Аксиология конституций через призму количественного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиология конституций через призму количественного анализа



Методика количественного анализа заключается в сравнении коли- чества употребления ценностно значимых понятий (терминов) в кон- ституционных текстах различных государств мира. Всего было проана- лизировано 60 конституций. Для предупреждения возможного упрека относительно экзотичности законодательства государств геополитиче- ской периферии использовались главным образом конституции запад- ных стран. Текстовые объемы конституций, как известно, различны. При большем объеме количество случаев употребления искомых поня- тий также потенциально возрастает. Российский показатель в диапазо- не сравниваемых текстов — средний, что говорит о корректности срав- нения именно по отношению к России. Особое внимание обращалось на конституции: СССР 1977 г. (с точки зрения изменения ценностного насыщения Основного закона — увеличения/снижения), Китая (как одного из наиболее интенсивно развивающихся государств современ- ного мира) и Белоруссии (как одного из наиболее интенсивно разви- вающихся государств на постсоветском пространстве). Все указанные конституционные тексты по объему несколько меньше российского аналога, при большем, как будет видно ниже, ценностном насыщении (рис. 4.1.4). При этом не ставилось задачи построения ценностного рейтинга конституций стран мира, решалась проблема аксиологиче- ской оценки российского Основного закона в контексте мирового кон- ституционного законодательства.

Насколько сама категория ценности приемлема для традиций рос-

сийского законотворчества? Данные показывают, что никакого оттор- жения этого понятия на уровне конституционного законодательства не существует. Напротив, частота употребления слова «ценности» в кон- ституции России выше, чем в Основных законах других государств (рис. 4.1.5). Другое дело, что за номинируемым термином обнаружива- ется зачастую содержательная пустота.

Частота употребления в конституциях слова «Бог» и идущих от него лингвистических производных показала следующее. В конститу- ционном тексте Российской Федерации данный понятийный ряд от-


Сан-Марино

Монако Латвия

Босния и Герцеговина

Люксембург

Япония Исландия

Дания Туркменистан Таджикистан Узбекистан Лихтенштейн

Армения Норвегия

США

Андорра Македония

Грузия Китай Болгария Эстония Словения Молдова Чехия Литва Киргизия Франция Румыния


0,7

3,0

3,2

3,9

4,0

4,1

4,2

4,2

4,5

5,0

5,5

5,9

5,9

6,1

6,3

6,3

7,0

8,0

8,1

8,2

8,2

8,4

8,4

8,6

8,8

8,8

8,8

8,9


Италия Финляндия Хорватия СССР (1977)

Беларусь

Нидерланды Казахстан Россия Албания Ватикан Ирландия

Иран

Азербайджа

Бельгия Украина Швейцария Испания Словакия Польша Греция Германия Мексика Турция Кипр Португалия

Швеция Мальта Австралия

Индия


9,0

9,0

9,1

9,2

9,2

9,3

9,4

9,4

10,5

10,9

11,1

11,4

11,4

11,6

12,6

13,4

13,6

13,8

13,9

17,0

18,5

20,8

22,4

26,8

27,2

27,2

27,4

31,7


 

38,0


Венгрия


9,0


тысяч


Бразилия


45,0

тысяч


0 10 20                     0   10   20  30   40   50

Рис. 4.1.4. Количество слов в конституциях стран мира

 

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

0

 

Рис. 4.1.5. Частота употребления слова «ценности» в конституциях стран мира, раз


сутствует. Это иногда объясняют светским характером российского го- сударства. Однако, например, в конституции Германии понятие «Бог» употребляется 4 раза. Нидерландов — 7 раз. Ирландии — 9 раз. Все эти государства также, казалось бы, позиционируются в качестве светских. Но светскость не стала для них основанием отвергать ценностное зна- чение религии и религиозного мировоззрения. Речь уже не идет о те- ократическом Иране, в конституции которого имя Бога упоминается 24 раза (рис. 4.1.6).

 

30

 

25

 

20

 

15

 

10

 

5

 

0

 

Рис. 4.1.6. Частота употребления слова «Бог» в конституциях стран мира, раз

 

С апелляции к Богу открываются преамбулы многих конституцион- ных текстов. Германская конституция: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми…». Греческая конституция: «Во имя Святой, Еди- носущной Неразделимой Троицы…». Ирландская конституция: «Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как на- шей последней надежде должны быть направлены все действия человека и государства, Мы народ Эйре, смиренно признавая все наши обязан- ности перед нашим священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетних испытаниях…». Все перечислен- ные государства признаются и светскими, и демократическими. Они представляют три различных направления в христианской культуре со- ответственно: протестантизм, православие и католицизм. Очевидно, что российская конституция является на этом фоне производной от гипер- трофированного понимания сущности светского государства.


Сакральные ориентиры в конституционных текстах задаются не только апелляцией к Богу. Еще одним индикатором сакральности явля- ется частота употребления слов «святой», «священный». В Конституции РФ они отсутствуют. Даже священный долг защиты Родины, о котором говорилось в советском конституционном тексте, в Основном законе РФ более не присутствует. Для сравнения, в конституции Франции со- ответствующие термины употребляются 4 раза, КНР — 4 раза, конфес- сионально близкой России православной Греции — 24 раза (рис. 4.1.7).

 

30

 

25

 

20

 

15

 

10

 

5

 

0

 

Рис. 4.1.7. Частота употребления слов «святой», «священный» в конституциях стран мира, раз

 

Насколько текст Конституции РФ отражает российскую нацио- нальную идентичность? Кто мы такие? На этот вопрос Основной закон России не дает никакого ответа. Нет в нем ни наименования русские, ни даже россияне. Современная российская конституция парадоксаль- ным образом лишена субъекта государственной идентичности. Между тем в конституционных текстах большинства других государств, в том числе этнически неоднородных, такая идентификация содержится. На- циональная принадлежность фиксируется в соответствующих консти- туциях со следующей частотой: идентификатор «китайцы» употребля- ется 6 раз, «немцы» — 8 раз, «швейцарцы» — 9 раз, «греки» — 15 раз,

«бразильцы» — 23 раза. Советский народ как новая идентификацион- ная общность фигурировал в тексте Конституции СССР 1977 г. 14 раз (рис. 4.1.8).

Наряду с национальными в конституционных текстах применяются религиозные идентификаторы. В целом они используются значительно реже. Однако и этот тип идентичности нашел свое отражение в кон-


25

 

20

 

15

 

10

 

5

 

0

 

Рис. 4.1.8. Национальные идентификаторы в конституциях стран мира

 

 

ституционном законодательстве зарубежных государств. Религиозные идентификаторы присутствуют в конституциях Италии, Норвегии, Дании, Швеции, политическая система которых традиционно рассма- тривается как либерально-демократическая. В российском Основном законе ничего подобного не содержится (рис. 4.1.9).

 

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

Рис. 4.1.9. Религиозные идентификаторы в конституциях стран мира

 

В ряде исследований Центра проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования было доказано основополагающее значение для жизнеспособности государства фактора идейно-духовного состояния общества. Одной из важнейших скреп государства явля- ется идеология. Ее концентрированным эквивалентом выступает на- циональная идея. В современной Конституции РФ слово «идеология»


используется дважды и оба раза в негативном значении. Широко упо- требляемое слово идея и вовсе отсутствует. Парадоксальным образом Конституция России оказалась конституцией без идей. Для сравнения, в конституционных текстах иных государств указанные термины наш- ли свое отражение, получая при этом позитивное звучание: СССР — 5 раз, Китая — 5 раз, Турции — 9 раз (рис. 4.1.10).

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Рис. 4.1.10. Частота употребления терминов «идеология», «идея» в конституциях стран мира, раз

 

Показательно выглядит частота употребления самих идеологем. Они идентифицировались на основе подсчета «изм»-енных словоо- бразований. В Конституции РФ, на удивление, нет ни одного понятия такого рода. Для сравнения, в конституционном тексте КНР они при- сутствуют 30 раз, СССР — 38 раз. Следует вывод об искусственном вы- чищении всех терминов, каким-либо образом связанных с идеологией, из Конституции 1993 г. (рис. 4.1.11).

 

40                                                                                                           38

35

30

25

20

15

10

5

0

 

 

Рис. 4.1.11. Частота употребления «изм»-енных словообразований в конституциях стран мира, раз


Может быть, выхолащивание идеологем есть не более чем реак- ция на доминирующую в советский период схоластику марксистско- ленинской теории? Для проверки этого предположения целесообразно обратиться ко второй составляющей идейно-духовного фактора, под- считав частоту употребления терминов «дух», «духовность».

В Конституции РФ они также полностью отсутствуют. Основной за- кон Российской Федерации оказался вычищен не только не только по от- ношению к идеологии, но и к духовности. Показательно, что в американ- ской Конституции частота употребления духовной терминологии также находится на нулевой отметке. В конституциях других стран частота упо- требления терминов «дух», «духовность» иная: Греция — 3 раза, КНР — 4 раза, Белоруссия — 4 раза, СССР — 5 раз, Турция — 12 раз (рис. 4.1.12).

 

14

12

10

8

6

4

2

0

 

Рис. 4.1.12. Частота употребления слов «дух», «духовность» в конституциях стран мира, раз

 

Еще один вопрос — насколько российская конституция содержатель- на этически. Этот показатель измеряется в данном случае по частоте упо- требления терминов «мораль» и «нравственность». В российской консти- туции данный показатель вновь имеет минимальное значение — одно упоминание. Для сравнения, в конституционном тексте СССР — 4 раза, КНР — 5 раз, Италии — 5, Греции — 6, Белоруссии — 8 раз (рис. 4.1.13).

Традиционным средством достижения этических императивов яв- ляется воспитание. Этот термин в Конституции РФ в ансамбле рассма- триваемых государств имеет среднее значение — четыре упоминания. Это заметно меньше, чем в конституционных текстах СССР — 7 раз, КНР — 9 раз. Еще более высокая частота употребления термина обна- руживается конституциях Литвы и Польши (рис. 4.1.14).


10

8

6

4

2

0

 

 

Рис. 4.1.13. Частота употребления терминов «нравственность» «мораль» в конституциях стран мира, раз

 

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Рис. 4.1.14. Частота употребления слова «воспитание» в конституциях стран мира, раз

 

Важное понятие гуманитарной сферы — культура. Оно довольно часто употребляется в конституционных текстах. В Конституции Рос- сии указанное понятие встречается 11 раз. Но на мировом фоне этот показатель выглядит небольшим. В Конституции Украины он употре- бляется 25 раз, Китая — 26 раз, СССР — 27 раз, Португалии — 49 раз (рис. 4.1.15).

Слова «патриот», «патриотизм» в целом не имеют в конституцион- ных текстах широкого употребления. Нет этих терминов и в современ- ной российской конституции. Однако данное обстоятельство не означает их полного отсутствия в мировом конституционном законодательстве. Они обнаруживаются в конституциях Казахстана, Греции, СССР, Китая (в конституционном тексте КНР — четырежды) (рис. 4.1.16).


60

50

 

40

30

20

 

10

0

 

 

Рис. 4.1.15. Частота употребления термина «культура» в конституциях стран мира, раз

 


 

5

4

3

2

1

0

Россия


 

Казахстан Греция   СССР


 

Китай


Рис. 4.1.16. Частота употребления терминов «патриот», «патриотизм» в конституциях стран мира, раз

 

 

Выражением патриотического отношения к своей стране является понятие «Родина». В Конституции РФ данный термин встречается один раз. На мировом конституционном фоне Россия занимает позиции аутсайдера. В отличие от россиян финны посчитали целесообразным использовать термин «Родина» в своей Конституции 3 раза, греки — 5 раз, китайцы — 6 раз, турки — 8 раз (рис. 4.1.17).

Важнейшая составляющая жизни общества — семья. Об отражении этой темы в конституции дает представление показатель частоты упо- требления термина «семья». Конституция РФ оказывается при страно- вом сравнении в нижних рядах — 3 упоминания. Для сравнения, в кон- ституционном тексте СССР — 5 раз, КНР — 7 раз, Мексики — 9 раз, Португалии — 15 раз, Бразилии — 19 раз (рис. 4.1. 18).


9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

Рис. 4.1.17. Частота употребления термина «Родина» в конституциях стран мира, раз

 

16                                                                                                                                15

14

12

10

8

6

4

2

0

 

 

Рис. 4.1.18. Частота употребления термина «семья» в конституциях стран мира, раз

 

 

Важный ценностный индикатор — отношение к прошлому. Одним из его измерителей может выступать частота употребления термина

«история». В данном случае российская конституция имеет среднее для мирового уровня насыщение. Тем не менее ее показатель ниже, чем в конституционных текстах Украины, Китая, Турции (рис. 4.1.19).

Значение прошлого выражается в словах «традиция», «наследие». По частоте употребления этих терминов Конституция России нахо- дится в положении аутсайдера. Таким образом, история оказывается в конституционном тексте понятием, не несущим значительной смыс- ловой нагрузки (рис. 4.1. 20).


12

10

8

6

4

2

0

 

Рис. 4.1.19. Частота употребления термина «история» в конституциях стран мира, раз

 

 

16                                                                                                                               15

14

12

10

8

6

4

2

0

 

Рис. 4.1.20. Частота употребления слов «традиция», «наследие» в конституциях стран мира, раз

 

 

Но, может быть, российская конституция обращена не к прошлому, а к будущему? Проверить это можно по частоте употребления соответ- ствующего термина. Категория «будущего» только один раз употребля- ется в российском Основном законе в его преамбуле. Для сравнения, в Конституции Германии данное понятие встречается 5 раз. Конститу- ционное законодательство закладывает в подсознание немецких граж- дан установку развития (рис. 4.1.21).


6

5

4

3

2

1

0

 

Рис. 4.1.21. Частота употребления термина «будущее» в конституциях стран мира, раз

 

Насколько в Конституции РФ заложена идея развития? «Разви- тие» — довольно распространенный в речевой коммуникации термин. Однако в Конституции РФ он встречается минимально — 7 раз. При сравнении с конституционным законодательством интенсивно разви- вающихся государств современного мира Россия явно проигрывает: Белоруссия — 14 раз, Индия — 32 раза, Китай — 34 раза, Бразилия — 46 раз (рис. 4.1.22).

 

 

60

50

40

30

20

10

0

 

 

Рис. 4.1.22. Частота употребления термина «развитие» в конституциях стран мира

 

За счет чего предполагается в конституции обеспечивать развитие страны? Традиционным терминологическим маркером инновационной ориентированности ситраны является понятие «наука». Конституция


РФ по частоте употребления этого понятия имеет крайне низкий пока- затель — 5 упоминаний. В конституционном тексте Индии слово наука используется 10 раз, Китая — 15, Турции — 15, СССР — 16 раз. Отсту- пление по отношению к советскому времени очевидно (рис. 4.1.23).

 

20

 

15

10

5

0

 

 

Рис. 4.1.23. Частота употребления термина «наука» в конституциях стран мира, раз

 

При минимизации значения одних ценностей на первый план вы- ходят другие. Что это за ценности применительно к Конституции РФ? Базовым понятием для либерального категориального аппарата высту- пает «свобода». Частота употребления этого термина в тексте россий- ского Основного закона — 69 раз. Впереди нее по рассматриваемому показателю — только Конституция Германии (рис. 4.1.24).

Показательно соотношение в конституциях разных стран катего- рий «права» и «обязанности». Слово «право» во всех без исключения

 

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

 

 

Рис. 4.1.24. Частота употребления термина «свобода» в конституциях стран мира, раз


конституционных текстах употребляется чаще. Различия заключаются в величине пропорций. В Конституции РФ термин «право» употребля- ется в 6 раз чаще, чем обязанности. Это четвертый показатель среди всех конституций. Для сравнения, в США «права» по частоте упомина- ний только в 2 раза превосходят «обязанности» (рис. 4.1.25).

 

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Рис. 4.1.25. Соотношение употребления слов «права» и «обязанности» в конституциях стран мира

 

Таким образом, ценностный перекос и дефицит в Конституции РФ налицо. Соответственно, актуализируется задача пересмотра Основно- го закона Российской Федерации в сторону его духовно-ценностного и идейного насыщения. «Реформы нравов, — провозглашал в свое вре- мя К. Гельвеций, — следует начинать с реформы законов»9. Очевидно, что начинать при такой постановке вопроса следует с конституции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.209 с.)