Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческие технологии работы с молодежьюБурдюжа Е.А., заведующий подростково-молодежным клубом «Нева» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Объединение подростково-молодежных клубов «Перспектива»
Данная статья посвящена современным технологиям работы с подростками и молодежью (по месту жительства). Ключевые слова: молодежная политика, творческие методики, творческие технологии, работа с молодежью. Работу с молодежью чаще всего дифференцируют в зависимости от направлений или специфики учреждений, где ведется работа. Например, воспитательная работа, культурно-досуговая работа, профориентационная, профилактическая, работа с молодежью по месту жительства и т.д. Работа с молодежью, согласно «Основам государственной молодежной политики в РФ до 2025 г.» (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р) – это профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями. Основные задачи работы с молодежью [1, с. 67]: 1) поддержка и мотивация инициатив молодежи за счет создания благоприятных условий для их интеллектуального и творческого развития; 2) обеспечение молодежи возможностью получения необходимых для жизни навыков, знаний и компетенций посредством неформального образования; 3) обеспечение молодежи возможностью использования свободного времени с пользой; 4) обеспечение молодежи доступностью информации, соответствующей нуждам их развития. Методы и технологии работы с молодежью можно разделить на следующие группы [4, с. 122]: 1. Индивидуальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем консультирования с клиентом. В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (социальные службы, врачи, юристы). 2. Групповая работа может реализоваться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени. 3. Социальная работа призвана содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечение молодежи конкретной территории в решение острых проблем. Сегодня под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Под социальными технологиями в работе с молодежью принято понимать деятельность общественных структур по поддержке молодых людей в постановке их жизненных перспектив и целей, а также полноценной интеграции их в общество. Отметим, что в рядах объединения подростково-молодежных клубов «Перспектива» (далее «ОПМК «Перспектива») Центрального района Санкт-Петербурга состоит около 6000 петербуржцев в возрасте от 14 до 30 лет. В «ОПМК «Перспектива» работают 27 клубов и более 200 клубных формирований. В творческих коллективах, спортивных секциях, художественно-прикладных мастерских, вокальных и танцевальных коллективах танцуют и поют, сочиняют стихи и изучают наследие великих авторов, пробуют себя в актерском мастерстве, учатся создавать шедевры декоративно-прикладного искусства. Здесь встают в почетные караулы у вечного огня и участвуют в вахтах памяти, шагают в рядах "Бессмертного полка", примеряют на себя рыцарские доспехи и на примерах героев минувших лет учатся вести себя по-рыцарски в повседневной жизни. Подростково-молодежные клубы (далее ПМК) – это структурные подразделения, где молодые люди и специалисты, работающие с молодежью, могут: - получить информацию по широкому спектру вопросов, касающихся молодежи; - проконсультироваться и получить поддержку психолога, социального работника; - начать добровольческую деятельность; - принять участие в спортивных, культурно-досуговых, информационных мероприятиях, массовых акциях и т.д. ПМК инициируют, поддерживают и участвуют в общественных дискуссиях по молодежным проблемам, собирают, систематизируют и распространяют актуальную информацию, играют важную роль в формировании у молодежи ценностей, навыков здорового образа жизни, патриотических и нравственных ориентиров. Молодых людей в ПМК привлекают неформальная атмосфера, открытость и доброжелательность сотрудников, их готовность к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Формирование дружественной к молодежи среды объединяет ПМК с различными организациями: учебными заведениями, территориальными и муниципальными органами управления молодежной политикой, общественными организациями, СМИ. Совместная работа помогает максимально эффективно решать молодежные проблемы и реализовывать гражданские инициативы молодежи. Организация различных мероприятий для молодежи является одним из важнейших компонентов профилактической деятельности. «ОПМК «Перспектива» использует креативный подход и выстраивает свою работу с молодежью таким образом, чтобы привлечь максимум внимания и охватить большое количество людей. Слово “креатив” было привнесено в русский язык как калька с английского «creative» – творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: «creatio» – сотворение, создание) [2, с. 132]. Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово «творчество»? Используя западный термин, мы интуитивно разделяем: есть творческий этап генерации идей, а есть необходимость поточного производства идей: слоганы, рекламные концепции, эскизы для рекламы, сценарии праздников и т.п. Причем, если критерием творчества может быть только яркость слогана, то критерием креативности уже должна быть его эффективность. Употребляя слово «креатив», мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Креативность – это способность генерировать идеи, которые удовлетворяют двум простым критериям. Они должны быть: • новыми (нестандартными, необычными, даже сумасшедшими, на первый взгляд); • полезными (полезность – то, что отличает подлинный креатив от простого полета фантазии). Преобразования в России определяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой выступает активность в постижении социальной действительности, способность к проявлению ответственности и инициативности. С целью развития социальной активности, инициативности и творческого потенциала молодежи важно способствовать включению молодежи в различные виды общественной деятельности, разрабатывать новые технологии [5, с. 14]. В качестве примера применения творческих методик и технологий в ПМК «Нева» можно обозначить новый (2018 г.), но уже востребованный конкурс ораторского мастерства «Шаг к успеху», который приурочен к Международному дню студентов (17 ноября). Конкурс проводится с целью развития и совершенствования системы работы с подростками и молодежью, а также с целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе. Задачи конкурса: - развитие интереса у подростков и молодежи к ораторскому искусству; - формирование нового уровня коммуникативной компетенции; - совершенствование речевых умений публичного выступления на заданную тему; - знакомство с основами ораторского искусства, освоение технологии подготовки и произнесения публичных речей с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации; - создание условий для самореализации молодежи, повышения их социальной и творческой активности. Конкурс проводится в двух возрастных категориях: 1-я – от 14 до 17 лет; 2-я – от 18 до 30 лет. Участники конкурса готовят публичные выступления на любую выбранную тему по актуальным вопросам состояний гражданского и культурного общества, конфликту поколений, формирования духовных ценностей и осознанной личности и другим. Длительность сообщения не более трех минут. После выступления 1-2 минуты даются для ответов на вопросы. Вопросы могут быть заданы как членами жюри, так и участниками Конкурса. Основные критерии оценки: - содержание ораторского выступления; - соответствие теме, стилю, жанру; - логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность; - полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли; - точность, богатство и выразительность речи, соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота; - артистизм, речевое мастерство, личностный аспект (выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания). Конкурс проводится в три этапа: сбор и обработка заявок; отборочный тур (просмотр участников, подавших заявки на участие); работа жюри по оценке выступлений по критериям, награждение победителей дипломами и призами. В 2020 году конкурс ораторского мастерства «Шаг к успеху» пройдет в онлайн-формате.
Библиография 1. Александер, А. Д. Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики. Возможности и перспективы / А. Д. Александер. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2015. – 176 с. 2. Пронина, Е. В. Личностные особенности социально активной молодежи // The generation of scientific ideas / Е. В. Пронина. – 2015. – №6. – С. 131-137. 3. Пронина, Е. В., Попова, С. Ю. Актуальные проблемы исследования социально активной молодежи: творческое отношение к жизнедеятельности / Е. В. Пронина, С. Ю. Попова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №14. – С. 86-90. 4. Холостова, Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2015. – 612 с. 5. Холостова, Е. И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2016. – 32 с. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Васильева Е.Е., преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств» В данной статье рассматривается потенциал информационно-образовательного ресурса в процессе развития исследовательской активности учащейся молодежи и формирования компетентных будущих специалистов. Рассматриваются инновационные формы социально-культурной деятельности, такие как хакатон, научный стендап, антилекция и т.д., которые способствуют привлечению молодежи к исследовательской деятельности и способствую их творческой самореализации и саморазвитию. Ключевые слова: информационно-образовательный ресурс, учащаяся молодежь, инновации, хакатон, научный стендап, исследовательская деятельность. Сегодня, в эпоху информационного общества, в связи со стремительным развитием всех сфер жизнедеятельности человека, происходят значительные изменения. В настоящее время высококачественная подготовка специалистов включает в себя не только знания, навыки и умения профессиональной деятельности, но и сформированность универсальных компетенций, постоянная включенность в практическую деятельность, мобильность, адаптированность к быстро меняющимся ситуациям. Особую роль в процессе формирования и развития личности молодого специалиста играют высшее учебное заведение и исследовательская деятельность. Вуз выступает культурно-образовательной площадкой, а исследовательский компонент способствует наиболее эффективному усвоению полученных знаний и умений. Связующим звеном в процессе интеграции образовательных и научно-исследовательских технологий становится информационно-образовательный ресурс. К информационно-образовательным ресурсам относятся не только материально-технические, но человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал. Стоит отметить, что столь высокая активность молодежи в сфере профессионального саморазвития и повышение уровня аттрактивности исследовательского компонента, как ресурса для достижения профессиональных вершин в поиске работы и в дальнейшем успешной карьеры высококвалифицированного специалиста, привлекла внимание крупных корпораций-работодателей (Facebook Хакатон, Google - Хакатон, Тинькофф и McKinsey Хакатон, Альфа-Банк Хакатон A!Hack, Газпром «Hack the media», Microsoft Hackathon 2018: «Мыслите глобальнее и верьте, что можете изменить мир»). Кроме того, формат хакатона стал неотъемлемой частью молодежной государственной культурной политики. Так, в рамках платформы «Россия – страна возможностей», в 2019 году прошел крупнейший всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» на базе которого проводился хакатон, который охватил почти все сферы жизнедеятельности, такие как образование, культура, транспорт, медицина и т.д. [1] Таким образом, актуальным становится вопрос о том, чтобы образовательная деятельность была дополнена инновационными социально-культурными технологиями в области подготовки будущих специалистов. В настоящее время хакатоны стали неотъемлемой частью социально-культурной деятельности, активно организуются «научные хакатоны», на которые приезжает учащаяся молодежь с презентациями своих проектов. Данная форма проведения научного мероприятия способствует не только привлечению новой аудитории, но и дает возможность выразить себя, самореализоваться в кругу своих сверстников по средствам науки. (VK Hackathon, 2019 г.; Zoohackathon; Промышленный хакатон ProHack 4.0; PhotoHack в г. Великий Новгород; ROBOCON #11 POSTINDUSTRIAL DESIGN). Россия установила рекорд по самому массовому хакатону в мире, соответствующая премия Гиннесса была вручена 29 сентября 2019 г. во время церемонии закрытия конкурса «Цифровой прорыв», проходящей в выставочном центре «Казань Экспо». Суть научного стендапа заключается в том, что молодые исследователи научно-технических, естественно-научных и гуманитарных специальностей, от филологов и психологов до специалистов в области физики, химии и биоинформатики представляют свои проекты в интересной, оригинальной форме. Причем время для подобной презентации ограничено. Всего за десять минут максимум участник должен обозначить проблемное поле, озвучить цель и задачи исследования, а также заявить гипотезу исследования. [1, c. 26] Далее кратко, но при этом емко и креативно представить результаты эмпирического исследования, а также проект решения проблемы. Данная форма социально-культурной деятельности позволяет не только кратко, грамотно и интересно представить результаты своего научного исследования, но и позволяет, во-первых, привлечь внимание общества к существующей проблеме, во-вторых, получить одобрение и поддержку среди спонсоров/работодателей на реализацию своего проекта. В России научный стендап стал активно популяризоваться в 2013 году. Данную форму начали включать в различные молодежные научные мероприятия, а с 2017 года она стала основой для проведения телевизионной версии, которая получила положительные отзывы и была продлена на второй сезон. Кроме того, данная форма популярна и во внеучебной работе вузов России, таких как ИТМО, ЯрГТУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Политехнический университет им. Петра Великого и т.д. Антилекция – одна из новых форм привлечения молодых людей к интеллектуальному досугу. Данный проект может включать в себя комплекс мастер-классов, тренингов, творческих встреч. Он направлен на то, чтобы донести информацию оригинальным способом, пробудить у молодежи желание узнать что-то новое. Приведем удачные примеры: «Science on/Наука со вкусом», Нейроспагетти: сложные темы из мира науки простым языком, от строения мозга и психологии до происхождения планеты и космоса, «Диалоги со временем» на базе исторического факультета ТГУ, «Научная кухня» ТГУ, «Социальное партнёрство в реализации молодёжного проекта «Морское наследие Петра Великого» СПбГИК и т.д. Брейн-румы первоначально являлись частью квестов, в которых игроки должны были посредством логического мышления выбраться из комнаты за определенное количество времени. В настоящее время брейн-рум стал частью образовательной сферы. Например, участникам предлагается проблемная ситуация, в которой необходимо придумать решение и доказать его, тем самым победить противника в дебатах, доказав свою точку зрения. Другой инновационный формат – научные батлы, в которых участники, используя свои коммуникационные, ораторские навыки, а также теоретические и практические материалы доказывают свою точку зрения по заявленной теме. Таким образом, использование данных форм для стимулирования исследовательской активности учащейся молодежи будет способствовать ее творческой и профессиональной самореализации, и будет стимулировать к творческому поиску, нестандартным решениям актуальных профессиональных проблем.
Библиография 1. Васильева, Е. Е. Научный стендап как аттрактивная форма стимулирования научно-исследовательской активности студентов / Е. Е. Васильева // Вестник СПбГИК. – 2019. – №4. – С.23-27. 2. Официальный сайт проекта «Цифровой прорыв». [Электронный ресурс]. URL: https://leadersofdigital.ru/
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.004 с.) |