Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пределы ограниченного репарентинга: здоровая поддержка против дисфункциональных паттернов зависимости
Ограниченный репарентинг - валидация, утешение и поддержка - это центральный агент изменений в схема-терапии. Терапевт выстраивает доверительные, безопасные отношения с пациентом. Однако научиться доверять врачу и чувствовать себя в безопасности - лишь первый шаг со стороны пациента. Следующий шаг - проявлять здоровые паттерны поведения за пределами терапии, в отношениях с другими людьми. Чем более успешно пациент устанавливает отношения за пределами терапии, тем менее он нуждается в терапевте. Обучая пациента добиваться адекватного удовлетворения собственных потребностей, терапевт становится для него моделью здорового взрослого. Интернализация модели позволит пациенту эффективнее заботиться о себе и устанавливать более определенные границы в повседневной жизни. Повторим вновь: чем увереннее пациент выстраивает паттерны здорового поведения, тем менее важными становятся терапевтические отношения. Иногда пациенты бывают удивлены тем, насколько активно терапевт поддерживает выражение ими потребностей и чувств в ходе терапевтических интервенций. Позиция схема-терапевтов по данному «опросу отличается от позиции когнитивных терапевтов. Мы предлагаем открыто обсуждать с пациентами характер терапевтических отношений в нашем подходе, с тем чтобы у пациента не возникало недоумения по поводу поддержки и заботы со стороны терапевта, которая может казаться непривычной и избыточной. Обсуждая терапевтические отношения, мы способствуем развитию осознанности пациента относительно его взаимодействия с другими людьми и о балансе прав и потребностей партнеров по отношениям. Это создает отправную точку для развития более здоровых межличностных паттернов в жизни пациента. Пример из практики: обсуждение ограниченного репарентинга в терапевтических отношениях Алан размышляет о результатах диалога с «уязвимым ребенком» (см. раздел 6.1.4): «Как замечательно, что вы меня утешаете. Мне было так же хорошо во время прошлой сессии, когда мы делали упражнение на воображение и вы вмешались и защитили Маленького Алана. Мне было спокойно и хорошо. Я никогда себя так не чувствовал в детстве. С другой стороны, я немного испугался. Нет ли опасности, что я стану от вас зависим?» Терапевт отвечает: «Сейчас вы говорите об очень важном аспекте схема-терапии. Мы исходим из предположения, что маленьким мальчиком вы не испытывали чувства безопасности и поэтому не научились говорить о своих потребностях и просить поддержки у других людей. Вместо этого вы научились подчиняться другим людям так, как вы это делаете в своем браке. Мы считаем, что вы должны для начала научиться отношениям, которые обеспечат вам поддержку и безопасность. Если вы научитесь чувствовать себя в безопасности, вы сможете вести себя увереннее в браке.
Я хотел бы предложить вам такие терапевтические отношения, которые помогли бы вам испытать и интернализировать заботу и безопасность. Возможно, иногда вы склонны проявлять эмоциональную зависимость. Однако, как только вы почувствуете себя в безопасности со мной, вы сможете постепенно, шаг за шагом, переносить это чувство в отношения с другими людьми. Обычно это происходит само собой по прошествии некоторого времени. Впоследствии вам будет все легче и легче отстаивать свои границы и заявлять о своих потребностях. В конечном итоге моя помощь станет вам не нужна, потому что вы сможете заботиться о себе эффективнее, чем сейчас, и не будете зависеть от меня. Пациенты с ПРЛ нуждаются в особенно близких терапевтических отношениях, по крайней мере на протяжении некоторого времени. В рамках этих отношений возможен ограниченный репарентинг. Постепенно пациент получает опыт безопасной привязанности, которая отсутствовала у него в детстве. По этой причине риск возникновения зависимости или слишком сильной привязанности к терапевту не считается в схема-терапии серьезной проблемой. Разумеется, абсолютно необходимо соблюдать границы профессиональных отношений. Например, считается неприемлемым разговаривать с пациентом по телефону каждый вечер, назначать лишние сессии или вступать в физический контакт с пациентом. Паттерны зависимого поведения у пациента. Следует постоянно проводить ревизию развития терапевтического процесса. Иногда зависимые паттерны проявляются у пациента лишь через некоторое время. Пациенты, склонные к зависимому поведению, в начале терапии принимают эмоциональную поддержку терапевта с благодарностью и положительно реагируют на интервенции в рамках репарентинга. Однако на более поздней фазе терапии такие пациенты оказываются не способными делать дальнейшие шаги к самостоятельному выражению собственных потребностей и чувств за пределами терапевтических отношений. Это характерно для пациентов с сильно выраженной схемой зависимости и/или симптомами зависимого личностного расстройства. У терапевтов в таких случаях возникает контрперенос: они могут чувствовать усталость или безнадежность, и процесс терапии заходит в тупик.
Важно открыто обсуждать зависимое поведение пациента в ходе терапии. Это не всегда легко для терапевта. Однако без конфронтации терапия будет неэффективной, а иногда и разрушительной для пациента - если не обозначить зависимые паттерны поведения пациента, они могут закрепиться. Вступая в конфронтацию с пациентом, важно сначала подчеркнуть, что возникновение таких паттернов можно понять -возможно, зависимость была единственным способом, которым пациент добивался безопасной поддержки в детстве. Без валидации зависимости пациент будет чувствовать, что терапевт осуждает и упрекает его, а это может привести к активации режима карающего родителя. Например, терапевт может сказать следующее: «Я хотел бы поделиться с вами наблюдением, которое я сделал во время прошлой сессии. Когда мы проводим упражнения на воображение или диалоги с использованием стульев, они оказываются очень эффективными. Это замечательно! Эти упражнения помогают вам обрести эмоциональную основу для того, чтобы лучше заботиться о ваших чувствах и потребностях в повседневной жизни. Сейчас у вас это получается не очень успешно. [Дождитесь реакции пациента.] Иногда мы видим, что пациенты не научились заботиться о себе в детстве, потому что им не разрешалось выражать свои потребности. В результате у них сформировалось зависимое поведение как стратегия совладания с трудными ситуациями. Зависимость означает, что вы постоянно нуждаетесь в другом человеке, который будет о вас заботиться и брать на себя ответственность за удовлетворение ваших потребностей, потому что сами вы на это не способны. Как вам кажется, не происходит ли то же самое в наших отношениях?» Важно следить за тем, чтобы репарентинг с течением времени способствовал укреплению режима здорового взрослого и способности пациента заботиться о себе. Если этого не происходит, причина может быть в закрепившемся зависимом поведении пациента. В таких случаях терапевт обязан прибегать к эмпатической конфронтации. Сочетание черт пограничной и зависимой личности. В силу своей распространенности сочетание пограничной личностной патологии и черт зависимой личности представляет особую дилемму для терапевта - конфликт между необходимостью «родительства» для режима уязвимого ребенка и необходимостью ограничивать проявления зависимого поведения. При ПРЛ репарентинг играет важную роль в схема-терапии на протяжении довольно длительного времени (Amtz & van Genderen, 2009). Однако распознать зависимые паттерны в начале терапии не всегда бывает легко. Как правило, они ассоциируются с высокой степенью комплаенса[10] по отношению к терапевтическим предписаниям, поэтому пациенты не создают сложностей в начале терапии. (Косвенным признаком зависимого поведения может быть большое число обращений пациента к психотерапевтам без видимых результатов.) Терапевты часто обеспечивают таким пациентам активный репарентинг, а затем, по мере проявления зависимых паттернов, сталкиваются с немалыми трудностями в их преодолении, так как это означает отказ от заботливого и поддерживающего отношения в пользу установления границ и побуждения пациента к большей автономности.
Стремиться устранить зависимые паттерны в самом начале терапии нецелесообразно. Пограничным пациентам следует указывать на их зависимые части только тогда, когда зависимое поведение действительно препятствует терапевтическому процессу. Когда у терапевта возникает необходимость вступить в конфронтацию с зависимостью, следует, с одной стороны, устанавливать границы зависимым частям, с другой стороны, демонстрировать теплое и заботливое отношение к уязвимой детской части личности пациента. Наиболее эффективный способ -провести различие между эмоциональной зависимостью и функциональной зависимостью. Обычно мы говорим пациентам, что быть эмоционально зависимым от терапевта в течение какого-то времени - нормально. Пациент имеет право чувствовать, что не может обходиться без поддержки терапевта. В то же время ему необходимо стремиться к функциональной независимости и самостоятельности. Функциональная зависимость означает, что пациент не может ступить и шага, не посоветовавшись с терапевтом. Развитие функциональной независимости, иными словами автономности, подразумевает создание новых отношений за пределами терапии, повышение социальной сензитивности, поиск людей, готовых оказать пациенту поддержку в его повседневной жизни и т.д. Действенным способом работы с зависимыми частями пациента являются диалоги с использованием стульев. В ходе упражнения зависимая часть (зависимый ребенок или режим покорной капитуляции) получает «голос» и возможность признания и понимания. Пациент учится распознавать свои паттерны зависимости. Кроме того, у пациента не должно возникнуть ощущения, что он подвергается критике, так как до этого момента он может не подозревать о существовании своей зависимой части. В этой интервенции терапевт должен проявлять особенно заботливое и поддерживающее отношение.)тому вопросу следует уделить достаточное время, так как многим пациентам, в особенности в ПРЛ, поначалу бывает трудно понять, что имеется в виду, и это может нанести удар по их самооценке. Терапевт должен четко пояснить, что не собирается критиковать и наказывать пациента: «Вы очень важны для меня, и ваш «маленький ребенок» тоже очень важен для меня». При этом мы не избегаем конфронтации: «Мне кажется очень важным обсудить ваше зависимое поведение, поскольку оно оказывает негативное влияние на вашу жизнь. Иногда мы этого не понимаем, потому что в краткосрочной перспективе зависимые паттерны могут быть полезными, но в долгосрочной перспективе они причиняют нам большой ущерб». В случае сочетания ПРЛ и зависимых личностных черт дифференциация между эмоциональной и функциональной зависимостью обязательна.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.011 с.) |