закон светский


Закон светский

естественные ценности


 

Конституция


Рис. 4.1.1. Историческая трансформация аксиологии Основного Закона

 

Первоначально под ним понимался комплекс религиозных запове- дей. По существу во всех религиях под законом, в сакральном смысле слова, понимался именно закон Божественный. В ином случае он по- просту не был бы легитимен. Ведическая религия определялась индуса- ми как закон Ариев. Для евреев Израиля Основной закон по сей день — это Тора. По этой причине израильтяне до сих пор воздерживаются от принятия Конституции2. В правосознании населения средневековой Руси обнаруживается четкое разграничение: одно дело Судебник, а со- всем другое — Закон Божий. Это разграничение сохранялось и в пери- од Российской Империи. Закон Божий по-прежнему четко отличался по приоритетности от Свода гражданских законов. Закон Божий в тра- диционных системах права ценностно окормлял собой светское зако- нодательство3.

Начало расщепления единой аксиологической системы право- сознания происходит при распространении и под влиянием теории двух истин. Окончательно наступление этого раскола привязывается к эпохе Просвещения. Именно в атмосфере просветительства конца XVIII — начала XIX в. возникают первые Конституции, формируется направление конституционализма. В основе конституционного фе- номена, в отличие от прежнего понимания Основного закона, лежала секулярная идея. Другое дело, что остались, конечно, мировоззренче- ские компоненты, в большей или меньшей степени инкорпорирован- ные в конституционные статьи. Известно, что разработчиками первых конституций: и американской, и французской, и польской, и латиноа- мериканских (в также и российских конституционных проектов эпохи

 

2 Госратян С.М. Религиозные партии государства Израиль. М., 1996.

3 Памятники права периода образования Русского централизованного государства. XIV–XV вв. М., 1955; Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.


Александра I)4 — выступали лица, принадлежавшие к ложам вольных каменщиков. Фиксируются буквальные текстовые совпадения уста- вов масонских братств с первыми конституциями (особенно в части преамбулы)5. Еще более очевидны такого рода компоненты в Деклара- ции прав человека и гражданина и в первых Декларациях независимо- сти. Декларация прав гражданина и человека открывается с апелляции к некой теологической фигуре — Верховному существу. Характерно, что не к Христу. Далее в ней проводится связь Верховного существа (традиционное масонское наименование для Демиурга) с выдвигаемым концептом естественных прав человека. Сообразно пантеистическому миропониманию Бог растворяется в Природе и человек, будучи части- цей божественно-природной субстанции, уже в силу своего рождения наделен естественными правами. Отсюда выстраивалось все дальней- шее развитие идеологии прав человека6.

Показательна в этом отношении Декларация независимости США.

Она открывается положением о том, что права человека устанавлива- ется по законам природы и ее Творца7. Дальше — все люди наделены Творцом неотчуждаемыми правами. Христианская мысль, как извест- но, ничего о неотчуждаемых правах, а тем более о естественном праве человека не говорит. Напротив, в ней получила развитие прямо проти- воположная идея о первородном грехе. Право, согласно с христианской традицией, дается не в силу рождения, а на основании Божественного завета: Ветхого — для евреев, Нового — для христиан.

В итоге двухистинного расщепления духовные ценности оказались вытеснены в сферу религии и культуры. Светское же законодательство фокусировалось в основном на естественном интересе, будучи связано с благосостоянием и гражданскими правами человека. Но вместе с тем проведенный анализ позволяет утверждать, что нет ни одной консти- туции, в которой не был бы представлен и духовно-мировоззренческий компонент правосознания. Весь вопрос в пропорциях представленно- сти. Именно духовные ценности конституций определяют их нацио- нальное своеобразие. Как они представлены в Конституции РФ?

 

 

4 Касаткин В. П. Попытка становления конституционализма в России в период прав- ления Александра I // Проблемы правоведения. Вып. 1. Белгород: БГУ, 2003. С. 25–30.

5 Захаров В. Ю. Основные этапы развития масонства в России, его соотношение с кон- ституционализмом // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 6. История.

6 Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26–29. 7 Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957; Фурсенко А.А. Американская буржуазная революция XVIII в. М. — Л., 1960; Аптекер Г. История американского народа. Американская революция 1763–1783: т. 2. М., 1962.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)