Психосоматические расстройства, проявляющиеся в нарушении общего обмена и нарушении деятельности эндокринных желез 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоматические расстройства, проявляющиеся в нарушении общего обмена и нарушении деятельности эндокринных желез



  Кратковременные реакции, вызванные эмоциональным напряжением, - резкие изменения содержания сахара в крови, полиурия (увеличение выделения мочи), колебания кровяного давления, сосудистые реакции.

Функциональные расстройства - колебания массы тела, преходящая глюкозурия (выведение сахара с мочой), нарушения менструального цикла.

Психосоматические болезни - диабет (недостаточность инсулина с неусвояемостью сахара, повышением его в крови и выделением с мочой), гипертиреоз (повышение функции щитовидной железы), гипотиреоз (понижение функции щитовидной железы), вирилизм (появление мужских вторичных половых признаков у женщин), ожирение, ревматоидный полиартрит (хроническое воспаление суставов), сексологические расстройства (фригидность, импотенция). Гипертиреоз, в частности, сопровождается раздражительностью, легкой сменой настроения, боязливым ожиданием несчастья, депрессией, тревожной торопливостью, быстротой решений и немедленным их осуществлением, слабой потребностью во сне повышенной потливостью и т. д. Гипотиреозу свойственны нарушения памяти в сочетании с недостаточной активностью и равнодушием. При диабете имеются утомляемость, снижение работоспособности, ослабление внимания, головные боли после нагрузок, нарушения сна. В лечении всех этих заболеваний большое место должно принадлежать психотерапии.

Лечение психосоматических заболеваний включает как медикаментозное лечение имеющихся симптомов, так и, главным образом, психотерапию. Психотерапия определяется как целенаправленнаявербальная или невербальная коммуникация с больным для воздействия на его болезненное соматическое и психическое состояние. Она планируется в рамках теории болезни и лечения и проводится как обучающий и корректирующий метод (Вальтер Бройтигам и др., 1999); психотерапия является методом коммуникации, позволяющим изменять миры внутренних символов человека (Хорст Кэхеле, 1995). Необходимо вначале помочь человеку точно осознать природу имеющегося у него болезненного состояния, а затем снабдить его средствами для лечения. По мнению американских специалистов Дж.С. Эверли и Р.Розенфельда, главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в предоставлении ему информации о сущности психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную и отрицательную роли, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний; о той активной роли, которую сам пациент играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Необходимым условием является выяснение концепции болезни пациента и его представлений о собственной способности влиять на симптомы, выявление внутренней картины болезни, выяснение целей пациента и, в случае готовности пациента, обсуждение проблемы болезни в мировоззренческом аспекте, выяснение ограничивающих факторов, обстоятельств, делающих выздоровление, исчезновение симптома нежелательным (проработка условной желательности болезни), проработка вариантов перехода от нынешнего состояния к желаемому, выбор оптимального образного представления процесса выздоровления, обучение пациента релаксации, самостоятельная работа пациента по саногенной визуализации, обратная связь.

В зависимости от подходов к причинности психосоматических заболеваний существуют различные лечебно-профилактические методики: обучающие процедуры (аутотренинг, телесно-ориентированные методики), психотерапевтические беседы, рекомендации бихевиоральной (поведенческой терапии); применение философски-ориентированных психотерапий типа логотерапии. Наиболее целостным является метод кардинальной психотерапии, основанной на причинно-системном подходе к жизни и оздоровлению человека.

Выбор психотерапевтического вмешательства и используемых техник зависит от многих факторов – особенностей заболевания, личности пациента, его характерологических особенностей, мировоззрения и др. Это может быть любое направление психотерапии (суггестивная, поведенческая и др.) и любые техники – гипноз, внушение, техники психосинтеза, позитивной психотерапии, Гештальт-терапии, символдрамы, транзактного анализа, арт-терапии, НЛП и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.111.245 (0.007 с.)