Темы вкр по русскому языку и методике его преподавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы вкр по русскому языку и методике его преподавания



Принципы подбора тем для ВКР

 

Темы ВКР разрабатываются преподавателями лингвистической кафедры с учетом современных направлений педагогики, лингвистики и лингвометодики и должны касаться новых тенденций в преподавании русского языка и литературного чтения в условиях ФГОС: формирование универсальных учебных действий, урок на основе системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения, формирование и развитие учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей младших школьников, духовно-нравственное развитие на уроках русского языка и литературного чтения, здоровьесберегающие технологии, компетентностный подход, личностно-ориентированное обучение, организация проектно-исследовательской деятельности и пр. В содержании тем ВКР должны находить отражение лингвистические и лингвометодические исследования последних лет, например: изучение языковой картины мира младших школьников, обращение к исследованию концептов в речи младших школьников, выяснение взаимосвязей и взаимодействий между языком, мыслительными и познавательными процессами, ориентированность на современные методы развивающего обучения, на интеллектуальное развитие младших школьников, на программы и учебники разных типов, умение анализировать существующие учебники с точки зрения специфики их содержания, развивающих возможностей, их методической концепции и способах ее реализации и др.

Темы ВКР,  перечисленные в этом разделе пособия, разделены на две группы: темы лингвометодические и темы собственно методические. Они приводятся с формулировкой цели работы, к каждой теме дается примерный план. Работы на эти темы были успешно защищены на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П. Чехова в течение последних пяти лет.

Образцы тем для ВКР

Темы лингвометодические

Тема 1. Речевая картина мира младших школьников (на основе предметной концептосферы).

Цель: сформировать фрагмент предметной концептосферы учеников 3-го класса.

Содержание. 1. Теоретические вопросы, связанные с проблемой исследования. 1.1. Понятие о когниции и когнитивной лингвистике. 1.2. Концепт и концептосфера. 1.3. Языковая картина мира. 2. Сравнительный анализ фрагментов концептосферы, выраженных именем существительным. 2.1. Состав фрагмента концептосферы учебника «Русский язык» (программа «Школа России») для 3-го класса. 2.2. Состав фрагмента концептосферы «Учебного словаря русского языка» В.В. Репкина. 2.3. Изучение фрагмента концептосферы учащихся 3-го класса. 2.4. Эксперименты по определению уровней речевого развития младших школьников на основе предметной концептосферы.

Тема 2. Определение уровня речевого развития учащихся 2-го класса (на материале лексики).

Цель: определить уровень речевого развития учащихся 2-го класса в области лексики.

Содержание. 1. Общие принципы определения уровня речевого разви­тия ребенка 7-10 лет. 1.1. Психолингвистические особенности младших школьни­ков. 1.2. Рекомендации программы по развитию речи учащихся в области лексики. 2. Определение уровня речевого развития учащихся 2-го класса в области лексики. 2.1. Качест­венный анализ лексики учащихся 2-го класса. 2.2. Количественный анализ лексики учащихся 2-го класса. 2.3. Рекомендации и упражнения, направленные на активное усвоение лексики детьми младшего школьного возраста.

Тема 3. Синонимы в лингвометодическом аспекте (на материале речи младших школьников).

Цель: выявить специфику функционирования синонимов в речи младших школьников и на этом основании определить уровни их речевого развития.

Содержание. 1. Теоретические основы исследования. 1.1. Системный подход к объектам изучения. 1.2. Язык как система. 1.3. Лексико-семантическая система языка. 1.4. Слово как основная единица лексико-семантической системы языка. 1.5. Синонимы и синонимический ряд как компоненты лексико-семантической системы языка. 2. Лингвистические аспекты изучения синонимов. 2.1. Понятие «синоним» с философской точки зрения. 2.2. Подходы к определению понятия «синоним» в лингвистике. 2.3. Вопрос о классификации синонимов. 3. Анализ синонимов в речи младших школьников в лингвометодическом аспекте. 3.1. Представленность синонимов разных типов в речи младших школьников. 3.2. Отклонения от речевых норм в использовании младшими школьниками различных типов синонимов. 3.3. Уровни речевого развития младших школьников в области синонимии.

Тема 4. Синонимы в лингвокогнитивном аспекте (на материале речи младших школьников).

Цель: сформировать фрагменты языковой картины мира детей в возрасте 7-10 лет на основании синонимических рядов.

Содержание. 1. Лингвокогнитивный подход к изучению синонимов. 1.1. Роль когнитивной науки в изучении человека. 1.2. Формирование понятия «когниция». 1.3. Значение когнитивного подхода к лингвистическим объектам для изучения синонимов. 1.4. Проблема отражения в языке и в речи воспринимаемой человеком картины мира. 2. Анализ синонимов в речи младших школьников в лингвокогнитивном аспекте. 2.1. Типичные способы создания языковой картины мира детьми младшего школьного возраста. 2.2. Фрагменты языковой картины мира младших школьников на основании синонимических рядов при реализации концепта «цвет». 2.3. Фрагменты языковой картины мира младших школьников на основании синонимических рядов при реализации концептов «небо» и «звезды». 2.4. Уровни речевого развития младших школьников в области синонимии.

Тема 5. Речевой портрет младшего школьника низкого уровня речевого развития (на материале речи ученицы 2-го класса).

Цель: составить речевой портрет ребенка с учетом его психологиче­ских и, в известной степени, физиологических особенностей, а затем дать ре­комендации, позволяющие эффективно продолжать работу по развитию его речи.

Содержание. 1. Психолого-лингвистические основы развития речи. 1.1. Теории психологии личности. 1.2. Показатели психического развития личности. 1.3. Факторы развития личности. 1.4. Признаки уровней речевого развития младших школьников. 2. Юля Проценко, ученица 2-го класса, как речевая лич­ность. 2.1. Психолого-педагогическая характеристика Юли Проценко. 2.2. Речевая характеристика Юли Проценко. 3. Общая характеристика работы по развитию речи. 3.1. Направления работы по развитию речи. 3.2. Рекомен­дации для работы по дальнейшему развитию речи Юли Проценко.

Тема 6. Особенности речевых ошибок младших школьников и пути их устранения.

Цель: определить типичные речевые ошибки младших школьников в письменных творческих работах и на этом основании предложить комплекс специальных упражнений по их предупреждению и устранению.

Содержание. 1. Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников. 1.1. Культура речи и речевые ошибки. 1.2. Причины речевых ошибок учащихся. 1.3. Классификация речевых ошибок учащихся. 2. Особенности речевых ошибок младших школьников и пути их устранения. 2.1. Типичные речевые ошибки младших школьников. 2.2. Исправление речевых ошибок. 2.3. Комплекс упражнений как средство предупреждения и устранения речевых ошибок младших школьников.

     Тема 7. Методика предупреждения и исправления речевых диалектных ошибок у младших школьников.

Цель: найти наиболее эффективные приемы работы по
предупреждению и исправлению диалектных ошибок у младших школьников.

Содержание. 1. Литературный язык и диалекты. 1.1 Типы диалектизмов. 2. Методика предупреждения и исправления диалектных ошибок в устной и письменной речи младших школьников. 2.1. Типы диалектных ошибок учащихся. 2.2. Приемы работы по преодолению диалектных ошибок у младших школьников.

Тема 8. Проблема общения в малых социальных группах (на материале речи группы детей младшего школьного возраста в учреждении интернатного типа).

Цель: изучить типы общения, свойственные членам конкретной малой возрастной группы как в рамках этой возрастной группы, так и за ее пределами; показать взаимосвязь типа общения и речевых признаков, характеризующих данный тип общения.

Содержание. 1.Теоретические основы проблемы общения в малой социальной и возрастной группе. 1.1. Взаимосвязь языка и речи. 1.2. Проблема межличностного общения. 1.3. Виды и уровни общения. 2. Характеристика малой возрастной группы. 2.1. Характер общения и его типы в изучаемой возрастной группе. 2.2. Формы общения младших школьников.2.3.Взаимосвязь типа общения и речевых признаков, характеризующих его.

Тема 9. Этимология на уроках русского языка в начальной школе.

Цель: показать возможности использования этимологического анализа в начальной школе.

Содержание. 1. Теоретические основы работы. 1.1. Понятие этимологии. Этимология как раздел современной лингвистики. 1.2. Этимологический анализ слова. 2. Возможности использования этимологического анализа в начальной школе. 2.1. Этимологический анализ как средство проверки словарных слов. 2.2. Этимологический анализ как средство выработки интереса к русскому языку. 2.3. Использование элементов этимологического анализа слов на уроках русского языка в начальной школе.

Тема 10. Этимология и орфография на уроках русского языка в началь­ной школе.

Цель: показать возможности применения этимологического анализа слова как одного из приемов обучения орфографии.

Содержание. 1. История и основные принципы русской орфографии. 1.1. История формирования русской орфографии. 1.2. Основные принципы русской орфографии. 2. Этимология на уроках русского языка в начальной школе. 2.1. Этимология как лингвистическая дисциплина, ее значе­ние в обучении учащихся правильному письму. 2.2. Этимологический ана­лиз, его соотношение с морфемным и словообразовательным анализами. 2.3. Этимоло­гический анализ как метод объяснения значения и написания трудных слов. 2.4. Использование элементов этимологии в преподавании русского языка.

Тема 11. Изучение метафоры как изобразительно-выразительного средства языка в 3-м классе начальной школы.

Цель: наметить пути изучения метафор в начальной школе.

Содержание. 1. Метафора как изобразительно-выразительное средство языка. 1.1. Понятие об изобразительности речи. 1.2. Общие и специальные средства усиления изобразительности речи. 1.3. Понятие о выразительности речи. 1.4. Изобразительно-выразительные возможности метафоры. 1.5. Раз­личные классификации метафоры. 2. Учебник «Русский язык» (программа «Планета знаний») и др. для 3-го класса как материал для изучения метафоры. 2.1. Изучение метафо­ры как экспрессивного средства языка в начальной школе. 2.2. Изучение ме­тафор с точки зрения признака, лежащего в основе метафоры. 2.3. Изучение метафор с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. 2.4. Изучение метафор с точки зрения общеязыковой и индивидуально-авторской принадлежности. 2.5. Задания, направленные на ознакомление с метафорой.

Тема 12. Изучение сравнений во 2-м классе начальной школы.

Цель: наметить пути изучения сравнений в начальной школе.

Содержание. 1. Сравнение как экспрессивное средство. 1.1. Сравнение как средство выразительности речи. 1.2. Грамматические формы сравне­ний. 2. Школьные учебники как материал для изучения сравнений. 2.1. Клас­сификация сравнений, содержащихся в разных учебниках русского языка и чтения для 2-го класса с учетом языкового средства выражения идеи сравнения. 2.2. Ономасиологический аспект лексико-семантической структуры сравне­ния. 2.3. Семасиологический аспект лексико-семантической структуры срав­нения.

Тема 13. Изучение антитезы как выразительно-изобразительного сред­ства языка в 3-м классе начальной школы.

Цель: определить возможности антитезы как выразительного средства языка на основе программы и учебника по русскому языку для 3-го класса начальной школы.

Содержание. 1. Антитеза как экспрессивное средство языка. 1.1. Антитеза и ее разновидности. 2. Учебник «Русский язык» (программа («Перспектива») для 3-го класса как материал для изучения антитезы. 2.1. Антитеза в учебнике «Русский язык» (программа «Перспективная начальная школа») для 3-го класса. 2.2. Фрагменты уроков и зада­ния по изучению антитезы в начальной школе.

Тема 14. Формирование грамматических понятий в начальной школе при изучении морфемного состава слова.

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова.

Содержание. 1. Теоретические вопросы, связанные с проблемой исследования. 1.1. Лингвистические основы методики изучения морфемного состава слова. 1.2. Закономерности формирования у младших школьников грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова. 1.3. Пути формирования морфемных понятий у младших школьников. 2. Организация экспериментальной работы по определению уровня сформированности у младших школьников грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова. 2.1. Диагностика уровня сформированности грамматических понятий у младших школьников. 2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование у детей младшего школьного возраста грамматических понятий, связанных с морфемным составом слова.

Тема 15. Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Цель: предложить приемы работы по обучению младших школьников написанию лингвистических сказок на уроках русского языка.

Содержание. 1. Лингвистическая сказка как жанр речи. 1.1. Тема и основная мысль текста лингвистической сказки. 1.2. Типы лингвистических сказок по содержанию. 1.3. Композиционное построение лингвистической сказки. 1.4. Языковые особенности лингвистической сказки. 1.5. Основные положения методики работы и типы уроков по обучению младших школьников сочинениям в жанре лингвистической сказки. 2. Приемы работы по обучению младших школьников написанию лингвистических сказок. 2.1. Работа с опорным конспектом «Букет сюжетов». 2.2. Работа над созданием мультфильмов по лингвистической сказке. 2.3. Самостоятельный анализ учащимися конкретных лингвистических сказок. 2.4. Редактирование лингвистических сказок. 2.5. Приемы сравнительного анализа лингвистического материала и лингвистической сказки. 3. Образцы сочинений учащихся в жанре лингвистической сказки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.019 с.)