Интернет-рубрика как эффективный способ расширения словарного запаса молодежной аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-рубрика как эффективный способ расширения словарного запаса молодежной аудитории



Емельянов Е.Н., выпускник молодежного объединения «Многогранник-журналистика» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга»; Кузнецова Т.А., руководитель объединения «Многогранник журналистика» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга»

 

В статье автор рассказывает о том, как можно использовать рубрику в социальных сетях в качестве площадки, реализующей задачи образовательного процесса в условиях дистанционных коммуникаций.

На примере своего исследования автор приводит доводы, подтверждающие эффективность и системность выбранного технология подачи информации.

Ключевые слова: молодежная политика, интернет-рубрика, словарный запас, работа с молодежью.

Коронавирусная самоизоляция, потребовавшая общественного дистанцирования, обнажила множество недостатков в информационной системе социальных связей, например: сложности с самообразованием и бесконтактным обучением, и, в связи с увеличившимся потоком негативных и фейковых новостей, проблемы в отборе информации. Молодёжь как самая активная категория населения оказалась, как и все, на самоизоляции. Занятия, требующие обязательного визуального контакта, живого диалога, среди которых и журналистика, при дистанционном обучении стали менее продуктивными. В условиях, когда коммуникация между участниками объединений возможна в медиапространстве, возникает потребность в создании эффективного интернет-формата общения, который помогает расширять кругозор молодых журналистов.

Таким информационным инструментом может выступить рубрика, которая помогает пополнять словарный запас и объясняет новые лексемы. Формат рубрики позволяет сделать подачу информации более адресной, полезной и легко запоминающейся. Она привлекает целевую аудиторию и даёт возможность ненавязчиво продолжать образовательный процесс.

Автор данного материала является одним из участников проекта «Интернет-рубрика «Слов много не бывает», реализуемого в молодежном объединении «Многогранник-журналистика» Дома молодежи «Царскосельский» (далее ДМ «Царскосельский»).

Остановимся на некоторых особенностях технологии подачи материала в рубрике «Слов много не бывает». Отталкиваясь от понимания рубрики как структурной единицы, вспомогательного указателя, подраздела текста и, используя её в качестве формы подачи материала, мы получаем следующие преимущества данного формата:

- использование легко узнаваемого макета (заголовок, подзаголовок, аннотация или авторский комментарий, визуальные элементы), что формирует и закрепляет у читателей привычку к чтению этой рубрики;

- возможность варьирования темы;

- использование строго дозированного объема информации, что помогает лучше запоминать новые слова;

- удобство навигации для пользователей в новостной ленте.

При переводе рубрики в интернет-формат возникают дополнительные возможности:

Интерактивность. Дежурный по рубрике, используя встроенную опцию проведения опросов, обращается к читателям и предлагает высказать своё мнение о том, что могут означать новые слова. Это стимулирует к диалогу между читателями рубрики, способствует тому, чтобы информация могла быть легко усвоена.

Возможность визуализации. Слово лучше воспринимается, когда оно проиллюстрировано. Это известный приём мнемотехники: человек видит образ слова, осознает и запоминает, как выглядит или работает то, что оно обозначает. 

Закреплённое название. Если читатель видит заголовок «29-й выпуск интернет-рубрики «Слов много не бывает», он понимает, что речь пойдет о новых словах, и при желании можно будет обратиться к 28-ми предыдущим выпускам.

Важной особенностью рубрики является её системность. Автор статьи оформил словарь, в который включил 98 слов и понятий, опубликованных в выпусках с 1-го по 31. Надо отметить, что этот словарь уже послужил базой для нескольких тренингов и практикумов.

Во многом рубрику приятно и легко читать потому, что для её структурирования использован метод инфотейнмента. Инфотейнмент (от английского акронима Infotainment – information + entertainment) – это стиль или формат преподнесения информационного сообщения, когда последнее подаётся в развлекательной форме, используя различные пути оформления и информирования. Обыгрывание понятия через детали, в разных интерпретациях делает получение информации нескучным процессом.

Автором статьи было проведено исследование, инструментами которого являлись анализ словаря и опрос читателей рубрики на предмет понимания и правильного употребления новых лексем в своей речи. В каждой рубрике появляются три новых слова. В первых выпусках выбор слов для рубрики был случайным. Дежурные выбирали интересные слова, не пытаясь связать их единой темой: за португальской плиткой следовали французская картавость и балясина. В шестом выпуске темой рубрики стала многозначность слова. Затем в темах рубрик нашли свое отражение профессиональная деятельность дежурного по рубрике, его хобби или увлечения.

Самые часто повторяющиеся темы освещают различные вопросы из области филологической и лингвистической наук: выпуски были посвящены лексической стороне слов, многозначным и старорусским словам, словам с интересной этимологией и германизмам в русской речи. Если судить по откликам, то можно сделать вывод о том, что читатели с большим интересам изучали историю родного языка. Порядка 14% слов, освещаемых в рубрике, исконно славянские, чаще ушедшие в забвение, но имеющие место использования в современной лексике. Два выпуска были целиком посвящены устаревшим словам, но и в других выпусках разбору таких слов уделялось должное внимание (например, «паморха» из 14-го выпуска, выражение «сосёт под ложечкой» из 24-го выпуска и «посолонь» из 31-го). Это лишний раз доказывает актуальность изучения нашего языка, славянской лексики, и желание людей приобщаться к корням своей культуры.

Наряду с вопросами филологии, приглашённые дежурные, имеющие разные профессии и интересы, привносят в выпуски оригинальные темы. При подборе слов в рубрику учитывается степень и частота употребления этих слов. К середине августа в рубрике было рассмотрено 94 слова, из них 44 специальных терминов и 50 слов общего употребления. Все слова в словаре поделены автором на три категории употребления: редко, иногда, часто. Итого в словаре содержится 43 редко используемых слова, 27 слов частого употребления и 24 слова, которые могут быть иногда задействованы в речи. То есть в словаре около половины слов используются для расширения кругозора, а не для практического применения, поэтому столь важно подыскивать слова не только с интересной историей или так называемые жаргонизмы, но и языковые единицы для общего употребления. Таким образом, создание словаря позволило: оценить возможности использования рубрики для расширения словарного запаса; произвести тематический анализ; сформулировать рекомендации касательно тематики подбираемых слов и их возможности употребления в повседневной речи.

Чтобы проверить степень усвоения новых слов и способность понимать эти слова внутри сложного контекста, постоянным читателям было предложено пройти тестовое задание. В двух предложениях было использовано 15 слов из словаря рубрики. От респондентов требовалось пересказать эти предложения простым языком:

1. Пилигрим-люмпен с присущей ему лапидарностью, грассируя, забучал на сибарита, что тот шибко вольготный ханжа, а следом на казовую делёнку, что та спесива и совсем не филантроп.

2. Путник понимал, что таких брандахлыстов тяжело переучить, но такая ошибочная катавасия когда-нибудь для них станет бесполезной докукой.

Первое предложение состояло на 100% (12 слов) из новых слов, а второе только на 25%. В результате опроса выяснилось, что понимание первого предложения составило 79%, то есть 9,5 слов из 12, а понимание второго предложения составило порядка 93% (2,75 слова из 3). Таким образом, понимание незнакомой лексики гораздо проще внутри контекста, но расширенный словарный запас помогает ориентироваться в узко специализированном тексте. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Считаете ли вы рубрику полезной для себя?» Все опрошенные ответили «да», некоторые же выразили желание видеть в рубрике большее количество слов частого употребления. Респонденты поблагодарили автора и дежурных по рубрике, посчитали ее полезной и интересной.

В заключение отметим, что интернет-рубрика «Слов много не бывает» является эффективным способом для расширения словарного запаса как молодежной, так и разновозрастной аудитории. Интернет-рубрика подтвердила мнение о том, что системность подачи материала помогает осуществлять образовательный процесс в условиях дистанционной коммуникации. Благодаря различным темам выпусков целевая аудитория смогла получить новые знания по различным направлениям. Популярность рубрики демонстрирует высокую степень интереса молодёжи к объекту изучения – родному языку.

Библиография

1. Корконосенко, С. Г. Социология журналистики. Учебник для бакалавров. / С. Г. Корконосенко. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 421 с.

2. Лозовский, Борис. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь / Борис Лозовский. Екатеринбург, 2007.

3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика. Учебное пособие. / Г. С. Мельник, С. В. Виноградова. – СПб: Питер. – 2018. – 304 с.

4. Свитич, Л. Г. Социология журналистики: учебник для академического бакалавриата /

Л. Г. Свитич. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 397 с.

5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный.

– Аспект-пресс. – 2017. – 320 с.

6. Кузнецова, Т. Выпуск №1 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_717 (дата обращения 15 мая 2020 г.)

7. Кузнецова, Т. Выпуск №2 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_718 (дата обращения 16 мая 2020 г.)

8. Емельянов, Е. Выпуск №3 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_719 (дата обращения 17 мая 2020 г.)

9. Павлова, Ю. Выпуск №4 / Ю. Павлова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_732 (дата обращения 22 мая 2020 г.)

10. Панова, Л. Выпуск №5 / Л. Панова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_733 (дата обращения 24 мая 2020 г.)

11. Кузнецова, Т. Выпуск №6 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_735 (дата обращения 27 мая 2020 г.)

12. Сакса, Эрик Выпуск №7 / Эрик Сакса. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_738 (дата обращения 28 мая 2020 г.)

13. Лихонкина, С. Выпуск №8 / С. Лихонкина. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_744 (дата обращения 29 мая 2020 г.)

14. Выпуск №9» // Редакция газеты «НОС». [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_748 (дата обращения 1 июня 2020 г.)

15. Выпуск №10 // Редакция газеты «НОС». [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_752 (дата обращения 3 июня 2020 г.)

16. Чулицкая, Е. Выпуск №11 / Е. Чулицкая. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_753 (дата обращения 4 июня 2020 г.)

17. Быстрова, А. Выпуск №12 / А. Быстрова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_755 (дата обращения 6 июня 2020 г.)

18. Мамашева, М. Выпуск №13 / М. Мамашева. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_756 (дата обращения 8 июня 2020 г.)

19. Емельянов, Е. Выпуск №14 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_761 (дата обращения 13 июня 2020 г.)

20. Калачёва, А. Выпуск №15 / А. Калачёва. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_764 (дата обращения 18 июня 2020 г.)

21. Сенчурина, А. Выпуск №16 / А. Сенчурина. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_781 (дата обращения 25 июня 2020 г.)

22. Попович, К. Выпуск №17 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_784 (дата обращения 1 июля 2020 г.)

23. Фадеев, Р. Выпуск №18 / Р. Фадеев. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_788 (дата обращения 4 июля 2020 г.)

24. Кузнецова, Т. Выпуск №19 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_791 (дата обращения 9 июля 2020 г.)

25. Панова, Л. Выпуск №20 / Л. Панова. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_792 (дата обращения 13 июля 2020 г.)

26. Попович, К. Выпуск №21 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_800 (дата обращения 15 июля 2020 г.)

27. Попович, К. Выпуск №22 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_808 (дата обращения 20 июля 2020 г.)

28. Попович, К. Выпуск №23 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_812 (дата обращения 23 июля 2020 г.)

29. Попович, К. Выпуск №24 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_815 (дата обращения 29 июля 2020 г.)

30. Попович, К. Выпуск №25 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_818 (дата обращения 4 августа 2020 г.)

31. Попович, К. Выпуск №26 / К. Попович. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_826 (дата обращения 7 августа 2020 г.)

32. Лихонкина, С. Выпуск №27 / С. Лихонкина. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_828 (дата обращения 11 августа 2020 г.)

33. Емельянов, Е. Выпуск №28 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс].

URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_831 (дата обращения 18 августа 2020 г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.022 с.)