Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Небольшое отступление: упрямство
Иногда пациент явным образом сердится, но мотивировать его к разрядке гнева оказывается невозможным. Пациент раздражается, и процесс терапии заходит в тупик. В таких случаях главной проблемой может быть упрямство. Упрямые люди сердятся, но не проявляют своих чувств. Когда терапевт побуждает их к этому, они замыкаются и отказываются идти на контакт, поэтому стратегии работы с «гневными» детскими режимами оказываются бесполезными. Упрямые пациенты не проявляют желания сотрудничать с терапевтом. Одинаково бесполезными оказываются и приемы, используемые при работе с режимом недисциплинированного ребенка. Исходя из клинического опыта, упрямство наиболее характерно для пациентов, родители которых отказывали им в автономности в подростковом возрасте (например, входили к ним в комнату, если у них были гости) или оказывали на них избыточное эмоциональное давление (например, мать начинала плакать, если пациент высказывал в ее адрес критические замечания, и ссора тут же прекращалась, потому что подросток начинал испытывать чувство вины). Поскольку упрямые пациенты отвергают любые терапевтические интервенции, мы предлагаем фокусироваться собственно на упрямстве. С этой целью терапевт может обсудить с пациентом следующие положения: (1) Реакция упрямства чаще всего формируется, когда значимые взрослые отказывают подростку в автономности или оказывают избыточное эмоциональное давление на ребенка или подростка. В таких обстоятельствах это наиболее функциональная реакция. Вполне объяснимо, что у пациентов с подобным эмоциональным опытом развиваются паттерны упрямства в межличностных взаимодействиях. (2) В контексте социального взаимодействия упрямство чаще всего ассоциируется с отвержением других людей. Упрямый человек отвергает все, что говорят или делают окружающие. Если другой человек пытается установить с ним более близкий контакт, отвержение усиливается. В этом состоит основное различие между упрямством и другими эмоциями. Если человек испытывает тревогу или печаль, он способен принять поддержку (утешение или заботу) другого человека и испытать положительные переживания, которые помогут ему совладать с проблемными чувствами. Если человек хочет получить помощь, он должен отказаться от упрямства.
(3) Поэтому для пациента было бы полезным хотя бы на время отказаться от упрямства и поделиться своими чувствами с терапевтом. Альтернативные варианты: (1) Если терапевт замечает признаки активации режима требовательного или карающего родителя, он должен обратиться к «родителю» (не спрашивая разрешения пациента) и выразить гнев. Таким образом, терапевт создает модель выражения гнева и демонстрирует, что сердиться на «требовательного» или «карающего родителя» - безопасно. (2) Терапевт может высказать предположение, что пациент испытывает гнев или бессильное разочарование в связи с тем, что в прошлом он не мог открыто выразить своих чувств, когда с ним обращались несправедливо или жестоко. Желательно, чтобы терапевту были известны соответствующие биографические подробности пациента. В модели схема-режимов упрямство ассоциируется с режимом упрямого ребенка, который во многом напоминает режим рассерженного ребенка. Как и «рассерженный ребенок», «упрямый ребенок» переживает фрустрацию в связи с игнорированием его потребностей и автономии. Если пациент упрямится всякий раз, когда сталкивается с новыми вызовами, или если упрямство является непреодолимым, можно говорить о режиме избегающего защитника. В любом случае следует включать эти паттерны поведения в модель режимов пациента и обсуждать это с последним. Конфликты между режимами недисциплинированного/импульсивного ребенка и режимом требовательного родителя. Когниции, связанные с непомерными требованиями к себе («У меня ничего не получается», «Я должен себя заставить», «Я должен сделать это лучше»), в схема-терапии обычно относят к режиму требовательного родителя и работают над ограничением его действия. Однако, когда мы имеем дело с режимами импульсивного и недисциплинированного ребенка, картина меняется. Установки, ассоциирующиеся с высокими требованиями к себе, могут отражать реалистичный и здоровый взгляд на действия «недисциплинированного/импульсивного ребенка» и их социальные последствия. Соответственно, аффект, связанный с такими высказываниями, как «Мне надо прикладывать больше усилий», «Мне надо работать над самодисциплиной» или «Это не доведет меня до добра», не обязательно свидетельствует о самонаказании. Пациенты могут делать такие высказывания от имени своей здоровой взрослой части, понимая, что они должны соответствовать ожиданиям окружающих (родителей, друзей, коллег, начальства или терапевта). В таких случаях важно концептуализировать поведение пациента как проявление режима здорового взрослого, который подлежит усилению одновременно с ограничением действия режима недисциплинированного или импульсивного ребенка.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.) |