Состояние, проблемы, перспективы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние, проблемы, перспективы»



СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Сборник материалов конференции

Санкт-Петербург

 

2020 год


 

УДК 32.019.5

ББК 66.75(2Рос)

М 75

 

 

М 75 «Молодежная политика: состояние, проблемы, перспективы»: электронный сборник материалов заочной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург. – 2020. – 110 с. [Электронный ресурс]. – URL: spbdm.ru/dokumenty.html

 

 

Экспертный совет:

Берковченко Е.С., заместитель директора по методической работе ГБУ «ДМСПб»;

Борисов Г.Д., заместитель директора ГБУ «ДМСПб» по развитию коммуникаций и добровольческой деятельности;

Удахина И.С., специалист по работе с молодежью СПб ГБУ «Центр патриотического воспитания молодежи «Дзержинец».

Координатор: Богославская М.В., начальник координационно-методического отдела ГБУ «ДМСПб».

Редактор: Лаговая М.С., методист ГБУ «ДМСПб».

 

 

В электронном сборнике материалов заочной научно-практической конференции «Молодежная политика: состояние, проблемы, перспективы» обобщен передовой опыт работы, систематизированы методы и технологии, теоретические и практические наработки в сфере молодежной политики.

 

УДК 32.019.5

ББК 66.75(2Рос)

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Баляницина Л.Н.

К ВОПРОСУ О ПОДРОСТКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ТРЕВОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОГО КЛУБА 5

Бугровская А.Д.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОЛОДЕЖЬЮ 10

 

Бурдюжа Е.А.

ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 12

Васильева Е.Е.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 16

Емельянов Е.Н.

ИНТЕРНЕТ-РУБРИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 19

Жигалко Е.В., Колотова Е.П.

МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОЕКТ «БАЛ КУЛЬТУР. КУЛЬТУРА ПРАЗДНИКА» – ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ 24

Кирпичева О.Д.

СОБЫТИЙНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 28

Кудрявцев Д.Ю.

ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «У ФРЕЙДА» КАК ФОРМАТ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 34

Кузнецова Т.А.

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАСТНИКАМИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 39

Кузнецова Т.А.

ПРОЕКТ «ГОВОРИМ О ДОБРОМ!». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В СРЕДЕ ВОЛОНТЁРОВ 43

Магомедова А.Н.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 47

Новожилова А.М.

ЦИФРОВАЯ МОЛОДЕЖЬ: ПОВСЕДНЕВНЫЕ ФОРМАТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 52

Новожилова О.А.

МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ТОЧКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ 57

Носов В.А.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ГЕЙМИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ 61

Павлова А.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РАБОТЫ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 65

Панова Л., Лихонкина С.

УЧАСТИЕ В МОЛОДЕЖНОМ ПРОЕКТЕ «АЛЬБОМ ГЕРОЕВ» КАК ШАГ К ЛИЧНОСТНОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОКОВ ГЕРОИЗМА СОВЕТСКОГО СОЛДАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 67

Пежемский В.Г.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ 72

Пищулин С.А.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 75

Семёнов А.А.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 79

 

Устелёмов В.А.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ 85

Шкурупей О.В., Пестов С.В.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 91

Юрченко Е.А.

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЮНОГО ЭКСКУРСОВОДА» 97

Из опыта работы с молодежью в сфере культуры

Безуглая В.С., Епифанова И.А., Уржумова О.М.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ 102

Качалова М.В.

ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ 104

Из опыта работы с молодежью в сфере образования

Смирнова Л.И., Салимурзаев Т.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА                                                                                               109


ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Васильева Е.Е., преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств»

В данной статье рассматривается потенциал информационно-образовательного ресурса в процессе развития исследовательской активности учащейся молодежи и формирования компетентных будущих специалистов. Рассматриваются инновационные формы социально-культурной деятельности, такие как хакатон, научный стендап, антилекция и т.д., которые способствуют привлечению молодежи к исследовательской деятельности и способствую их творческой самореализации и саморазвитию.

Ключевые слова: информационно-образовательный ресурс, учащаяся молодежь, инновации, хакатон, научный стендап, исследовательская деятельность.

Сегодня, в эпоху информационного общества, в связи со стремительным развитием всех сфер жизнедеятельности человека, происходят значительные изменения. В настоящее время высококачественная подготовка специалистов включает в себя не только знания, навыки и умения профессиональной деятельности, но и сформированность универсальных компетенций, постоянная включенность в практическую деятельность, мобильность, адаптированность к быстро меняющимся ситуациям.

Особую роль в процессе формирования и развития личности молодого специалиста играют высшее учебное заведение и исследовательская деятельность. Вуз выступает культурно-образовательной площадкой, а исследовательский компонент способствует наиболее эффективному усвоению полученных знаний и умений. Связующим звеном в процессе интеграции образовательных и научно-исследовательских технологий становится информационно-образовательный ресурс.

К информационно-образовательным ресурсам относятся не только материально-технические, но человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал.

Стоит отметить, что столь высокая активность молодежи в сфере профессионального саморазвития и повышение уровня аттрактивности исследовательского компонента, как ресурса для достижения профессиональных вершин в поиске работы и в дальнейшем успешной карьеры высококвалифицированного специалиста, привлекла внимание крупных корпораций-работодателей (Facebook Хакатон, Google - Хакатон, Тинькофф и McKinsey Хакатон, Альфа-Банк Хакатон A!Hack, Газпром «Hack the media», Microsoft Hackathon 2018: «Мыслите глобальнее и верьте, что можете изменить мир»).

Кроме того, формат хакатона стал неотъемлемой частью молодежной государственной культурной политики. Так, в рамках платформы «Россия – страна возможностей», в 2019 году прошел крупнейший всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» на базе которого проводился хакатон, который охватил почти все сферы жизнедеятельности, такие как образование, культура, транспорт, медицина и т.д. [1]

Таким образом, актуальным становится вопрос о том, чтобы образовательная деятельность была дополнена инновационными социально-культурными технологиями в области подготовки будущих специалистов.

В настоящее время хакатоны стали неотъемлемой частью социально-культурной деятельности, активно организуются «научные хакатоны», на которые приезжает учащаяся молодежь с презентациями своих проектов. Данная форма проведения научного мероприятия способствует не только привлечению новой аудитории, но и дает возможность выразить себя, самореализоваться в кругу своих сверстников по средствам науки. (VK Hackathon, 2019 г.; Zoohackathon; Промышленный хакатон ProHack 4.0; PhotoHack в г. Великий Новгород; ROBOCON #11 POSTINDUSTRIAL DESIGN).

Россия установила рекорд по самому массовому хакатону в мире, соответствующая премия Гиннесса была вручена 29 сентября 2019 г. во время церемонии закрытия конкурса «Цифровой прорыв», проходящей в выставочном центре «Казань Экспо».

Суть научного стендапа заключается в том, что молодые исследователи научно-технических, естественно-научных и гуманитарных специальностей, от филологов и психологов до специалистов в области физики, химии и биоинформатики представляют свои проекты в интересной, оригинальной форме. Причем время для подобной презентации ограничено. Всего за десять минут максимум участник должен обозначить проблемное поле, озвучить цель и задачи исследования, а также заявить гипотезу исследования. [1, c. 26] Далее кратко, но при этом емко и креативно представить результаты эмпирического исследования, а также проект решения проблемы. Данная форма социально-культурной деятельности позволяет не только кратко, грамотно и интересно представить результаты своего научного исследования, но и позволяет, во-первых, привлечь внимание общества к существующей проблеме, во-вторых, получить одобрение и поддержку среди спонсоров/работодателей на реализацию своего проекта. В России научный стендап стал активно популяризоваться в 2013 году. Данную форму начали включать в различные молодежные научные мероприятия, а с 2017 года она стала основой для проведения телевизионной версии, которая получила положительные отзывы и была продлена на второй сезон. Кроме того, данная форма популярна и во внеучебной работе вузов России, таких как ИТМО, ЯрГТУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Политехнический университет им. Петра Великого и т.д.

Антилекция – одна из новых форм привлечения молодых людей к интеллектуальному досугу. Данный проект может включать в себя комплекс мастер-классов, тренингов, творческих встреч. Он направлен на то, чтобы донести информацию оригинальным способом, пробудить у молодежи желание узнать что-то новое. Приведем удачные примеры: «Science on/Наука со вкусом», Нейроспагетти: сложные темы из мира науки простым языком, от строения мозга и психологии до происхождения планеты и космоса, «Диалоги со временем» на базе исторического факультета ТГУ, «Научная кухня» ТГУ, «Социальное партнёрство в реализации молодёжного проекта «Морское наследие Петра Великого» СПбГИК и т.д.

Брейн-румы первоначально являлись частью квестов, в которых игроки должны были посредством логического мышления выбраться из комнаты за определенное количество времени. В настоящее время брейн-рум стал частью образовательной сферы. Например, участникам предлагается проблемная ситуация, в которой необходимо придумать решение и доказать его, тем самым победить противника в дебатах, доказав свою точку зрения.

 Другой инновационный формат – научные батлы, в которых участники, используя свои коммуникационные, ораторские навыки, а также теоретические и практические материалы доказывают свою точку зрения по заявленной теме.

Таким образом, использование данных форм для стимулирования исследовательской активности учащейся молодежи будет способствовать ее творческой и профессиональной самореализации, и будет стимулировать к творческому поиску, нестандартным решениям актуальных профессиональных проблем.

 

Библиография

1. Васильева, Е. Е. Научный стендап как аттрактивная форма стимулирования научно-исследовательской активности студентов / Е. Е. Васильева // Вестник СПбГИК. – 2019.

– №4. – С.23-27.

2. Официальный сайт проекта «Цифровой прорыв». [Электронный ресурс].

URL: https://leadersofdigital.ru/


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Магомедова А.Н., специалист по социальной работе с молодёжью Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения Дом молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района

В статье представлен опыт работы учреждения сферы молодежной политики с подростками и молодежью «группы риска» в рамках реализации социальных проектов Дома молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района и определена воспитательная ценность данных технологий. Актуальность темы обусловлена тем, что формирование здорового, законопослушного и целеустремленного молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны. В статье перечислены возможности для самообразования и саморазвития подростков и молодёжи «группы риска» в условиях работы учреждений молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, подростки и молодежь «группы риска», профилактическая работа, социализация.

 

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»

Эрнст Легуве

 

«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает»

 Эмма Бомбек

 

Молодое поколение – самая активная часть общества, которая полна идей и сил для выстраивания своей жизни и которая готова вкладывать их в дальнейшее развитие своей родины. «Общество и государство заинтересовано, чтобы молодежь была вовлечена и интегрирована в полноценную жизнь общества, ибо молодежь, обладая специфическим инструментом взаимодействия с обществом и государством — инициативой, может вступать в эффективное взаимодействие посредством проектной деятельности» [1, с. 74]. Способствовать этому взаимодействию могут и должны учреждения молодежной политики.

Миссия молодежной политики – это, в первую очередь, создание единого творческого пространства для организации досуга подростков и молодёжи, формирующего физически здоровую, творчески мыслящую, социально активную личность.

Задачи молодежной политики направлены на расширение возможностей подростков и молодежи для эффективной самореализации, социализации и личностного и профессионального роста.

Яркие инновационные творческие проекты, лофт-проекты, арт-пространства вызывают положительный эмоциональный резонанс у молодежи и становятся альтернативой неорганизованному досугу. Общение молодежи в интернет-пространстве по поводу событий в рамках таких проектов, обмен мнениями молодежи и специалистов в области коммуникаций, самовыражение в творчестве и одобрение творческой деятельности – именно такие проекты могут вывести сегодня Дома молодежи (подростково-молодежные центры) на современный интеллектуальный и творческий уровень, востребованный молодежью.

При нестабильной ситуации современного мира во всех сферах жизни от молодого человека требуется повышенная активность как субъекта социальной жизни, принятие ответственности за свое поведение. Поэтому особенностью процессов воспитания подростков и молодежи в учреждениях молодежной политики становится использование широкого спектра социального проектирования как высокоэффективной технологии организации индивидуально-профилактической работы. 

Как известно, подростковый возраст полон противоречий: «Я сам себе придумываю правила поведения и тут же их нарушаю» [3, с. 119]. Таким образом, условия неопределенности, нетвердости позиции способствуют возникновению рисков при социализации подростков и молодежи.

Профилактика – это эффективный путь для формирования устойчивых ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание доминанты в сознании молодого поколения на регулярную позитивную и полезную деятельность. В традиционном толковании «профилактика – это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов» [4, с. 12].  

Эффективным механизмом реализации индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска» в ДМ «ФОРОПОСТ», как в одном из учреждений города молодёжной политики, является программно-целевой метод планирования деятельности по профилактике с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий для устранения причин и условий, ведущих к возможному росту числа правонарушений на территории района и города. Использование такого метода позволяет мобилизовать ресурсные возможности Дома молодежи на приоритетных направлениях решения задачи профилактики.

Действенность мер воздействия профилактическими мероприятиями, их достаточность, адекватность и комплексность, индивидуальный подход в работе с несовершеннолетними создается как успешный механизм предупреждения асоциального поведения путем привлечения всех субъектов профилактики к обеспечению комплекса мероприятий, которые направлены на формирование устойчивых ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание доминанты в сознании молодого человека на регулярную позитивную деятельность.

В учреждении с целью организации успешной практики индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска», формирования безопасной позитивной среды для социализации и самореализации подростков и молодежи «группы риска» созданы социальные проекты и комплексные программы, которые способствуют уменьшению эффекта влияния неблагоприятных обстоятельств на процесс социализации подростков и молодежи.

Проекты для подростков и молодежи созданы с учетом опыта работы Дома молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района Санкт-Петербурга и выработанной за несколько лет системы взаимодействия с субъектами профилактики района и города по следующим направлениям: профилактика девиантного поведения, информационное просвещение подростков и молодежи, социализация молодого поколения, создание условий для развития личностной, социальной, правовой культуры.

Специалистами Дома молодежи «ФОРПОСТ» разработана программа «Взгляд в будущее» по профилактике асоциального поведения среди подростков и молодежи «группы риска». Создание условий для формирования позитивной социально ориентированной личности и успешного развития потенциала подростков и молодежи «группы риска» является основной целью программы. В процессе системных занятий образуются творческие и спортивные коллективы, начинают меняться приоритеты (с негативных моделей поведения на позитивные), укрепляется здоровье, формируется привычка и положительная установка к здоровому образу жизни, появляются жизненные цели.

В рамках программы реализуется социальный проект «Экстрим компот». Проект направлен на поддержку подростков, состоящих на учете и находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта в течение года организуются индивидуально-групповые консультации и регулярные спортивные занятия по воздушной акробатике (прыжки на батуте). Также проводятся пробные занятия по следующим направлениям: прыжки с парашюта, езда на собачьих упряжках и лошадях, игра в бампербол (футбол в прозрачных надувных шарах), тренинг по спасению во время пожара на тренировочной площадке службы МЧС. Занятия реализуются с целью знакомства подростков с видами деятельности, которые способствуют формированию сильного характера, ответственного поведения на примере людей, соблюдающих принятые правила и нормы поведения в обществе для достижения высоких результатов. Занятия проводятся на территории спортивных клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с привлечением специалистов, подготовленных по определенным экстремальным видам спорта. Цель проекта: показать подросткам альтернативу уличной среде, дать возможность выразить негативные эмоции, попробовать себя в необычных видах спортивной деятельности.

Социальный проект «Спорт и труд» реализуется на территории конного клуба, где для участников проекта в течении получаса организована трудовая терапия (по различным профессиям, сопровождающим конный спорт в целом). По окончании времени работы, группа садится верхом на лошадей и выходит на манеж для тренировки. Группа занимается с самых азов, постепенно развивая спортивные навыки.

Проект «Профипроба» – профориентационный проект для подростков «группы риска», направленный на привлечение их к деятельности, которая может существенно снизить влияние негативных факторов и способствовать процессу выбора профессии. Для многих в молодежной среде сейчас важно зарабатывать деньги, чувствовать себя взрослым. Цель проекта: подготовка подростков к самостоятельному выбору профессии, с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. Задачи проекта: познакомить участников проекта с широким кругом профессий; информировать об условиях и основных требованиях при выборе какой-либо профессии; способствовать формированию мотивации у подростков на определение своей профессии в будущем.

Проект «Новый взгляд» направлен на снижение уровня правонарушений в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путём создания системы индивидуального сопровождения подростков через вовлечение в добровольческую и общественно-полезную деятельность на базе Центра развития добровольчества Дома молодёжи «ФОРПОСТ» с использованием подходов «Равный – равному» и «Старший брат, старшая сестра».

Основное направление деятельности – это первичная профилактика (пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений, употребления психоактивных веществ среди детей и молодежи, в том числе, в отношении подростков «группы особого внимания») посредством организации и проведения мероприятий.

Социальный проект по профилактике асоциального поведения среди подростков и молодежи «Игровая мастерская "Акцент"» направлен на создание возможности для формирования у воспитанников опыта решения социально и личностно значимых проблем, воспитания культуры здорового образа жизни и создание социальных благоприятных условий для развития подростков и молодежи. В рамках проекта проходят игровые занятия с элементами тренинга на формирование единства группы, «Мастерская диалогов», дискуссии «На одной волне: разный возраст – одни ценности», дискуссии между юношами и девушками о сходствах и различиях «Стол переговоров», игровые занятия «ХоббиТы», «Компас здоровья», экскурсия и участие в лекциях «Центра медицинской профилактики», занятия по моделированию «Как я вижу своё будущее». Ожидаемые результаты от реализации проекта – это развитие навыка построения бесконфликтного общения в социуме и сформированная безопасная модель поведения при конфликтной ситуации.

Технология организации индивидуально-профилактической работы с подростками и молодежью «группы риска» в условиях работы учреждений молодежной политики – это высокоэффективная платформа, которая дает возможность успешно реализовать досуговую и оздоровительную деятельность, организовать воспитательный процесс с подростками и молодежью, в том числе из «группы риска», для формирования устойчивых ценностных ориентиров, осуществить социально-трудовую адаптацию средствами творчества, спорта и с помощью поддержки молодежных инициатив и проектов.

 

Библиография

1. Байярд, Р. Т., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. – М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2015. – 208 с.

2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.

– СПб: Из-во Питер, 2008. – 400с.

3. Буковски, Ч. Хлеб с ветчиной / Ч. Буковски. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 400 с.

4. Гудоните, К. Дневник плохой девчонки / К. Гудоните. – М.: Самокат, 2013. – 200 с.

5. Зажигина, М. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают /

М. Зажигина. – М.: Теревинф, 2009. – 240 с.

6. Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов

и родителей / Казанская, В. Г. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.

7. Кох, Г. Спаси нас, Мария Монтанелли / Г. Кох. – М.: Азбука, 2014. – 160 с.

8. Млодик, И. Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить?/ И. Млодик. – СПб.: Генезис, 2013. – 168 с.

9. Мурашова, Е. Класс коррекции / Е. Мурашова. – М.: Самокат, 2013. – 192 с.

10. Овчарова, Р. В. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и её коррекция / Р. В. Овчарова, Ю. А. Малюшина. – Курган: Издательство "КГУ", 2011.  – 176 с.

11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1984. – 816 с.

12. Семенова, В. В. Социальный портрет поколений // Россия реформирующаяся / Под ред. Л. М. Дробижевой. – М., 2002. С. 184–212

13. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. – М.: Горизонт, 1995. – 208 с.

14. Сучкова, М. А. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ отечественной научной литературы) /

М. А. Сучкова, М. В. Данилова. – М.: Молодой ученый, 2014. – с. 875-877

15. Сэлинджер, Джером Д. Над пропастью во ржи. – М.: Эксмо-Пресс, 2013. – 273 с.

16. Щупленков, О. В. Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании // Современное образование. – 2013. – № 2. – С. 58 - 114.


Введение

Анализируя информационно-аналитические материалы патриотической направленности, представленные в электронном пространстве, можно сказать, что на протяжении последних десяти лет количество видеоматериалов, публикаций, репортажей, освещающих тему патриотического воспитания, значительно возросло. Появилось поколение молодых людей, которые стремятся поддержать и реализовать государственную программу в области патриотического воспитания, но по-прежнему сам феномен патриотизма
в современном обществе остается неопределенным, и, следовательно,
неактуальным и невостребованным, особенно в молодежной среде. В качестве одной из причин сложившейся ситуации можно назвать распространенное
в общественном мнении предвзятое представление о патриотизме как явлении, искусственном и навязываемом.

Основу данной работы составляет эмпирическое исследование активности использования молодежью различных интернет-ресурсов и возможность их влияния на стереотипное восприятие понятия «патриотизм» в молодежной среде. Важность данного исследования заключается в разработке и апробации способа преодоления стереотипного мышления посредством создания информационно-коммуникационного пространства в социальной сети и механизма формирования молодежного интернет-сообщества, разделяющего качественно новый подход к пониманию патриотизма. Исследование проводилось в двух направлениях: во-первых, проанализированы данные, полученные в результате анкетирования молодежи – воспитанников СПб ГБУ «Дзержинец», которое было проведено в 2019-2020 гг. Респондентами выступили 300 воспитанников. Во-вторых, были проанализированы данные социологических исследований, проводившихся в России в 2011-2018 гг. для выявления роли Интернета в процессе социализации молодежи. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные информатизации образования, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Целью обзорного анализа явилось выявление причин и особенностей интернетизации российского общества, при которой нынешнее молодое поколение проходит путь социализации, существенно отличающийся от траектории взросления прежних поколений [1]. Выполненные исследовательские работы помогли сделать несколько значимых выводов.

Способность к формированию человеком собственных оценок или суждений прямо пропорциональна глубине его познаний в той области, где они формируются. Одним из методов, непосредственно влияющим на понимание понятия «патриотизм» и развития патриотизма как личностного и социального качества культурного человека, является создание интерактивной воспитательной среды, углубляющей теоретические знания и формирующей практические навыки в данной области, используя многочисленные возможности ИКТ, доступные для участников воспитательного процесса.

В первую очередь, это информационные ресурсы, их качество, развитость информационной инфраструктуры, представляющие условия для личностного развития. Открытой информационной среде свойственна свобода выбора источника информации и интерактивность, то есть наличие обратной связи. Поэтому очень важно знать, как организовать работу специалистов сферы молодежной политики в данном сегменте, которая должна помогать процессу патриотического воспитания, развивать способность к самостоятельному мышлению и осознанному выбору молодежи.

Использование информационного пространства предполагает:

1. Изучение потребностей и мотивов входящей в него молодежи.

2. Изучение форм общения и выявление наиболее популярных из них для того, чтобы наладить конструктивный диалог с молодежью, следовательно,
решить задачи, стоящие перед специалистом сферы молодежной политики.

3. Исследование круга интересов молодежи, явлений общественной жизни
и тем, обсуждаемых в молодежной среде, являющихся объединяющим (консолидирующим) фактором молодежного сообщества.

4. Организацию взаимодействия на основе личной заинтересованности
и самостоятельно принятого решения каждым членом молодежного сообщества, для функционирования как единой команды.

Методология исследования

Исследования, которые стали основой данной работы, были направлены,
с одной стороны, на выявление способов привлечения молодежи
к использованию интернет-ресурсов патриотической направленности,
с другой, дали возможность оценить эффективность анонсирования запланированных мероприятий и возможность выдвижения молодыми людьми собственных идей и проектов при организации и проведении квестов, флешмобов, перфомансов, акций и т.д.

Важно отметить, что в настоящее время молодежь, в большей степени, использует возможности Интернета как инструмент повседневной коммуникации. При этом особенную популярность среди других интернет-сервисов приобрели социальные сети. По данным ВЦИОМ доля активных пользователей среди молодежи до 24 лет достигает 90 % и выше [2]. Важно отметить, что самым востребованным ресурсом в молодежной среде являются социальные сети. По данным аналитического центра Brand Analytics в тройку лидеров вошли соцсеть «ВКонтакте» – лидер ТОП-25, видеохостинг YouTube – второе место рейтинга, и Instagram – третье место, Facebook оказалась на четвертом месте, а на пятом – Telegram [3].  StatCounter и Яндекс.Радар провели исследование и собрали подборку самых популярных социальных платформ в сети Интернет за 2019 год в России. По их данным, тройку лидеров занимают ВКонтакте – 32% посещений за год, Facebook – 18,8% и Twitter – 13,37% посещений [4]. Данная тенденция нашла подтверждение в исследованиях, проведенных в ходе написания данной работы. В результате проведенного опроса выявлено, что практически 100% респондентов являются пользователями Интернета, из них 35% отдают предпочтение ВКонтакте, 27% – Instagram, 20% – видеохостинг YouTube, 18% используют Telegram, Facebook.

В рамках исследования мы также оценили каналы коммуникации, посредством которых стало известно, откуда опрашиваемые узнали
об учреждении. Около 53% узнали от друзей и родственников, 36% процентов из интернета, 9% участников увидели рекламу в метро, 15% увидели информацию в учебном заведении.

Общение современных молодых людей в сети Интернет имеет множественное проявление: чаты, форумы, электронная почта, блоги, комментарии и другое. Социальная сеть позволяет молодым людям вступать
в различные отношения: у них есть возможность контактировать
с безграничным числом людей и групп по интересам, а также с разнообразными типами личности, они могут обмениваться мнениями, чувствами, оценками и обсуждать различные вопросы. С целью исследования эффективности функционирования групп, созданных в социальных сетях специалистами по работе с молодежью и педагогами дополнительного образования, был проведен опрос среди воспитанников: 94% опрашиваемых взаимодействуют с наставниками посредством групп или сообществ в социальных сетях и мессенджерах. Выявлено, что около 80% процентов воспитанников состоят в сообществе учреждения в социальной сети ВКонтакте, на втором месте оказался Instagram – 22,3%, на Telegram канал подписаны 11%, в сообществе Facebook – 7%, а 20% респондентов вообще нигде не состоят. Данные результаты закономерно очертили круг вопросов, касающихся выявления особенностей коммуникации в молодежной среде. На вопрос о преимуществах общения в сети Интернет 32,9% молодёжи ответили, что видят одним из главных достоинств то, что они могут общаться в любом месте и в любое время, для 13,7% опрошенных – это возможность больше общаться и расширить круг общения. Исследование спектра тем, вызывающих интерес у воспитанников центра, выявило, что самой интересной оказалась информация о путешествиях, данный вариант выбрали 36% респондентов. Тема культурной жизни интересна 27%, политика интересует 26%, от 20% до 10% от числа опрошенной молодежи выбрали в качестве приоритетных тем спорт, здравоохранение, образование, экономику, вопросы семьи и дома соответственно. Незначительная часть респондентов (1%) предложили свой вариант и указали, что их интересует развлекательная тематика. Проведенный анализ текстовых сообщений показал, что 63% воспитанников СПб ГБУ «Дзержинец» уделяют время обсуждению вопросов, касающихся событий, в которых они принимали участие, относительно 20% участников, которые были проинформированы о состоявшихся мероприятиях. При этом 17% не принимали участие в обсуждении вследствие отсутствия информации у них по данному вопросу.

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сказать, что
в основе использования молодежью социальных сетей как средства коммуникации лежит не только стремление к созданию личностного пространства, позволяющего создать свой виртуальный образ с указанием полных сведений о себе: об опыте работы, хобби, увлечениях, ценностях и целях, но и возможность расширения круга общения, налаживания личных контактов в процессе обсуждения интересных вопросов. Таким образом, в настоящее время личное пространство молодого человека служит не только средством фильтрации нежелательных контактов, но и катализатором познавательной потребности расширения кругозора, а социальные сети открывают для него эту новую возможность.

Данный вывод стал отправной точкой для дальнейшего исследования: возможности использования социальных сетей как среды, способствующей преодолению стереотипов и являющейся одним из самых значимых факторов вовлечения молодежи в общественную жизнь, дающую возможность проявить себя в различных сферах, став участником одной из групп или инициатором новой, объединяющей молодежь, что является одним из необходимых условий проявления патриотизма.

Дополнительное исследование позволило выделить основные причины вступления воспитанников в группы СПб ГБУ «Дзержинец»:

1. Возможность взаимодействия с педагогом, специалистом по работе
с молодежью в любое удобное время для обсуждения интересующих вопросов – 94%.

2. Возможность получения социально значимых навыков – 54%.

3. Возможность обсуждения интересующих вопросов в группе – 60%.

4. Информированность и возможность принять участие в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности, проводимых учреждением – 74%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.064 с.)