Выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускной квалификационной работы



В.Г. Семенова

ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И МЕТОДИКЕ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Таганрог

2019


Семенова В.Г.

Подготовка и написание выпускной квалификационной работы по русскому языку и методике его преподавания: Учебно-методическое пособие. Таганрог, 2019.

 

 

Учебно-методическое пособие адресовано, прежде всего, студентам факультетов пе­дагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и магистратуры), для оказания помощи при подготовке, написании и защите выпускных квалификационных работ по русскому языку и методике его пре­подавания, а также преподавателям для руководства научно-методической работой студентов. Методика подготовки и защиты выпускных квалификационных работ (ВКР) может быть использована студентами, обучающимися на других фа­культетах.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие............................................................................... ….4

Раздел I. Методические указания к выполнению ВКР ……...8

1. Этапы выполнения ВКР ………………………………………...9

1.1. Выбор темы ………………………………………………...9

1.2. Изучение научно-методической литературы и педагоги-

ческого опыта …………………………………………………….10

1.3. Определение содержания и структуры ВКР, составление

плана ………………………………………………………………13

1.4. Написание ВКР …………………………………………...16

1.5. Оформление ВКР ………………………………………...18

1.6. Подготовка к защите ВКР и ее защита ………………….22

Раздел II. Темы ВКР по русскому языку и методике его пре-

подавания ……………………………………………………........27

1. Принципы подбора тем для ВКР ……………………………..27

2. Образцы тем для ВКР …………………………………….…...27

2.1.Темы лингвометодические ………..……………………...27

2.2. Темы собственно методические …………………………33

3. Рекомендательный список тем ВКР ………………………….41

Приложение 1. Образец оформления заявления на написание

ВКР ………………………………………………………………..49

Приложение 2.Образец оформления задания по ВКР........... ….50

Приложение 3. Образец оформления библиографической кар-

точки……………………………………………………………….52

Приложение 4. Образец оформления титульного листа ВКР …53

Приложение 5. Образец оформления плана ВКР.................. ….54

Приложение 6. Образец оформления перечня принятых сокра-

щений ……………………………………………………………...55

Приложение 7. Образец оформления библиографии........... ….56

Приложение 8. Образец оформления таблиц …………………..57

Приложение 9. Образец оформления рецензии ………………..58

Приложение 10. Критерии и показатели выполнения ВКР …...59

Приложение 11. Образец выступления автора ВКР на защите.64

Список использованной литературы ……………………………73

Предисловие

 

С 2011 года все вузы в России перешли на реализацию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, требующего существенной корректировки системы подготовки специалистов. Это предопределило важность изменения подходов к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса в высшей школе.

Новые условия диктуют необходимость модернизации методики обучения и переход на инновационные технологии в образовании, значительно повышающие качество преподавания, вырабатывающие у студентов умение быстро ориентироваться в нетрадиционных, нестандартных условиях, грамотно анализировать реальность, принимать наиболее благоприятные решения, работать с большим потоком информации и хорошо в ней разбираться, эффективно решать возникающие проблемы [Семенова 2018, 51].

Задача инновационного развития в области высшего образования – подготовка высококвалифицированных, инновационно мыслящих специалистов, у которых должны быть сформированы следующие компетенции инновационной деятельности:

- образование на протяжении всей жизни;

- способность к критическому и творческому мышлению;

- готовность работать в команде в высококонкурентной среде и др.

Формы и методы обучения в высших учебных заведениях проводятся с ориентацией на компетентностный подход, заключающийся в способности использовать знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обязывают, чтобы "каждая учебная дисциплина, любой учебный план независимо от направления подготовки был насыщен ценностным содержанием, отражающим социальные ожидания и требования к личности индивида. Акцент делается на воспитание свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей" [Кузнецова].

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт для направления 44.03.01«Педагогическое образование», профиль 44.03.01.08 «Начальное образование» включает следующий перечень компетенций: ОК – 4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; ОПК – 5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры; ПК – 7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности; СК – 2: способность применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов; СК – 3: способность применять знание теоретических основ начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности. Студент должен знать:основы владения современным русским литературным языком (ОК – 4); основы публичного выступления, ораторского искусства (ОПК – 5); основы коммуникативно-речевой деятельности (ПК – 7); теоретические основы и технологии начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов; содержание речевой работы в разных возрастных группах и моделях дошкольного образования (СК – 2); единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер (СК – 3).
Студент должен уметь: использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности (ОК – 4); вести полемику, дискуссию (ОПК – 5); применять знания о нормах, стилях и жанрах в своей речевой практике (ПК – 7); составлять характеристики речевого развития ребенка и применять их в разных моделях дошкольного образования (СК – 2); применять знание теоретических основ начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности; организовать работу по преемственности между дошкольным и начальным образованием (СК – 3).
Студент должен владеть: нормами русского литературного языка (ОК – 4); навыками грамотного письма; навыками аргументации, публичного выступления,  ведения дискуссии и различного рода рассуждений (ОПК – 5); различными способами вербальной и невербальной коммуникации (ПК – 7); умением привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними (СК – 2); владеть общими принципами преемственности между ступенями образования (СК – 3).
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого мышле­ния обучаемых. Успешное развитие и модернизация образования, как никогда, зависят от творчески работающих педагогов. Одной из форм развития самообразова­тельной и педагогической деятельности, своеобразной проверкой готовности студентов к работе в качестве учителя является подготовка выпускной квали­фикационной работы [Семенова 2005, 22]. Тема выпускной квалификационной работы должна формулироваться в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которых лежит компетентностный подход, предполагающий необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных способностей студентов, их познавательной активностью, с развитием творческого мышления, возможностью самостоятельно решать нестандартные задачи, в том числе и коммуникативные. Кроме того, темы ВКР должны отражать современные направления педагогики, лингвистики и лингвометодики и должны касаться новых тенденций в преподавании русского языка и литературного чтения в условиях ФГОС: формирование универсальных учебных действий, урок на основе системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения, формирование и развитие учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей младших школьников, духовно-нравственное развитие на уроках русского языка и литературного чтения, компетентностный подход, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, организация проектно-исследовательской деятельности и пр.

Назначение данного учебно-методического пособия состоит в том, чтобы помочь студенту факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования, обучающемуся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и магистратуры), выпол­нить ВКР по русскому языку и методике его преподавания. Практические советы помогут правильно выбрать тему предстоящей работы, подобрать и изучить литературу, составить план и организовать ком­позицию изложения, написать, оформить и успешно защитить свою работу. Учебно-методическое пособие поможет также преподавателям в органи­зации руководства работой студентов над ВКР.

Пособие состоит из двух разделов. В первом из них раскрываются об­щие требования к содержанию, структуре и оформлению работы, характери­зуются основные этапы ее подготовки. Во втором разделе пособия приводят­ся темы ВКР с формулировкой цели работы и дается их краткое содержание. Работы на темы, пере­численные в этом разделе пособия, были успешно защищены на фа­культете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А.П. Чехова  (филиала) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» в течение последних пяти лет. Более подробно ознакомиться с этими работами можно на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи. В приложении приводятся образцы оформления титульного листа, плана ВКР, библиографического списка и др. Материалы приложения должны помочь выпускникам оформить работу в соответствии с установленными требованиями к ВКР и критериями оценки результатов исследования.


Раздел I

Этапы выполнения ВКР

 

Весь процесс подготовки, выполнения и защиты ВКР состоит из ряда последовательных этапов.

Выбор темы

Тему нужно выбирать так,

чтобы она позволила

максимально раскрыться

 именно Вашим способностям,

знаниям, интересам.

Основы методологии науки

 

Студент имеет право выбрать тему ВКР или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Каждый студент выбирает тему ВКР в соответствии со своим профес­сиональным интересом к той или иной проблеме, накопленным теоретиче­ским и фактическим материалом, наличием определенного практического опыта в данном вопросе.

При выборе темы следует обращать особое внима­ние на ее актуальность, стремиться к тому, чтобы учебное исследование удовлетворяло критерию научной новизны и всегда помнить, что заглавие "является, образно говоря, квинтэссенцией всего произведения, «сгущенным квантом мысли», в сжатом, концентрированном виде отражающим его ос­новное смысловое содержание" [цит. по: Колесникова, 83]. Окончательная формулировка темы должна быть четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть сложных синтаксических конструкций с придаточными пред­ложениями, причастных и деепричастных оборотов, тавтологии и смысловых повторов. Темы, затрагивающие круг трудных методических вопросов, не­достаточно освоенных в практике работы, предпочтительны для тех студентов, которые успешно овладевают научной и методической теорией, по­скольку проблемные вопросы потребуют максимальной самостоятельности в освещении темы.

Выбор темы закрепляется написанием заявления (образец см. в прило­жении 1). Далее составляется перечень необходимых организацион­ных документов. Обычно при написании ВКР оформляется задание по ВКР (образец см. в приложении 2).

Предлагаемая в пособии тематика ВКР носит рекомендательный характер, а формулировка той или иной темы может видоизменяться (см. с. 41-48).

И педагогического опыта

Знание состоит не столько

 в запасе сведений, сколько в умении

 найти нужные сведения в книгах.

 В.Я. Брюсов

 

После выбора темы студент приступает к подбору литературы по проблеме исследования, ознакомлению с ней и составлению библиографии. Опыт напи­сания работы показывает, что при подборе литературы целесообразно запол­нять библиографические карточки. В карточке пишутся фамилия и инициалы автора; полное название книги; название города, в котором вышла книга; название выпустившего книгу издательства (без кавычек); год издания; общее количество страниц (образец см. в приложении 3). В том случае, если книга библиотечная, записывается ее шифр. Данные о статьях, опубликованных в сборниках или периодических изданиях, записываются в библиографической карточке так: фамилия и инициалы автора; название статьи (главы, раздела); название сборника или периодиче­ского издания, в котором помещена статья (без кавычек); год издания; номер; номера первой и последней страниц статьи (обра­зец см. в приложении 3). О статьях, опубликованных в том или ином журнале за год, можно узнать в последнем номере этого журнала.

При составлении библиографии необходимо ознакомиться с новой лин­гвистической литературой, пособиями по общим проблемам методики пре­подавания русского языка, а также с последними журнальными публикациями (см. журналы «Вопросы языкознания», «Русская речь», «Русская словесность», «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Начальная школа плюс До и После», журналы ИД «Первое сентября» и др.). Информацию об этих изданиях можно получить, посоветовавшись с научным ру­ководителем, обратившись к каталогам библиотеки или на другие кафедры института. Для полного раскрытия темы ВКР недостаточно только ознакомиться с литературой по проблеме исследования; требуется также изучить и попытаться обобщить передовой педагогический опыт, ибо именно в опыте школ рож­даются новые методические приемы, а передовые учителя показывают высокое мастерство воспитания и обучения.

На основе изучения литературы студент продолжает накапливать нужные ему сведения и собирать научные факты по проблеме исследования. Наблюдая и анализируя учебно-воспитательный процесс во время педагогической прак­тики, студент получает необходимые материалы, которые позволяют ему проиллюстрировать теоретические положения работы.

Материалом для ис­следования могут послужить, например, сочинения учеников начальной школы, обучающихся по различным  программам, тексты магнитофонных записей речи детей младшего школьного возраста, результа­ты анализа экспериментальных данных и т.д.

В процессе сбора материала для исследования и его обработки автор работы может выдвинуть гипотезу,[1] правомерность которой в результате исследования должна быть доказана или опровергнута.

Чтобы понять, насколько книга может помочь в работе, достаточно просмотреть ее оглавление, введение и заключение, предметный и именной указатель, а также просто перелистать ее и в случае необходимости сделать на отдельных листах или карточках выписки цитат, что обеспечит возможность использования их в процессе работы [Семенова 2005, 11].

Цитата – "точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста" [Ко­лесникова, 113]. Цитирование – необходимое условие научной работы. Од­нако студент должен помнить, что ВКР – это не подборка цитат, а изучение уже существующих исследований по данной проблеме и их творческое применение, поэтому работа не должна быть излишне перегружена цитатами. Умберто Эко в книге «Как написать дипломную работу» приводит десять правил цитирования. Перечислим неко­торые из них:

Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпретации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют вы­сказанное вами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша полемическая оговорка.

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фра­зы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст.

Правило 5. Цитаты должны быть абсолютно точны. Слова должны при­водиться в той же форме, в которой стоят в источнике [см. Эко, 177-187].

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор пишет (подчеркивает, указывает): «...  ».

Сам ученый говорит по этому поводу следующее: «...».

«..., – пишет (отмечает, подчеркивает) автор, –...».

«..., – подчеркивается (указывается) в работе, –...».

В итоге делается такой вывод: «...».

В заключение автор пишет: «...».

Если студент хочет передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), то делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

Д. Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро любил повторять, что люди перестают мыслить, когда пе­рестают читать.

У Д. Дидро мы встречаем мысль о том, что люди перестают мыс­лить, когда перестают читать.

Люди перестают мыслить, по мнению Д. Дидро, когда перестают чи­тать.

Люди перестают мыслить, по словам Д. Дидро, когда перестают чи­тать.

Люди перестают мыслить, как считал Д. Дидро, когда перестают читать.

По мнению Д. Дидро, люди перестают мыслить, когда перестают читать.

В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информа­ции, студент может узнать все необходимое с минимальными затратами тру­да и в кратчайший срок. Кроме того, в Интернете можно найти информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодических изданиях. Перечислим адреса некоторых сайтов:

универсальные поисковые системы – www. yandex / rambler.ru и др.

https://eee-science.ru/science-technology-and-life-2018;

http: // www. auditorium;

http: // www. environment;

http: // www. gramota;

http: // www. mtu-net. ru / balass; 

http: // www. openworld. ru / school;

http: // www. philol.msu. ru;

http: // www. ruthenia. ru;

http: // www. rvb.ru;

http: // www. sci. cognitive;

http: // www. sci. edu.

1.3. Определение содержания и структуры ВКР, составление плана

Я кажусь самому себе мальчиком,

играющим у моря, которому удалось найти

более красивый камешек, чем другим,

но океан неизведанного лежит передо мной.

В.В. Виноградов

 

ВКР, как и любое научное исследование, имеет определенную структу­ру. Структура работы состоит из следующих элементов:

1) титульный лист;

2) план-оглавление;

3) введение;

4) основная часть, состоящая из глав и параграфов;

5) заключение;

6) библиография (список использованной литературы);

7) приложения (если они имеются).

Титульный лист должен быть оформлен согласно существующим правилам. В приложении 4 приводится образец его оформления.

После систематизации прочитанного материала и выделения тех ос­новных положений, которые будут раскрываться при написании ВКР, сту­дент переходит к составлению первоначального варианта плана.

В процессе работы над темойстудент может вносить в первоначально составленный план необходимые дополнения и изменения, тем самым продолжая его уточнять, конкретизировать и совершенствовать. Нецелесообразно составным частям рабо­ты давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход сковывает творческие воз­можности студента и создает предпосылки для механического переписывания этих ис­точников, что, несомненно, будет отмечено научным руководителем и рецензентом. Научный руководитель знакомится с развернутым планом ВКРи в случае необходимости дает указания о его доработке. При­мерный вариант плана ВКР дан в приложении 5.

Введение. Введение по объему занимает примерно 10 % от всего тек­ста. В нем обосновывается выбор и актуальность темы; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, методы, приемы его выполнения; характеризуется научная новизна и устанавливается практическая ценность работы.

Введение следу­ет писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно пе­реходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Введение обязательно следует начинать с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность исследования определяется степенью разработанности его темы, наличием различных концепций в отношении изучаемой проблемы, отсутствием современных подходов в практическом решении поставленных вопросов. Затем необходимо сформулировать цель исследования, поставить конкретные задачи, обусловленные этой целью, определить объект и предмет исследования, обосновать применение того или иного метода исследования.

Основная часть,как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из ко­торых, в свою очередь, подразделяется на два-три подраздела или параграфа. Написание каждой главы ВКР имеет свои особенности.

Первая глава включает в себя материал преимущественно теоретиче­ского характера. В ней освещается состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, раскрывается история и теория вопроса, проводится сравнительный ана­лиз существующих точек зрения, методологий [2] и методик изучения темы, определяется понятийный аппарат исследования. В процессе анализа литературы особое внимание следует обратить на неизученность того или иного аспекта проблемы. Это позволит наметить направление исследования и те вопросы, которые нужно решить в предстоящей работе. Изложение взглядов различных авторов и формирование собст­венной позиции повышает ценность работы, способствует более глубокому и всестороннему освещению избранной темы.

В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.

Во второй и третьей главах содержится материал не только теорети­ческого, а большей частью практического характера. Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй или третьей глав пред­ставляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. Именно здесь излагаются результаты изучения уровня знаний и умений учащихся, выясняются причины их успехов и не­удач, диагностируются ошибки и прогнозируются результаты обучения. Практическая часть может включать в себя также систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения и т.п.) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.Например, на протяжении какого-то времени студент фиксирует сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках школьников в диктантах и сочинениях. Затем сопоставляет статистические материалы по годам, что позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учеников как в целом, так и по отдельным типам орфограмм и пунктуацион­ных правил. Потом студент ищет причину возникших трудностей в работе учителя и учащихся и на основе диагностики осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что и будет служить основой оптимизации обучения. При этом следует учитывать, что приводимые факты и результаты их количественной обработки должны быть достоверными. Анализ результатов эксперимента проводится в различных показателях: в процентах, в виде диаграмм, схем, графиков, окружностей.

При формулировании выводов необходимо учитывать следующее:

1) выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

2) в качестве выводов следует обобщить полученные конечные
результаты исследования, не ограничиваясь простым перечислением того, что было выполнено («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

3) при формулировании выводов целесообразно приводить те положе­ния, которые важны для изложения последующего материала.

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и намечаются возможные пути его дальнейшего продолжения. Заключение пред­ставляет собой самую маленькую по объему (около 5 % всего текста) часть работы, поэтому должно быть кратким, но емким. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Библиография. Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список лите­ратуры включаются, как правило, не только те источники, на которые в рабо­те имеются библиографические ссылки, но и те, которые изучались при ис­следовании темы работы. В библиографический список могут входить монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных работ по лингвистике, пси­хологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике, статьи периодической печати, сборники, осве­щающие опыт работы школ и отдельных учителей, и др.

Приложение. Эта часть не обязательна для ВКР. В нее обычно поме­щается материал, который не вошел в основную часть ВКР. В приложении могут содержаться расшифрованные магнитофонные записи спонтанной устной речи младших школьников, даваться ксерокопии пись­менных работ учащихся начальных классов, представляться результаты лин­гвистического эксперимента, даваться таблицы, отражающие результаты обработки изучаемого материала методами математической статистики и пр. ВКР может иметь в качестве приложения фотографии, рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Все содержа­щиеся в приложении материалы должны быть снабжены необходимыми по­яснениями, обеспечивающими их восприятие, понимание. Приложений может быть несколько.

Написание ВКР

Думать легко.

 Писать трудно.

Р.Л. де ла Серна

 

Перед началом написания работы отдельные студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его го­лове появиться логически связный текст достаточно большого объема. В этом случае можно дать такой совет: начинайте писать свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Довольно многих студентов сдерживает неуверенность в своих способ­ностях и возможностях. Рекомендации современного психолога В.Л. Худякова помогут студенту управлять своим творческим потенциалом:

1. Постоянно сужайте проблему в ходе решения.

2. Определите время суток, когда вы наиболее способны к производст­ву идей.

3. Тщательно формулируйте проблему, избегая того, чтобы в форму­лировке уже предполагался ответ.

4. Никогда не удовлетворяйтесь вещами, наблюдая их такими, какие они есть.

5. Старайтесь строить большие идеи из малых.

6. Не останавливайтесь на трудно решаемом частном вопросе, переша­гивайте его, двигайтесь на следующую ступень.

7. Всегда записывайте важные идеи, так как они сразу же теряются.

8. Всегда обращайтесь к людям за помощью. Пусть даже они дадут вам неверное объяснение, но лично для вас многое может стать ясным. Апробируйте свою идею на людях. Взгляды других всегда дают свежую точку зрения, обновляя тем самым и Вашу [цит. по: Грекова, Кузьминова, 87].

Средством реализации информации для студента при написании ВКР является научная речь. Существуют следующие специфические черты науч­ного стиля как особой функционально-стилевой разновидности литературно­го языка: отвлеченность, подчеркнутая логичность, терминологичность, смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность и др.

Д.С. Лихачев выделяет следующие требования к научному стилю:

1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4. Главное достояние научного языка – ясность.

5. Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6. Переход от одной фразы к другой должен быть логическим и естественным, «незамеченным».

7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочи­тать написанное вслух для себя.

8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые происходят от бедности языка.

10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с не­которой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.

 11. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под пе­ро, – словами-«новоделами» [цит. по: Колесникова, 16-17].

Таким образом, научный стиль лишен экспрессивности, характеризует­ся стремлением к точности, конкретности, лаконизму, объективности изло­жения, а также употреблением слов с абстрактной семантикой и наличием терминов. Термин – "это слово или словосочетание, употребляющееся для точного наименования специальных понятий в области производства, науки, искусства" [Гольцова, 45-46]. Термин характеризуется точностью, краткостью, однозначностью, простотой и понятностью, стилистической нейтральностью и отсутствием экспрессии. В одном выска­зывании не должно быть терминов-синонимов, поскольку синонимичные слова имеют, кроме сходства, и различия.

Итак, студент должен запомнить главное: все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способ­ность. Ведь недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения – вот вам и гений». А один процент таланта имеется практически у всех.

Оформление ВКР

Придать работе форму означает во многом

повлиять и на ее сущность, и на методологию.

У. Эко

 

Оформление ВКР представляет весьма важный этап, который занимает значительное количество времени, поэтому к нему студент должен присту­пить после получения консультации от научного руководителя.

Общий объем ВКР бакалавра должен составлять не менее 40 листов печатного текста без приложений, но не превышать 70-80 страниц печатного текста с полуторным интервалом. Превышение данного объема нецелесообразно. В данный объем не включаются приложения и список литературы. Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается ис­правлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом.

Работа подготавливается с использованием стандартных листов белой односортной бумаги формата А4 (210X297 мм) и должна иметь твердый пе­реплет. Текст ВКР набирается в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows с соблюдением следующих параметров: межстрочный интервал – полуторный; абзацный отступ – 1, 25; верхнее поле – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт. В каждой строке должно умещаться порядка 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Текст работы должен быть выров­нен по ширине страницы. Установка функций автоматического переноса обязательна. Работа должна иметь сквозную нумерацию араб­скими цифрами. Номер ставится в центре страницы внизу без точки в конце. Писать следует на одной стороне листа. Титульный лист включается в об­щую нумерацию страниц, но на нем самом номер не проставляется. На вто­рой странице приводится план работы. У каждого пункта плана проставля­ются страницы.

Заголовки, представленные в содержании работы, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам. Подчеркивание заголовков не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом (5 знаков).

Написание каждой главы или раздела ВКР начинают на но­вой странице, цитаты заключают в кавычки, а литературные источники, из которых они приводятся, указывают следую­щим образом: в квадратных скобках записывают фамилию, а затем через за­пятую страницу, например:

По словам Ж. Пиаже, у ребенка "мир физический и мир мысли еще со­ставляют неразличимый комплекс, причинность и мотивировка еще смеша­ны" [Пиаже, 224].

Если используется несколько книг одного автора, то ставится год изда­ния книги, например:

Именно к 6-7-летнему возрасту "человек становится обладателем язы­кового механизма, своего рода персонального компьютера, который откры­вает перед ним новые когнитивно-коммуникативные возможности" [Се­дов 1999, 16].

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:», например:

По мнению Г. Хармана, "язык является главным топиком когнитивной науки. Частично это связано с тем, что язык отражает познание в качестве главного средства выражения мысли, так что изучение языка - это некий косвенный путь изучения познания. Возможно также, что язык оказывает влияние на познание, воздействуя на то, какими понятиями обладают он или она и какие мысли придут в голову ей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.094 с.)