Цифровая молодежь: повседневные форматы коммуникативной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровая молодежь: повседневные форматы коммуникативной культуры



Новожилова А.М., методист Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный досуговый центр «Фрунзенский», кандидат филологических наук, доцент

 

В данной работе приводится опыт эмпирического исследования особенностей современной коммуникации посредством мессенджеров и социальных сетей, что, в свою очередь, оказывается эффективной технологией в организации работы с молодежью.

Ключевые слова: работа с молодежью, интернет-коммуникация, текстинг, дигитализация.

Стремительная и масштабная интеграция интернета и медиа в нашу повседневность неизбежно актуализирует исследовательский интерес к происходящему «здесь и сейчас». Исследователи социальных медиа утверждают [3, с. 40], и с ними нельзя не согласиться в том, что интернет-культура стала настолько популярной повседневной средой, порождающей новые коммуникативные жанры и модели поведения, что они перестают восприниматься как субкультурные, размывая границы традиционных и ранее привычных для нас норм общения.

Успешность социальных практик сегодня полностью зависит от навыков владения цифровыми технологиями, которые снабжены приложениями и другим опционалом, позволяющим постоянно находиться онлайн. Современное мобильное устройство стало выполнять функции посредника, переходя в статус партнера и полноправного участника коммуникативного процесса. Подобное концептуальное переосмысление коммуникации людей обрело свойства гетерогенной социотехнической сети [2, с. 87].

Основным проводником «тотальной дигитализации» в коммуникации, несомненно, является молодежь, она всегда более восприимчива к новациям и смело проводит их в жизнь. Популярность общения в форумах, чатах и мессенджерах, коммуникация эмотиконами, создание вирусных видео – это удобный и мгновенный способ передачи информации. В ситуации, когда гаджет оказался «частью тела» человека, он дает преимущества социальному взаимодействию в онлайн и офлайн форматах. Развитие информационных и медиа технологий неизбежно меняет характер общественных коммуникативных процессов, радикально увеличивая доступность распространения наиболее эффективных социальных практик. Они становятся удобными платформами для обмена социальными знаниями, с их помощью легко преодолеваются территориальные, культурные, языковые границы в общении. Все больше современность уходит в коммуникативное пространство виртуальной реальности, общаясь специфическим способом – с помощью мессенджеров, социальных сетей и специфического юмора. Участникам онлайн-коммуникации необходимо понимать, что сетевой формат общения приобретает сейчас новую, третью форму бытования: это не устная речь – мы практически не говорим, но это и не письменная речь, потому что никто не проверяет расстановку знаков препинания. В интернете мы спонтанно общаемся (это похоже на устную речь), но при этом мы общаемся не с помощью устной речи, а набираем сообщение с клавиатуры (это не письмо, а именно что-то напечатанное) – текстинг. Такая форма подачи текста первоначально существовала в виде смс. Сейчас текстинг чаще используется для обозначения гибридной, не устной и не письменной формы коммуникации. Общаясь в интернете мы не говорим, мы печатаем (именно печатаем, а не пишем), что существенно отличает интернет-коммуникацию от письменной речи: мы не видим почерка, размера букв, мы можем только играть со шрифтами пользуясь графическими интернет-приемами. Популярным стало общение не столько буквами, сколько картинками – инфографика, эмодзи, мемы. Интернет во многом нивелирует традиционную «репрессивную» функцию языка, здесь нормативным становится снижение лексики и употребление сленга, нарушение пунктуационных и орфографических норм.

В такой коммуникации вводится новое социальное разделение, упраздняющее традиционные статусные различия, основываясь на принадлежности к культурным трендам – пользователи поделены на «продвинутых» и «отсталых». Так, цифровая коммуникация обретает актуальность социального тренда, обладающего свойствами мобильности сетевого социума, сиюминутного ощущения совместного присутствия. Сама коммуникация в интернете строится по непривычным для нас правилам, для нее характерны те особенности, которые не характерны для письменной или устной речи. Отсутствие классических невербальных компонентов приводит к тому, что молодежь, с целью индивидуально выразиться, активно использует графические элементы, гифки, мемы, картинки, стикер-паки. Удобным фактором участвовать или не участвовать в акте общения является элемент добровольности и желательности контактов (если на улице мы обязаны отреагировать на обращающегося к нам человека, то в интернете мы можем его забанить, если общение с ним неприятно). Интернет-коммуникация – это высокая степень экспрессивности, поэтому так часто используются эмотиконы и шутки. Все это приводит к нетипичному и ненормативному, с точки зрения классической коммуникации, поведению. Однако, интернет-коммуникация – пространство для языковых игр, появления новых жанров (демотиваторы, коллажи с «чувством юмора» именуемые фотожабы, литературное творчество – сететура, вирусный характер контента).

Мемы – одна из самых показательных особенностей речи современных интернет-пользователей. О присутствии тех или иных мемов мы можем делать выводы о личности самого «говорящего». Цели у мемов разные – от развлечения и языковой игры, до провокации, речевой агрессии и кибербуллинга. В формате мемов эффективно работает интернет-реклама, мемы могут служить мошенническим орудием, например, в фишинговых операциях.

Новый массовый способ упорядочивания коммуникации и альтернативный способ ее управления сформировался в социальных сетях. Существующая концепция «информационного общества» М. Кастельса, указывает на то, что при помощи интернет-технологий, в современном мире усилилась роль горизонтальных социальных связей и значительно уменьшилась роль вертикальных [1, с. 21]. Тот факт, что молодежь предпочитает социальные медиа и сетевое общение, является проявлением новых форм социальной дигитальной коммуникации.

Увеличение значимости социальных сетей и предлагаемых ими форматов общения в жизни молодежи ставит перед наукой задачи комплексного исследования онлайн-коммуникации и возможностей ее развития и влияния на молодежь, не исключаем также формирования и воздействия (предположение наше – А.Н.). Перспективным нам видится исследование особенностей онлайн-коммуникаций интернет-сообществ, слэнговых практик онлайн-лидеров и др.

Сравнительные опросы молодежи показывают, что большая доля свободного времени, уделяемого дружеским связям и деловой коммуникации в социальных сетях, увеличивается. Так, еще в 2017 году, доля опрошенных респондентов из числа молодежи в возрасте 16-25 лет, проводивших время с гаджетом в руках более 3-х часов в день, составляла среди опрошенных почти 70%, при этом общение составляло около 80 % их онлайн-времени.

В 2020 году треть опрошенной молодежи уделяет соцсетям уже более 5 часов в день (не считая времени, проводимого в рамках режима онлайн-обучения, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции).

Нами замечена характерная черта молодежной онлайн-коммуникации – желание находиться в постоянном социальном взаимодействии, а также наличие сокращения коммуникативных пауз. Так, четверть опрошенных сегодня, проверяют обновления не реже 3 раз в час, а потребность в незамедлительном реагировании на приходящие сообщения составляет 72%. По комментариям самих респондентов, более 60 % ответили, что основная цель их нахождения в социальных сетях – это общение. Кроме комментирования контента других участников, самым востребованным видом общения являются мессенджеры, дающие возможность мгновенного коммуникативного реагирования (как индивидуальные, так и групповые чаты). Самой популярной для онлайн-коммуникации по охвату, среди опрашиваемой молодежи, оказывается социальная сеть Вконтакте – 100%, следом идут Instagram – 88% и Whats App – 76%, далее c отрывом идут Facebook – 43 % и Twitter – 23%.

 

На вопрос «Какому общению вы отдаете большее предпочтение, реальному или виртуальному?» мнения распределились следующим образом. Большинство молодых респондентов считают, что реальное общение не может быть заменено виртуальным, при том, что большую часть своего свободного времени они уделяют общению в сети интернет.

На вопрос «Для чего вы используете социальные сети и мессенджеры?» 60% ответили – с целью общения, 40 % с целью развлечься. Это указывает на недостаток общения вживую и невозможность реализовать свою досуговую деятельность в реальности, восполнив это с помощью социальных сетей.

При ответе на вопрос «Считаете ли вы себя интернет-зависимыми?», лишь 10 % отрицают свою зависимость. Здесь мы можем говорить о том, что основную часть свободного времени молодежь сама выбирает где и с кем она проводит свободное время, зачастую выпадающее на интернет.

Примечательно, что еще в начале 2000-х годов американские психологи утверждали, что есть простой тест на определение интернет-зависимости. Безусловно, в начале 20-х годов ХХI века этот вопрос уже выглядит смешно: «Проводите ли вы в интернете более часа в сутки?».

Таким образом, мы видим, что интернет-коммуникация в последние годы сознательно вошла и закрепилась в повседневной жизни современной молодежи. Итоги опросов молодежи показали, что, безусловно, они зависимы от социальных сетей и мессенджеров, потому что эти технологии играют огромную роль в их жизни – используются с целью общения. Интернет-коммуникация занимает существенное место в жизни молодежи, отрывая их от «живого» общения, при этом большинство респондентов предпочитают живое общение виртуальному. Происходящее объединение межличностных контактов связано с тем, что процесс общения происходит на расстоянии, при этом навыки живого общения в режиме текстинга не используются и в этой связи не развиваются. Альтернативные виды досуга обязаны дополнять и совершенствовать жизнь современной молодежи.

 

 

Библиография

1. Кастельс, М. Власть коммуникации. Учебное пособие / М. Кастельс. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2016. – с. 21.

2. Латур, Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур [пер. с англ. К.Федоровой, науч. ред. С.Миляева]. – Прагматический поворот, вып. 6), СПб.: Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. – с. 87.

3. Шаев, Ю. М. Интернет вещей и акторно-сетевая теория Б. Латура: методология и онтология / Ю. М. Шаев // Гуманитарный вектор. – 2017. – Т.12. – № 3.  – с. 40-44.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.007 с.)