Глава 9. Психосоматические заболевания у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Психосоматические заболевания у детей



Проблема психосоматических расстройств у детей и подростков приобретает все большую и большую значимость. 2/5 детей, наблюдаемых педиатрами, не имея никаких органических заболеваний, страдают от соматических расстройств. Чаще всего это головные боли, реже боли в животе и еще реже - боли в конечностях. Усложняющиеся условия жизни сказываются во все большем увеличении числа детей и подростков, страдающих психосоматическими расстройствами. В настоящее время их число достигает 40-68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам (Д.Н. Исаев).

Классики психоанализа М.Кляйн, А.Фрейд, и один из основателей перинатальной психологии С.Гроф, утверждают, что корни психосоматических проблем взрослых, берут свое начало в детстве, и более того, многие из них начинаются еще во время зачатия и беременности. Нерешенные психологические проблемы и нереализованные чувства и эмоции, отражаются в нашем теле болезнями и недомоганиями. В ситуации же с детской психосоматикой все обстоит гораздо сложнее, поскольку здесь переплетаются несколько причин формирования психосоматических проявлений, каждая из которых может быть перенесена уже во взрослую жизнь. Большое значение в формировании проблем со здоровьем в детстве принадлежит материнской фигуре. Психологические проблемы матери оказывают влияние на здоровье и жизнь маленького человека, который может еще только развиваться в утробе. Семья, взаимоотношения между близкими и даже дальними родственниками могут оказывать влияние на здоровье и жизнь ребенка. Более того, доказано, что жизненный сценарий, прослеживающийся в роду по материнской или отцовской линии, находит отражение через несколько поколений и влияет на здоровье и жизнь детей.

У детей выделяют: а) психосоматические реакции (единовременное упускание мочи при испуге); б) функциональные нарушения (расстройство сна после негативных переживаний, продолжающееся некоторое время); в) психосоматические заболевания с органической манифестацией (эндокринные нарушения психогенного происхождения); г) специфические психосоматозы (колит, язва желудка и др.).

Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста. Для того чтобы появились психосоматические расстройства, необходима, как минимум, информация о негативных событиях и другие описанные выше факторы. У только что родившегося младенца контакт с внешним миром существует благодаря органам чувств матери, с которой у него прочная симбиотическая связь. Поэтому любые отрицательные эмоции, потрясения, переживаемые матерью, воспринимаются ребенком как ее частью. Ребенок может реагировать на беспокойство, тревогу, депрессию, отчаяние матери только изменением своего соматического здоровья. Даже недоношенные дети у матерей, переживающих материальные невзгоды, предательство близких или болезнь родителей, отзываются на них остановкой роста, стойкой потерей массы тела и неспособностью усваивать получаемое питание.

Психосоматические расстройства в раннем детском возрасте разнообразны и иногда оказываются стойкими.

Младенческая колика — приступы болей в животе, протекающие с сильными криками, плачем, двигательным беспокойством, вздутием живота и продолжающиеся минуты или часы,

Привычные срыгивания — извержение небольшого количества пищи, поступившей во время кормления. Иногда сочетается с сосанием пальцев, нарушением сна, плаксивостью и т.д.

Анорексия - отсутствие аппетита, нередко возникающее у особенно подвижных, раздражительных детей. Может быть избирательной и зависеть от того, кто кормит или из какой посуды.

Симптом пика — извращение аппетита, при котором дети стремятся употреблять в пищу несъедобные вещества: уголь, глину, краску, землю, бумагу, штукатурку, сор или жевать белье, одежду.

Психосоматические расстройства у дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Головные боли, возникающие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения.

Лихорадка — приступы непродолжительного большого повышения температуры тела (до 39-40 °С) или продолжительного, но незначительного (37-38 °С), не связанного ни с какими соматическими заболеваниями.

Боли в животе — одно из наиболее частых расстройств, которым дети реагируют на неприятности. Они могут быть рецидивирующими,  неоднократно повторяющимися в трудных ситуациях.

Психогенная рвота, извержение пищи из желудка, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, отвращением или страхом или постоянной реакцией на любые жизненные трудности.

Энурез, непроизвольное упускание мочи, так же как и энкопрез, непроизвольное выделение кала - частые соматические проявления эмоциональных расстройств у детей.

Психосоматические расстройства подросткового возра ста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отличающимися или свойственными преимущественно возрасту полового созревания.

Психическая или нервная анорексия характеризуется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным применением приемов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, прием средств, подавляющих аппетит или слабительных), искажением образа своего тела, при котором допустимым для себя считается лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей, приостановкой полового развития, если заболевание началось в начале пубертата. Личности этих больных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочностью, рассуждательством, разносторонними интересами, активностью, большим чувством ответственности, а в отношениях с другими поверхностностью. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоятельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склонностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются физическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия.

Психическая или нервная булимия, повторяющиеся приступы переедания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятельным расстройством.

Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обильные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсутствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чувством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоровья, переживанием своей уродливости или неполноценности, астенией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами смерти, снижением настроения, повышенной раздраженностью.

Вегетососудистые дистонии - состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гипертоническому типу наблюдаются повышенное артериальное давление, постоянная или приступообразная головная боль с тошнотой, рвотой, наступающими при переутомлении, обмороки, головокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки способны к самостоятельным решениям, нетерпеливы; возбудимы, раздражительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактивной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе лечения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Дистония по гипотоническому типу характеризуется сниженным артериальным давлением, интенсивными и продолжительными головными болями, наиболее выраженными во второй половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене положения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в области сердца. Больные неуверенны в себе, ранимы, зависимы, чувствительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.

Лечение. Проводится медикаментозными препаратами тем специалистом, который имеет наибольшие знания в соответствующих болезнях — терапевтом, гинекологом, дерматологом и т.д., но обязательно с участием психолога и психотерапевта.

Психолог выполняет диагностические задачи, изучая личность и отдельные психические проявления больного. Он также должен оценить семейную ситуацию, в которой живет больной, и проанализировать его место в коллективе сверстников. Все это станет материалом для выработки психотерапевтом наилучшего терапевтического подхода к личности, семье и более широкому окружению.

Профилактика и раннее распознавание. Для ребенка и подростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических расстройств в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Такими ситуациями могут стать неадекватное воспитание, развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников и др.

Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении оказываются дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие закрытые детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллективы сверстников или место жительства, проживающие с больными или психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.

С целью профилактики психосоматических расстройств необходимо распознать неблагоприятные ситуации, в которых существует ребенок, и пытаться помочь семье и ребенку исправить ее. На предупреждение развития психосоматических заболеваний направлено раннее выявление детей и подростков с признаками хронической тревожности. Тревожность старшими детьми субъективно воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших можно отметить различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство.

Наряду с этим у таких детей наблюдаются: 1) преневротические явления: нарушения сна, тики, сосание пальцев, навязчивости, беспричинный плач; 2) вегетодистонические явления: головокружения, головные боли, сердцебиения, нарушения ритма дыхания, обмороки повторные боли в животе; 3) соматические явления: булимия, повышенная жажда, повторная рвота, ожирение, лихорадка неясного происхождения, кожный зуд и т.д. В прошлом у этих детей отмечаются эпизоды психосоматических реакций: под влиянием неблагоприятных обстоятельств появляются головная боль, энурез, боль в животе, рвота, неприятные ощущения в груди.

Психологическое исследование, выявляющее повышенный уровень тревожности, способно подтвердить наличие риска заболевания или даже впервые поставить вопрос об этом. Методики, используемые для этой цели:

1. Личностный опросник Айзенка.

2. Личностный опросник Кеттелла.

3. Шкала Спилбергера.

4. Цветовой тест Люшера.

5. Специальный метод незаконченных предложений.

6. Опросник детской тревожности Рейнольдса.

7. Опросник детской тревожности Клинединста.

8. Тест Коппитц.

9. Рисунок семьи.

Обладая материалами наблюдений и исследований, составляют комплексную программу предупреждения развития психосоматических расстройств.

Коррекционно-педагогические меры. Воспитатели и педагоги, имея вышеизложенную информацию о детях повышенного риска, создают максимально благоприятные условия для нормализации их эмоционального состояния. Для ребенка создается оптимальная учебная программа, улаживаются при необходимости отношения со сверстниками, проводится работа с семьей. Наличие у детей выраженных психосоматических болезней требует консультации у врачей и поддержки психотерапевта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский.- М.: Феникс, 2007.- 257 с.

2. Алехин, А.Н. Элементы общей психопатологии для педагогов и психологов [Текст] / А.Н. Алехин; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.- Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 125 с.

3. Андрущенко, Н.В. Психопатология в детском возрасте [Текст] / Н.В. Андрущенко; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016.- Ч.1. Регуляторные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.- 62 с.

4. Бортников, СМ. Биполярное аффективное расстройство. Диагностика и терапия [Текст] / Под ред. Бортникова СМ., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 352 с.

5. Богдашина, О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие [Текст] / О.Богдашина. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. – 248 с.

6. Бурно, М.Е. О характерах людей: [психотерапевтическая книга] [Текст] / М.Е. Бурно; Профессиональная Психотерапевтическая Лига.- Изд. 5-е.- Москва: Академический проект, 2013.- 639с..

7. Бухановский, А.Р., Кутявин, Ю.А., Литвак, М.Е. Общая психопатология [Текст] / А.Р. Бухановский, Ю.А. Кутявин, Литвак М.Е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 406 с.

8. Воропаева, С.В. Основы общей психопатологии: учебное пособие [Текст] / С.В. Воропаева. - Москва: Прометей, 2012. - 160 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7042-2369-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437349

9. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика [Текст] / П.Б. Ганнушкин.- М., 2000.

10. Голик, А.Н. Введение в педагогическую психиатрию [Текст] / А.Н. Голик.- М.: УРАО, 2000.

11. Голик, А.Н. Лекции по психопатологии детского возраста [Текст] / А.Н. Голик.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 304 с.

12. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: практикум [Текст] / Ю.Г. Демьянов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 160 с.

13. Дмитриева, Т.Б. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание [Текст] / Т.Б. Дмитриева.-М., 2012.

14. Доброхотова, Т.А. Нейропсихиатрия [Текст] / Т.А. Доброхотова.- М.: Бином, 2006.- 304 с.

15. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [Текст].- Утвержден Верховным Советом РФ 02.06.1992.

16. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2004.- 324 с.

17. Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] Д.Н. Исаев.- СПб., 2000.

18. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д.Н. Исаев.- СПб: СпецЛит, 2007.

19. Клиническая психология: Т.1: Общая патопсихология [Текст] /Под ред. А.Б. Холмогоровой.- М.: Академия, 2010.

20. Клиническая психология: Т.2: Частная патопсихология [Текст] / Под ред. А.Б. Холмогоровой.- М.: Академия, 2012.

21. Коркина, М.В. Психиатрия [Текст] / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И.Сергеев. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 431 с.

22. Костяк, Т.В. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника: учебное пособие [Текст] / Т.В. Костяк, Г.Р. Хузеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва: МПГУ, 2016. - 64 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4263-0367-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469868

23. Краснов, В.Н. Аффективные расстройства [Текст] // Психиатрия: Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова.- М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009.- С. 490–525.

24. Лакосина, Н.Д., Трунова, М.М. Неврозы, невротические развития личности: клиника и лечение [Текст] / Н.Д. Лакосина, М.М. Трунова. - М.: Медицина, 2009.- 298 с.

25. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2008.- 315 с.

26. Личко, А.Е. Шизофрения у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1989.- 214 с.

27. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко.- Санкт-Петербург: Речь, 2010.- 256 с.

28. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика [Текст] / И.Г. Малкина-Пых.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 992 с.

29. Марилов, В.В. Общая психопатология [Текст] / В.В. Марилов.- М.: Академия, 2009.

30. Международная классификация болезней (МКБ-10). Психические расстройства и расстройства поведения (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации).- М., 1998.

31. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство [Текст] / В.Д. Менделевич.- М.: МЕДпресс, 2009.- 485 с.

32. Морозов, С.А. Детский аутизм и основы его коррекции.- М.: Издательство «СигналЪ», 2002.

33. Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская.- Москва: Прометей, 2013.- 246 с.

34. Московкина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии [Текст] / А.Г. Московкина // под ред. В. Селиверстова.- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015.- 224 с.

35. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка [Текст] / Эрик Мэш, Дэвид Вольф.- М.: ACT; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 511 с.

36. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М.  Либлинг. - М.: Теревинф, 2014. – 288 с.

37. Оудсхоорн, Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: Пер. с нидерланд. [Текст] / Д.Н. Оудсхоорн // Под ред. И.Я. Гуровича. - М., 2009.- 324 с.

38. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение: Клинические рекомендации (протокол лечения).-М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Российское общество психиатров, 2015.

39. Ремшмидт, X. Детская и подростковая психиатрия: Введение в практику [Текст] / Х.Ремшмидт // пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 624 с: илл.

40. Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков [Текст] / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2012.- 288 с.

41. Снежневский, А.В. Общая психопатология [Текст] / А.В. Снежневский.- М., 2001.

42. Хэзлем, М.Т. Психиатрия. Вводный курс [Текст] / М.Т. Хэзлем.- М.: ООО «Фирма «Изд-во ACT»; Львов: «Инициатива», 1998. - 609 с.

43. Чудновский, B.C., Чистяков, Н.Ф. Основы психиатрии [Текст] / В.С. Чудновский, Н.Ф. Чистяков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 400 с.

44. Шило, Н.Ф. Психопатология детского возраста: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н.Ф. Шило.- Министерство образования РБ, БГПУ. - Минск, 2004.- 92 с.

45. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К.Ясперс. - М.: Практика, 2007.- 385 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.036 с.)