Журналистские технологии как инструмент для реализации информационных проектов патриотической направленности участниками молодежных объединений (из опыта работы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистские технологии как инструмент для реализации информационных проектов патриотической направленности участниками молодежных объединений (из опыта работы)



Кузнецова Т.А., специалист по работе с молодежью информационного отдела Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга», руководитель объединения «Многогранник-журналистика», журналист-аналитик, член СЖ РФ

 

Участие в проектах патриотической направленности помогает молодым медиаволонтерам избежать ловушки нравственного нигилизма, учит их уважительным взаимоотношениям с людьми старшего поколения, совершивших подвиг во имя жизни, и дает ощущение сопричастности историческим событиям. Качественному решению поставленных информационных и патриотических задач помогут специальные навыки и технологии, используемые журналистами. О подобном опыте работы пойдет речь в этой статье.

Ключевые слова: молодежные объединения, работа с молодежью, журналистика для молодежи, медиаволонтер, информационные технологии, инфотеймент.

В молодежном информационном центре «Дома молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга ведется активная разноплановая работа по патриотическому воспитанию молодых людей, которые в будущем планируют работать в сфере СМИ. С 2017 года под руководством Кузнецовой Т.А. действует объединение «Многогранник-журналистика», в программе которого сочетаются клубные мероприятия, занятия по журналистике и реализация как авторских творческих проектов, так и коллективных. Ниже перечислим некоторые из реализуемых проектов.

Проект «Нет лет», в рамках которого организован цикл из девяти интервью, проведенных корреспондентами объединения «Многогранник-журналистика», по предложению специалистов социального отдела, с ветеранами и блокадниками, проживающими в Пушкинском Доме-интернате для инвалидов и престарелых №2 (сейчас это Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Геронтологический центр»). Тексты интервью были размещены на сайтах ДИПИ №2 и «Дома молодежи «Царскосельский», их авторы неоднократно участвовали в конкурсах и были отмечены дипломами высшей степени.

Проект «Встречи поколений» – это цикл встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и блокадниками, проживающими в городе Пушкин, которые были организованы информационным и патриотическим отделами Дома молодежи в молодежном информационном центре. Каждая из встреч была записана на видео и легла в основу передачи «Молодежная среда» на канале Ютуб. Корреспондентами были подготовлены материалы, размещенные в сетевой группе «Дома молодежи «Царскосельский», на сайте «Проект память».

Выпуски планшетных журналов на патриотическую тематику: «Памяти семьи Бородулиных» (о семье пионера-героя Саши Бородулина), «На защите Ленинграда» (о маршале Л.А. Говорове), «Блокадная память» были выпущены объемом 10 полос формата 50х70.

В настоящее время корреспондентами объединения «Многогранник-журналистика» под руководством Т.А. Кузнецовой совместно с патриотическим отделом и молодежным объединением «Волонтеры Победы» Пушкинского района ведется активная работа над медиапроектом «Альбом героев» о Героях Советского Союза и Российской Федерации, которые прославили и прославляют Пушкинский район.

Проекты патриотической направленности требуют от участников глубокого погружения в тему, проведения журналистских расследований, встреч, интервью с носителями информации. Подобная работа предполагает, что человек, ее выполняющий, обладает интересом к истории нашей страны, уважением к героям, труженикам тыла. Формирование почитания, интереса – это результат совместного воспитания в семье, школе и в молодежном объединении. Молодому человеку как будущему журналисту предоставляется возможность и право прикоснуться к этой теме, познакомиться с архивными источниками, с героями, ветеранами, блокадниками. Работа с текстами и сюжетами на военную и блокадную тему возлагает на автора ответственность за историческую достоверность перед героями публикаций и перед читателями.

В рамках проекта «Альбом героев» участники собирают, обрабатывают и публикуют в группе ВКонтакте материалы о Героях Советского Союза, прошедших Великую Отечественную войну, проживающих, проживавших или призвавшихся на войну из города Пушкина. На новом этапе проекта, осенью 2019 года, в группу были привлечены в качестве медиаволонтеров корреспонденты из объединения «Многогранник-журналистика».

Кроме наполнения материалами группы в социальной сети, было решено визуализировать результаты поисково-журналисткой работы и подготовить планшетный журнал «Герои Советского Союза. Имена Пушкинского пантеона» и презентовать его ко Дню героев Отечества. Поисковая работа велась по списку, включающему в себя имена Героев Советского Союза, захороненных на Казанском кладбище в городе Пушкин. Редакторские функции выполнила Т.А. Кузнецова, руководитель молодёжного объединения «Многогранник-журналистика». Перед началом работы медиаволонтеров познакомили с технологией «Инфотеймент».

Суть инфотеймента в том, что вокруг новостного (информационного) ядра формируется блоками дополнительная информация, расширяющая новость и наполняющая ее дополнительными, близкими к основной теме сведениями. Слово «инфотеймент» – это английский акроним, аббревиатурное объединение двух английских слов – «информейшен» – информация и «интертейнмент» – развлечение. Сплетение игры и журналистики в пространстве современных информационных технологий. Такие тексты работают по принципам виртуальности, интерактивности и символизации. Можно назвать эту технологию информационным пазлом. Ведь интерактивность, по сравнению с электронными аналогами, у печатных СМИ невелика. Она создается за счет нелинейного построения информации блочного построения текста из информационных деталей. Плюсы подачи информации по методу инфотеймента: командная работа, личная ответственность, конкретная тема и объем работы для каждого автора, срок подачи материала, актуальность формы подачи материала, раскрытие темы в подробностях и деталях, свобода для читателя в формировании личной картины события или темы. 

Технология инфотеймента может помочь при сборе информации на патриотические темы в интернете, расширить границы материла, наполнить его деталями, историческими подробностями, «живыми картинками». Особенность работы при подготовке патриотических материалов для «Альбома героев» в том, что работу над каждым материалом ведет один автор, а не группа корреспондентов. Команда работает над проектом «Пантеон героев».

Рассмотрим пример использования технологии инфотеймента при сборе материала об конкретном герое. Тема материала для участника проекта обозначена так: «Герой Советского Союза Николай Григорьевич Щербина (1919-1952 гг.) Мы понимаем, что материалы о герое сможем найти в интернете или в архивах. Параллельно делаем запрос в Пушкинский историко-литературный музей и приступаем к поискам информации в интернете. По запросу получаем ссылки на электронные ресурсы, архивы, которые помогают собрать подробности и детали о его личности, о его подвиге, об обстоятельствах его мирной и воинской жизни. Выясняем, что Щербина Н.Г. был летчиком, родом он из Украины, воевал в Ленинградской армии ПВО. Значит, круг наших поисков расширяется, нужны дополнительные поиски с запросами «сохранение памяти о Щербине Н.Г.» и «герои Ленинградской армии ПВО». Узнаем, что Щербина был разведчиком и предпочитал ночные вылеты. Выясняем, на каких моделях самолетов он летал, кто воевал с ним бок о бок. Ищем воспоминания сослуживцев. Наш текст обрастает деталями и обретает авторский стиль. Вот отрывок из готового текста: «Николай Щербина обычно поднимался в воздух с наступлением темноты. В ночных боях отважный летчик сбил три вражеских бомбардировщика. Всего же он уничтожил одиннадцать самолетов противника. Щербина не любил возвращаться с неизрасходованными боеприпасами. Когда истекало время патрулирования, летчик, перед тем как вернуться на аэродром, поворачивал к линии фронта и бил фашистов на земле. Сорок три раза при сильном зенитном обстреле он штурмовал гитлеровцев. Славился он также своими ночными разведками. Девиз летчика был таким - «Ни одного холостого вылета!»

Щербина был одним из самых искусных разведчиков своей части. Он разведывал самые трудные объекты врага, прикрываемые сильным зенитным огнем. Летал над Пушкиным, Тосно, Красногвардейском, Сиверской. Исследовал укрепленный немцами берег Невы. По его данным летали наши бомбардировщики и штурмовики.

Его именем названа улица в посёлке Воротынск (Бабыниниский район Калужской области). Его имя выбито на памятном знаке пушкинцам — Героям Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны...»

Каждая сфера деятельности располагает апробированными и удобными инструментами – технологиями для решения конкретных задач. В журналистике эти технологии направлены на выстраивание коммуникаций, на сбор информации и на создание текстов. Реализация информационных проектов молодежными объединениями основывается на поиске, обработке и транслировании информации. Таким образом, знакомство и использование конкретных информационных технологий позволяет участникам проекта справиться с поставленными задачами грамотно и добиться отличных результатов.

 

Библиография

1. Лозовский, Борис. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь / Б. Лозовский. Екатеринбург, 2007.

2. Мельник, Г. С. Деловая журналистика. Учебное пособие. / Г. С. Мельник, С. В. Виноградова. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.

3. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный.

– Аспект-пресс, 2017. – 320 с.

4. Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы. 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. И. Шостак. М.: Юрайт, 2016

5. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. – М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

6. Кузнецова, Т. Имена Пушкинского пантеона. Герои Советского союза» / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@dmcnews-imena-pushkinskogo-panteona-geroi-sovetskogo-souza (дата обращения 14.12.2019 г.)

7. Кузнецова, Т. Мастер-класс по методу инфотеймента для медиволонтеров /

Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/dmcnews?w=wall-23743789_4051  (дата обращения 30.10.2019 г.)

8. Кузнецова, Т. Продолжается работа над проектом «Альбом героев» / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/dmcnews?w=wall-23743789_4327 (дата обращения 18.03.2020 г.)

9. Панова, Л. Герой Советского Союза Владимир Николаевич Гаврилов / Л. Панова.

[Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@mnogogr-geroi-sovetskogo-souza-vladimir nikolaevich-gavrilov (дата обращения 10.04.2020 г.)

10. Панова, Л. Герой Советского Союза Головин Григорий Максимович / Л. Панова.

[Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@mnogogr-geroi-sovetskogo-souza-golovin-grigorii-maksimovich (дата обращения 13.04.2020 г.)


ПРОЕКТ «ГОВОРИМ О ДОБРОМ!». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В СРЕДЕ ВОЛОНТЁРОВ

Кузнецова Т.А., специалист по работе с молодёжью информационного отдела Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга, руководитель объединения «Многогранник-журналистика», журналист-аналитик, член СЖ РФ

Автор статьи является руководителем молодёжного объединения «Многогранник-журналистика» в Доме молодёжи «Царскосельский» и имеет более чем 20-летний стаж работы в сфере молодежной политики.

В статье рассказывается о том, каким образом опыт ведения журналистской деятельности стал фундаментом системы поддержки медиаволонтёрства в Доме молодежи «Царскосельский». Также приводится алгоритм формирования информационной культуры медиаволонтёров на примере реализации проекта «Говорим о добром».

Ключевые слова: работа с молодежью, журналистика для молодежи, медиаволонтер, информационные технологии.

В любом деле локомотивом продвижения является информирование общественности о целях, задачах, процессе реализации и результатах. Для этой миссии требуются люди, владеющие как непосредственно самой информацией, так и навыками ее подачи. Журналистские технологии и инструменты часто привлекают молодых людей – им хочется попробовать, а получится ли у меня? Так рождается мотивация для занятий журналистикой. Журналистом становится не каждый, но прочные навыки медиаволонтёрства в дальнейшей жизни выступают надежным подспорьем успешной социализации.

Среди направлений добровольческих служений медиаволонтёрство самое молодое. Рассматривая медиаволонтёрствокак грамотное информирование аудитории, основанное на добровольном желании человека выступать в роли рассказчика (фоторепортёра) о событиях, свидетелем которых он стал, мы значительно расширяем легион медиаволонтёров. Информационные продукты, создаваемые медиаволонтёрами:

· авторские фоторепортажи с комментариями о событиях, публикуемые в социальных сетях;

· материалы, подготовленные корреспондентами студий журналистики;

· личные тематические блоги;

· материалы профессиональных журналистов-волонтеров, описывающих свой опыт;

· материалы, подготовленные пресс-центрами социальных мероприятий;

· посты, заметки, впечатления в социальных сетях.

Мы видим, что формы реализации медиаволонтёрства в молодежной среде различны. Для автора предметный интерес представляют процессы, участниками которых выступают молодые люди, вовлеченные в социальные объединения в молодёжных учреждениях. Главный тезис нашей работы: Стать медиаволонтёром в учреждениях молодежной политики может каждый имеющий желание молодой человек – все возможности для этого есть!Проиллюстрирую внедрение этого тезиса в жизнь на примере деятельности объединения «Многогранник-журналистика». Журналистское объединение в молодёжном учреждении, которое готовит корреспондентов, даёт постоянную возможность организации информационной поддержки различных мероприятий. Поэтому объединение легко интегрировалось в деятельность различных объединений Дома молодёжи «Царскосельский» (далее ДМ «Царскосельский») как через совместные проекты, так и через информационное сопровождение.

Понимая, что положительный результат даёт сплав мотивации молодого человека на написание текста и наличие у него некоторой суммы знаний по журналистике, была выстроена система подготовительных занятий для волонтёров, а затем сформированы временные группы медиаволонтёров, нацеленные на реализацию информационных проектов по различным направлениям. По каким направлениям получилось?

Экологическое направление – выпуск планшетного журнала на экологическую тематику «Чистый дом» совместно с экологическим клубом «Земляне» ДМ «Царскосельский».

Профориентационное направление – участие в мероприятиях объединения «ПРОФИ» ДМ «Царскосельский» и подготовка журналистских материалов об этом, участие в проекте «Слово профессионалу», участие в городском профориентационном конкурсе «Профессия будущего».

Театральное медиаволонтёрство – работа команды корреспондентов «Многогранник- журналистика» на международном фестивале «Театр. Осень. Пушкин – 2019» и подготовка специального выпуска интернет-журнала «Бермуды», посвященного этому событию.

Социальное направление – журналистская реализация социального проекта «Нет лет» совместно с ДИПИ №2.

Патриотическое направление – журналистская работа в проектах «Встречи поколений», «Альбом героев».

Реализация авторского городского проекта «Молодёжное межшкольное медиаагентсво», в рамках которого было проведено четыре мероприятия городского уровня в формате круглых столов.

Мастер-классы для специалистов и активов школьных музеев Пушкинского района в ДМ «Царскосельский».

Занятия по медиаволонтёрству в программе школы волонтёров «Шаг навстречу» объединения «3D - Дом добрых дел» ДМ «Царскосельский».  

Запуск интернет площадки свободного общения молодёжи в формате рубрики «Слов много не бывает».

Работа участников объединения на знаковых мероприятиях Дома молодёжи «Царскосельский» в качестве корреспондентов по подготовке журналистских материалов

Ключевым звеном в системе поддержки медиаволонтёрства стал проект «Говорим о добром», реализуемый с марта 2018 года в Доме молодежи «Царскосельский». Проект, решающий задачи по распространению медиаграмотности и информационной культуры, нацелен на подготовку медиаволонтёров к работе с информационным полем и наполнению его материалами о добровольческой деятельности. Для того, чтобы волонтёр перешел в сообщество медиаволонтёров, ему необходимо иметь знания по журналистике, создать текст и на волонтёрских началах опубликовать его в СМИ или разместить в социальных сетях.

Осенью 2018 года в программу школы волонтёров «Шаг навстречу» ДМ «Царскосельский» были включены занятия по журналистике, вела которые автор данной статьи. В апреле 2019 года возникла идея об издании альманаха статей и материалов, написанных новобранцами-медиаволонтёрами. По итогам сезона (осень и весна 2019 года) в школе волонтеров «Шаг навстречу» была создана творческая команда – временная редакция для подготовки печатного альманаха «Медиаволонтёры, вам слово!». В выпуск были собраны тексты разных жанров: заметка, рецензия, репортаж, но объединенные общим посылом – добровольчество сегодня – это добровольный выбор многих. Авторы коснулись различных тем, например, они рассказали о том, как прошла акция «Добрый апрель – 2019», о том, чем занимаются Волонтеры Победы Пушкинского района, о Пушкинском театральном фестивале. Альманах «Медиаволонтёры, вам слово!» был выпущен в печатном формате и вручён всем участникам этого проекта. Электронная версия журнала доступна в группах объединения и ДМ «Царскосельский» ВКонтакте. 

В заключение, представим некоторые результаты проекта «Говорим о добром». В него были вовлечены 80 волонтёров-слушателей весенней и осенней сессий. В работе над альманахом приняло участие 20 человек. При размещении готового альманаха в четырех группах VK расчётное количество просмотров с коэффициентов 1,5 от количества участников групп, с учетом репостов и просмотров друзьями насчитывалось 6000 совокупных просмотров. Участники проекта «Говорим о добром» выступали с докладом на научных конференциях и форумах («Медиастарт»). Печать альманаха продемонстрировала результаты работы по повышению медиаграмотности начинающих волонтёров. Альманах «Медиаволонтёры, вам слово!» служит наглядным результатом для организации работы в этом новом направлении.

При подведении итогов формирования системы поддержки медиаволонтёрства в ДМ «Царскосельский» можно выделить тезисы:

· накапливается опыт по организации работы по подготовке медиаволонтёов в различных молодёжных объединениях ДМ;

· выстраиваются интеграционные схемы, позволяющие формировать временные группы медиаволонтёров для реализации совместных молодёжных проектов;

· постоянно пополняется группа медиаволонтёров, обученных и готовых добровольно работать в качестве корреспондентов на мероприятиях;

· выпуск печатного альманаха продемонстрировал способность временных групп решать системные задачи в сфере медиаволонтёрства;

· наш опыт успешно транслируется через выступления на научных конференциях и форумах.

 

Библиография

  1. Лозовский, Борис. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь / Б. Лозовский. Екатеринбург, 2007.
  2. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный. – Аспект-пресс, 2017. – 320 с.
  3. Кузнецова, Т. 5 марта 2019 в школе волонтера «Шаг навстречу» прошло занятие / Т. Кузнецова. URL: https://vk.com/dmcnews?w=wall-23743789_3489 (дата обращения 06.03.2019)
  4. Кузнецова, Т. Альманах от медиаволонтеров / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/@dmcnews-almanah-ot-mediavolonterov (дата обращения 09.09.2019 г.)

  1. Кузнецова, Т. Каждое дело требует грамотного информационного сопровождения / Т. Кузнецова [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@dmcnews-kazhdoe-delo-trebuet-gramotnogo-informacionnogo-soprovozhden (дата обращения 11.10. 2019 г.)
  2. Кузнецова, Т. Про дерево вопросов и информацию в виде кубика / Т. Кузнецова [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@dmcnews-pro-derevo-voprosov-i-informaciu-v-vide-kubika (дата обращения 27.11.2019 г.)

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Магомедова А.Н., специалист по социальной работе с молодёжью Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения Дом молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района

В статье представлен опыт работы учреждения сферы молодежной политики с подростками и молодежью «группы риска» в рамках реализации социальных проектов Дома молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района и определена воспитательная ценность данных технологий. Актуальность темы обусловлена тем, что формирование здорового, законопослушного и целеустремленного молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны. В статье перечислены возможности для самообразования и саморазвития подростков и молодёжи «группы риска» в условиях работы учреждений молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, подростки и молодежь «группы риска», профилактическая работа, социализация.

 

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»

Эрнст Легуве

 

«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает»

 Эмма Бомбек

 

Молодое поколение – самая активная часть общества, которая полна идей и сил для выстраивания своей жизни и которая готова вкладывать их в дальнейшее развитие своей родины. «Общество и государство заинтересовано, чтобы молодежь была вовлечена и интегрирована в полноценную жизнь общества, ибо молодежь, обладая специфическим инструментом взаимодействия с обществом и государством — инициативой, может вступать в эффективное взаимодействие посредством проектной деятельности» [1, с. 74]. Способствовать этому взаимодействию могут и должны учреждения молодежной политики.

Миссия молодежной политики – это, в первую очередь, создание единого творческого пространства для организации досуга подростков и молодёжи, формирующего физически здоровую, творчески мыслящую, социально активную личность.

Задачи молодежной политики направлены на расширение возможностей подростков и молодежи для эффективной самореализации, социализации и личностного и профессионального роста.

Яркие инновационные творческие проекты, лофт-проекты, арт-пространства вызывают положительный эмоциональный резонанс у молодежи и становятся альтернативой неорганизованному досугу. Общение молодежи в интернет-пространстве по поводу событий в рамках таких проектов, обмен мнениями молодежи и специалистов в области коммуникаций, самовыражение в творчестве и одобрение творческой деятельности – именно такие проекты могут вывести сегодня Дома молодежи (подростково-молодежные центры) на современный интеллектуальный и творческий уровень, востребованный молодежью.

При нестабильной ситуации современного мира во всех сферах жизни от молодого человека требуется повышенная активность как субъекта социальной жизни, принятие ответственности за свое поведение. Поэтому особенностью процессов воспитания подростков и молодежи в учреждениях молодежной политики становится использование широкого спектра социального проектирования как высокоэффективной технологии организации индивидуально-профилактической работы. 

Как известно, подростковый возраст полон противоречий: «Я сам себе придумываю правила поведения и тут же их нарушаю» [3, с. 119]. Таким образом, условия неопределенности, нетвердости позиции способствуют возникновению рисков при социализации подростков и молодежи.

Профилактика – это эффективный путь для формирования устойчивых ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание доминанты в сознании молодого поколения на регулярную позитивную и полезную деятельность. В традиционном толковании «профилактика – это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов» [4, с. 12].  

Эффективным механизмом реализации индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска» в ДМ «ФОРОПОСТ», как в одном из учреждений города молодёжной политики, является программно-целевой метод планирования деятельности по профилактике с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий для устранения причин и условий, ведущих к возможному росту числа правонарушений на территории района и города. Использование такого метода позволяет мобилизовать ресурсные возможности Дома молодежи на приоритетных направлениях решения задачи профилактики.

Действенность мер воздействия профилактическими мероприятиями, их достаточность, адекватность и комплексность, индивидуальный подход в работе с несовершеннолетними создается как успешный механизм предупреждения асоциального поведения путем привлечения всех субъектов профилактики к обеспечению комплекса мероприятий, которые направлены на формирование устойчивых ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание доминанты в сознании молодого человека на регулярную позитивную деятельность.

В учреждении с целью организации успешной практики индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска», формирования безопасной позитивной среды для социализации и самореализации подростков и молодежи «группы риска» созданы социальные проекты и комплексные программы, которые способствуют уменьшению эффекта влияния неблагоприятных обстоятельств на процесс социализации подростков и молодежи.

Проекты для подростков и молодежи созданы с учетом опыта работы Дома молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района Санкт-Петербурга и выработанной за несколько лет системы взаимодействия с субъектами профилактики района и города по следующим направлениям: профилактика девиантного поведения, информационное просвещение подростков и молодежи, социализация молодого поколения, создание условий для развития личностной, социальной, правовой культуры.

Специалистами Дома молодежи «ФОРПОСТ» разработана программа «Взгляд в будущее» по профилактике асоциального поведения среди подростков и молодежи «группы риска». Создание условий для формирования позитивной социально ориентированной личности и успешного развития потенциала подростков и молодежи «группы риска» является основной целью программы. В процессе системных занятий образуются творческие и спортивные коллективы, начинают меняться приоритеты (с негативных моделей поведения на позитивные), укрепляется здоровье, формируется привычка и положительная установка к здоровому образу жизни, появляются жизненные цели.

В рамках программы реализуется социальный проект «Экстрим компот». Проект направлен на поддержку подростков, состоящих на учете и находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта в течение года организуются индивидуально-групповые консультации и регулярные спортивные занятия по воздушной акробатике (прыжки на батуте). Также проводятся пробные занятия по следующим направлениям: прыжки с парашюта, езда на собачьих упряжках и лошадях, игра в бампербол (футбол в прозрачных надувных шарах), тренинг по спасению во время пожара на тренировочной площадке службы МЧС. Занятия реализуются с целью знакомства подростков с видами деятельности, которые способствуют формированию сильного характера, ответственного поведения на примере людей, соблюдающих принятые правила и нормы поведения в обществе для достижения высоких результатов. Занятия проводятся на территории спортивных клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с привлечением специалистов, подготовленных по определенным экстремальным видам спорта. Цель проекта: показать подросткам альтернативу уличной среде, дать возможность выразить негативные эмоции, попробовать себя в необычных видах спортивной деятельности.

Социальный проект «Спорт и труд» реализуется на территории конного клуба, где для участников проекта в течении получаса организована трудовая терапия (по различным профессиям, сопровождающим конный спорт в целом). По окончании времени работы, группа садится верхом на лошадей и выходит на манеж для тренировки. Группа занимается с самых азов, постепенно развивая спортивные навыки.

Проект «Профипроба» – профориентационный проект для подростков «группы риска», направленный на привлечение их к деятельности, которая может существенно снизить влияние негативных факторов и способствовать процессу выбора профессии. Для многих в молодежной среде сейчас важно зарабатывать деньги, чувствовать себя взрослым. Цель проекта: подготовка подростков к самостоятельному выбору профессии, с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. Задачи проекта: познакомить участников проекта с широким кругом профессий; информировать об условиях и основных требованиях при выборе какой-либо профессии; способствовать формированию мотивации у подростков на определение своей профессии в будущем.

Проект «Новый взгляд» направлен на снижение уровня правонарушений в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путём создания системы индивидуального сопровождения подростков через вовлечение в добровольческую и общественно-полезную деятельность на базе Центра развития добровольчества Дома молодёжи «ФОРПОСТ» с использованием подходов «Равный – равному» и «Старший брат, старшая сестра».

Основное направление деятельности – это первичная профилактика (пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений, употребления психоактивных веществ среди детей и молодежи, в том числе, в отношении подростков «группы особого внимания») посредством организации и проведения мероприятий.

Социальный проект по профилактике асоциального поведения среди подростков и молодежи «Игровая мастерская "Акцент"» направлен на создание возможности для формирования у воспитанников опыта решения социально и личностно значимых проблем, воспитания культуры здорового образа жизни и создание социальных благоприятных условий для развития подростков и молодежи. В рамках проекта проходят игровые занятия с элементами тренинга на формирование единства группы, «Мастерская диалогов», дискуссии «На одной волне: разный возраст – одни ценности», дискуссии между юношами и девушками о сходствах и различиях «Стол переговоров», игровые занятия «ХоббиТы», «Компас здоровья», экскурсия и участие в лекциях «Центра медицинской профилактики», занятия по моделированию «Как я вижу своё будущее». Ожидаемые результаты от реализации проекта – это развитие навыка построения бесконфликтного общения в социуме и сформированная безопасная модель поведения при конфликтной ситуации.

Технология организации индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска» в условиях работы учреждений молодежной политики – это высокоэффективная платформа, которая дает возможность успешно реализовать досуговую и оздоровительную деятельность, организовать воспитательный процесс с подростками и молодежью, в том числе из «группы риска», для формирования устойчивых ценностных ориентиров, осуществить социально-трудовую адаптацию средствами творчества, спорта и с помощью поддержки молодежных инициатив и проектов.

 

Библиография

1. Байярд, Р. Т., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. – М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2015. – 208 с.

2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.

– СПб: Из-во Питер, 2008. – 400с.

3. Буковски, Ч. Хлеб с ветчиной / Ч. Буковски. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 400 с.

4. Гудоните, К. Дневник плохой девчонки / К. Гудоните. – М.: Самокат, 2013. – 200 с.

5. Зажигина, М. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают /

М. Зажигина. – М.: Теревинф, 2009. – 240 с.

6. Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов

и родителей / Казанская, В. Г. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.

7. Кох, Г. Спаси нас, Мария Монтанелли / Г. Кох. – М.: Азбука, 2014. – 160 с.

8. Млодик, И. Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить?/ И. Млодик. – СПб.: Генезис, 2013. – 168 с.

9. Мурашова, Е. Класс коррекции / Е. Мурашова. – М.: Самокат, 2013. – 192 с.

10. Овчарова, Р. В. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и её коррекция / Р. В. Овчарова, Ю. А. Малюшина. – Курган: Издательство "КГУ", 2011.  – 176 с.

11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1984. – 816 с.

12. Семенова, В. В. Социальный портрет поколений // Россия реформирующаяся / Под ред. Л. М. Дробижевой. – М., 2002. С. 184–212

13. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. – М.: Горизонт, 1995. – 208 с.

14. Сучкова, М. А. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ отечественной научной литературы) /

М. А. Сучкова, М. В. Данилова. – М.: Молодой ученый, 2014. – с. 875-877

15. Сэлинджер, Джером Д. Над пропастью во ржи. – М.: Эксмо-Пресс, 2013. – 273 с.

16. Щупленков, О. В. Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании // Современное образование. – 2013. – № 2. – С. 58 - 114.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.069 с.)