Проект «психологический клуб «у фрейда» как формат эффективной работы с молодежью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «психологический клуб «у фрейда» как формат эффективной работы с молодежью



Кудрявцев Д.Ю., психолог, социолог высшей категории государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи Василеостровского района Санкт-Петербурга»

Проект «Психологический клуб «У Фрейда», который создан 15 декабря 2016 года и с большим успехом реализуется в Доме молодёжи Василеостровского района, представляет собой уникальное пространство для личностного развития молодёжи. В статье идет речь о том, как создавался и воплощается в жизнь психолого-социальный продукт, который пользуется интересом у молодых людей Василеостровского района Санкт-Петербурга. Также опыт реализации проекта может быть полезным для создания подобных клубов в других районах Санкт-Петербурга и российских городах.

Ключевые слова: работа с молодежью, психологический клуб, молодежная политика.

Большое значение для молодёжи имеет психологическая помощь и социальное сопровождение, которые осуществляются отделом психологической поддержки и профориентации Дома молодёжи Василеостровского района Санкт-Петербурга. Изменение социальной ситуации в современном мире приводит к тому, что многие методики, используемые ранее, быстро устаревают, поэтому возникает необходимость в формировании новых психологических инструментов для работы с молодёжью, вовлечения их в диалог, общение и новые знакомства. В работе отдела используется комплекс технологий и методик по социально-психологической поддержке, в том числе инновационных, таких как кинотерапия и метод психодрамы.

Проблема мегаполиса в том, что молодые люди 14-18 лет и рабочая молодёжь, как правило, вечером предоставлены сами себе. В крупных городах существует мало психологически комфортных пространств, где они бы могли получить бесплатную профессиональную квалифицированную помощь, пообщаться, поделиться своими насущными проблемами, получить достоверную информацию из области научной и практической психологии.

Также большой проблемой современного общества и молодёжной среды является психологическая безграмотность, непросвещённость, стереотипизация профессии психолога, невежественность в отношении науки психологии. Эти проблемы выливаются в неумение гармонично выражать себя, свои мысли и чувства, преодолевать психотравмирующие ситуации, проходить через внутренние и внешние конфликты. Для исправление этой ситуации был создан «Психологический клуб «У Фрейда».

Клуб, названный в честь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, предоставляет бесплатное посещение для молодых людей, интересующихся глубинной психологией, психоанализом, саморазвитием. Создатель и ведущий клуба Денис Юрьевич Кудрявцев является практикующим психологом, психоаналитиком, арт-терапевтом с опытом психологической работы более 13 лет.

Основная цель проекта «Психологический клуб «У Фрейда» заключается в психологическом просвещении молодёжи. В задачи проекта входят психологическая адаптация и социализация молодёжи, формирование навыков рефлексии, гармонизация партнёрских отношений,формирование умения выражать мысли, чувства, ощущения, а также новые знакомства, дружеские связи и отношения. Также в клубе ведется работа по снижению аддиктивных и асоциальных проявлений,ксенофобии, суицидальных тенденций, поформированию навыков конфликтоустойчивости, стрессоустойчивости, проводится профилактика употребления ПАВ (психоактивных веществ). Клуб создан для молодёжи возраста 14-30 лет, в том числе для подростков из социально-неблагополучных семей, опекаемых и приёмных семей, состоящих на учёте в ОДН (отдел по делам несовершеннолетних) КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) и других служб профилактики.

Показатели результативности реализации проекта: улучшение коммуникативных навыков участников, повышение возможностей конструктивного разрешения внутренних и межличностных конфликтов, психологическое просвещение молодых людей, повышение уровня осознанности, формирование навыков принятия себя и проработки личностных проблем, осознания внутренних личностных ресурсов, открытие новых перспектив в личностном росте, а также усиление мотивации к принятию осознанных и взвешенных решений.

Реклама деятельности проекта проводится в группах «ВКонтакте»: «Дом молодёжи ВО» [22], «Психологический клуб «У Фрейда» [23], отдел психологической поддержки и профориентации молодёжи [24], на сайте Дома молодёжи Василеостровского района Санкт-Петербурга [25].

Для реализации проекта используются просторное уютное помещение, необходимые оборудование, мебель и материалы, в частности, телевизор или проектор, маркерная доска, канцелярские принадлежности.

Мероприятия клуба проходят два раза в месяц, по четвергам, вечером с 18.00 до 21.00 часа. Занятия проходят в форме тренингов, семинаров, профилактических бесед, кинодебатов, с применением методов кинотерапии, мульттерапии, сказкотерапии, коллажетерапии, психодрамы, арт-терапевтических упражнений. Также часто проводятся занятия по расшифровке сновидений, работа с образами и архетипами. В период пандемии клуб функционировал в дистанционном формате профилактических вебинаров и онлайн-семинаров на платформах Zoom и Discord.

Основные темы клуба, которые разбираются на занятиях: «Психологическое просвещение», кинотерапия по психологическому сериалу «Без свидетелей», семинары-тренинги «Психология мужчины и женщины», «Семейные конфликты», «Зависимости и созависимость», «Психосоматика», «Язык жестов», серия тренингов «Пойми себя», «Психология денег», «Мои желания – моё будущее» и т.д.

 

 

Ниже приведем примерный план занятия, которое условно делится на три части. Первая часть – знакомство. Участники садятся в круг, ведущий встречи представляется, рассказывает о клубе и предлагает представиться участникам встречи: «Как вас зовут?», «Кем вы работаете», «Где учитесь?», «Ваши ожидания по встрече, теме занятия?». Далее, в теоретической части участники погружаются в изучение основ психологии, задают вопросы, ведущий отвечает на них. В третьей, практической части, используются инновационные психологические методики (кинотерапия, психодрама, работа с метафорическими ассоциативными картами, арт-терапевтические техники). Далее идёт обсуждение, участники делятся наблюдениями и жизненным опытом, задают вопросы по теоретической и практической частям. В заключительной части каждый участник рассказывает о чувствах, эмоциях и переживаниях, которые происходили с ним во время встречи, высказывает мнение о последующих встречах и возможных формах предстоящих занятий.

Проект успешно реализуется более трёх с половиной лет. В показателях эффективности клуба можно привести следующую статистику: было проведено более 120 встреч, которые посетили более 300 участников. В основном это рабочая молодёжь, студенты, жители Василеостровского района, Санкт-Петербурга и пригородов. Также клуб посещают подростки, состоящие на учёте ОДН, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, а также представители других стран. В группе социальной сети «ВКонтакте» на данный момент зарегистрировано 316 участников. В начале работы клуба количество участников было небольшим, от пяти до семи человек, но через четыре месяца, благодаря рекламе в «ВКонтакте», количество выросло до 15-20 человек. Сейчас на занятия приходят в среднем 10-15 молодых людей, сформировалась устойчивая, мотивированная группа.

Организатор и ведущий клуба Денис Юрьевич Кудрявцев в 2017 году был признан победителем городского конкурса «Лучший специалист по работе с молодёжью, организующий профилактическую работу». В 2019 году Кудрявцев Д.Ю. занял первое место в городском конкурсе профориентационных программ, с проектом «Метод кинотерапии в профессиональном самоопределении молодого человека» (в рамках психологического клуба «У Фрейда»). В 2020 году был отмечен благодарностью Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями «За большой вклад и эффективную работу по воспитанию подрастающего поколения и реализацию государственной молодежной политики Санкт-Петербурга» и благодарственным письмом Администрации Василеостровского района «За добросовестное, осуществляемое на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей».

В отзывах по мероприятиям (сетевая группа клуба) участники позитивно оценивают работу клуба и ведущего, отмечают, что благодаря развитию личностных навыков, эмоциональной разгрузке и саморефлексии, они могут преодолеть внутренние и внешние конфликты.

Высокий уровень результативности работы клуба говорит о его востребованности, заинтересованности молодёжи в психологическом просвещении, наличии запроса со стороны молодых людей на саморазвитие, самоанализ, поиск и формирование целей и внутренних ресурсов для их достижения. Создание подобных профильных клубов в Санкт-Петербурге и по стране несомненно улучшает психологическое, физическое и социальное здоровье молодежи, значительно повышает качество жизни граждан и формирует здоровое будущее нашей страны.

Библиография

1. Анн, Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005.

2. Берн, Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2008.

3. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. /

И. В. Вачков. – Москва: Изд-во «Ось-89», 2010.

4. Вацлавик, П., Джексон, Д. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Д. Джексон. – СПб., 2010.

5. Выготский, Л.С. Психология подростка / Л. С. Выготский. – М.: «Роспедагенство», 1998.

6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М., 2009.

Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

7. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. – СПб., 2005.

8. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / Кон, И. С. – М.: Просвещение, 1979.

9. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)

Учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М., 2006.

10. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. – М., 2003.

11. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. – М., 2007.

12. Нагао, Т., Сайто, И. Кокология. Игра самораскрытия / Т. Нагао, И. Сайто. – София: Изд. «Гелиос», 2003.

13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

14. Практикум по социально-психологическому тренингу /под ред. Б. Д. Парыгина. – СПб., 2010.

15. Райс, Ф. Типология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Из-во Питер, 2011.

16. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи / Т. Рассел. – М., 2002.

17. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Ромек. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

18. Скрыпко, М. И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга. Автореферат, диссертация … канд. психол. наук / М. И. Скрыпко. – Челябинск, 2002.

19. Теплов, Б. М. Психология способностей / Б. М. Теплов. – М., 2008.

20. Торн, К., Маккей, Д. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. – СПб., 2012.

21. Хрящева, Н. Ю. Основы социально-психологического тренинга / Н. Ю. Хрящева. – Л., 1990.

22. URL: https://vk.com/dom65 [Электронный ресурс].

23. URL: https://vk.com/u_frejda [Электронный ресурс].

24. URL: https://vk.com/psy_dmvo [Электронный ресурс].

25. URL: http://доммолодежи.рф [Электронный ресурс].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.012 с.)