В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса. Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека. Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса. Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека. Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».



Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

 

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

 

И.А. Гобозов

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса;

2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей);

3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Текст 7.

1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, объ­яс­ни­те, по­че­му от­но­ше­ние учёных к по­ня­тию «про­гресс» не­од­но­знач­но. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са».

2. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).

3. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

 

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

1.По­яс­не­ние.

1) Три объ­яс­не­ния про­ти­во­ре­чи­во­сти об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния:

— на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись;

— со­ци­аль­ные из­ме­не­ния слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы;

— типы и темпы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний раз­лич­ны;

— воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства и дви­же­ние по кругу;

— кри­те­рии про­грес­са не­од­но­знач­ны.

2) Объ­яс­не­ние смыс­ла по­ня­тия, на­при­мер: кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са — при­зна­ки по ко­то­рым можно опре­де­лить пе­ре­ход об­ще­ства к более со­вер­шен­ным фор­мам со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, его раз­ви­тие.

Пояснение.

1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве);

3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Могут быть приведены другие примеры.

Пояснение.

1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса.

Текст 8.

1. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс». Какие две за­да­чи, сто­я­щие перед че­ло­ве­че­ским про­грес­сом, фор­му­ли­ру­ет автор?

2. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

1.По­яс­не­ние.

1) Дано объ­яс­не­ние по­ня­тию, на­при­мер: об­ще­ствен­ный про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся из­ме­не­ни­я­ми во всех сфе­рах жизни, в ре­зуль­та­те чего осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход от низ­ше­го к выс­ше­му, к более со­вер­шен­но­му со­сто­я­нию об­ще­ства.

2) Ука­за­ны две за­да­чи:

— про­ти­во­сто­ять го­ло­ду и преж­де­вре­мен­ной смер­ти (спа­се­ние людей от го­ло­да и бо­лез­ней);

— со­хра­нить в че­ло­ве­че­стве все че­ло­ве­че­ское (ра­дость не­по­сред­ствен­но­го труда ум­ны­ми ру­ка­ми и умной го­ло­вой, ра­дость вза­и­мо­по­мо­щи и доб­ро­го об­ще­ния с лю­дь­ми и при­ро­дой, ра­дость по­зна­ния и ис­кус­ства)

Пояснение.

1) люди начали мыслить и действовать в новом аспекте (не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или союзов государств, но и в планетарном аспекте в целом);

2) ученые разных стран начали совместно изучать общество и биосферу, в целях сохранения и развития человечества;

3) начат процесс сокращения арсеналов ядерного оружия;

4) заключен международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ;

5) первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов (Киотский протокол).

 

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)Начало формы

Конец формы

Философия «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)
Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

Примеры эссе

Ж. Жорес считает негуманным прогресс, который осуществляется революционным движением. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в ходе революции происходит быстрая смена уже устарелых ценностей и норм, но всегда ли кардинальные и резкие перемены являются наилучшим решением при определенных условиях?
Для начала следует понять, что революция – это коренная смена существующего строя, затрагивающая все сферы общественной жизни. В противоположность этому явлению выделяют эволюцию – поступательное и медленное развитие. Конечно же, чтобы прогресс, т.е. движение от низшего к высшему, надежно закрепился в обществе, необходимы эволюционные плавные изменения. В противном же случае, прогресс оборачивается регрессом – движением от высшего к низшему. Ещё одним противоположным революции путём общественного прогресса является реформа. Реформа – это однократное изменение в определенной сфере общественной жизни, не затрагивающее основы существующего строя.

Самая знаменитая революция произошла в нашей стране в 1917 году. Но последствия её весьма и весьма неоднозначны. Нерациональная политика ещё не сформировавшегося государства привела к эмиграции выдающихся личностей в другие страны мира, где власти относились к ним более лояльно. И к сожалению, это не единственная отрицательная сторона этой революции.

Ещё следует упомянуть о научно-технической революции, которая привела к росту промышленности, увеличению числа заводов и фабрик. Раньше всем казалось, что этот резкий прорыв – именно то, что так давно добивалось человечество. Люди считали, что теперь можно будет покорить целую планету и безгранично черпать ее ресурсы. Но наша действительность доказала обратное. Сейчас мы вынуждены страдать от неблагоприятной экологии, порождённой вредными выбросами от машин, заводов и прочих человеческих изобретений. Воды Мирового океана заполнены горами ненужного пластика, что приводит к вымиранию морской живности. Всего этого можно было бы избежать, если бы человек совершал прогресс поступательно, реформами. Постепенные реформистские действия привели бы к улучшению жизни общества, ведь люди бы продумывали каждый шаг и вовремя замечали бы плачевные последствия. Таким образом, прогресс, совершенный путём революции, – неоднозначное явление, практически всегда имеющее негативную окраску. Медленные, но качественные преобразования – вот, к чему должны стремиться люди, ведь это залог всеобщего счастливого будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 2325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.03 с.)