Какие критерии общественного прогресса называет автор. Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие критерии общественного прогресса называет автор. Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.



Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

И.А. Гобозов

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса;

2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) критерии общественного прогресса, названные автором:

— способ производства материальных благ (экономический);

— положение человека в обществе (общефилософский);

2) не названный автором критерий, например:

— степень демократизации общества;

— средняя продолжительность жизни;

— уровень детской смертности;

— уровень свободы СМИ.

Текст 3.

На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса;

2) автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса.

Правильный ответ должен содержать характеристики жизни в более отсталых и голодающих странах, например:

— недостаточное и некачественное питание;

— отсутствие образования;

— низкая продолжительность жизни;

— тяжелые жилищные условия;

— не хватает пахотных земель;

— производительность сельскохозяйственного труда низка, и часты засухи или наводнения;

Текст 4.

1. Существовало ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го прогресса? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фактора, по мне­нию автора, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?

2. Что по мне­нию ав­то­ра, яв­ля­лось глав­ным кри­те­ри­ем про­грес­са в марк­сист­ской кон­цеп­ции? Ука­жи­те дан­ные осо­бен­но­сти с ис­поль­зо­ва­ни­ем тек­ста до­ку­мен­та. Как марк­си­сты трак­то­ва­ли ре­гресс? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс».

3. Что по мне­нию ав­то­ра, яв­ля­лось глав­ным кри­те­ри­ем про­грес­са в марк­сист­ской кон­цеп­ции? Ука­жи­те дан­ные осо­бен­но­сти с ис­поль­зо­ва­ни­ем тек­ста до­ку­мен­та. Как марк­си­сты трак­то­ва­ли ре­гресс? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс».

4. По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.

Саморазвитие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет определённый вектор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и регресса.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса...

Многие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия общества, ро­стом веры в каж­дом человеке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских отношений, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Соответственно, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном направлении, как тор­же­ство зла и несправедливости, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «золотым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и человека, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил общества, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той личности. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном направлении, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные общественно-политические силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют изменяться. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го человека. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие критерии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья, чув­ство удовлетворённости жиз­нью и т.п. Ни один вид про­грес­са (в экономической, социально-политической и дру­гих сфе­рах жизни общества) не может рас­смат­ри­вать­ся как ведущий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на планете. С дру­гой стороны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в обществе, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом направлении.

 

(В. Кохановский)

Пояснение.

1) Ответ на первый вопрос:

— нет еди­но­го мне­ния у фи­ло­со­фов на кри­те­рии со­ци­аль­но­го про­грес­са не существовало.

2)Можно при­ве­сти такое пояснение:

— «В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций».

3) Факторы, по­вли­яв­шие на из­ме­не­ние критериев:

— гло­баль­ные проблемы;

— на­рас­та­ние не­ста­биль­но­сти в мире.

  2.Пояснение.

1) глав­ный кри­те­рий об­ще­ствен­но­го про­грес­са:

— В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком.

2) Трак­тов­ка ре­грес­са:

— Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

3) Объ­яс­нен смысл по­ня­тия, на­при­мер:

— Об­ще­ствен­ный про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия от низ­ше­го (про­сто­го, не­со­вер­шен­но­го) к выс­ше­му (слож­но­му, со­вер­шен­но­му), охва­ты­ва­ю­щее все сферы об­ще­ствен­ной жизни.

3.По­яс­не­ние.

1) глав­ный кри­те­рий об­ще­ствен­но­го про­грес­са:

— В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком.

2) Трак­тов­ка ре­грес­са:

— Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

3) Объ­яс­нен смысл по­ня­тия, на­при­мер:

— Об­ще­ствен­ный про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия от низ­ше­го (про­сто­го, не­со­вер­шен­но­го) к выс­ше­му (слож­но­му, со­вер­шен­но­му), охва­ты­ва­ю­щее все сферы об­ще­ствен­ной жизни.

Пояснение.

1. Технический прогресс может облегчить труд людей, но наносить ущерб экологической обстановке.

2. Введение норм демократии «по американски» вызывает резкое неприятие в ряде мусульманских стран, например Ираке.

3. Использование компьютерных технологий вызывает при неправильном использовании резкое ухудшение состояния здоровья.

Текст 5.

1. Что автор от­но­сит к пред­по­сыл­кам ре­во­лю­ции? Ука­жи­те че­ты­ре пред­по­сыл­ки. По­ми­мо ре­во­лю­ции, вы­де­ля­ют такой тип об­ще­ствен­ных из­ме­не­ний как ре­фор­ма. Рас­крой­те смысл по­ня­тия «ре­фор­ма».

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

 

Ш. Эйзенштадт

По­яс­не­ние.

1) В от­ве­те на­зы­ва­ют­ся пред­по­сыл­ки ре­во­лю­ции:

— во­пи­ю­щие про­яв­ле­ния со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти;

— фун­да­мен­таль­ные со­ци­аль­ные ано­ма­лии;

— клас­со­вая борь­ба;

— по­яв­ле­ние по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций.

2) В от­ве­те рас­кры­ва­ет­ся смысл по­ня­тия ре­фор­ма, на­при­мер: ре­фор­ма — из­ме­не­ния ини­ци­и­ру­е­мые го­су­дар­ствен­ной вла­стью, за­тра­ги­ва­ю­щие, как пра­ви­ло, толь­ко одну из сфер об­ще­ствен­ной жизни и не из­ме­ня­ю­щие фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы об­ще­ствен­но­го строя.

Текст 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 4421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.29.48 (0.039 с.)