Автор полагает, что информационное общество является глобальным». Укажите любые три проявления глобализации в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор полагает, что информационное общество является глобальным». Укажите любые три проявления глобализации в современном обществе.



Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>

 

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.

 

Н.В. Загладин

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть указаны любые три проявления глобализации, например:

— усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике;

— развитие международной торговли, ослабление торговых барьеров и ограничений;

— развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета;

— острота глобальных проблем — проблем, порожденных деятельностью человечества в целом и требующих для своего решения согласованных усилий всех стран.

Текст 8.

1. Какой прогноз развития человечества в XXI в. даёт автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобальные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми автором процессами.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?

На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.

Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.

Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации<...>

Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития... Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь<...> Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.

 

(В. Садовничий)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) прогноз автора, например: «развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий». Прогноз автора может быть приведён в иной, близкой по смыслу форме.

2) глобальные проблемы и объяснения, например:

— экологические проблемы, так как существующие технологии добычи природных ресурсов наносят непоправимый вред окружающей среде;

— проблема «Севера» и «Юга», так как применение информационных технологий, которыми владеют по преимуществу страны Запада, ещё больше усилит разрыв между наиболее развитыми и развивающимися странами;

— угроза новой мировой войны, так как борьба за дефицитные ресурсы и доходы от их продажи неизбежно приведёт к локальным (а возможно, и глобальному) вооружённым конфликтам.

Текст 9.

1. Приведите проблемы, ука­зан­ные автором, ко­то­рые долж­ны ре­шать­ся уси­ли­я­ми всего человечества. Как в со­вре­мен­ном об­ще­ст­во­зна­нии при­ня­то на­зы­вать эти проблемы? При­ве­ди­те два дру­гих при­ме­ра таких проблем, опи­ра­ясь на обществоведческие знания.

2. В тек­сте говорится о том, что на­ла­жи­ва­нию всестороннего со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми способствует де­я­тель­ность многих меж­ду­на­род­ных организаций. На­зо­ви­те любые три таких ор­га­ни­за­ции и ука­жи­те сферу де­я­тель­но­сти каждой из них.

Исторический про­цесс сам по себе весь­ма сложен и пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие многих объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных факторов. К объ­ек­тив­ным факторам от­но­сят­ся природные усло­вия жизни общества, объ­ек­тив­ные потребности людей в обес­пе­че­нии необходимых усло­вий их жизни, а также со­сто­я­ние материального производства, су­ще­ству­ю­щая социальная струк­ту­ра общества, его го­су­дар­ствен­ный строй и т.д., ко­то­рые каждое новое по­ко­ле­ние застаёт уже сло­жив­ши­ми­ся и ко­то­рые в той или иной мере обу­слов­ли­ва­ют жизнедеятельность людей. Субъ­ек­тив­ные же фак­то­ры исторического про­цес­са - это раз­но­го рода спо­соб­но­сти людей сво­и­ми действиями вно­сить изменения в те или иные сто­ро­ны общественной жизни.

В ис­то­ри­че­ский процесс прямо или кос­вен­но включены все люди, по­сколь­ку они вклю­че­ны в про­цесс общественного производства, а также в по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную жизнь общества. В этом от­но­ше­нии все они яв­ля­ют­ся участниками ис­то­ри­че­ско­го процесса. Но его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют сознательно: осо­зна­ют своё место в обществе, со­ци­аль­ное значение своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность исторического процесса. Со­зна­тель­но участвуя, скажем, в со­вер­шен­ство­ва­нии экономических и со­ци­аль­ных отношений, по­ли­ти­че­ской системы общества, в раз­ви­тии его ду­хов­ной жизни, тот или иной че­ло­век или со­ци­аль­ная группа вы­сту­па­ет как субъ­ект исторического процесса.

В по­след­нее время в науке и по­ли­ти­ке всё чаще го­во­рят о че­ло­ве­че­стве как са­мо­сто­я­тель­ном субъекте ис­то­ри­че­ско­го процесса. Для этого име­ют­ся веские основания. В со­вре­мен­ных условиях че­ло­ве­че­ство всё более вы­сту­па­ет как еди­ное целое в силу рас­ши­ре­ния и упро­че­ния экономических, по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных связей на­ро­дов всех стран, уси­ле­ния их взаимозависимости. Имен­но в рам­ках человечества как еди­но­го целого долж­ны ныне ре­шать­ся проблемы обес­пе­че­ния всеобщего мира, со­хра­не­ния и раз­ви­тия природной среды, а также со­зда­ния условий для раз­ви­тия сотрудничества и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей планеты.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни решает эти проблемы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния всестороннего со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и государствами. На это на­прав­ле­на деятельность мно­гих международных организаций. Чрез­вы­чай­но важно, чтобы при на­ли­чии многих про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов между от­дель­ны­ми социальными группами, нациями, на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми человечество как са­мо­сто­я­тель­ная целостность про­дол­жа­ло существовать и спо­соб­ство­ва­ло бы мир­но­му разрешению ука­зан­ных противоречий и кон­флик­тов - локальных, ре­ги­о­наль­ных и международных.

 

(В. Лавриненко)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) Проблемы:

— обес­пе­че­ния все­об­ще­го мира,

— со­хра­не­ния и раз­ви­тия при­род­ной среды,

— со­зда­ния усло­вий для раз­ви­тия со­труд­ни­че­ства и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей планеты.

2) Название:

— глобальные проблемы.

3) Могут быть при­ве­де­ны соб­ствен­ные примеры:

— проблема Севера и Юга;

— гло­баль­ное потепление;

— ис­то­ще­ния при­род­ных ресурсов;

— рост по­треб­но­стей человечества, из-за роста на­ро­до­на­се­ле­ния и огра­ни­чен­ность ресурсов;

— борь­ба с меж­ду­на­род­ным терроризмом.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть при­ве­де­ны следующие организации:

— ООН — предот­вра­ще­ние или лик­ви­да­ции угрозы миру;

— Лига араб­ских государств (ЛАГ) — взаимодействие арабских стран;

— Ор­га­ни­за­ция африканского един­ства (ОАЕ) — содействие развитию африканских стран;

— Со­дру­же­ство Независимых Го­су­дарств (СНГ) — интеграция на постсоветском пространстве.

 

Философия

«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).

 
Философия

«Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).

Философия

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).

Философия

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

Философия

«Глобализация не есть феномен, присущий исключительно крупномасштабным глобальным системам». (Э. Гидденс)

Философия

«Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой». (Н.Н. Моисеев)

Философия

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара». (Н.Н. Моисеев)

Философия

«Здесь не должно быть двойных стандартов, нельзя делить террористов на "хороших" и "плохих". И конечно, недопустимо и крайне опасно пытаться использовать террористические и радикальные, экстремистские группировки в политических или геополитических интересах». (В.В. Путин)

Философия

«Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьёзными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики». (В.В. Путин)

Философия

«Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор». (А.Д. Сахаров)

Философия

«Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы собственного и общественного поведения и научиться им управлять». (Ф. Бич)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 2918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.02 с.)