Творческие технологии работы с молодежью 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие технологии работы с молодежью



Бурдюжа Е.А., заведующий подростково-молодежным клубом «Нева» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Объединение подростково-молодежных клубов «Перспектива»

 

Данная статья посвящена современным технологиям работы с подростками и молодежью (по месту жительства).

Ключевые слова: молодежная политика, творческие методики, творческие технологии, работа с молодежью.

Работу с молодежью чаще всего дифференцируют в зависимости от направлений или специфики учреждений, где ведется работа. Например, воспитательная работа, культурно-досуговая работа, профориентационная, профилактическая, работа с молодежью по месту жительства и т.д. Работа с молодежью, согласно «Основам государственной молодежной политики в РФ до 2025 г.» (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р) – это профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями.

 Основные задачи работы с молодежью [1, с. 67]:

 1) поддержка и мотивация инициатив молодежи за счет создания благоприятных условий для их интеллектуального и творческого развития;

 2) обеспечение молодежи возможностью получения необходимых для жизни навыков, знаний и компетенций посредством неформального образования;

3) обеспечение молодежи возможностью использования свободного времени с пользой;

4) обеспечение молодежи доступностью информации, соответствующей нуждам их развития.

Методы и технологии работы с молодежью можно разделить на следующие группы [4, с. 122]:

1. Индивидуальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем консультирования с клиентом. В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (социальные службы, врачи, юристы).

2. Групповая работа может реализоваться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

 3. Социальная работа призвана содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечение молодежи конкретной территории в решение острых проблем.

Сегодня под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Под социальными технологиями в работе с молодежью принято понимать деятельность общественных структур по поддержке молодых людей в постановке их жизненных перспектив и целей, а также полноценной интеграции их в общество.

Отметим, что в рядах объединения подростково-молодежных клубов «Перспектива» (далее «ОПМК «Перспектива») Центрального района Санкт-Петербурга состоит около 6000 петербуржцев в возрасте от 14 до 30 лет.

В «ОПМК «Перспектива» работают 27 клубов и более 200 клубных формирований. В творческих коллективах, спортивных секциях, художественно-прикладных мастерских, вокальных и танцевальных коллективах танцуют и поют, сочиняют стихи и изучают наследие великих авторов, пробуют себя в актерском мастерстве, учатся создавать шедевры декоративно-прикладного искусства. Здесь встают в почетные караулы у вечного огня и участвуют в вахтах памяти, шагают в рядах "Бессмертного полка", примеряют на себя рыцарские доспехи и на примерах героев минувших лет учатся вести себя по-рыцарски в повседневной жизни.

 Подростково-молодежные клубы (далее ПМК) – это структурные подразделения, где молодые люди и специалисты, работающие с молодежью, могут:

 - получить информацию по широкому спектру вопросов, касающихся молодежи;

 - проконсультироваться и получить поддержку психолога, социального работника;

 - начать добровольческую деятельность;

- принять участие в спортивных, культурно-досуговых, информационных мероприятиях, массовых акциях и т.д.

 ПМК инициируют, поддерживают и участвуют в общественных дискуссиях по молодежным проблемам, собирают, систематизируют и распространяют актуальную информацию, играют важную роль в формировании у молодежи ценностей, навыков здорового образа жизни, патриотических и нравственных ориентиров.

 Молодых людей в ПМК привлекают неформальная атмосфера, открытость и доброжелательность сотрудников, их готовность к конструктивному диалогу и сотрудничеству.

 Формирование дружественной к молодежи среды объединяет ПМК с различными организациями: учебными заведениями, территориальными и муниципальными органами управления молодежной политикой, общественными организациями, СМИ. Совместная работа помогает максимально эффективно решать молодежные проблемы и реализовывать гражданские инициативы молодежи. Организация различных мероприятий для молодежи является одним из важнейших компонентов профилактической деятельности.

«ОПМК «Перспектива» использует креативный подход и выстраивает свою работу с молодежью таким образом, чтобы привлечь максимум внимания и охватить большое количество людей. Слово “креатив” было привнесено в русский язык как калька с английского «creative» – творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: «creatio» – сотворение, создание) [2, с. 132]. Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово «творчество»? Используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть творческий этап генерации идей, а есть необходимость поточного производства идей: слоганы, рекламные концепции, эскизы для рекламы, сценарии праздников и т.п. Причем, если критерием творчества может быть только яркость слогана, то критерием креативности уже должна быть его эффективность. Употребляя слово «креатив», мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Креативность – это способность генерировать идеи, которые удовлетворяют двум простым критериям.

Они должны быть:

 • новыми (нестандартными, необычными, даже сумасшедшими, на первый взгляд);

 • полезными (полезность – то, что отличает подлинный креатив от простого полета фантазии).

Преобразования в России определяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой выступает активность в постижении социальной действительности, способность к проявлению ответственности и инициативности. С целью развития социальной активности, инициативности и творческого потенциала молодежи важно способствовать включению молодежи в различные виды общественной деятельности, разрабатывать новые технологии [5, с. 14].

В качестве примера применения творческих методик и технологий в ПМК «Нева» можно обозначить новый (2018 г.), но уже востребованный конкурс ораторского мастерства «Шаг к успеху», который приурочен к  Международному дню студентов (17 ноября). Конкурс проводится с целью развития и совершенствования системы работы с подростками и молодежью, а также с целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе.

Задачи конкурса:

- развитие интереса у подростков и молодежи к ораторскому искусству;

- формирование нового уровня коммуникативной компетенции;

- совершенствование речевых умений публичного выступления на заданную тему;

- знакомство с основами ораторского искусства, освоение технологии подготовки и произнесения публичных речей с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;

- создание условий для самореализации молодежи, повышения их социальной и творческой активности.

Конкурс проводится в двух возрастных категориях: 1-я – от 14 до 17 лет; 2-я – от 18 до 30 лет.

Участники конкурса готовят публичные выступления на любую выбранную тему по актуальным вопросам состояний гражданского и культурного общества, конфликту поколений, формирования духовных ценностей и осознанной личности и другим.  

 Длительность сообщения не более трех минут. После выступления 1-2 минуты даются для ответов на вопросы. Вопросы могут быть заданы как членами жюри, так и участниками Конкурса.

Основные критерии оценки:

- содержание ораторского выступления;

- соответствие теме, стилю, жанру;

- логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность;

- полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли;

- точность, богатство и выразительность речи, соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота;

- артистизм, речевое мастерство, личностный аспект (выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания).

Конкурс проводится в три этапа: сбор и обработка заявок; отборочный тур (просмотр участников, подавших заявки на участие); работа жюри по оценке выступлений по критериям, награждение победителей дипломами и призами.

 В 2020 году конкурс ораторского мастерства «Шаг к успеху» пройдет в онлайн-формате.                                    

 

Библиография

1. Александер, А. Д. Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики. Возможности и перспективы / А. Д. Александер.

– СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2015. – 176 с.

2. Пронина, Е. В. Личностные особенности социально активной молодежи // The generation of scientific ideas / Е. В. Пронина. – 2015. – №6. – С. 131-137.

3. Пронина, Е. В., Попова, С. Ю. Актуальные проблемы исследования социально активной молодежи: творческое отношение к жизнедеятельности / Е. В. Пронина, С. Ю. Попова

// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №14.

– С. 86-90.

4. Холостова, Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2015. – 612 с.

5. Холостова, Е. И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2016. – 32 с.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Васильева Е.Е., преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств»

В данной статье рассматривается потенциал информационно-образовательного ресурса в процессе развития исследовательской активности учащейся молодежи и формирования компетентных будущих специалистов. Рассматриваются инновационные формы социально-культурной деятельности, такие как хакатон, научный стендап, антилекция и т.д., которые способствуют привлечению молодежи к исследовательской деятельности и способствую их творческой самореализации и саморазвитию.

Ключевые слова: информационно-образовательный ресурс, учащаяся молодежь, инновации, хакатон, научный стендап, исследовательская деятельность.

Сегодня, в эпоху информационного общества, в связи со стремительным развитием всех сфер жизнедеятельности человека, происходят значительные изменения. В настоящее время высококачественная подготовка специалистов включает в себя не только знания, навыки и умения профессиональной деятельности, но и сформированность универсальных компетенций, постоянная включенность в практическую деятельность, мобильность, адаптированность к быстро меняющимся ситуациям.

Особую роль в процессе формирования и развития личности молодого специалиста играют высшее учебное заведение и исследовательская деятельность. Вуз выступает культурно-образовательной площадкой, а исследовательский компонент способствует наиболее эффективному усвоению полученных знаний и умений. Связующим звеном в процессе интеграции образовательных и научно-исследовательских технологий становится информационно-образовательный ресурс.

К информационно-образовательным ресурсам относятся не только материально-технические, но человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал.

Стоит отметить, что столь высокая активность молодежи в сфере профессионального саморазвития и повышение уровня аттрактивности исследовательского компонента, как ресурса для достижения профессиональных вершин в поиске работы и в дальнейшем успешной карьеры высококвалифицированного специалиста, привлекла внимание крупных корпораций-работодателей (Facebook Хакатон, Google - Хакатон, Тинькофф и McKinsey Хакатон, Альфа-Банк Хакатон A!Hack, Газпром «Hack the media», Microsoft Hackathon 2018: «Мыслите глобальнее и верьте, что можете изменить мир»).

Кроме того, формат хакатона стал неотъемлемой частью молодежной государственной культурной политики. Так, в рамках платформы «Россия – страна возможностей», в 2019 году прошел крупнейший всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» на базе которого проводился хакатон, который охватил почти все сферы жизнедеятельности, такие как образование, культура, транспорт, медицина и т.д. [1]

Таким образом, актуальным становится вопрос о том, чтобы образовательная деятельность была дополнена инновационными социально-культурными технологиями в области подготовки будущих специалистов.

В настоящее время хакатоны стали неотъемлемой частью социально-культурной деятельности, активно организуются «научные хакатоны», на которые приезжает учащаяся молодежь с презентациями своих проектов. Данная форма проведения научного мероприятия способствует не только привлечению новой аудитории, но и дает возможность выразить себя, самореализоваться в кругу своих сверстников по средствам науки. (VK Hackathon, 2019 г.; Zoohackathon; Промышленный хакатон ProHack 4.0; PhotoHack в г. Великий Новгород; ROBOCON #11 POSTINDUSTRIAL DESIGN).

Россия установила рекорд по самому массовому хакатону в мире, соответствующая премия Гиннесса была вручена 29 сентября 2019 г. во время церемонии закрытия конкурса «Цифровой прорыв», проходящей в выставочном центре «Казань Экспо».

Суть научного стендапа заключается в том, что молодые исследователи научно-технических, естественно-научных и гуманитарных специальностей, от филологов и психологов до специалистов в области физики, химии и биоинформатики представляют свои проекты в интересной, оригинальной форме. Причем время для подобной презентации ограничено. Всего за десять минут максимум участник должен обозначить проблемное поле, озвучить цель и задачи исследования, а также заявить гипотезу исследования. [1, c. 26] Далее кратко, но при этом емко и креативно представить результаты эмпирического исследования, а также проект решения проблемы. Данная форма социально-культурной деятельности позволяет не только кратко, грамотно и интересно представить результаты своего научного исследования, но и позволяет, во-первых, привлечь внимание общества к существующей проблеме, во-вторых, получить одобрение и поддержку среди спонсоров/работодателей на реализацию своего проекта. В России научный стендап стал активно популяризоваться в 2013 году. Данную форму начали включать в различные молодежные научные мероприятия, а с 2017 года она стала основой для проведения телевизионной версии, которая получила положительные отзывы и была продлена на второй сезон. Кроме того, данная форма популярна и во внеучебной работе вузов России, таких как ИТМО, ЯрГТУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Политехнический университет им. Петра Великого и т.д.

Антилекция – одна из новых форм привлечения молодых людей к интеллектуальному досугу. Данный проект может включать в себя комплекс мастер-классов, тренингов, творческих встреч. Он направлен на то, чтобы донести информацию оригинальным способом, пробудить у молодежи желание узнать что-то новое. Приведем удачные примеры: «Science on/Наука со вкусом», Нейроспагетти: сложные темы из мира науки простым языком, от строения мозга и психологии до происхождения планеты и космоса, «Диалоги со временем» на базе исторического факультета ТГУ, «Научная кухня» ТГУ, «Социальное партнёрство в реализации молодёжного проекта «Морское наследие Петра Великого» СПбГИК и т.д.

Брейн-румы первоначально являлись частью квестов, в которых игроки должны были посредством логического мышления выбраться из комнаты за определенное количество времени. В настоящее время брейн-рум стал частью образовательной сферы. Например, участникам предлагается проблемная ситуация, в которой необходимо придумать решение и доказать его, тем самым победить противника в дебатах, доказав свою точку зрения.

 Другой инновационный формат – научные батлы, в которых участники, используя свои коммуникационные, ораторские навыки, а также теоретические и практические материалы доказывают свою точку зрения по заявленной теме.

Таким образом, использование данных форм для стимулирования исследовательской активности учащейся молодежи будет способствовать ее творческой и профессиональной самореализации, и будет стимулировать к творческому поиску, нестандартным решениям актуальных профессиональных проблем.

 

Библиография

1. Васильева, Е. Е. Научный стендап как аттрактивная форма стимулирования научно-исследовательской активности студентов / Е. Е. Васильева // Вестник СПбГИК. – 2019.

– №4. – С.23-27.

2. Официальный сайт проекта «Цифровой прорыв». [Электронный ресурс].

URL: https://leadersofdigital.ru/




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.004 с.)