Пути и формы общественного (социального) прогресса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути и формы общественного (социального) прогресса.



Прогресс - на­прав­ле­ние по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от низ­ше­го к выс­ше­му, от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му.

Регресс - пе­ре­ход от более вы­со­ких форм раз­ви­тия к более низ­ким; упа­док в раз­ви­тии.

Философы о критериях прогресса: Ж.А.Кондорсе – прогресс разума, Ф.В.Шеллинг – создание правового государства, Сен-Симон – прогресс нравственности, Гегель – осознание свободы, Маркс – развитие производительных сил.

Формы социального прогресса.

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии. Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Эволюционный путь («эволюция» от латинского «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время» и способствовать прогрессу, т. е. улавливать передовой опыт и перенимать передовой опыт других государств.

Революционный путь («революция» от латинского «поворот» или «переворот»). Основоположники теории революционного преобразования общества – К. Маркс и Ф. Энгельс. Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» хороши все средства, включая и насилие (разрушения и многочисленные жертвы). При этом, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено и уничтожено (короли и президенты, феодалы и буржуа), а действовать нужно быстро и беспощадно. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя. Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Например, реформы Петра I.

Виды: прогрессивные (реформы Александра Освободителя) и регрессивные (реакционные) (контрреформы Александра Миротворца), экономические (антимонопольные законы), социальные (пенсионная реформа), политические (изменения в Конституции).

Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Виды: кратковременные (Февральская революция 1917 года) и долговременная (неолитическая продолжалась около 3 тысяч лет).

Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки и ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Задания

1.Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

1. Благодаря развитию коммуникаций, мир стал «единым», расстояние теперь не мешает общению людей. Не так давно был изобретен Интернет, но во многом именно благодаря ему каждый человек теперь может связаться с другим, где бы он ни находился.

2. Развитие автомобилестроения, авиастроения и т.д. позволило людям попадать в любые места гораздо быстрее чем раньше. Если когда-то чтобы попасть с одного материка на другой надо было несколько недель плавать на кораблях, теперь туда можно попадать на самолетах за считанные часы.

3. Развитие технологий в области машиностроения позволило людям почти отказаться от ручного труда. С использованием машин отпала нужда в труде рабочих, то что раньше требовало усилий нескольких десятков или сотен человек сейчас может быть выполнено всего одной машиной.

2.Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.

1. «Одна из су­ще­ству­ю­щих ныне точек зре­ния состоит в том, что выс­шим и все­об­щим объективным кри­те­ри­ем общественного про­грес­са является раз­ви­тие производительных сил, вклю­чая развитие са­мо­го человека».

2. Противоречивость об­ще­ствен­но­го прогресса про­яв­ля­ет­ся в том, что со­вер­шен­ство­ва­ние в одних об­ла­стях оборачивается по­те­ря­ми в других.

3. Одним из кри­те­ри­ев общественного про­грес­са является воз­рас­та­ние степени свободы, ко­то­рую общество может предо­став­лять человеку.

4. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия

В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

1) понятие: общественный (социальный) прогресс;

2) три критерия:

- рост продолжительности жизни;

- расширение образовательных возможностей людей;

- активное развитие науки и техники;

- улучшение уровня и качества жизни людей;

- демократизация политической жизни.

6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) переход к более высокому уровню развития (например, в период коллективизации в СССР происходит механизация сельского хозяйства, растет производительность труда и урожайность);

2) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы, которая поставила под угрозу существование всего человечества, с другой стороны был изобретен новый источник энергии — АЭС);

3) относительный характер (например, появление авангардных направлений в искусстве XX века было неоднозначно воспринято обществом, кто-то увидел в этом прогресс в искусстве, а кто-то его деградацию).

7. Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

8. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия.

9. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Про­бле­ма об­ще­ствен­но­го про­грес­са». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие со­ци­аль­ный про­гресс.

2. Спе­ци­фи­ка со­ци­аль­но­го про­грес­са:

а) про­ти­во­ре­чи­вость;

б) от­но­си­тель­ность;

в) спо­соб­ству­ет пе­ре­хо­ду об­ще­ства к более со­вер­шен­ным фор­мам со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции.

3. Про­ти­во­ре­чи­вость про­грес­са:

а) не­оди­на­ко­вость про­грес­са в раз­лич­ных сфе­рах;

б) про­гресс в одних сфе­рах со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сом в дру­гих.

4. Кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са:

а) раз­ви­тие науки и тех­ни­ки;

б) рост лич­ност­ной сво­бо­ды че­ло­ве­ка;

в) раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма.

5. Формы со­ци­аль­но­го про­грес­са:

а) ре­во­лю­ция;

б) эво­лю­ция;

в) ре­фор­мы.

6. По­ня­тие со­ци­аль­ный ре­гресс.

Практическая работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.013 с.)